Театральные жанры

Часто, расходясь по окончании спектакля, зрители говорят.

— Да-a, это настоящая катастрофа! — Превосходная комедия! — Радостный водевиль!

Что же это такое — комедия, катастрофа, водевиль?

На данный вопрос ответить легко. Так как любой знает, что комедия — это радостная, забавная пьеса, а следовательно, и радостный, забавный спектакль. Катастрофа — спектакль, в котором происходят какие-то весьма напряженные драматические события. Водевиль — шутливый спектакль с куплетами. Такие ответы мы можем услышать от многих. Но в случае, если у этого же человека задать вопрос, к какому жанру относится этот спектакль, то нельзя исключать, что мы не возьмём ответа на собственный вопрос.

А ведь говорим мы о том же: комедия, водевиль, катастрофа, драма — это театральные жанры, т. е. особенные типы художественной формы.

Применение определенного жанра разрешает отобразить отдельные стороны многообразной действительности, выделить те либо иные ее особенности. Темперамент жанра во многом определяется кроме этого отношением автора к судьбе, его мировоззрением.

Жанры — это не застывшие окончательно формы театрального мастерства. В различные эры общество предъявляло разные требования к одному и тому же жанру, и теоретики-драматурги выводили совсем противоположные законы построения этого жанра. Так, во время классицизма в каждой трагедии должны были соблюдаться «три единства»: места, времени и действия. Действующими лицами в ней могли быть лишь всевышние, герои и цари. Тогда никто и не имел возможности вообразить себе трагедии, где бы действовали простые люди, крестьяне, воины. Исходя из этого рождение драмы, пришедшей вместе с новым классом — буржуазией, явилось прогрессивным шагом в развитии драматургии.

Любой новый этап в развитии общества постоянно приносил пересмотр существовавших ранее требований к мастерству. Изменялись представления об отличительных показателях того либо иного жанра. Изменялись законы драматургии. Шекспир, к примеру, ввел в собственные трагедии комедийные элементы, не смотря на то, что по общепринятым в то время законам классицизма это было совсем недопустимо. А Мольер в собственных комедиях весьма без шуток поставил многие ответственные неприятности. К примеру, в его «Тартюфе» лицемерия и обличение ханжества ведется с таковой беспощадностью, что многие элементы пьесы выходят за рамки забавного.

Законы, отграничивающие жанры друг от друга, определяли и четкое разделение актеров на комиков и трагиков. Актер определенного направления пользовался лишь теми сценическими приемами, каковые диктовались ему законами жанра. «Высокое» мастерство классицистической катастрофе потребовало преувеличенно переживаний и яркого выражения чувств. Исходя из этого актер-трагик не имел права на естественность и простоту речи, манер, поведения. На сцене он не сказал, а скорее читал собственную роль. А исполнитель своей речью и комической роли, и каждым перемещением должен был смешить зрителя. Его игра служила для того, чтобы

оттенить благородство поступков и чувств добродетельных храбрецов.

Громадные актеры постоянно ломали эти рамки. Они хотели попасть в самых разных жанрах раскрыть правду и глубину судьбы. Сейчас смешение комедийного и ужасного видится все чаще и чаще, поскольку рвение современных авторов отразить жизнь во всей ее полноте требует отказа от формальных жанровых границ. Исходя из этого сейчас значительно реже видятся актеры, играющие пьесы лишь одного жанра.

* * *

Драма — один из самых распространенных жанров драматургии конца и современной драматургии XIX в. К драмам возможно отнести такие пьесы А. П. Чехова, как «Три сестры», «Иванов», «Дядя Ваня», «Чайка», пьесы М. Горького «Дети солнца», «Зыковы», пьесы современных советских драматургов: «Таня», «Домик на окраине» А. Арбузова, «Ее приятели» В. Розова и многие другие.

Катастрофа — драматический жанр, для которого свойственны непримиримость и острота изображаемого конфликта. В базе катастрофы лежит такое столкновение характеров, страстей, правил, за которыми стоит напряженная борьба публичных сил, в большинстве случаев приводящая к смерти храбрецов. Это относится к любой трагедии—будь то «Прометей» Эсхила, «Гамлет», «Отелло» Шекспира, «Егор Булычев» М. Горького, «Смерть эскадры» А. Корнейчука.

Октябрьская социалистическая революция породила к судьбе новые жанры в советском театре. Показалась совсем неосуществимая раньше «Оптимистическая катастрофа» Вс. Вишневского. Эта пьеса дала начало новому жанру катастрофы, где, не обращая внимания на смерть храбрецов, неизбежно торжествует правое дело.

В комедии кроме этого непременно должно быть столкновение. Но это столкновение направлено на осмеяние и обличение лжи, фальши, нравственного уродства. Задачи комедии смогут быть разны, как возможно разен и жизненный материал, на котором она строится, и отношение к этому материалу самого автора. Так, пьеса В. Гусева «Весна в Москве», где хохот приводят к нелепым положениям, в каковые попадают влюбленные — по рассеянности либо по недоразумению, — комедия лирическая. «Мистерия-Буфф» В. Маяковского, высмеивающая социальные пороки отживающего капиталистического мира, — сатирическая комедия.

Разновидностью комедии есть и водевиль — это пьеса, в базу которой, в большинстве случаев, положен анекдотичный сюжет. Диалог в ней сопровождается куплетами, исполняемыми под музыку. В русских водевилях громадное место занимала музыка, исходя из этого многие из них в начале XIX в. назывались операми-водевилями. Великий русский поэт Н. А. Некрасов создал особенный тип водевиля с острым социальным содержанием, характерный лишь для России.

Не считая этих главных театральных жанров, существует довольно много второстепенных, рожденных в различные эры своеобразными условиями интересов и жизни общества.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: