Специальные приемы коррекции ритма речи при заикании

Как было продемонстрировано выше, у многих заикающихся недостаток речи сводится по большей части к речевой дизритмии различных уровней (мозговой организации ритма речи)

Самый грубо нарушения ритма речи проявляются в виде подкорковой дизритмии, или иначе, дизритмической дизартрии. В ее основе лежит нарушение свойства воспроизводить самый элементарный слоговой ритм, во многом она аналогична тому синдрому, что в литературе обозначается как органическое заикание либо сейчас как неврозоподобное. Главные приемы работы с данной группой заикающихся вытекают из специфики первичного недостатка речи. В случае, если ребенок не в состоянии маршировать, равномерно отстукивать рукой несложной двудольный размер на барабане, бубне и т.д., то главной задачей есть тут закрепление и пробуждение элементарного эмоции ритма. Это требует введения внешних опор (запасных афферентаций) в виде введения разметки следов на полу (для ритмичного шага), метронома, механических игрушек типа зайцев, играющих на барабане и др., играющие роль аудиовизуальных (слухо-зрительных) подкреплений. Громадное место тут должны занимать музыкальные занятия, сначала с моторными, а после этого и вербальными подкреплениями ударных долей такта посредством разного рода вокализаций (возгласов, подпеваний), а вдруг быть может, звукоподражаний.

На следующем этапе проводится работа по делению слов на слоги, опять-таки с моторным, тактильным и аудиовизуальным подкреплением. Принципиально важно, дабы тренинговые слова подбирались в порядке усложнения их лингвистической структуры и закреплялись в памяти. От слов направляться перейти к ритмизированному воспроизведению фраз с подключением тех же внешних опор.

В связи с тем, что для подкоркового нарушения ритма характерно изменение мышц артикуляционного аппарата, нужна и отработка артикуляционных перемещений по методике преодоления нарушений речи при дизартрии логопедический массаж, гимнастика, коррекция просодической стороны речи, и, первым делом, интонационных параметров. После этого нужен переход к словесному ритму (произнесению текстов и фраз с ударением на каждом слове). Данный метод говорения играет роль фона для перехода к нормативному методу. Словесный ритм «высвечивает» в речевом потоке места совмещения ритмических единиц различных уровней, что нужно для «укладывания» слов в синтагму, подчинения произносимого слова ее логическому центру. Таким методом осуществляется переход от подкоркового ритма к ритму уровня коры, а правильнее, ее правого полушария. На завершающем этапе занятий отрабатывается нормативное для устной речи говорение посредством деления речевого потока на синтагмы.

Корковый уровень дезорганизации ритмического параметра речи характеризуется «усилением» невербального ритма, связанного с функциональной гиперактивностью правого полушария. Коррекция таковой дизритмии требует своеобразных приемов работы. Они состоят во временном «запрете» музыкальных заучивания и занятий стихов ввиду их ритмической близости к музыке. Главной задачей работы при таком виде дизритмии есть выработка плавной речи. Применяемые для ее решения способы пребывают в том, дабы разрешить почувствовать течение ритмов различных уровней, строго координированных между собой слогового, словесного и синтагматического, и их подчиненность логическим центрам высказывания. Для этого употребляется прием нюансированной передачи голосом логически ударных и неударных фрагментов: сопряженно, отраженно, а после этого самостоятельно. Допустимо и подкрепление ударных слогов тактильными опорами. В частности, предлагается сложить совместно между собой ладони рук и переворачивать их по ходу говорения, сжимая руки в местах логических выговоров. Потому, что логические выговоры совпадают с паузой, отделяющей одну синтагму от второй, зажим направляться удерживать в течение всей паузы, причем до тех пор, пока не покажется рефлекторная потребность сделать вдох для продолжения говорения. Прием мышечного напряжения, маркирующего паузы и логические центры речевого потока, решает сходу пара задач упорядочивает обращение, «высвечивает» ее смысловую составляющую и снабжает непроизвольное речевое дыхание. В этом случае не приходится давать команды типа «вдохни — выдохни», каковые не облегчают, а усложняют нормативное говорение, т.е. в значительной степени решается одна из самые важных неприятностей коррекции речи при заикании — нормализация речевого дыхания. Перемещения рук возможно заменять подобным образом — организованным перебором барабанных палочек, шагами и другим.

Корковую дизритмию, обусловленную гиперактивностью правого полушария, не нужно смешивать с корковой дизритмией, обусловленной недостаточным владением средствами языка, т.е. вызванную недоразвитием речи. Ее возможно обозначить как лингвистическую. Появление запинок в этом случае есть вторичным. Оно обусловлено трудностями подбора грамматических средств и слов для перевода внутренней речи во внешнюю. Работа по формированию речи при таком нарушении дает, в большинстве случаев, хороший итог. Приемы, направленные конкретно на упрочнение речевого ритма, играются второстепенную, вместе с тем ключевую роль. Они помогают закреплению купленных навыков владения языковыми средствами и параллельно — выработке плавной речи.

Вопросы по теме «Коррекция заикания»:

1. В чем состоит комплексный способ коррекционной работы при заикании? Каково его значение?

2. В то время, когда направляться затевать работу по нормализации речи при заикании?

3. Каков оптимальный режим судьбы заикающегося ребенка?

4. По какой причине при одних формах заикания направляться применять музыкальные занятия и стихотворную речь, а при вторых временно «уйти» от них?

5. Каков способ регуляции речевого дыхания на рефлекторном уровне?

6. В чем состоит левополушарная латерализация речевого ритма?

7. Какую роль играется смысловая программа высказывания в процессах левополушарной латерализации речевого ритма?

8. По какой причине у заикающихся бывают «холодные» периоды, в то время, когда они говорят фактически без запинок, и периоды ухудшения степени выраженности речевого недостатка?

9. По какой причине трудности говорения при заикании довольно часто сопровождаются симптомами нарушения вегетативной нервной совокупности?

10. Каково значение способов закрепления навыков плавной речи?

Часть 2. Восстановительное обучение*

Особенности речи детей с заиканием. Коррекция речи при заикании. Методы устранения заикания.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: