Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

1 Имеется в виду человек, заключивший с кем-либо контракт и поклявшийся Аллахом, что не нарушит его.

Глава 810: Продажа идолов и падали.

996 (2236). Передают со Абдуллаха и слов ‘Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как (в один раз) в год овладения (Меккой) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пребывавший в Мекке, сообщил: «Воистину, посланник и Аллах Его запретили реализовывать вино, и падаль, и свинину, и идолов».

(Его) задали вопрос:

«О посланник Аллаха, а что ты сообщишь о жире мёртвых животных, которым покрываются (днища и борта) судов и смазываются кожи и что употребляется для освещения?»

Он сообщил:

«Нет, это запретно», а позже посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Да поразит Аллах иудеев! Воистину, в то время, когда Аллах запретил им (применять) жир (животных), они стали перетапливать его и реализовывать, проедая (полученные) за него деньги».

Глава 811: Цена собаки.

997 (2237). Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (брать) деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, приобретаемые прорицателем.

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

Книга предварительной оплаты

Глава 812: Предварительная оплата за известный вес и известную меру.

998 (2239). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«В то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину1, среди людей было принято за финики расплачиваться за год (либо: за два) вперёд, и он сообщил: “Пускай тот, кто начнёт платить за финики заблаговременно, платит за известный вес и известную меру”».

(2240). В второй версии (этого хадиса, кроме этого) передающейся со слов (Ибн ‘Аббаса, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил):

«…(договариваясь) на определённый срок».

1 Другими словами в то время, когда он прибыл в том направлении сразу после переселения /хиджра/ из Мекки в 622 году.

Глава 813: Предварительная оплата (с вручением денег) за то, базы чего у человека не имеется.1

1 Тут подразумевается предварительная оплата за финики, в то время, когда деньги приобретает тот, кто не обладает финиковыми пальмами, либо выплата денег за ячмень тому, кто не обладает посевами, и без того потом.

998 (2239). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«В то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину1, среди людей было принято за финики расплачиваться за год (либо: за два) вперёд, и он сообщил: “Пускай тот, кто начнёт платить за финики заблаговременно, платит за известный вес и известную меру”».

(2240). В второй версии (этого хадиса, кроме этого) передающейся со слов (Ибн ‘Аббаса, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил):

«…(договариваясь) на определённый срок».

1 Другими словами в то время, когда он прибыл в том направлении сразу после переселения /хиджра/ из Мекки в 622 году.

999 (2242, 2243). Сообщается, что Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и при Абу Бакре и ‘Умаре мы в большинстве случаев заблаговременно расплачивались за пшеницу, ячмень, сушёные финики и изюм».

(2244, 2245). В второй версии (прошлого хадиса сообщается, что Ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах,) сообщил:

«В большинстве случаев мы заблаговременно расплачивались с крестьянами Шама за узнаваемые меры пшеницы, оливкового масла (и) ячменя (, договариваясь с ними о поставках) на определённый срок».

Его задали вопрос:

«(Вы платили) тем, у кого была база?»

Он ответил:

«Мы их об этом не спрашивали».

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

Книга о преимущественном праве приобретения

Глава 814: Предложение, касающееся преимущественного права приобретения, которое (один совладелец делает второму).

1000 (2258). Передают со слов вольноотпущенника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Рафи‘а, да будет доволен им Аллах, что в один раз он пришёл к Са‘ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, и сообщил: «О Са‘д, приобрети у меня два моих дома (, каковые находятся) на твоём участке».

Са‘д сообщил:

«Клянусь Аллахом, я не куплю их!»

Тогда аль-Мисвар1 сообщил:

«Клянусь Аллахом, ты непременно (обязан) приобрести их!»

Са‘д сообщил:

«Клянусь Аллахом, я дам тебе не более четырёх тысяч (дирхемов) частями!»

(На это) Абу Рафи‘ сообщил:

«Мне уже дают за них пятьсот динаров, и если бы я не слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Сосед имеет больше прав на то, что прилегает к его участку”, то не дал бы тебе их за четыре тысячи, в то время, когда мне дают за них пятьсот динаров2!» — по окончании чего реализовал (эти дома) Са‘ду.

1 Аль-Мисвар — человек, что находился наряду с этим беседе и которого Абу Рафи‘ попросил оказать помощь ему реализовать собственные дома.

2 В то время один динар равнялся десяти дирхемам. Так, Са‘д внес предложение Абу Рафи‘у, да будет доволен Аллах ими обоими, на тысячу дирхемов меньше.

Глава 815: Чьё соседство ближе?

1001 (2259). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила:

«(в один раз) я задала вопрос: “О посланник Аллаха, у меня имеется два соседа, так кому же из них сделать презент?”1, (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Тому, чья дверь к тебе ближе”».

1 Имется в виду таковой случай, в то время, когда средства человека ограничены и он может подарить что-либо кому-нибудь одному.

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

аренды и Книга найма

Глава 816: О том, что касается найма.

1002 (2261). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с двумя людьми из аш‘аритов и сообщил (ему): “Я не знал, что они ищут работу”. (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Мы ни за что не назначим (либо: Мы не назначаем) тех, кто сам получает этого1”».

1 Тут речь заходит о том, что связано со рвением к власти. В другом хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(в один раз) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с двумя собственными двоюродными братьями, и один из них сообщил: “О посланник Аллаха, назначь меня правителем части того, что сделал подвластным тебе Всемогущий и Великий Аллах”, и что-то подобное сообщил второй. (Выслушав их, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Клянусь Аллахом, воистину, мы не поручим этого дела ни тому, кто требует об этом, ни тому, кто пытается к этому!”»

Глава 817: Пастьба овец за караты.1

1 Один карат равен половине даника, а даник равняется одной шестой дирхема. Так, в одном золотом динаре того времени было сто двадцать даников либо двести сорок каратов.

1003 (2262). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Какого именно бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он непременно пас овец». Его сподвижники задали вопрос: «А ты?» — и он сообщил: «Да, и я пас их для мекканцев за пара каратов».

Глава 818: О найме (работников) с послеполуденного времени до ночи.

1004 (2271). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(Продемонстрировать положение) мусульман, христиан и иудеев (возможно) на примере человека, что нанял людей, дабы они за определённую плату делали для него какую-то работу в течение дня до наступления ночи. И они трудились на него до середины дня, а позже сообщили: “Мы не нуждаемся в том вознаграждении, которое ты договорился (выплатить) нам, и (пускай) пропадёт (плата за) то, что мы уже сделали!” (На это) он сообщил им: “Не делайте этого, а доведите вашу работу до конца и получите заработанное вами абсолютно!” — но они отказались (сделать это) и покинули (его.) По окончании них он нанял двух вторых, сообщив им: “(Трудитесь) до конца этого дня, и вы получите то вознаграждение, которое я договорился (выплатить) им”. И (эти люди начали) трудиться, а в то время, когда настало время послеполуденной молитвы, они сообщили: “(Пускай остаётся) тебе да и то, что мы сделали, и та плата, которую ты нам назначил за это”. Он сообщил этим двоим: “Доведите вашу работу до конца, потому что сутки уже не так долго осталось ждать закончится”, но они отказались, и тогда он нанял (вторых) людей, дабы они поработали для него остаток (этого) дня. И они трудились остаток (этого) дня, пока не зашло солнце, абсолютно взяв (за это) плату (и первых, и вторых. Вот с чем возможно сравнить их1 положение да и то, что им досталось из этого света2”».3

1 Имеются в виду мусульмане, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает с людьми, трудившимися последними.

2 Имеется в виду сунны пророка и свет Корана, да благословит его Аллах и приветствует, что был воспринят и сохранён мусульманской общиной.

3 В комментариях аль-Касталани к этому хадису сообщено следующее: «Иудеи отказались уверовать в послание ‘Исы, и исходя из этого все их благие дела пропали напрасно. Что касается христиан, то они отказались принять послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в следствии чего их благие дела также пропали напрасно. Эти люди не взяли собственной награды ввиду того, что они отказались принять подлинную веру, дабы хранить её до самой смерти, и погибли как неверующие. Они должны были уверовать в самое последнее Послание, но их приверженность к собственной ветхой религии отнять у них той награды, которую они взяли бы за собственные благие дела, совершённые ими до появления новой религии. Что же касается мусульман, то они приняли все три Послания и уверовали в них, заслужив приз за собственную полную покорность воле Аллаха». См. хадис № 328.

Глава 819: О том, кто нанял работника, покинувшего (ему) собственную плату, по окончании чего наниматель применял (заработанное им) и увеличил (то, что у него было покинуто).

1005 (2272). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

(Некогда) трое людей из живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, в то время, когда они вошли в том направлении, с горы сорвался громадный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сообщили (друг другу): «Воистину, от этого камня вас может спасти лишь обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, дабы Он избавил вас от него) за ваши благие дела1!» (Затем) один из них сообщил: «О Аллах, у меня были ветхие родители, и по вечерам я ни при каких обстоятельствах не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. в один раз я на большом растоянии ушёл (от дома) по одному делу, а в то время, когда я возвратился к ним, они уже дремали. Я надоил для них молока; определив же о том, что они заснули, не захотел (ни будить их), ни поить молоком рабов и домочадцев до них, а до самого восхода солнца ожидал с кубком в руке их пробуждения. А позже (мои родители) проснулись и выпили собственное вечернее питьё. О Аллах, в случае, если я сделал это, стремясь к лику Твоему2, то избавь нас от того положения, в котором мы были вследствие этого камня!» И затем (камень сдвинулся с места, открыв) проход (, но не так, дабы) они имели возможность выбраться оттуда.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

Второй сообщил: «О Аллах, воистину, у моего дяди была дочь, которую я обожал больше (кого бы то ни было из) людей и хотел её, но она противилась мне. (Так длилось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. (Появлявшись в тяжёлом положении,) она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, дабы она разрешила мне распоряжаться собой, и она отправилась на это, в то время, когда же я взял возможность (овладеть) ею, она сообщила: “Непозволительно тебе разламывать эту печать в противном случае как по праву!” И тогда я посчитал, что совершу грех, в случае, если овладею ею, и покинул её, (не обращая внимания на то что) обожал её больше всех, покинув то золото, которое я ей дал. О Аллах, в случае, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы были!» И затем камень (снова сдвинулся с места, но проход был всё ещё слишком мало широк, дабы) они имели возможность выбраться оттуда.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

Третий сообщил: «О Аллах, воистину, (в один раз) я нанял работников и заплатил (всем) им, не считая одного человека, что покинул то, что ему причиталось1, и ушёл, я же применял его деньги и приумножил их. А через некое время он явился ко мне и сообщил: “О раб Аллаха, дай мне мою плату”. Тогда я сообщил ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь”. Он сообщил: “О раб Аллаха, не насмехайся нужно мной!” Я сообщил: “Воистину, я не насмехаюсь над тобой!” — и он забрал всё это и угнал, ничего не покинув. О Аллах, в случае, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы были!» — и затем камень (сдвинулся так, что они смогли) выбраться наружу и уйти.

1 Имеются в виду дела, совершавшиеся лишь для Аллаха.

2 Другими словами честно хотя выполнить Твоё веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя приз за это.

3 Имеется в виду, что он покинул этому человеку заработанные им деньги на сохранение.

Глава 820: О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор /рукйа/.

1006 (2276). Сообщается, что Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз) несколько сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отправилась в путь (, и они ехали), пока не остановились (на ночь) на стоянке одного из племён (бедуинов). Они попросили их оказать им гостеприимство, но те отказали (им в этом, а через некое время) вождя этого племени ужалила (змея либо скорпион), и (люди) стали стараться оказать помощь ему, чем имели возможность, но всё было зря. (Тогда) один из них сообщил: “Обратились бы вы к тем людям, каковые остановились (рядом с нами), возможно, что-то найдётся у них”.1 И (пара человек из этого племени) пришли (к этим сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) и сообщили: “О (люди), отечественный вождь был ужален, и мы применяли всё (, дабы оказать помощь ему), но безтолку, так, возможно, (противоядие) найдётся у кого-нибудь из вас?” Один из них сообщил: “Да, клянусь Аллахом, я (могу) заговаривать (от укусов), но, клянусь Аллахом, мы попросили вас оказать нам гостеприимство, а вы отказали нам, и исходя из этого я не стану просматривать для вас заговор, пока вы не заплатите нам что-нибудь”, и они сошлись с ними (на том, что те дадут им за это) стадо овец. И затем он начал читать над ним: “Хвала Аллаху, Господу миров…”2, сплёвывая на него3, а (через некое время вождь) как словно бы бы освободился от пут и начал ходить, (абсолютно) избавившись от боли. И (люди из этого племени отдали) им то, довольно чего договаривались с ними, а позже один из них4 сообщил: “Поделите (овец)”, но тот, кто просматривал заговор (, возразил): “Не делайте (этого), до тех пор пока мы не (возвратимся) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не поведаем ему (обо всём, что было), и не посмотрим, что он велит нам”. И (в то время, когда) они (возвратились) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поведали ему (обо всём), он задал вопрос: “Откуда ты выяснил, что она5 (может служить в качестве) заговора?” А позже он сообщил: “Вы всё сделали верно. Поделите (то, что вам досталось,) и выделите одну долю мне”, и (, сообщив это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся».

1 Другими словами возможно, у них найдётся какое-нибудь средство против укуса.

2 В противном случае говоря, 1-ю суру Корана “Аль-Фатиху”.

3 Речь заходит о лёгком поплёвывании на место укуса.

4 Имеется в виду один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

5 Другими словами сура “Аль-Фатиха”.

Глава 821: (Плата за) семя самца (животного).1

1 Имеется в виду взимание платы за спаривание животных.

1007 (2284). Сообщается, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (брать деньги) за применение самцов животных для спаривания».

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

Книга о переводе долгов

Глава 822: В случае, если долг переводится на богатого (человека), против этого не нужно возражать.

1008 (2287). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Затягивание богатым (выплаты долга) есть (проявлением) несправедливости, и (исходя из этого) в случае, если долг, что причитается кому-либо из вас, будет предложено перевести на богатого человека, пускай он согласится».1

1 Комментируя этот хадис в “Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджар показывает, что потому, что затягивание выплаты долга богатым человеком есть проявлением несправедливости, кредитору направляться соглашаться на предложение о переводе долга на него, поскольку взять долг с него может оказаться легче, а помимо этого, это окажет помощь богатому избавиться от греха совершения несправедливого поступка.

Глава 823: Долг покойного разрешено переводить на кого-либо (другого).

1009 (2289). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз, в то время, когда) мы сидели у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (люди) принесли к нему носилки с покойником и попросили: “Помолись за него”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Остались ли у него долги?” (Люди) ответили: “Нет”. Он задал вопрос: “А покинул ли он что-нибудь?”1 Они ответили: “Нет”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил по нему молитву. Позже (люди) принесли другого покойника и сообщили: “О посланник Аллаха, помолись за него”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Остались ли у него долги?” (Люди) ответили: “Да”. Он задал вопрос: “А покинул ли он что-нибудь?” (Люди) ответили: “Три динара”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил молитву по (покойному. Через некое время) принесли третьи (люди и носилки опять) обратились (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прося): “Помолись за него”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Покинул ли он что-нибудь?” Люди ответили: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “А имеется ли у него долги?” Они ответили: “(Он остался обязан) три динара”, (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Помолитесь вы за собственного товарища”. (Услышав это,) Абу Катада сообщил: “Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил за него заупокойную молитву».

1 Имеется в виду какое-нибудь имущество либо деньги.

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

Книга ручательства

Глава 824: Слова Аллаха: «…и те, с кем вы связаны клятвами1, — выделяйте же им их долю…» (“Дамы”, 33).

1 Тут имеются в виду клятвы на верность, каковые по инициативе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дали друг другу кое-какие мухаджиры и ансары, побратавшиеся между собой практически сразу после переселения мусульман из Мекки в Медину.

1010 (2294). Сообщается, что (в один раз) Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, задали вопрос: «Приходилось ли тебе слышать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Нет альянсов в исламе”?»1 — (на что) он ответил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил альянс2 между курайшитами3 и ансарами в моём доме».

1 Тут речь заходит о запрете на заключение таких альянсов, каковые заключали между собой арабские племена в доисламскую эру, объединяясь между собой для ведения боевых действий, совершения набегов и т.д.

2 Речь заходит о вышеупомянутом братании между мухаджирами и ансарами.

3 Имеются в виду мухаджиры.

Глава 825: (Человек,) поручившийся за то, что он оплатит долги покойного, не должен отступаться (от этого).

1011 (2296). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«(в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил (мне): “Если бы доставили деньги из Бахрейна, я дал бы тебе то-то, то-то и то-то”, (но) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, денег из Бахрейна больше не привозили, а в то время, когда их доставили, по велению Абу Бакра (было заявлено): “Пускай придёт к нам тот, кому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал слово что-нибудь (либо: тот, кому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался обязан)”. Тогда я пришёл к (Абу Бакру) и сообщил: “Воистину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал слово (дать) мне то-то и то-то”, и он отсыпал мне пригоршню (монет). Я пересчитал (эти монеты), и оказалось, что их было пятьсот (штук, по окончании чего) он сообщил (мне): “Забери ещё два раза по столько”».

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 17 глава

Книга предоставления полномочий

Глава 826: О предоставлении полномочий совладельцу.

1012 (2300). Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что в один раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал ему (стадо) овец, дабы он поделил их между его сподвижниками. По окончании (того как ‘Укба сделал это,) остался один ягнёнок, и он сказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что сообщил: «Принеси его в жертву от себя».

Глава 827: В случае, если пастух либо человек, которому поручено что-либо, заметит, что какая-нибудь овца умирает либо же что что-нибудь может прийти в негодность, (ему разрешается) зарезать её либо спасти то, что может испортиться.

1013 (2304). Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«У нас были овцы, каковые паслись на (горе) Саль‘. (Как-то раз одна) отечественная рабыня заметила умирающую овцу, отломала кусок камня и перерезала ей горло (его острым краем). Он1 сообщил им2: “Не ешьте (её), до тех пор пока я не спрошу об этом пророка, да благословит его Аллах и приветствует (либо: до тех пор пока я не отправлю кого-нибудь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, задать вопрос об этом)”. И он задал вопрос об этом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сам (либо: отправил кого-то), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) приказал (им) съесть (эту овцу)».

1 Имеется в виду папа Ка‘ба, да будет доволен Аллах ими обоими.

2 Другими словами людям, каковые в том месте пребывали.

Глава 828: Поручение относительно уплаты долгов.

1014 (2306). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(Как-то раз) один человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал требовать с него (возвращения) долга1, говоря с ним грубо. Сподвижники (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) решили (проучить его, но) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Покиньте его, потому что, воистину, у имеющего право2 (имеется право и) сказать”, по окончании чего он сообщил: “Дайте ему верблюда для того чтобы же возраста, как и его верблюд”. (Люди) сообщили: “О посланник Аллаха, у нас имеется лишь верблюд постарше”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Так дайте ему (этого верблюда), потому что, воистину, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдаёт (должное вторым)”».

1 Это человек пришёл потребовать то, что ему причиталось, раньше оговоренного срока.

2 В этом случае речь заходит о праве на возвращение долга.

Глава 829: О том, что разрешается делать подарки представителю каких-нибудь людей либо ходатаю за них.

1015 (2307, 2308). Сообщается, что аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«В то время, когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация (племени) хавазин (, люди которого) приняли ислам, он встал со собственного места. Они попросили его вернуть им их имущество и их пленных1(, на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Больше всего я обожаю самые правдивые речи, выбирайте же одно из двух: или пленных, или имущество, поскольку я (и без того) отложил их (раздел)2”, а (нужно заявить, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ожидал их более десяти дней по окончании собственного возвращения из Таифа3. В то время, когда им стало ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернёт лишь одно из двух, они сообщили: “Мы выбираем отечественных пленных”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся среди (собравшихся) мусульман, подобающим образом воздал хвалу Аллаху Всевышнему, а позже сообщил: “А после этого, воистину, эти ваши братья пришли к нам с покаянием, и я посчитал нужным вернуть им их пленных, так пускай же тот из вас, кто захочет сделать хорошее дело, так и поступит4, а кто желает подождать (получения) собственной доли , пока мы не выделим её ему из первой же военной добычи, которую дарует нам Аллах, пускай сделает (так)”. Люди сообщили: “Мы (по собственной воле) дадим им (пленных) для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, мы не знаем, кто из вас согласен на это, а кто нет, возвращайтесь же, и пускай ваши старшины скажут нам (о вашем ответе)”. Затем (все) люди возвратились к себе и их старшины поболтали с ними, а после этого они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему, что они5 по собственной воле согласны (отпустить пленных)».

Погружение в глубокий сон. Бинауральные ритмы — Delta-ритм


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: