Теория речевой деятельности.

Как и каждая вторая деятельность человека, речевая деятельность включает:

•потребность, мотив, цель, план, установку, знания (культурологические, фактически языковые, и апелляцию к ним);

•многосторонний анализ обстановки, в которой обязана случиться и происходит деятельность;

•принятие ответа осуществлять либо не осуществлять деятельность

•планирование деятельности (на различных уровнях осознания результатов планирования) и

предсказание ее вероятного результата (акцептор результата действия по П. К. Анохину )

• производство (исполнение) определенных операций и действий;

• текущий контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она нужна);

• конечное слиянение результата деятельности с ее целью (планом)

Речевая деятельность определяется А.А.Леонтьевым как процесс применения языка для общения на протяжении какой-либо второй людской деятельности.Согласно его точке зрения, речевая деятельность – это некая абстракция, не соотносимая конкретно с “хорошими” видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с большим трудом либо игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место только тогда, в то время, когда обращение самоценна, в то время, когда лежащий в ее основе, побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен вторым методом, не считая речевого. Речевые действия а также отдельные речевые операции смогут входить и в другие виды деятельности, первым делом – в познавательную деятельность.

Отличительными показателями речевой деятельности, по А.А.Леонтьеву, являются следующие:

Предметность деятельности.Она определяется тем, что речевая деятельность, по образному выражению А.Н.Леонтьева, протекает “с глазу на глаз с окружающим миром

Целенаправленность,которая свидетельствует, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое воздействие – промежуточной целью, достижение которой, в большинстве случаев, планируется субъектом заблаговременно.

Мотивированность речевой деятельности.Она определяется тем, что в настоящей действительности акт любой деятельности побуждается несколькими мотивами.

Иерархическая (“вертикальная”)организация речевой деятельности, включая иерархическую (по порядку)организацию ее единиц.

Фазная (“горизонтальная”)организация деятельности. И.А. Зимней: “…речевая деятельность представляет собой деятельный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи либо приема организованной и сформулированной при помощи языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в ходе общения”.

Как и любая вторая деятельность человека, речевая деятельность имеет структуру: определяется уровневым либо фазным строением. Сама мысль “фазного” строения деятельности в собственности отечественному психологу XX столетия Сергею Леонидовичу Рубинштейну. Характеризуя фазное строение речевой деятельности, А.А.Леонтьев выделяет пара (пять) независимых фаз речевой деятельности:

1.Побудительно-мотивационная фаза– реализуется сложным сотрудничеством потребностей, целей и мотивов деятельности как будущего ее результата. Источником речевой деятельности это коммуникативно-познавательный мотив. Серьёзным для понимания природы психотерапевтических процессов, составляющих эту фазу речевой деятельности, есть разграничение понятий мотив и потребность. В общей психологии потребность – это личностное желание, рвение к осуществлению деятельности (образно говоря, “желаю сообщить” либо “не могу молчать” – применительно к речевой деятельности). В начальный момент собственного существования потребность имеет неосознанный (либо слишком мало осознанный) темперамент. В то время, когда же потребность “осознается” она преобразовывается в мотив.

2. Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности, направлена на изучение условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его особенностей. В один момент это фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой и языковой организации речевой деятельности. Эта фаза включает следующие компоненты:

Первый компонент предполагает ориентировку субъекта речевой деятельности в условиях коммуникации. Он предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по следующим “вопросам”: “С кем?”, “Где?”, “В то время, когда?”, “В течение, какого именно промежутка времени?” будет осуществляться (либо уже происходит) речевая деятельность. Он же предусматривает четкое определение целей речевого, и осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой.

Второй компонент основан на реализации ответственных умственных программирования и действий планирования речевых высказываний – осознанных речевых действий в рамках речевой деятельности. Для его характеристики принципиально важно четкое разграничение главных интеллектуальных операций, снабжающих речевой процесс. В психологии планирование – это умственное воздействие, направленное на выделение главных этапов деятельности (речевых действий, ее составляющих) и определение последовательности их реализации. Создание замысла включает наметку способа и пути действия, составление обобщенной программы грядущих действий.

Примером планирования речи может служить составление замысла (целого текста), которое пребывает в определении главных смысловых фрагментов будущего высказывания (подтем, абзацев – в составе текста)– “зачина” (вступления), главной (познавательной) части и заключения.

3.Аккуратная и регулирующая фаза, реализующая речевые высказывания (либо их понимание и восприятие), вместе с тем включает операции контроля за ее результатами и осуществлением деятельности.

Так, речевая деятельность направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, метод учета условий, в которых осуществляются эти действия. Речевая деятельность проходит выработки плана и этап ориентировки действия, в ходе осуществления которого употребляются коррекции и механизмы контроля, разрешающие сравнить полученный итог с намеченным замыслом и при необходимости внести в воздействие какие-то трансформации.Это целенаправленная осознанная активность.

Е.Ф. Тарасов: «Теория речевой деятельности: современное состояние»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: