В 24 культура речи. серия «учебники, учебные пособия». ростов н/д: феникс, 2001.- 448 с. 13 глава

И вот эту душу слов, из которых складываются фразы, формируется текст, его внутреннее содержание, суть, говорящий обязан мочь раскрыть, передать вторым, применяя все достаток интонации, ее мелодию.

Но не у каждого человека не редкость сильный, эластичный, с громадным диапазоном голос. Он бывает хриплым, гнусавым, весьма не сильный, блеклым, невыразительным. Станиславский даёт предупреждение, что кое-какие недочёты вокала неисправимы, таково их природное свойство либо итог заболевания голоса. Но значительно чаще голосовые недостатки возможно устранить посредством верной постановки звука, а при болезни — посредством лечения. В любом случае нужно применять все средства, дабы быть в любой момент «в голосе», т. е. «ощущать, что можешь руководить своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и очень сильно передает все мельчайшие подробности, переливы, оттенки творчества».

«Как же этого добиться?» — спросите вы. Так как вам также это необходимо знать. Особенно если вы грезите помогать мастерству, быть актером либо станете ученым; да кем бы вы ни стали — политиком, предпринимателем, доктором, преподавателем, юристом, священником, — направляться обучиться обладать и руководить своим голосом.

Об обучении технике и культуре речи имеется особая литература, дешёвая каждому, кто понял необходимость и важность таких занятий. Увидим лишь, что Станиславский, приступив к занятиям по исправлению собственной речи, дал обет: «Буду все время, постоянно смотреть за собой и за постановкой голоса! Перевоплощу жизнь в целый урок! Таким методом я разучусь сказать неправильно». Не нужно ли и вам прислушаться к этим словам?

В конце XIX в. изучением интонации стали заниматься лингвисты. Это не означает, что раньше в их трудах не говорилось об интонации. О ней писали, к примеру, в учебных пособиях. Но в них давалась лишь неспециализированная черта интонации без соответствующего анализа. Для примера обратимся к «Русскому грамматике» М.В. Ломоносова, изданной в 1755 г.

Как громадное значение придавал ее создатель интонации, говорит то, что начал он с главы называющиеся «О голосе». В ней Ломоносов в первую очередь пишет о великом даре, которым природа наделила человека, — о голосе и слухе. Ломоносов удивляется тому, сколько разнообразных «идей» воспринимается зрением, «но чуть ли меньше дивиться должно несчетному их множеству, при помощи слуха приемлемому». Так формулирует Михаил Васильевич идея о нескончаемых возможностях интонации, ее разнообразии и богатстве.

Потом речь заходит о компонентах интонации. Не смотря на то, что терминология автора отличается от современной, но по описанию ясно, что он различает тон («опущение и возвышение» голоса), темп («протяжение долготою и краткостию»), интенсивность звучания («напряжение громкостию и тихостию»).

Любопытно высказывание ученого о тембре голоса, что, согласно его точке зрения, не зависит от увеличения, протяжения и напряжения:

Такие трансформации примечаем в сиповатом, звонком, тупом и в других голосах различных. Отмена их коль бессчётна, из того видеть можем, что из великого множества привычных людей каждого определим по голосу, в лице не видя.

Базы научного подхода к изучению интонации в отечественном языкознании были заложены Василием Алексеевичем Богородицким (1857—1941), что создал первую в РФ экспериментальную фонетическую лабораторию, Александром Матвеевичем Пешковским (1878-1933), Львом Владимировичем Щербой (1880-1944), возглавлявшим ленинградскую фонологическую школу. Первоначально интонация интересовала ученых как звуковое средство оформления предложений, т. е. ее синтаксический нюанс. Лингвисты достаточно детально обрисовали интонацию вопросительных, восклицательных, побудительных, повествовательных предложений, изучили и продемонстрировали, как интонация оформляет высказывание, оказывает помощь различать его части с учетом их значимости.

С середины XX в. стали уточнять структуру интонации, выделять ее компоненты. В этом вопросе мнения исследователей разошлись. В одной из работ по интонации приводится частотный перечень ее элементов, выделенных авторами 85 изучений, размещённых в XIX-XX вв. Большая часть авторов к интонации относят мелодию (83), темп (71), силу либо интенсивность звучания (55). После этого идут пауза (47), тембр (45), ударение (27), ритм (17), диапазон (3). Как видим, кое-какие из исследователей в состав интонации включают па-Узу, ударение, выделяют как ее составную часть ритм, диапазон голоса.

Ученые в далеком прошлом установили, что интонация делает три главные функции: семантическую, синтаксическую и стилистическую.В последние два

десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, ее роли в формировании текста.

Потому, что любой текст произносится в определенном стиле (официально-деловом, научном, публицистическом, обиходно-разговорном), принадлежит к какому-то жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно жанру и стилю. Завлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она помогает изобразительнымсредством, оказывает помощь раскрыть темперамент персонажей,

В работах стилистического характера особенное внимание уделяется интеллектуальномузначению интонации, потому, что она разрешает говорящему выделить в высказывании то, что есть самоё важным в момент речи.

Кроме интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное(лат voluntas — «воля») значение, в то время, когда она высказывает волевые действия: приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрек, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор. Поэтому выделяются три коммуникативных типа действия на поступки и волю слушателей: 1) обвязывание либо побуждение (приказ, требование, просьба); 2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрек); 3) убеждение (предложение, совет, инструкция). Следовательно, интонацию разглядывают и с позиций ее действия на слушателя,

Изучение интонации на данный момент ведется на большом научном уровне с применением новейших достижений техники, среди них и ЭВМ.

Результаты изучения интонации употребляются при обучении родному и зарубежному языкам, диагностике некоторых болезней, и в то время, когда нужно установить, кому в собственности голос, записанный на магнитную ленту либо на какой-либо из записывающих аппаратов, — иными словами, по интонации устанавливается идентификация личности, и эмоциональное состояние человека на протяжении записи речи.

8.3. Звуковые компоненты интонации

Сейчас разглядим звуковые компоненты интонации. Начнем с тона.

Термин тон восходит к греческому слову tonos (практически «натянутая веревка, натяжение, напряжение»). Употребляется данный термин в различных науках. В физике он свидетельствует «звук, порождаемый периодическим колебанием воздуха»; в музыке — «музыкальный звук определенной высоты»; в живописи — «оттенок цвета либо светотени»; в медицине — «звук трудящегося сердца, его клапанов».

Слово это употребляется в устойчивых сочетаниях: задавать тон — «показывать пример, воздействовать собственным поступком, поведением», попадать в тон — «сказать либо делать что-либо уместное либо приятное кому-либо».

В то время, когда говорят о тоне звуковречи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных.Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, носа и полости рта. В следствии колебания голосовых связок появляется главной тон звука — наиболее значимый компонент речевой интонации.

Ученые подсчитали, что приятели говорят на частоте 85-200 Гц, а дамы — 160-340 Гц. Это средний тон речи.

Понимаете ли вы, сколько колебаний в секунду совершают голосовые связки певицы с самым высоким женским голосом (колоратурное сопрано), в то время, когда она поет на самой высокой ноте (fa третьей октавы)? Частота колебаний поразительна. 1397! Такая частота голосовых связок — не только дар природы, но и итог напряженного труда певицы. А вот примеры В.П. Морозова:

В природе, но, существуют «певцы», частотный диапазон голоса которых намного превосходит возможности голосового аппарата человека. Такими замечательными голосами природа одарила некоторых представителей из мира животных. Знакомство с ними выяснилось для человека не только занимательным, но и во многих отношениях кроме того нужным.

Диапазон голоса мелкого ночного зверька — обычной летучей мыши — образовывает около семи октав! Самые низкие ноты у летучей мыши похожи на свист, а самые высокие лежат далеко за пределами отечественного слуха, в области ультразвуковых частот, доходя до 140000 Гц.

Еще более поразителен диапазон голоса морского «певца» — дельфина. Его голос простирается от самых низких басовых (хрюкающих) звуков, перекрывает все диапазоны баритона, тенора, сопрано а также летучей мыши, доходя до 160000-180000 Гц, т. е. до fa десятой октавы. Б неспециализированной сложности голос дельфина охватывает более 12 октав — никем из живых существ не превзойденная, рекордная цифра!

Второй компонент интонации — интенсивностьзвучания. Она зависит от амплитуды и напряжённости колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности.Он не редкость низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но значительно чаще характер и направление интенсивности изменяются: возрастают либо уменьшаются, и это может происходить быстро либо медлено.

интенсивности и Взаимодействие тона усиливает громкость речи.

Жизненная обстановка, психологическое состояние человека, его культурность, уважительное отношение к окружающим определяют,, каким тоном он будет вести обращение. Так, на митинге, параде, на вокзале, в то время, когда говорящие находятся один в вагоне5 а второй на перроне; в случае, если -собеседники поделены рас-стоянием либо их окружает постоянный шум, а нужно сообщить что-то ответственнее, — в таких обстановках позволительно сказать звучно. В то время, когда же человек находится в семье либо в кругу друзей, на приеме у доктора, в кабинете главы, в трамвае, в магазине либо в другом публичном месте, то громкая обращение будет свидетельствовать о невоспитанности либо чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии либо, наконец, о рвении говорящего обратить на себя внимание.

Задание 182.Вспомните еще вероятные обстановки, воздействующие на интенсивности речи и степень тональности.

Обычный темп речи русских — около 120 слов в 60 секунд. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 промежутка, обязана читаться за две — две с половиной 60 секунд.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

От чего, к примеру, зависит темп произнесения предложений: Скорей бежим к лесу!; Идет нога за ногу; Ползет, как черепаха; Озеро широкое и глубокое, как океан? Темп речи в этом случае определяется содержанием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к стремительному действию, исходя из этого произнесение убыстряется. третье и Второе предложения характеризуют замедленное воздействие. Дабы это выделить, говорящий растягивает звуки, темп речи замедляется. В окончательном предложении выговор падает на слова широкий и глубочайший. Замедление речи при их произнесении разрешает как бы изобразить предмет, интонационно выделить его размеры.

Разным будет темп речи, в случае, если фразу Ливень лишь досаждал, но ливень со снегом был легко невыносим сказать то как констатацию факта, то с глубоким эмоцией. При констатации факта предложение произносится ровным голосом. В случае, если же говорящий пытается передать собственный эмоциональное отношение к высказываемому, то вторую часть он скажет повышенным тоном и в более замедленном темпе.

По большому счету, эмоции восхищения, эйфории, бешенства ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

Весьма медленный темп характерен кроме этого для речи затрудненной, речи тяжелобольного, весьма пожилого человека. В медленном темпе читается судебный решение суда, произносится присяга.

Сейчас представим обстановку, требующую стремительной реакции (начался пожар либо тонет человек). Ясно, что призыв на помощь будет не только громким, но и в стремительном темпе.

Обратим внимание еще на одно явление, Но сперва представим три речевые обстановки. Заходит студент в деканат. — Здравствуйте, Александр Александрович! Сосед подошел во дворе к соседу. — Здрасъте, Алъсан Алъсаныч! Встретились два друга, — Здрасъ, Сан Саныч!

Чем различаются приветствия? Стилем произношения. Это дополнительный штрих, характеризующий интонацию звучащей речи. В то время, когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед громадной аудиторией, в то время, когда желаем, дабы все нас слышали и осознавали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать любой звук, каждое слово. Таковой стиль произношения именуется полным.

В неофициальной обстановке, в домашнем кругу, с приятелями значительно чаще употребляется неполный, разговорныйстиль, что имеет довольно много вариантов, время от времени напоминает скороговорку.

Страно то, что стиль речи может свидетельствовать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем говорит.

Задание 183.В каком темпе должны быть сказаны выражения, и от чего он зависит в этом случае?

Это потребует два дня. Это потребует более тысячи лет.

Задание 184.Возможно ли дать согласие с автором в его оценке слов? В случае, если да либо нет, то по какой причине?

В книге Е. Эткинда «Разговор о стихах» (М., 1970) две главы имеют заглавия: «Медленное слово медлительно» и «Стремительное слово скоро».

Задание 185,На какие конкретно особенности звучащей речи показывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения? Какие конкретно из них характеризуют темп речи?

Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать. За твоим языком не поспеешь босиком. Горлом не заберёшь. Горлом изба не рубится. Замолола безрассудна. Бормочет, как глухарь. Пищит, как цыпленок. Кричит, как выпь. Говорит, как будто бы в стенке горохом сыплет. У него слово слову костыль подает. Слово за словом на тараканьих ножках ползет. Он обращение через зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит. Слово к слову приставляет, как будто бы клетки городит. Слово за словом вперебой идет. Слово за слово цепляется. Говорит, что родит. Слово вымолвит, как будто бы жвачку прожует, Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Строчит, как из пулемета. Тысячу слов в 60 секунд.

Последний компонент интонации — тембр.Это — дополнительная артикуляциокно-звуковая окраска голоса, ее колорит. В полости рта в следствии большего либо изменений объёма органов и меньшего напряжения речи резонатора образуются обертоны,т. е, дополнительные тоны, придающие главному тону особенный оттенок, особенную окраску. Исходя из этого тембр именуют еще «цветом» голоса.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное др и сопрано.

Тип голоса возможно неспециализированным, но у каждого человека собственный тембр, как и отпечатки пальцев. В Италии, к примеру, в средние века в паспорте среди характерных для обладателя примет указывался и тембр голоса.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Исходя из этого тембром именуют кроме этого своеобразную окраску речи, которая придает ей те либо другие экспрессивно-эмоциональные особенности. Такое значение получает время от времени и термин тон. В этом случае тон и тембр становятся терминами-дублетами.

Темперамент тембра не редкость такими разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании изюминок тембра применяют самые разные определения, подчеркивающие зрительное восприятие (яркий, чёрный, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, заглушенный, звонкий, крикливый, скрипящий, сонорный, шепотной); осязательное (мягкий, острый, жёсткий, тяжелый, холодный, тёплый, легкий, твёрдый, сухой, ровный); ассоциативное (бархатный, бронзовый, золотой, серебряный, железный); эмоциональное (безрадостный, хмурый, раздосадованный, радостный, весёлый, ликующий, резвый, восторженный, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, возмущенный, сердитый, ласковый, сердечный, добрый, страстный).

О некоей неопределенности и относительном характере определений тембра говорит да и то, что одни из них обозначают его звуковые особенности (яркий — чёрный, тёплый — холодный, жёсткий — мягкий), другие говорят о положении органов артикуляции (узкий — широкий); относятся к акцентуации (тяжелый — легкий); подчеркивают темп (спокойный — живой). Да и не в любых ситуациях ясно, какую особенность тембра имеет в виду создатель, давая ему определение. К примеру, в одном из пособий по мастерству декламации рекомендуется: стих Майкова «Весна» просматривать в золотом тоне, «По полю, полю чистому» Цыганова — в серебряном, «Душа моя мрачна» Лермонтова — в бронзовом, а его «Утес» — в бархатном тоне. Но четких разъяснений, чем один тон отличается от другого, нет.

Сейчас ученых начал интересовать язык чувств, что особенно отличается разнообразием интонаций. Он, как вычисляют исследователи, владеет самостоятельностью, имеет единый для всех людей звуковой алфавит а также свободен от слова.

Музыковеды утверждают, что любую чувство (бешенство, радость, боль, нежность, презрение и др.) возможно выразить при пении мелодии без слов, а также только одной гласной на одной ноте.

О таких возможностях интонации говорят не только музыковеды. К.С. Станиславский думал, что эмоции, появляющиеся у человека, рождают потребность выплеснуть их наружу через звучание. Так, к примеру, открытый, ясный, широкий ба-а… передает неожиданность, радость, бодрое приветствие, от которого посильнее и радостнее бьется сердце.

Прислушайтесь сами. Ба! Вы ощущаете, как у меня внутри, тайниках души, зародилось, забурлило гортанное б, как мои губы чуть сдерживали напор звука вместе с эмоцией — изнутри. Как, наконец, препятствие прорвалось и из распахнувшихся губ, наподобие объятий рук либо дверей гостеприимного дома, к вам навстречу вылетел, совершенно верно хозяин, встречающий дорогого гостя, широкий, хлебосольный, пропитанный приветливым эмоцией звук а. Б-б — а-а-а! Разве вы не ощущаете в этом восклицании кусочек моей собственной души, что летит к вам в сердце с весёлым звуком?

А что по этом предлогу пишут ученые-эксперты? Каково их мнение? Они подтверждают тот факт, что темперамент звука зависит от физического состояния человека, испытывающего ту либо иную чувство, и состояния органов речи.

Эмоциональная обращение в основном воздействует на слушателя, чем обращение бесстрастная. писатель и Педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939), делясь опытом воспитания подростков, сообщил:

Я сделался настоящим мастером лишь тогда, в то время, когда обучился сказать «иди ко мне» с 15-20 оттенками, в то время, когда обучился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса, И тогда я не опасался, что кто-то ко мне не подойдет либо не почувствует того, что необходимо.

Задание 186.Сообщите, как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восхищение, безразличие, испуг, равнодушие, радость, безразличие,

покой, взволнованность, бешенство)? Воздействует ли темперамент интонации на адресата? Как? При каких обстановках?

Задание 187.Понаблюдайте за речью людей, в то время, когда они чем-то расстроены, на что-то негодуют, чему-то радуются, отчего-то пришли в восхищение. Выясните, как эмоциональное состояние человека отражается в его речи.

Задание 188.Продолжите последовательность определений, характеризующих тон голоса: крикливый, пронзительный, резкий…

Задание 189.Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие конкретно особенности звучащей речи они показывают. Дополните каждую группу новыми словами.

Чеканить слова, рубить слова, мямлить, канючить, захлебываться словами, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами, усыплять своим беседой, сюсюкать; однотонная обращение, прерывистая обращение, взволнованная, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, затрудненная, спокойная, плавная, певучая, мягкая, необычная, теплая, пламенная, захватывающая, негромкая, громкая, сухая, высокомерная; сказать негромко, звучно, скоро, медлительно, тихо, культурно, грубо, решительно, с жаром, с большим трудом, с увлечением, с гордостью, любезно, открыто, с радостью, задушевно, приветливо, пламенно, эмоционально, быстро, восторженно, гневно, зло, вызывающе, миролюбиво.

Задание 190.Прочтите ясно вслух пара раз, изменяя темп и силу голоса, текст З.В. Совковой «Скакалка»:

Со скакалкой я скачу,

Обучиться я желаю

Так обладать дыханьем,

дабы

Звук держать оно имело возможность

бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не поводило.

Я скачу без передышки

И не ощущаю одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я как будто бы.

Раз-два!

Раз-два!

Раз-два!

Раз!

Возможно

прыгать

битый час!

Задание 191.Прочтите ясно вслух отрывки из «Гренады» Светлова и «Полтавы» Пушкина. Сообщите, чем отличается интонация при чтении этих текстов?

1.Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И ад и смерть со всех сторон.

2.Мы ехали шагом,

Мы спешили в битвах

И «яблочко» песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Поныне хранит

Трава юная —

Степной малахит.

8.4 Типы интонации

В то время, когда с вами говорят, как вы определите, что вас о чем-то задают вопросы и направляться ответить? Не вспоминали над этим? Так как все, думается, весьма легко. А просто ли? Давайте разберемся.

Представьте; вам передали записку, В ней написано: Мы отправимся на следующий день на речку, но никакого знака препинания в конце предложения нет. Как при таких условиях осознать, то ли приглашают, то ли задают вопросы? В случае, если задают вопросы, то о чем? О том, кто отправится либо куда отправится, а возможно, в то время, когда отправится? Но в случае, если написавший скажет это предложение вслух, по интонации сходу ясно, повествует он либо задаёт вопросы, И о чем задаёт вопросы. Из этого можно заключить, что в языке существуют определенные типы интонации. И страно то, что ни до школы, ни в школе интонации намерено не обучают, а все мы, говорящие по-русски, можем пользоваться ею. Знание интонации для говорящего можно считать врожденным навыком.

Ясно, само собой разумеется, что лингвисты, каковые занимаются фонетикой, исследуют интонацию, в особенности ее синтаксическую функцию. В этом и мы должны будем разобраться, т. е. осознать, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении повествовательных и вопросительных предложений. Но, перед тем как сказать об этом, нужно сделать пара уточнений.

Повествовательные и вопросительные предложения сами по себе смогут иметь разную интонацию. Все зависит от того, что они высказывают: удивление, неуверенность, предположительность, несогласие либо то, что говорящий просто не осознал и переспрашивает. Это говорит о богатстве и разнообразии русской интонации, но соответственно к усложняет ее изучение.

Задание 192.Скажите предложения со всеми вероятными интонациями.

1. Мы отправимся на следующий день в зоопарк. 2. Я не обожаю, в то время, когда жарко. 3. Ты желаешь знать мое мнение. 4. Как хороши, как свежи были розы. 5. И что ты по этому поводу думаешь. 6. Все в далеком прошлом ушли.

8.5. Пауза, ее типы

Столичный художественный театр. Одно наименование приводит в трепет каждого, кто хоть раз побывал в нем. Известный занавес с изображением парящей в воздухе чайки. В зале, в фойе никаких золотых росписей, украшений, никакого бархата, сверкающих хрусталем люстр. Тут основное — игра актера, его звучащий голос, несущий мысли, чаяния, надежды, достаток людской души зрителям. Девиз театра — жизненная правда.

Сейчас отлично было бы сделать музыкальную паузу,

Но в книжке это нереально.

Возможно лишь поболтать… о паузах.

Вы спросите: «О чем тут сказать? Чем смогут заинтересовать паузы? Нужно замолчать — вот и все». Так и не совсем так.

Вправду, пауза(лат. pausa, от греч. pausis — «прекращение, остановка») — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание возможно ясным и значимым. Кроме того наука такая имеется — паузология.Первый паузолог США проф. О’Коннор думает, что паузы смогут сообщить о человеке не меньше, чем слова, что в беседе на них уходит 40-50 процентов времени.

Не просто так, говоря об открытии МХАТа, о первом спектакле, о том, как играли актеры и как приняли их зрители, Немирович-Данченко пишет и о… паузах: паузы не безлюдные, а заполненные дыханием данной этого вечера и жизни; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на темперамент, полутона. Значит, паузы передают настроение говорящего, его эмоции, содействуют раскрытию его характера. Но паузы — все же не слова. Они — лишь намеки, полутона. О значении пауз нужно догадываться, нужно мочь осознать, понять их суть.

Узкий знаток сценического мастерства, замечательно опытный возможности живого, устного слова с его разнообразием пауз и интонаций, Немирович-Данченко осознавал, что паузы бывают разнообразные. Он писал: паузы не безлюдные, а заполненные.

Что же имел в виду Владимир Иванович, противопоставив безлюдные паузы заполненным? Какие конкретно паузы он считал безлюдными? В письме К.С. Станиславскому читаем: «В первую очередь — роль знать, как «Отче отечественный», и выработать беглую обращение, не испещренную паузами, беглую и легкую. Дабы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения». Вот, оказывается, в чем обстоятельство появления безлюдных пауз в сценической речи. Это — нехорошее знание текста роли, в то время, когда актер всегда думает о том, что дальше направляться сказать.

Безлюдные паузы видятся не только на сцене, но и в обыденной обстановке. Не выучил ученик урок, а его позвали отвечать. Стоит он у доски и мается. Сообщит пара слов и,., пауза, ожидает подсказки. Бывают и другие ситуации. Имеется люди весьма ограниченные, их интеллект слабо развит, они практически ничего не просматривали, мало что знают. В то время, когда они вступают в беседу, то обращение их не редкость «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников кроме того злят.

Кто-нибудь может возразить: «Но так как человек, в то время, когда говорит, обязан думать, что и как сообщить. Для этого нужно время, вот он совершает паузы. Разве это не хорошо?»

Само собой разумеется, нет! С безлюдной паузой, порожденной отсутствием мысли, не нужно смешивать паузы хезитации,т. е. паузы обдумывания, размышления,Значительно чаще паузы хезитации видятся в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные неприятности, в то время, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы оказывают помощь говорящим оформлять собственные мысли в предложения, обнаружить лучшую, самая точную и ясную форму изложения. Паузы размышления появляются в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе вероятных речевых средств. Их смогут заменять сочетания слов: пожалуй, правильнее сообщить, лучше сформулировать так, вернее будет…, нет, не так нужно сообщить. По окончании этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и нужны.

Но больший интерес для говорящих и исследователей звучащей речи воображают паузы, сопровождающие эмоциональную обращение.

Экспрессивно-эмоциональной возможно назвать и паузу — реакцию на выполнение произведения искусства, Это возможно спектакль, пение, художественное чтение, балет, игра оркестра, выступление музыканта. Такая пауза высказывает чувство не одного человека, а многих зрителей, слушателей и говорит о высшей степени их увлеченности. Такая пауза — самая высокая приз исполнителям, мастерам сцены.

Имеется и другие разновидности пауз, Дабы обращение была ясной и понятной, нужно перед заучиванием теста либо его произнесением вслух навести порядок в словах, верно соединить их в группы, т. е.в речевые такты.Тогда будет светло, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складываются фразы. Вот как, к примеру, возможно поделить на речевые такты стих М.Ю. Лермонтова:

Прощай, немытая Российская Федерация/

Страна рабов/

страна господ/

И вы/

мундиры голубые/

И ты/

им преданный народ/

Возможно, за стеной Кавказа/

Укроюсь от твоих пашей/

От их всевидящего глаза/

От их всеслышащих ушей/

В то время, когда стих произносится, то любой речевой такт отделяется от прошлого паузой, которая именуется интонационно-логической.

Логическая пауза возможно коварной волшебницей. От нее время от времени зависит сама жизнь и судьба человека. Вынесли решение суда: Казнить нельзя помиловать. Как поступить его исполнителям? В случае, если прочесть Казнить/ нельзя помиловать, то осужденный прощается с судьбой. В случае, если же прочесть Казнить нельзя/ помиловать, то жизнь ему сохраняется. Пример данный широко известен. Он приводится в разных учебных пособиях.

Совет семейного юриста. Выплаты и пособия для семей, имеющих детей в Москве


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: