Специфические закономерности психическом развитии детей со всеми типами нарушений (по в.и.лубовскому)

В психологическом развитии детей со всеми типами нарушений возможно выделить своеобразные закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений отмечается понижение свойства к приему, переработке, использованию и хранению информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом понижение характерно лишь для определенного периода онтогенеза. К примеру, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее правильное и долгое хранение наглядного материала (зрительных образов отлично привычных детям предметов) у детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10 — 11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, есть трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность кроме этого может иметь преходящий темперамент, при адекватных условиях обучения соотношение яркого и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети обучаются пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет собственные временные и структурные изюминки проявления. Так, на начальных этапах обучения глухого ребенка речи для него характерно необычное потребление слов, обусловленное тем, что опирается таковой ребенок лишь на впечатления, появляющиеся от яркого восприятия окружающей действительности посредством сохранных анализаторов (Ж. И. Шиф). В начале обучения мелкий глухой ребенок может уловить в слове лишь указание на определенный предмет, исходя из этого слова для него имеют более неизвестные, размытые значения, мало различаются по степени общности. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более правильные и обобщенные значения слов, получает свойство оперировать отвлеченными понятиями.(*)

В психологическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, основные для данного вида нарушения психологического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что нужным условием успешного психологического развития всякого ребенка есть большое возрастание количества, сложности и разнообразия внешних действий. Из-за поражения слуха количество внешних действий на глухого ребенка весьма делан выводы, сотрудничество со средой обеднено, общение с людьми затруднено. Благодаря этого психологическая деятельность для того чтобы ребенка упрощается, реакции на внешние действия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся совокупность межфункциональных сотрудничеств поменяна. Исходя из этого компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, к примеру, отмечается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная обращение в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — получает громадную роль если сравнивать с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность — отличия в темпах психологического развития у детей с нарушениями слуха если сравнивать с нормально слышащими детьми: замедление психологического развития по окончании рождения и ускорение в последующие периоды. Трансформации в темпах психологического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М. Соловьев путь психологического развития ребенка с нарушенным слухом воображал в следующем виде: различия в психологической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, в то время, когда благодаря систематических сурдопедагогических действий различия перестают увеличиваться а также уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше появляется поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем стремительнее и больше сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Главный суть сурдопедагогических мероприятии состоит, так, в создании новых условий для
психологического развития, в первую очередь в качественном изменении и расширении доходящих до ребенка внешних действий, трансформации их состава за счет действий, заменяющих звуковые и равных им по значению. Психологическое развитие детей с нарушениями слуха — это необычный путь развития, совершающегося в особенных условиях сотрудничества с внешним миром. Наряду с этим дефицитарном типе нарушенного развития первичный недостаток слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, которые связаны с ним самый тесно, и к замедлению развития последовательности вторых функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психологических функций со своей стороны замедляют психологическое развитие глухого либо слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, например, в разной степени недоразвития одних перцептивных совокупностей при относительной сохранности вторых.

(*Эти положения сурдопсихологии основаны на изучениях середины прошлого века. На данный момент накоплен фактический материал о громадном хорошем влиянии ранней коррекционной работы на психологическое развитие ребенка с нарушенным слухом)

Вопросы.

1. Как вы понимаете сущность единства и взаимодействия биологических и социальных факторов в ходе развития ребенка?

2. Чем обусловлена неравномерность психологического развития детей?

3. Развитие каких психологических функций может пострадать в следствии врожденного нарушения слуха у ребенка?

4. Как вы осознаёте положение Л.С.Выготского о видоизменениях в детском развитии?

5. Нужным условием успешного психологического развития всякого ребенка есть большое возрастание количества, сложности и разнообразия внешних действий. Каковы, по-вашему, возможности создания особых условий, как следует расширяющих сферу внешних действий на ребенка с нарушенным слухом?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: