Указания для учащихся к i лекции

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к вторым дисциплинам. 3. Главные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

1. Предмет банкового права. Банковое право, как показывает самое наименование, имеется совокупность юридических норм, регулирующих деятельность и организацию банков.

Для применения норм банкового права, и для правильного установления границ изучающей их дисциплины было бы крайне важно дать определение понятия банка. Но какое количество-нибудь удовлетворительного определения этого понятия не существует. Как в экономической, так и в юридической науке банк всего чаще определяют как предприятие, являющееся посредником в кредите. Примером для того чтобы определения может служить определение Шеффле, в соответствии с которому «банковое дело имеется вид торговли, заключающейся в передаче в пользование заменимого движимого капитала. Данный капитал при помощи кредита направляется на обращение и производство благ либо на возмещение при помощи платежей финансовой цене отпущенных благ». Второй экономист, Лифман, дает следующее определение: «Под банковым делом направляться осознавать ту отрасль торговли, которая ставит себе задачей собирание, предоставление и хранение в пользование финансового капитала. Одним словом, банковое дело содержится в торговле финансовым капиталом». Как показывает Адольф Вебер, эти определения сводятся к тому, что сущностью современного банка есть «торговая деятельность, заключающаяся в передаче пользования заменимым движимым капиталом». К той же самой мысли сводятся определения, каковые предложены в юридической литературе. Так, к примеру, Виванте говорит, что «банк имеется торговое предприятие, которое собирает капиталы для систематического их распределения при помощи кредитных операций». В русской юридической литературе проф. Шершеневич показывал, что «главная задача банков сводится к посредничеству в кредите». Приведенные мнения свидетельствуют, что указание на посредничество в кредите есть очень распространенным методом определять понятие банка. Чтобы проверить правильность аналогичных определений, нужно разглядеть, какие конкретно функции свойственны банкам, например, есть ли посредничество в кредите единственной главной функцией, и имеется ли она налицо в любых ситуациях, в то время, когда мы относим определенное предприятие к числу банков.

Рассмотрение функций, свойственных банку, с несомненностью говорит о том, что они не смогут быть сведены к одному только посредничеству в кредите. Банк оказывает своим клиентам услуги трех категорий. Во-первых, банк собирает чужие деньги, принимая на себя хранение финансовых сумм, становясь как бы кассиром собственных клиентов (текущие квитанции), либо предоставляя им возможность помещения (инвестирования) капиталов (облигационные займы банков, срочные вклады). В другом случай и том банк на базе этих средств оказывает своим клиентам услуги двух остальных категорий. Во-вторых, банк оказывает кредит в форме приобретения от клиента беспроцентных финансовых требований, в большинстве случаев вексельных требований (учетная операция), либо же в форме займа (разные виды ссудных операций), либо же принимая на себя ответственность по обязательствам клиента (гарантийный кредит, акцептный кредит). В-третьих, банк делает разного рода поручения клиентов по принятию и учинению платежей, как-то: оплаты чеков, переводов, аккредитивов, инкассирование платежей по другим документам и векселям и т. п. Соответственно этим трем категориям одолжений нужно различать три функции, характерные для банка: 1) собирание чужих средств, 2) содействие и оказание 3) кредита платежному обороту. Не считая этих главных функций, банк делает кое-какие другие, к примеру, в области товарной торговли (товарно-комиссионные операции), торговли фондовыми сокровищами и др.

Три указанных главных функций банков, не смотря на то, что и являются самый для них характерными, все же не всегда дружно свойственны фирмам, каковые принято вычислять банками. В частности, истории банкового дела известны банки, каковые не занимались оказанием кредита. Такими банками были так наз. жиро-банки. Жиро-банки не предоставляли кредита своим клиентам, а лишь содействовали платежному обороту методом жиро-операций, т. е. перенесением сумм с одного счета на другой. К числу таких банков принадлежали известные Амстердамский (1609—1795 гг.) и Гамбургский (1619—1873 гг.) банки. Иначе, мы имеем банки, которым не свойственна функция содействия платежному обороту. К их числу принадлежат банки долговременного кредита, каковые, в случае, если и делают платежные поручения собственных клиентов, то лишь в качестве запасных к главным операциям по предоставлению долговременного кредита (см., напр., ст. 13 Положения о банке долговременного кредитования индустрии — Собр. Зак. СССР 1928 г., № 42, ст. 377). Как пример из зарубежного законодательства может служить германский закон об ипотечных банках 13 июля 1899 г. (§ 5). Особенно характерной для современного банка есть функция по собиранию чужих средств. Она есть базой для двух вторых функций. Рикардо полагал, что банк вправду делается банком только с того момента, как он начинает трудиться чужими деньгами. Но, если не отсутствие, то, по крайней мере, незначительность данной функции не мешают относить к числу банков такие предприятия, каковые трудятся в основном собственным капиталом.

В случае, если главными функциями какого-либо фирмы являются три вышеуказанные функции, то по существу мы имеем дело с банком. Но, часто не пользуются этим термином для обозначения фирм, каковые по своим размерам являются не столь большими. Так, довольно часто противопоставляют банкам сельскохозяйственные и промысловые кредитно-кооперативные товарищества, и общества обоюдного кредита. Время от времени же последние (общества обоюдного кредита) также именуют банками. До революции у нас принято было различать банкирские конторы и банки. Последние в противоположность первым не были организованы в форме акционерных обществ. Это деление относилось лишь к частным банковым фирмам. Акционерная форма сама по себе говорит о том, что предприятие имеет темперамент, свойственный большому предприятию. Характерным для банка есть кроме этого постановка дела, свойственная коммерческому предприятию. По крайней мере, нет для того чтобы логически-правильно выстроенного определения, которое в точности соответствовало бы тому понятию, которое имеют в виду, пользуясь термином «банк». Возможно лишь заявить, что в случае, если для предприятия не характерна ни одна из трех указанных главных функций, то оно не есть банком. В этих же широких пределах вопрос может решаться лишь для каждого отдельного случая, в зависимости от условий места и времени, в связи с исторически сложившимися навыками и принятыми в хозяйственном обороте взорами.

Законодательства довольно часто пользуются термином «банк», «банковый промысел», но в большинстве случаев не дают им определений, а вдруг дают, то совсем малосодержательные, примером чего может служить § 2 британского вексельного закона 1882 г., что определяет банкира как лицо, занимающееся банковым промыслом. Советское законодательство кроме этого пользуется термином «банк», к примеру, Положение о комитете по делам банков при Наркомфинах союзных республик (Собр. Зак. СССР 1927 г., № 64, ст. 648). Ст. 1 этого положения относит к ведению Комитета согласование деятельности кредитных учреждений и, например, говорит о распределении клиентов между банками (п. а), регламентацию процентных, комиссионных и иных операционных ставок по активным и пассивным банковским операциям (п. б), рационализацию операций банков (п. в), мероприятия по уменьшению административно-хозяйственных затрат банков (п. г) и мероприятия по размещению банками национальных займов (п. д.). Указанная статья не смотря на то, что сначала и говорит и кредитных учреждениях, в будущем имеет в виду только более узкое понятие банка. Это соответствует и неспециализированному смыслу положения, которое, как это с очевидностью явствует из его содержания, не имеет отношения к национальным трудовым ломбардам и сберегательным кассам.

Значительно чаще, чем понятие «б а н к», советское законодательство пользуется понятием «кредитное учреждение». Большая часть устанавливаемых им юридических положений советское законодательство связывает не с понятием банка, а с понятием кредитного учреждения. Так, к примеру, изъятие из неспециализированного правила относительно очередности удовлетворения из заложенного имущества установлено для кредитных учреждений (ст. 101 Г. К. РСФСР); для кредитных же учреждений установлены особенные привилегии по взысканию с должников (пост. ЦИК и СНК СССР о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и о правах этих учреждений по взысканиям с их должников — С. 3. 1928 г., № 14, ст. 115). В некоторых случаях закон говорит не о «кредитных учреждениях», а о «кредитных установлениях» (см. ст. 92, 137, 213, Г. К. РСФСР), причем, разумеется, не делает различия между этими терминами. Понятие кредитного учреждения шире понятия банка. К числу кредитных учреждений относятся ломбарды и сберегательные кассы. Термином «кредитное учреждение» отечественная законодательная и административная практика пользуется для обозначения следующих организаций: Госбанк СССР, национальные трудовые сберегательные кассы, банк для Внешней торговли СССР, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк, Банк для электрохозяйства и долгосрочного кредитования промышленности СССР, Центробанк жилищного строительства и коммунального хозяйства, и местные коммунальные банки, Центральный сельскохозяйственный банк, сельскохозяйственные банки союзных республик, и общества сельскохозяйственного кредита (местные сельскохозяйственные банки), Общероссийский и Украинский кооперативные банки, сельскохозяйственные и промысловые кредитные их союзы и товарищества, общества обоюдного кредита и ломбарды (акционерные и коммунальные). Вызывающим большие сомнения возможно вопрос об отнесении к числу кредитных учреждений частных гарантийных товариществ (пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 19 марта 1928 г. — С. У. РСФСР 1928 г., № 36, ст. 264). Ст. 1 указанного распоряжения устанавливает, что «частные гарантийные товарищества с ограниченной серьезностью имеют собственной целью обеспечение обязательств собственных участников, появляющихся из их торговой деятельности, методом выдачи означенными товариществами обеспечений по обязательствам собственных участников перед третьими лицами». Так, главной операцией этих товариществ есть так наз. гарантийная операция, которой занимаются и многие кредитные учреждения. Но этого слишком мало для причисления гарантийных товариществ к числу последних. Никакие другие операции, характерные кредитным учреждениям, не смогут ими совершаться. Подтверждением тому, что гарантийные товарищества не являются кредитными учреждениями, есть то, что они подлежат контролю не министерства финансов РСФСР, а министерства торговли РСФСР (ст. 11).

Понятие кредитного учреждения не владеет большей определенностью, чем понятие банка. Больший количество понятия делает его пара более бедным по содержанию. Характерными для кредитного учреждения, как и для банка, являются вышеуказанные три функции — собирание средств, содействие и предоставление кредита платежному обороту, причем равно как и для признания наличности банка, нет необходимости в соединении всех трех функций. Но в отличие от банка для понятия кредитного учреждения не есть характерным большой размер предприятия, и своеобразны коммерческая постановка дела.

Не относятся к числу кредитных учреждений те предприятия, каковые совершают какую-либо операцию, свойственную кредитным учреждениям, в качестве дополнительной либо запасном к тем операциям, каковые составляют главной предмет деятельности предприятия. Исходя из этого, напр., не являются кредитными учреждениями железные дороги, каковые смогут выдавать ссуды (ст. 19 Устава жел. дорог — С. 3. СССР 1927 г., № 30, ст. 308), и потребительские, сельскохозяйственные и промысловые кооперативные товарищества, каковые смогут принимать вклады от своих участников (пост. СНК СССР о вкладных операциях кооперативных организаций — С. 3. СССР 1928 г., № 53, ст. 476).

Неопределенность понятия кредитного учреждения не причиняет особенных затруднений, поскольку ограниченное количество типов кредитных учреждений и регулирование их деятельности властью разрешают на практике без особенных затруднений определять, относится ли эта организация к числу кредитных учреждений.

Термин «кредитное учреждение» есть неудачным. Словом «учреждение» советское законодательство в большинстве случаев пользуется для обозначения национального органа, состоящего на бюджете, либо для обозначения частного юрлица, не являющегося корпорацией (ст. 15 Г. К. РСФСР — «частные учреждения с правами юрлиц, как-то: поликлиники, музеи, ученые учреждения, публичные библиотеки и т. д. — смогут быть учреждаемы лишь с разрешения соответствующих властей»). Ни то, ни второе значение не относится к термину «кредитное учреждение». Кредитное учреждение, являющееся национальным органом, ни при каких обстоятельствах не состоит на гос бюджете, а в любой момент на хозяйственном расчете. Иначе, частных кредитных учреждений, организованных в качестве «частных учреждений», не существует. Выражение «кредитное учреждение» не соответствует кроме этого тому значению, которое придается в теории термину «учреждение». В теории термином «учреждение» обозначаются юридические лица, не являющиеся корпорациями (вопрос о различии корпораций и учреждений очень спорен). С данной точки зрения Госбанк имеется учреждение, а какой-либо акционерный банк не есть таковым.

Не обращая внимания на собственные недочёты, термин «кредитное учреждение» так вошел в обиход, что от него не представляется вероятным отказаться. Принципиально важно лишь, дабы он не вводил в заблуждение.

В начале лекции мы указали, что предметом отечественного изучения есть банковое право, т. е. совокупность юридических норм, регулирующих деятельность и организацию банков (кредитных учреждений). Как мы указали, как правило законодательство связывает юридические последствия с понятием кредитного учреждения. Исходя из этого, возможно, вернее было бы озаглавить курс не «банковое право», а «право кредитных учреждений». Но, отсутствие правильного определения понятий «кредитное» учреждение «и банк» делают в полной мере вероятным сохранение привычного и классического заглавия «банковое право», тем более, что большая часть курса будет посвящена в первую очередь банкам. Но и другие кредитные учреждения, то есть сберегательные кассы и кредитно-кооперативные организации, имеют столь серьёзное значение для народного и национального хозяйства, что им должно быть отведено соответствующее место.

К организации и к деятельности кредитных учреждений имеют использование нормы, регулирующие имущественный оборот по большому счету (к примеру, нормы акционерного права, нормы гражданских кодексов о сделках, соглашениях, обязательствах, залоге имуществ и т. д.). В них нет ничего своеобразны связанного с кредитными учреждениями. По неспециализированному правилу, в отечественных лекциях мы не будем на них намерено останавливаться. Рассмотрение этих норм образовывает задачу вторых предметов преподавания, в большинстве случаев гражданского права. Исключение будет сделано только в тех случаях, в то время, когда тот либо другой университет имеет особенно громадное значение конкретно в банковом деле (к примеру, контокоррентный соглашение), а также в тех, в то время, когда использование этих норм к отношениям, в которых участвуют кредитные учреждения, воображает какие-либо особенности (напр., использование норм о займе к целевым ссудам).

Другую группу норм, относящихся к кредитным учреждениям, составляют нормы, яркой целью которых есть урегулирование тех либо иных вопросов банкового права. Примером могут служить нормы распоряжения о правилах построения кредитной совокупности, распоряжения о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и т. д. Изучение этих норм образовывает яркую задачу банкового права.

В будущем предметом отечественного рассмотрения будут нормы банкового права РСФСР и СССР. Главным материалом являются нормы общесоюзного значения, т. к., ввиду тенденции банкового права к единству, самые важные его вопросы урегулированы в общесоюзном порядке.

2. Отношение банкового права к вторым дисциплинам.Ближайшее отношение к банковому праву имеют другие юридические дисциплины, в особенности так наз. хозяйственное право. В составе хозяйственного права принято различать гражданское право и торговое право, каковые в большинстве случаев разъединяют в качестве предметов преподавания. Банковое право по большей части представляет собой особый отдел торгового права, посвященный банкам. Выделение его основано частично на мыслях педагогического, частично систематического свойства. В плане преподавания, составленном для подготовки экспертов по банковому делу, данной отрасли права должно быть уделено надлежащее место. Но и по существу такое выделение воображает последовательность удобств. Вопросы, относящиеся к тем кредитным учреждениям, каковые не являются банками, как, к примеру, сберегательные кассы, и и вопросы, относящиеся к некоторым видам банка, как, к примеру, вопрос о формах долговременного кредитования сельского хозяйства либо жилищного строительства, еле могут быть включены в состав торгового права. Выделение же юридических неприятностей, относящихся деятельности и организации кредитных учреждений в одну дисциплину, разрешает подвергнуть единому рассмотрению единые по собственной природе неприятности. Занятия банковым право и предполагают знакомство с гражданским и торговым правом

деятельность и Организация кредитных учреждений в значительной мере обусловлена регулирующей деятельностью власти. Правовые нормы, относящиеся к данной деятельности, и к компетенции и структуре соответствующих национальных органов, составляют предмет изучения банкового права. Данной стороной собственного предмета банковое право соприкасается с национальным и административным правом.

Hopмы, регулирующие деятельность и организацию кредитных учреждений, смогут быть осознаны лишь в связи с теми областями народного хозяйства, к каким они относятся, т. е. с денежным обращением и кредитом. Цель нормы возможно установлена только на основании мыслей экономического свойства. В это же время определение цели той либо другой нормы есть совсем нужным для разрешения юридических вопросов. Исходя из этого банковое право требует для собственного изучения основательного знакомства с теорией денежного обращения и кредита.

Наконец, направляться подчернуть, что в банковом деле большая роль в собственности вопросам технического порядка, в частности вопросам счетоводства. Правовое регулирование банковых сделок часто зависит от технических способов совершения соответствующих операций. Помимо этого, самая постановка счетоводства и основанной на нем отчетности кредитных учреждений являются предметом законодательной регламентации. Исходя из этого сведения из области банковой техники и банкового счетоводства равным образом нужны для изучения банкового права

3. Главные моменты истории советского банкового законодательства. История советского банкового законодательства имеется история советской политики в области банкового кредита. Банковое законодательство было одним из средств политики кредитования, и его развитие возможно рассмотрено только под этим неспециализированным углом зрения. Политика кредитования советской власти со своей стороны неотделима от экономической политики в целом.

Не имея возможности дать полный очерк истории советского банкового законодательства, мы остановимся лишь на основных этапах данной истории.

Первый период советского банкового законодательства является периодом ликвидации дореволюционных кредитных учреждений. самоё значительным законом этого периода был декрет Центрального Исполкома от 14 декабря 1917 года о передачи в госимущество банков (С. У. РСФСР, 1917 г., № 10, ст. 150). В вводной его части было указано, что декрет издается «в интересах верной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служащего заинтересованностям народа и беднейших классов единого Народного банка Русском республики». Главной целью издания декрета было рвение сломить экономическую мощь буржуазии. Содержание декрета сводилось к двум мероприятиям первостепенной важности. Во-первых, он заявил банковое дело монополией страны. Во-вторых, он объединил все существовавшие в момент издания декрета частные банкирские конторы и акционерные банки с Госбанком, причем пассивы и активы ликвидируемых банков передал последнему. В течение 1918и 1919 гг. были кроме этого ликвидированы все остальные виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные банки, муниципальные банки, общества обоюдного кредита). Монополию банкового дела осуществлял Госбанк, переименованный в Народный банк РСФСР. Но, в условиях армейского коммунизма деятельность последнего не имела нужных предпосылок и, конечно, должна была замереть. Исходя из этого декрет Совнаркома от 19 января 1920 г. упразднил его и передал его пассивы и активы Бюджетно-расчетному управлению НКФ («Изв. ВЦИК» от 25 января 1920 г.).

Второй период советского банкового законодательства начинается с 1921 г. С переходом к новой экономической политике появились предпосылки, нужные для развития банкового дела. 30 июня 1921 г. был издан декрет Совнаркома об отмене ограничений финансового обращения и мерах к формированию вкладной и переводной операций (С. У. 1921 г., № 52, ст. 301), что, во-первых, отменил всякие ограничения финансовых сумм, могущих пребывать на руках у частных лиц, и, во-вторых, установил в первый раз в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковой тайны. Данный декрет есть первым звеном истории советского банкового законодательства по окончании эры армейского коммунизма. 12 октября 1921 г. ВЦИК, по докладу НКФ, постановил создать Госбанк (С. У. 1921 г., № 72, ст. 593). Положение о Национальном банке было принято IV сессией ВЦИК (С. У. РСФСР, 1921 г., № 75, ст. 615). Не считая создания Госбанка, ко второму периоду относится учреждение Банка потребительской кооперации (Покобанка), и Промышленного банка и Российского коммерческого банка, преобразованных потом во Общероссийский кооперативный банк, Торгово-Банк и Промышленный банк для внешней торговли. К тому же периоду относится создание обществ сельскохозяйственного кредита и коммунальных банков. Первые были созданы на основании распоряжения ВЦИК и какое количество от 21 декабря 1922 г. о восстановлении сельскохозяйственной промышленности и сельского хозяйства и об организации для крестьянства сельскохозяйственного кредита (С. У. РСФСР, 1922 г., № 81, ст. 1046). Обычный устав этих обществ был издан 27 февраля 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., ст. 23-4). Коммунальные банки были созданы распоряжением ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., № 4, ст. 82). Еще до издания этого распоряжения, в 1922 г., был создан Московский банк. Наконец, к этому же периоду относится происхождение обществ обоюдного кредита, обычный устав которых был утвержден Советом Обороны и Труда 2 сентября 1922 г. (Оф. прилож. к № 31 «Вестника Финансов» за 1922 г.). Положения о Национальном банке и уставы банков, созданных в этом периоде, послужили базой, на которой развилось в будущем советское банковое право.

Третий период нужно считать с 1923 г., со времени образования Альянса ССР. С формальной стороны советское банковое законодательство, начиная с этого периода, характеризуется разделением на общесоюзное и республиканское. Со стороны содержания данный период продолжает главную линию прошлого. Создаются новые банки (Электробанк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк, Юго-восточный банк, Центробанк жилищного строительства и коммунального хозяйства, Центральный сельскохозяйственный банк). Пересматриваются уставы банков, созданных в предшествующий период. Положение о Госбанке 1921 г., не обращая внимания на превращение Государственного банка из банка РСФСР в банк СССР, не было пересмотрено. Оно действует сейчас. Помимо этого, были изданы кое-какие законы, касающиеся деятельности кредитных учреждений, к примеру, распоряжения ЦИК и СНК СССР от 11 декабря 1925 г. о порядке удовлетворения обеспеченных залогом требований кредитных учреждений (С. 3., 1925 г., № 84, ст. 630). В это время были созданы те элементы, из которых в следующем периоде будет создаваться кредитная совокупность СССР.

К 1926 г. СССР был в достаточной степени насыщен кредитными учреждениями. В течение предшествующих лет сеть кредитных учреждений росла до известной степени стихийно. В условиях советского хозяйства нужно было рационализировать кредитную сеть и перевоплотить ее в кредитную совокупность. Последнее и явилось основной целью законодательной деятельности в области кредита в 1927 г. Данный период, четвертый, на данный момент еще не закончился. В 1927 г. изданы следующие серьёзные законы: Положение о совокупности сельскохозяйственного кредита (С. З.СССР, 1927 г.,№ 4, ст. 39), Положение о кооперативном кредите (С. 3. СССР, 1927 г., № 4, ст. 44), Распоряжение о правилах построения кредитной совокупности (С. 3. СССР, 1927 г., № 35, ст. 364), Положение о Комитете по делам банков при НКФ СССР, о Заседаниях по делам банков при НКФ союзных республик (С. З.СССР, 1927 г.,№ 64, ст. 648). В 1928 г. изданы главные положения об обществах обоюдного кредита (С. 3. СССР, 1928 г., № 11, ст. 94), Положение о Банке электрохозяйства и долгосрочного кредитования промышленности СССР (С. 3. СССР, 1928 г., № 42, ст. 377). Законодательная деятельность в этом направлении еще длится. Советская кредитная совокупность еще не есть во всех отношениях установившейся.

4. Источники банкового права. Источником банкового права в первую очередь являются распоряжения высших законодательных органов СССР и союзных республик. В соответствии с п. «м», ст. 1 Конституции СССР, к компетенции СССР отнесено установление единой финансовой и кредитной совокупности. Ст. 1 Конституции СССР не дает правильного разграничения между вопросами, подлежащими разрешению в союзном порядке, и вопросами, каковые должны быть разрешены в союзных республиках. Ее содержание тяжело конкретизировать при помощи юридико-догматического анализа. Она устанавливает только кое-какие неспециализированные вехи, самое же распределение компетенции происходит в порядке текущей работы законодательных учреждений. Законодательная практика за 5 лет разрешает заключить , что к необыкновенной компетенции СССР относятся все вопросы, конкретно затрагивающие кредитные учреждения общесоюзного значения, и установление главных положений о кредитных учреждениях республиканского либо местного значения.

Кредитные учреждения в собственной организации и деятельности подлежат действию не только законов, намерено к ним относящихся, но и законов, регулирующих имущественный оборот по большому счету. Первым делом направляться отметить гражданское законодательство. Главные университеты советского гражданского права урегулированы в гражданских кодексах союзных республик. Предусмотренные ст. 1 Конституции СССР базы гражданского законодательства еще не изданы. В гражданских кодексах и в других актах гражданского законодательства наровне с главным их содержанием, относящимся к имущественному обороту по большому счету, видятся отдельные нормы, намерено имеющие в виду кредитные учреждения.

Не считая распоряжений законодательных органов, источниками банкового права являются ведомственные нормативные акты министерств финансов СССР и союзных республик (распоряжения, инструкции, циркуляры).

Важное значение в числе источников банкового права .имеют разъяснения пленума Верховного суда РСФСР (ст. 180 Положения о судоустройстве РСФСР). В разъяснениях пленума Верховного суда РСФСР урегулированы кое-какие значительные вопросы банкового права, к примеру, вопрос о залоговых квитанциях на предъявителя и др.

Очень ответственным источником банкового права являются своевременные правила кредитных учреждений. Значение источника права признано за ними законом (ст. 92 Г. К. РСФСР).

В 1924 и 1925 гг. существовало предположение об издании кредитного устава. Оно не взяло осуществления.

Вопросы для повторения к I лекции

1. Что такое банковое право?

2. Что такое банк?

3. Что такое кредитное учреждение?

4. Каково соотношение между понятиями банка и кредитного учреждения?

5. Каково отношение банкового права к вторым юридическим дисциплинам?

6. На какие конкретно периоды возможно разбить историю советского банкового законодательства?

7. Какие конкретно существуют источники советского банкового права?

Литература

1. Л. С. Элиассон.— Деньги, банковые операции и банки. 1926 г., стр. 38—51.

2. В. И. Шретер.— Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное), 1928 г., стр. 314—315.

Вопросы для повторения ко II лекции

1. Каково отношение советского законодательства к вопросу о национальной банковой монополии?

2. Каков порядок открытия акционерных банков?

3. Какие конкретно кредитные учреждения раскрываются в явочном порядке?

4. Какова организация Госбанка СССР?

5. Какова организация национальных трудовых сберегательных касс?

6. Какими изюминками владеет организация Общероссийского кооперативного банка по сравнению с другими товариществами с ограниченной серьезностью, и если сравнивать с акционерными банками?

7. Какова организация обществ обоюдного кредита?

8. Подлежат ли Госбанк и национальные трудовые сберегательные кассы торговой регистрации?

9. В чем особенности необходимой публичной отчетности кредитных учреждений?

Литература

1. В. Н. Шретер.— Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное) 1928 г., стр. 158—191.

2. В. Ю. Вольф.— Базы учения о акционерных обществах и товариществах. 1927 г., стр. 149—158.

3. А. Г. Гойхбарг.— Очерки хозяйственного права 1927 г., стр. 45— 59.

4. Е. И. Данилова. И. С. Перетерский иС.И.Раеви ч.— Советское хозяйственное право. 1926 г., стр. 144—154.

5. Ландкоф.— Товарищества с ограниченной серьезностью.

6. Его же.— Товарищества и акционерные общества, 1926 г., стр.107—119.

7. Краснокутскии.— Товарищества с ограниченной серьезностью, 1915 г.

8. Л. С. Элиассон.— Деньги, банковые операции и банки 1926 г., стр. 30—51.

9. П. Севрук.— Сельскохозяйственный кредит в СССР 1928 г стр. 99—113.

10.Г. Шмидт.— Кооперативный кредит, 1927 г.

11.Н. Озерецковский,— Правовая организация советской кооперации, 1927 г.

Вопросы для повторения к III лекции

1. Что такое кредитная совокупность СССР?

2. Что такое совокупность сельскохозяйственного кредита СССР?

3. Какие конкретно кредитные учреждения входят в совокупность сельскохозяйственного кредита?

4. В чем содержится регулирование деятельности кредитных учреждений?

5. Какие конкретно существуют органы регулирования деятельности кредитных учреждений?

6. Каково юридическое значение кредитного замысла?

7. Кто осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений?

Литература

1. П. Севрук. Сельскохозяйственный кредит в СССР. 1928 г.

2. Ахманов. Надзор за кредитными учреждениями. 1928 г.

3. Шрейбер. Правовой вид Банка долговременного кредитования «Хозяйство и Кредит», 1928 г., № 4—5.

Л Е К Ц И Я IV. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный контракт.

Вопросы для повторения к IV лекции

1. Как возможно классифицировать банковые сделки?

2. Что такое уставная сделка?

3. Какова юридическая природа своевременных правил банков?

4. Что такое контокоррентный контракт?

5. Каково юридическое воздействие контокоррентного соглашения?

Литература

1. Вормс. Юридическая природа контокоррента. «Хозяйство и Кредит», 1921 г., № 11.

2. Шершеневич. Курс торгового права, т. II.

Вопросы для повторения к V лекции

1. Кто может в СССР производить банковые билеты?

2. Какова юридическая природа банкового билета?

3. В чем содержится обеспечение банковых билетов Государственного банка СССР и что оно представляет собой по собственной юридической природе?

4. В чем особенность права собственности на банковые билеты по Г. К.?

5. Какие конкретно виды финансовых вкладов известны советскому банковому праву?

6. Какие конкретно взоры существуют по вопросу об юридической природе финансового вклада?

7. Какова юридическая природа срочного вклада?

8. Какова юридическая природа вклада и бессрочного вклада на текущий счет?

9. Какие конкретно документы выдает банк клиенту по вкладам?

10. Какие конкретно льготы установлены законом для вкладов в национальные трудовые сберегательные кассы?

11. Какие конкретно льготы установлены законом для вкладов в кредитно-кооперативные организации?

12. Что такое облигационный заем, в каком порядке и какие конкретно банки смогут их производить?

13. Что являются сертификатами национальных трудовых сберегательных касс?

Литература к лекции V

1. Л. А. Лунц. — Деньги и финансовые обязательства. 1927 г.

2. Л. С. Элиассон. — Деньги, банковые операции и банки. 1926 г.

3. М. М. Агарков. — Учение о полезных бумагах. 1927 г.

4. Г. Шмидт. — Кооперативный кредит. 1928 г., Фин. Изд.

5. Шершеневич. — Курс торгового права, т. II.

6. В. И. Серебровский.— Завещание либо соглашение. «Право и Жизнь». 1928 г., кн. I.

Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. юридическая природа и Понятие учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

Сигналы регулировщика


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: