Станислав монюшко (1819—1872)

«Я вовсе не принадлежал к числу так называемых вундеркиндов, но с самых ранних лет ощущал непреодолимое влечение к музыке… Мать первая увидела во мне сверкающую искру дара и, когда пальцы мои мало окрепли, сама начала учить меня началам любимого мастерства» — так говорит о собственном детстве Монюшко. Он рос в помещичьей усадьбе отца в Белоруссии. Замечая жизнь крестьян, будущий композитор с детства полюбил народные обычаи, мелодии польских и белорусских песен. Папа Монюшко, в прошлом армейский, увлекался мастерством и решил дать собственному единственному сыну разностороннее воспитание в Варшаве. Станислав берет уроки музыки, обучается игре на органе, часто бывает на концертах и в опере. В Варшаве ставятся итальянские и французские оперы, выступают виртуозы-пианисты, скрипачи, великий Паганини.

В 1830 г. семья Монюшко возвращается в Минск. В их доме устраиваются музыкальные вечера, тут поют, играются в четыре руки. В эти годы Станислав решает стать музыкантом.

Дар Монюшко раскрывается не сходу. Ничего выдающегося не увидели в нем его учителя. В скромном близоруком парне нет ничего, что предсказывает творца превосходных польских песен, создателя национальной оперы.

По окончании обучения в Берлине Монюшко приобретает скромную должность органиста в костёле (польской церкви) г. Вильно. На этом «виленском пустыре», как его именовали с печалью, совершил Монюшко 18 лет. Тут создал он собственные редкие по красоте «Домашние песенники», чуть ли не первые национальные произведения для голоса. Уже через пара лет по окончании появления этого сборника, по словам современников, практически на всех концертах «звучат песни Монюшко, нет зала либо гостиной, где бы их не пели».

Но в ту пору виленской судьбы слава шла к композитору медлительно. Виленцы и не подозревали, что органист, которого они слушают в костёле и что преподаёт уроки по рублю за час, выдающийся композитор. Не обращая внимания на трудности, потребность, Монюшко осуществляет в эти годы собственную заветную цель — формирует первую польскую хорошую оперу «Галька».

В 1848 г. «Галька» в первый раз раздалась в концертном выполнении в Вильно. Тогда она состояла всего лишь из двух актов. Лишь через десятилетие расширенная до 4 актов, обогащенная новыми музыкальными эпизодами «Галька» с огромным успехом была поставлена в Варшаве. Знакомство Монюшко с русской оперной классикой, встречи с Глинкой, Даргомыжским, Серовым помогли ему в создании выдающейся польской национальной оперы.

Опера «Галька» — это отклик композитора на революционное перемещение польского крестьянства, развернувшееся в 40-х гг. XIX в. В начальном варианте опера должна была заканчиваться крестьянским восстанием. По цензурным соображениям финиш ее Монюшко было нужно поменять. Но опера не потеряла собственной обличительной силы и демократической направленности.

Сюжет «Гальки» забран из народной судьбы: крестьянская женщина Галька обожает молодого помещика Януша, что обманывает ее. Крестьянский юноша Ионтек, всем сердцем преданный Гальке, пробует раскрыть ей измену Януша. Убедившись в неприятной истине, потрясенная Галька сходит с ума. Охваченная жаждой мести, она желает поджечь костёл, где происходит венчание Януша с дочерью стольника. Но идея о том, что в огне погибнут ни в чем не повинные крестьяне, пришедшие на свадьбу, останавливает ее. В порыве отчаяния Галька кидается в реку. Собравшийся у костёла народ оплакивает загубленную барином девушку.

Музыка оперы лирична, напевна, она звучит и сейчас — сто лет спустя — честно и свежо. Музыкальный язык ее драматичен и глубоко народен, не смотря на то, что Монюшко и не вводит в «Гальку» ни одной польской народной песни.

Действующие лица оперы правдиво обрисованы в музыке. ария и Песни Гальки, думка Ионтека, хор крестьян полны живого эмоции, теплоты, мелодии их несложны и ясны. Сочувствие композитора полностью на стороне людей из народа. Музыкальная черта аристократов далека от традиций народной песенности. Этим Монюшко как бы подчеркивает отсутствие теплоты и искренности у надменных и эгоистичных шляхтичей.

По-различному написаны композитором две мазурки в опере: бравурная, чуждая народному духу, исполняемая в доме стольника, и красочная, воистину народная, звучащая в хоре крестьян из третьего действия.

Имя Монюшко делается известным не только в Польше, но и за границей. Он делается дирижером Варшавского театра оперы и балета. Тут идут его новые оперы: «Сплавщик леса», «Графиня» и известный «Зачарованный замок, либо Ужасный двор» (1865), в котором раскрылось лирико-комедийное дар Монюшко. Он превосходно нарисовал в музыке картины из судьбы ветхой Польши: гадание девушек, приход ряженых; талантливо ввел в нее танцы и народные песни. Все тут проникнуто юмором, полно кипучей жизни и наряду с этим хороши стройно и законченно.

Оперы, созданные Монюшко, — верховный пример самобытного польского оперного стиля; до него не встал потом ни один композитор Польши. Но сам Монюшко с присущей ему необычной скромностью сказал о собственном творчестве: «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским почвам, я наполняюсь духом народных песен. Из них, кроме моей воли, воодушевление переливается во все мои произведения».

С.Монюшко.Я.Чечот.\


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: