Упражнения на развитие ориентации

Упражнения на развитие

Оптико-пространственной

Ориентации

Упражнение 1

Ребенок СИДИТ на стуле, глаза открыты или закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа

его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Необходимо верно сообщить, где

звенит (справа, слева, наверху, внизу, в первых рядах, позади).

Упражнение 2

Взрослый именует воздействие предмета либо лишь предмет. Ребенок отвечает, на большом растоянии это либо

близко. Приведем пример.

Взрослый. Пароход плывет…

Ребенок. На большом растоянии!

Взрослый. Маша сидит…

Р е б е н о к . Близко!

Возможно предложить следующие темы.

Карандаш лежит, дверь рукоплещет, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт

едет, кит плывет, мама трудится, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, машина

сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играется, зеркало висит и т.д.

Упражнение 3

Это упражнение — вариант прошлой игры.

Взрослый. Снег на вершине горы…

Р е б е н о к . Высоко!

Взрослый. Божья коровка на ромашке…

Р е б е н о к . Низко!

Взрослый. Ведро упало в колодец…

Р е б е н о к . Глубоко!

Возможно предложить кроме этого следующие темы.

Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне

реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на

вершине елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и

т.д.

Упражнение 4

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (подняться)… стоп.

Влево… стоп, и т.д.

Подобно возможно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы,

самолет, машина).

Упражнения на развитие

Сомато-пространственной

Ориентации

Упражнение 5

По окончании показа взрослым ребенок повторяет перемещения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Р е б е н о к . Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Р е б е н о к . Сверху.

Взрослый. Где подошвы?

Р е б е н о к. Снизу.

Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

Р е б е н о к . Правый.

Взрослый. Где у человека поясницы?

Ребенок. Позади.

Взрослый. Где пузо?

Р е б е н о к. Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы.

На каком плече моя рука? Куда «наблюдают» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь?

Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок

я кладу твою руку? До какого именно виска я дотронулась? И т.д.

Упражнение 6

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое

запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 7

Ребенок делает «перекрестные» перемещения, показывая: правой рукой левую щеку, левый

бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо,

мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, громадным

пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

Упражнение 8

Взрослый без звучно делает перемещения, ребенок обязан повторить той же рукой либо ногой,

избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено

к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на пузо, «аист» на правой ноге, и пр.

Потом перемещения ногой и рукой возможно делать в один момент.

Упражнение 9

Взрослый требует ребенка делать именуемые перемещения без показа примера.

Команды берутся из упражнения 8.

Упражнение 10

Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение.

Взрослый делает несложные перемещения, ребенок повторяет любой раз выполненное

перемещение, отставая на одно. Приведем пример.

Взрослый ставит руки на пояс, после этого вытягивает правую руку в сторону.

Ребенок ставит руки на пояс.

Взрослый выставляет левую ногу вперед.

Ребенок вытягивает правую руку в сторону.

Взрослый поднимает левую руку.

Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.

Упражнения на развитие ориентации

В двухмерном пространстве

(на листе бумаги)

Упражнение 11

Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

Поставь вверху страницы точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), соверши в

нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение ______________12

От поставленной на странице точки, без отрыва руки, ребенок обязан рисовать линию под

команды взрослого.

Едем направо… стоп, вверх… стоп, налево… стоп, вверх… стоп и т.д.

Упражнение 13

Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки,

точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 14

Ребенок обязан продолжить последовательность.

Упражнение 17

Взрослый и ребенок рисуют замысел помещения, показывая положение окон, дверей, мебели,

человека. После этого обозначают на замысле расположение игрушки, переставляя ее любой раз.

Ребенок обязан отыскать запрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на замысле.

Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по

аппликации.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации

Упражнение 18

Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.

Нарисуй сперва дом, позже человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сперва листик,

позже дупло, в конце гнездо и др.

Упражнение 19

Диктанты со сменой ролей «преподаватель — ученик».

Это модификация графического диктанта. Ребенок диктует, верно употребляя

пространственно-временные термины, взрослый рисует.

Упражнение 20

Взрослый дает ребенку задания.

Сначала попрыгай, позже сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; сначала покачай мишку,

позже покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

Упражнение 21

Взрослый прерывает исполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь на данный момент? Что ты сделаешь позже?

Упражнение 22

Ребенок обязан последовательно обрисовать три действия взрослого, верно употребив

временные термины.

Упражнение 23

Упражнение пребывает в раскладывании ребенком картин по темам «Времена года», «Части

дней». Подводя итог взрослый и ребенок обсуждают последовательность картин.

Упражнение 24

Взрослый и ребенок разговаривают по теме «День назад — сейчас — на следующий день».

Упражнение 25

Упражнение содержится в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры.

Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.

Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.

Ребенок. Сперва мальчик застелил постель, позже мальчик позанимался, в конце мальчик

поужинал.

Возможно предложить такие темы.

Взрослый, пожилой, мелкий; цветы, бутоны, семена; показались лужи, отправился ливень,

потемнело; необходимо подождать пять мин., необходимо налить в чайник кипяток, необходимо заварить чай

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной

Ориентации

Коррекционная работа по формированию ориентации в собственном теле

Направления работы:

— практическое осознание схемы тела и собственного тела другого субъекта

(верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии

конечностей;

— освоение пространственных взаимоотношений между собственным телом и предметами /

телом другого субъекта и их вербализация («Кукла сзади меня, мишка впереди меня»,

«Кошка сзади , Чебурашка в первых рядах »);

— определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого

субъекта («Мишка сидит на большом растоянии от меня», «Мишка сидит близко от »);

— исполнение, удержание, изменение, независимое построение

пространственно двигательных серий и организованных движений;

— применение соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения

ориентиров и пространственных понятий.

Игры и игровые упражнения

Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела,

научить пользоваться предметами обуви и одежды с учетом их асимметрии; уточнить и

дифференцировать пространственные понятия «в первых рядах», «сзади», «наверху», «внизу»,

«на большом растоянии», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию

перемещений, пространственную организацию перемещений.

Вот какие конкретно мы

Движение игры. Дети выстраиваются в два последовательности наоборот друг друга и делают

действия по руководствам.

Руководства: «Продемонстрируйте собственный пузо, собственную спинку. Пузо — в первых рядах, спинка —

позади. Где животик? Где спинка?»; «Что у в первых рядах, что позади?»

Наводим порядок

Движение игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки,

расставлены тапочки, чешки, сандалии, ботинки и т.д.

Дети слушают инструкции и делают соответствующие действия.

Руководства: «Отыщите несколько»; «Верно поставьте тапочки (ботинки, чешки)» (с

учетом лево-правых положений); «Верно наденьте чешки». И др.

Одеваем куклу

Движение игры. Перед детьми — предметы и кукла одежды для нее. Дети слушают инструкции

и делают соответствующие действия. j

Руководства: «Застегните пуговицы спереди (позади)»; «Завяжите шарф спереди (позади)»;

«Наденьте шапку, приколите цветок в первых рядах (сзади, сбоку)». И др.

Ладошки и следы

Вариант 1

Движение игры. У каждого ребенка — парные изображения вырезанных по контуру

ладоней либо ступней. На бумажной дорожке — отпечатки пар ладоней и пар следов.

Дети слушают инструкцию и делают соответствующие действия.

Инструкция: «Верно приложите ладошки/ступни к рисунку».

Вариант 2

Движение игры. У каждого ребенка — по одному изображению вырезанной по контуру

ладошки либо ступни. На бумажной дорожке — пара правых и левых отпечатков

ступнёй и ладоней.

Дети слушают инструкцию и делают соответствующие действия.

Инструкция: «Отыщите собственную несколько».

Вариант 3

Движение игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных

по контуру ступнёй и ладоней.

Дети слушают инструкцию и делают соответствующие действия.

Инструкция: «Отыщите несколько ладошек/ступней».

Вариант 4

Движение игры. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит

игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом

асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются различные варианты

дорожек: прямая, перекрестная, круговая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5

Движение игры. На полу выложено пара дорожек из «следов». В конце каждой

дорожки — муляжи фруктов, овощей, ягод.

Дети слушают инструкцию и делают соответствующие действия.

Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».

Обезьянки

Вариант 1. Копирование перемещений руки.

Движение игры. Логопед поворачивается спиной к детям и делает перемещения рукой:

вверх, в сторону, вперед, за пояснице, за голову, на голову, на плечо, на пояс.

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование перемещений ноги.

Движение игры. Логопед поворачивается спиной к детям и делает перемещения ногой:

вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 3. Копирование перемещений обеих рук.

Движение игры. Логопед поворачивается спиной к детям и делает перемещения:

а) симметричные — руки в стороны, руки на пояс, руки за голову. И т.д.;

б) несимметричные — одна рука в сторону, вторая -на пояс; одна рука на плечо,

вторая — вперед; одна рука вниз, вторая — в сторону; одна рука на плечо, вторая — на пояс. И

т.д.

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 4. Копирование ног и движений рук.

Движение игры. Логопед поворачивается спиной к детям и делает перемещения: руки

на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, вторая — на поясе, нога вперед; одна рука на

поясе, вторая — на плече, нога назад; одна рука на поясе, вторая — в сторону, нога согнута в

колене. И т.д.

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Зарядка для кукол

Движение игры. Перед детьми — куклы, к примеру: Буратино, Незнайка и др.

Дети делают инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»;

«Поведай, что ты сделал». И др.

Кто где находится

Вариант 1. Освоение пространственного размещения предметов относительно сторон

собственного тела.

Движение игры. Перед детьми — игрушки, к примеру: мишка, кукла и др.

Дети делают инструкции.

Инструкции: «Забери мишку, посади его в первых рядах себя. Забери куклу, посади ее

сзади себя»; «Поведай, кто где находится». И т.д.

Вариант 2. Освоение пространственных взаимоотношений между телом и предметами другого

субъекта.

Движение игры. Перед детьми — игрушки, к примеру: мишка, кукла и др.

Дети делают инструкции.

Инструкции: «Посади мишку в первых рядах , куклу — сзади »;

«Поведай, кто где находится».

Далеко-близко

Движение игры. Два ребенка становятся наоборот друг друга. Логопед расставляет

игрушки между ними (на большом растоянии и близко).

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Сообщи, где мишка». (Пример ответа: «Мишка на большом растоянии от меня.

Мишка близко от ».)

Предмета.

Игры и игровые упражнения

Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «в первых рядах»,

«сзади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «на большом растоянии», «ближе», «дальше»;

Поведайте, что видите

Вариант 1

Движение игры. в первых рядах и сзади детей — игрушки.

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Поведайте, какие конкретно игрушки вы видите в первых рядах, какие конкретно — сзади».

Вариант 2

Движение игры. дети и Логопед стоят у окна.

Дети делают инструкцию.

Инструкция: «Поведайте, что вы видите в первых рядах, что — сзади».

Подберите дорожку

Движение игры. Логопед выстраивает на ковре последовательность игрушек либо предметов (к примеру:

Различной длины — «дорожки».

в первых рядах-позади

Движение игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, после этого

Живые вагончики

Движение игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, после этого

Радостные игрушки

Движение игры. Логопед поочередно выставляет игрушки в первых рядах и сзади ребенка.

Предугадай игрушку

Движение игры. Перед детьми — последовательность игрушек либо предметов. Дети делают

Инструкции.

Инструкции: «Предугадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка

Собери сказку

Движение игры. Перед ребенком — комплект игрушек либо предметов. Ребенок делает

Инструкции.

Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку на большом растоянии от

Строим город

Движение игры. Перед детьми — многоцветные подробности конструктора. Дети делают

Инструкции.

Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а светло синий — сверху»; «Забери

Зеленых кирпичика». И др.

Выстроим мостик

Движение игры. Перед детьми — детали конструктора и разноцветные кубики. Дети

Делают инструкции.

Инструкции: «Выстрой зеленый мостик»; «Продолжи как я»:

а) чередование зеленого и красного кубиков;

б) двух зеленых, одного желтого;

в) двух зеленых, двух желтых;

г) одного кубика и одного кирпичика. И др.

Игры и игровые упражнения

Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и

Новый год

Движение игры. На фланелеграфе — изображение медвежонка и ёлочки.

Белка на елке

Движение игры. На фланелеграфе — изображение елочки.

Вопрос.

Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»;

Дотянулась шишку».

Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»;

Куда забралась белка?»

Кот на лесенке

Движение игры. На фланелеграфе — изображение лестницы.

Кот поймать попугая».

Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»;

Солнышко

Движение игры. На фланелеграфе — изображение солнышка и домика.

Солнышко находится днем?»

Солнышко низко).

Солнечный зайчик

Движение игры. Игра проводится в солнечный сутки.

Близко». И т.д.

Продолжи последовательность (дорожку)

Вариант 1

Движение игры. У каждого ребенка — комплект однотипных картин (пирамидки, мячи,

Вариант 2

Движение игры. У каждого ребенка — комплект геометрических фигурок либо лист бумаги и

Вариант 3

Движение игры. У каждого ребенка — комплект геометрических фигурок различной величины

Игрушки для клоуна

Движение игры. У каждого ребенка — лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки,

Игрушки для зайчика

Движение игры. У каждого, ребенка — лист бумаги с изображением зайчика (мишки,

котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Коврики

Движение игры. У каждого ребенка — чистый цветные карандаши и лист бумаги.

Выбери дорожки

Движение игры. У каждого ребенка — две полосы («дорожки») различной длины и лист

Маленькая дорожка».)

Черт перемещений)

действий и Общих движений

Направления работы:

— воспроизведение заданной последовательности неспециализированных перемещений (чередование

перемещений: руки на пояс — руки вверх);

— речевое опосредование последовательности выполненных перемещений;

— изменение порядка следования структурных элементов, количества и

размещения акцентных частей в заданной последовательности;

— анализ заданной последовательности перемещений по количеству составляющих

элементов, по расположению и наличию акцентных частей;

— различение, воспроизведение, черта темпа, ритма на базе тактильно-

кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

— воспроизведение последовательности однообразных (различных) перемещений в заданном

темпе (ритме);

— изменение темпа, ритма перемещений.

Игры и игровые упражнения

Задачи: совершенствовать координацию неспециализированных перемещений; вырабатывать умение

Делай как я

Вариант 1. Воспроизведение серий перемещений руками.

Движение упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и делает серии

сначала из двух, после этого из трех перемещений:

1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс…;

руки за голову, в стороны, за голову, в стороны…;

руки на пояс, вверх, на пояс, вверх…;

руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи… И др.;

2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх…;

руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз… И др.

Дети делают инструкции.

Руководства: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Вариант 2. Воспроизведение серий перемещений ногами.

Движение упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и делает серии

сначала из двух, после этого из трех перемещений:

1) нога вперед, назад, вперед, назад …;

нога в сторону, на место, в сторону, на место…;

нога назад, на место, назад, на место… И др;

2) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место…;

нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место… И др.

Дети делают инструкции.

Руководства: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Перемещения животных

Вариант 1

Движение игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, к примеру: медведь,

Вариант 2

Движение игры. Ребенок изображает перемещение разных животных по инструкции:

«Продемонстрируй сам».

Радостные инструменты

Движение игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и

задает ритмический рисунок (делает определенное количество ударов в заданном

Темпе).

Игрался барабан?». И др.

Передай привет

Движение игры. Дети выстраиваются по кругу приятель за втором. Хлопками по плечу

Танцующие снежинки

Движение игры .На фланелеграфе — последовательность изображений снежинок. Дети рукоплещут (топают,

Верно».

Танец листьев

Движение игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец

цветы и Бабочки

Вариант 1

Движение игры. Логопед разъясняет значения знаков: изображение цветка с бабочкой

— мощный удар (хлопок); цветка без бабочки — не сильный удар (хлопок). После этого прикрепляет

Вариант 2

Движение игры. На фланелеграфе — последовательность однообразных картин (цветки с бабочками либо

без них). Дети вычисляют количество цветков, определяют силу удара (хлопка). После этого

Вариант 3

Движение игры. На фланелеграфе — последовательность различных картин (цветки с бабочками и без

Вариант 4

Движение игры. На фланелеграфе — последовательность различных картин (цветки с бабочками и без

Вариант 5

Движение игры. Любой ребенок выкладывает собственный последовательность символических картин. После этого:

а) воспроизводит собственную «песенку»; б) воспроизводит «песенку» другого ребенка.

Примечание. Варианты символических изображений для игры:

Перемещений пальцев рук

Направления работы:

— развитие переключаемости перемещений пальцев рук;

— развитие темпоральных, ритмических параметров перемещений пальцев рук;

— формирование пространственной организации перемещений пальцев рук.

Упражнения

Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного перемещения на

Перемещений пальцев рук.

Упражнение 1

Темпе.

Упражнение 2

Медленном, стремительном темпе.

Упражнение 3

Чередование различного количества поочередных прикосновений. К примеру: два

Темпе).

Упражнение 4

Упражнение 5

Упражнение 6

Стремительном темпе.

Упражнение 7

Медленном, стремительном темпе.

Упражнение 8

«Игра на рояле» — исполнение поочередного прикосновения к столу пальцев

Упражнение 9

Упражнения на развитие

Оптико-пространственной

Ориентации

Упражнение 1

Ребенок СИДИТ на стуле, глаза открыты или закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа

его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Необходимо верно сообщить, где

звенит (справа, слева, наверху, внизу, в первых рядах, позади).

Упражнение 2

Взрослый именует воздействие предмета либо лишь предмет. Ребенок отвечает, на большом растоянии это либо

близко. Приведем пример.

Взрослый. Пароход плывет…

Ребенок. На большом растоянии!

Взрослый. Маша сидит…

Р е б е н о к . Близко!

Возможно предложить следующие темы.

Карандаш лежит, дверь рукоплещет, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт

едет, кит плывет, мама трудится, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, машина

сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играется, зеркало висит и т.д.

Упражнение 3

Это упражнение — вариант прошлой игры.

Взрослый. Снег на вершине горы…

Р е б е н о к . Высоко!

Взрослый. Божья коровка на ромашке…

Р е б е н о к . Низко!

Взрослый. Ведро упало в колодец…

Р е б е н о к . Глубоко!

Возможно предложить кроме этого следующие темы.

Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне

реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на

вершине елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и

т.д.

Упражнение 4

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (подняться)… стоп.

Влево… стоп, и т.д.

Подобно возможно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы,

самолет, машина).

Упражнения на развитие

Сомато-пространственной

Ориентации

Упражнение 5

По окончании показа взрослым ребенок повторяет перемещения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Р е б е н о к . Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Р е б е н о к . Сверху.

Взрослый. Где подошвы?

Р е б е н о к. Снизу.

Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

Р е б е н о к . Правый.

Взрослый. Где у человека поясницы?

Ребенок. Позади.

Взрослый. Где пузо?

Р е б е н о к. Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы.

На каком плече моя рука? Куда «наблюдают» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь?

Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок

я кладу твою руку? До какого именно виска я дотронулась? И т.д.

Упражнение 6

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое

запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 7

Ребенок делает «перекрестные» перемещения, показывая: правой рукой левую щеку, левый

бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо,

мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, громадным

пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

Упражнение 8

Взрослый без звучно делает перемещения, ребенок обязан повторить той же рукой либо ногой,

избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено

к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на пузо, «аист» на правой ноге, и пр.

Потом перемещения ногой и рукой возможно делать в один момент.

Упражнение 9

Взрослый требует ребенка делать именуемые перемещения без показа примера.

Команды берутся из упражнения 8.

Упражнение 10

Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение.

Взрослый делает несложные перемещения, ребенок повторяет любой раз выполненное

перемещение, отставая на одно. Приведем пример.

Взрослый ставит руки на пояс, после этого вытягивает правую руку в сторону.

Ребенок ставит руки на пояс.

Взрослый выставляет левую ногу вперед.

Ребенок вытягивает правую руку в сторону.

Взрослый поднимает левую руку.

Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.

Упражнения на развитие ориентации

В двухмерном пространстве

(на листе бумаги)

Упражнение 11

Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

Поставь вверху страницы точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), соверши в

нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение ______________12

От поставленной на странице точки, без отрыва руки, ребенок обязан рисовать линию под

команды взрослого.

Едем направо… стоп, вверх… стоп, налево… стоп, вверх… стоп и т.д.

Упражнение 13

Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки,

точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 14

Ребенок обязан продолжить последовательность.

Упражнение 17

Взрослый и ребенок рисуют замысел помещения, показывая положение окон, дверей, мебели,

человека. После этого обозначают на замысле расположение игрушки, переставляя ее любой раз.

Ребенок обязан отыскать запрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на замысле.

Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по

аппликации.

Развитие мозга ребенка. Развитие межполушарного взаимодействия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: