Собственно, он защищает свой эклектицизм.

13. Средневековая философия. Ключевые принципы средневекового философского мышления. Страница 110 уч. Спиркин

Ключевые принципы средневековой философии (отражают правила средневекового мышления):

1. Принцип полной личности — самая фундаментальная мысль философского значения.

2. Теоцентризм — принцип, в соответствии с которому Всевышний есть центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип полной личности.

3. Монотеизм — Всевышний един, а не множествен. В отличие от древних всевышних христианский Всевышний един и неповторим.

4. Креационизм — учение о сотворении мира Всевышним из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античном мире поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

5. Символизм — познание земного как инобытия, мира Всевышнего.

6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Всевышним привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Основная неприятность философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек владеет не двумя измерениями, то есть душой и телом, как вычисляли гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух (духовность) — причастность к божественному при помощи веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Всевышнего. За Всевышним человек причастен к добру. Сущность человека — вера, надежда, любовь, но любовь из них больше (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.

.

14. учения и Жизнь Августина страница 80 Спиркин

15 Патристика и схоластика как главные этапы развития средневековой философии стр 117 Алексеев

16. Философские взоры Аквинского стр 92 Спиркин

17. Главные понятия средневековой философии.

Средневековье занимает долгий отрезок истории Европы от распада Римской империи в пятом веке до ренесанса (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в это время имела два главных источника собственного формирования.

Первый из них — древнегреческая философия, в первую очередь в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, развернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских совокупностей средневековья диктовалась главными догматами христианства, среди которых громаднейшее значение имели такие, как догмат о личностной форме всевышнего-творца, и догмат о творении всевышним мира из ничего. В условиях для того чтобы ожесточённого религиозного диктата, поддерживаемого властью , философия была заявлена служанкой религии, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм — (греч. theos — Всевышний), такое познание мира, в котором причиной и источником всего сущего выступает Всевышний. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступень в совокупности знания помещается теология; ниже ее — находящаяся на работе у теологии философия; еще ниже — прикладные науки и различные частные.

Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Всевышний из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном трансформации.

Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), совокупность взоров, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, а также поведением и историей отдельных людей, руководит божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Всевышний, высшее существо либо его действия).

В средневековой философии возможно выделить, как минимум, два этапа ее становления — патристику и схоластику, четкую границу между которыми совершить достаточно тяжело.

Патристика — совокупность теолого-философских взоров «отцов церкви», каковые взялись за обоснование христианства, опираясь на древнюю философию и в первую очередь на идеи Платона.

Схоластика — является типом философствования, при котором средствами людской разума пробуют обосновать принятые на формулы и веру идеи.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между номиналистами и реалистами. Спор шел о природе универсалий, другими словами о природе неспециализированных понятий, являются ли неспециализированные понятия вторичными, другими словами продуктом деятельности мышления, либо же они являются первичное, настоящее, существуют самостоятельно.

Концептуализм как одно из направлений в споре реалистов и номиналистов об « универсалиях» (Универсалии — (от лат. universalis – неспециализированный) так в средневековой философии обозначались неспециализированные идеи. В споре об универсалиях шла обращение, о том, являются ли они объективными, настоящими, либо легко имена вещей. В соответствии с первой точки зрения универсалии существуют «до вещей», идеально (точка зрения крайнего реализма Эриугена) либо существующих «в вещах» (тоска зрения умеренного реализма Фомы Аквинского). Противоположный взор: универсалии существуют только в уме, «по окончании вещи», в виде умственных построений (концептуализм) либо кроме того являются сто словами (конечный номинализм). ) постарался отыскать «золотую середину» в ответе этого вопроса. Его ещё довольно часто именуют умеренным номинализмом либо умеренным реализмом. На позициях концептуализма находились философы могущие мыслить диалектически. Первым делом, это арабский философ Ибн-Сина (Авиценна) и французский философ Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Стремясь преодолеть номинализма и крайности реализма, Абеляр рассуждал следующим образом: Существовать реально смогут лишь единичные вещи. Но вещи смогут иметь не только неповторимые особенности, но и свойства, сходные с другими вещами. Человеческий разум в состоянии выделить эти неспециализированные особенности в предметах и назвать их, — так образуются неспециализированные понятия, каковые Абеляр именовал концептами, т.е. идеями (из этого заглавия течения концептуализм). Так, концептуализм признает существование неспециализированного и единичного в самих вещах, но в том месте они существуют в нерасчлененном виде, слитно (мысль, без сомнений, диалектическая). Разум же человека разрешает выделить из вещей сходные особенности, отвлекаясь от личных различий и сформироровать понятие, т.е. общее в чистом виде. Потом эту свойство людской разума назовут абстрактным мышлением. Учение концептуализма явилось крайне важным достижением в понимании специфики людской познания. И все-таки взоры Абеляра нельзя назвать материалистическими, т.к. он оставляет место Всевышнему и думал, что наровне с существованием понятий в людской голове они существуют в уме Всевышнего, выступая в качестве образцов, по которым он творить вещи, а это позиция объективного идеализма сродни Платоновскому.

Номинализм воображал собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании явлений и предметов природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению Священного писания и авторитета церкви.

Реалисты показывали, что неспециализированные понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали неспециализированным понятиям независимое существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, согласно их точке зрения, воображают только формы проявления неспециализированных понятий.

Средневековая философия внесла значительный вклад в предстоящее развитие гносеологии, для создания баз естественнонаучного и философского знания. XIII век — характерная черта этого столетия — медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя [11].Развитие товарно-финансового хозяйства в государствах Западной Европы привело к значительному экономическому экономическому. Изменение в производственных отношениях, неизбежно привели к определённым преобразованиям в идеологической надстройке. Благодаря этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия пытается к формированию муниципальных школ, происхождению университетов.

Философским выражение пробуждения данной расширения и жизни научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пробовали найти не столько практические советы, каковые могли быть использованы в экономической и публично-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже прекратил соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Так как августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных изучений. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит ничего хорошего, потому что не только не приумножает людской счастья, но поглощает время, нужное для созерцания значительно более ответственных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Желаю осознать всевышнего и душу. И ничего более? Совсем ничего!». Очевидно, осознаваемая так философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений. Интеллектуальные запросы потребовали новой философии.

Развившееся в конце XII и в XIII столетии в государствах Западной Европы интеллектуальное перемещение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки от теологии, разума от веры. В следствии долгих споров, ведущихся между церковью и отдельными мыслителями, выкристаллизовалось пара точек зрения на то, как решить проблему разума и отношения веры:

— Рационалистическая точка зрения. Приверженцы ее потребовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины либо заблуждения;

— Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин — теологической и научной;

— Точка зрения предметного разграничения. Ее приверженцы разграничивали науку и теологию по их целям и предметам;

— Точка зрения полного отрицания сокровища науки.

В условиях, в то время, когда все более обширно пробуждался интерес к философии и науке, не было возможности так же, как и прежде поддерживать полное отрицание сокровища рационального знания, нужно было искать другие, более узкие методы решения вопроса об отношении науки и теологии. Это было нелегким делом, потому что обращение шла о выработке для того чтобы способа, что, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, в один момент был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.

18. черты философии и Основные этапы Восстановления.

Эпоха ренесанса — переходная от Средневековья к Новому времени. Ее мыслители, с одной стороны, находятся под влиянием уходящего теоцентрического мировоззрения, а с другой — закладывают фундамент науки здания и нового философии. Эта близость к уходящей эре отыскала отражение как в терминологии, так и концепциях всех представителей ренесанса.

Философия ренесанса (от франц. renaisgance — восстановление, ренессанс) охватывает период с ХIVв. по I-ю пол. XVIIв. Сейчас в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные страны. Наровне с этим появляется городская светская культура, связанная, во-первых, с восстановлением интереса к древней культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов.

В системном замысле возрожденческие философские построения уступают как древней, так и средневековой философии. Философские построения античности свел в совокупность Плотина, философские воззрения средневековья объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя, что сумел бы произвести подобную работу в эпоху ренесанса. По всей видимости, это явилось следствием состояния самой ренессансной философской мысли, требующей не столько систематизации философских идей, сколько всестороннего изучения человека, утверждения его творческой деятельности и самостоятельности. Эпоха ренесанса не покинула великих философских совокупностей, но она обосновала идею доверия к естественному людской разуму и заложила фундамент философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

Каковы же характерные черты философии ренесанса, делающие ее необычным периодом в развитии европейской философии и отличающие от Нового и философии средневековья времени? Во-первых, ренессансная философия перестает быть служанкой теологии, секуляризируется и получает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “схоластические словопрения” и книжную мудрость на базе изучения самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей великими и естествознанием географическими открытиями. В-третьих, ей свойствен четко выраженный антропоцентризм, в соответствии с которому человек имеется центр и верховная цель мироздания, утверждающий в ходе творческой деятельности независимость и свою индивидуальность.

В эволюции философии ренесанса возможно выделить четыре главные этапы:

Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) — в центре внимания ставило человека, прославляло его преимущество, могущество и величие, иронизировало над догматами Церкви;

O Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого — Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. — развивали учение Платона, пробовали познать природу, Космос и человека с позиций идеализма;

O Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пробовавшие развенчать последовательность положений учения Церкви о Всевышнем, Вселенной, основах и Космосе мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Деление это носит не столько хронологический, сколько типологический темперамент, потому, что имеются в виду главенствующие тенденции философской мысли каждого хронологического периода. Так, гуманизм Эразма Роттердамского отличается от гуманизма неоплатоников своим сильно выраженным натуралистическим характером.

Эпоха ренесанса знаменуется развитием индустрии, торговли, мореплавания, военного дела, другими словами развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это потребовало освобождения разума от догматических правил поворота и схоластического мышления к естественнонаучному познанию человека и мира. открытия и Изобретения, знаменующие переход к Новому времени – открытие Америки, установление новой астрономической совокупности Коперника – поменяли взоры людей на мир, наложив глубочайший отпечаток на целый темперамент последующей философии и науки.

Все перемены в жизни общества ренесанса сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и правильных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного мастерства. Зародившись в городах Италии это обновление, захватило после этого и другие европейские государства. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между государствами содействовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

В XIV — XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-финансовые отношения. Одной из первых вступила на данный путь Италия, чему в большой степени содействовали: большой уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, денежного дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Складывание нового общества было подготовлено и публичным сознанием, трансформациями в настроениях разных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эру активного торгово-промышленного и денежного предпринимательства без шуток расходился с настоящей жизненной практикой этих социальных слоев с их рвением к мирским благам, накопительству, тягой достатку. В психологии купечества, ремесленной вершины четко проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных широких возможностей и способностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, эйфории мирской судьбе, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение соотечественников, слава в памяти потомков.
Эпоха ренесанса есть полностью независимым новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но наряду с этим являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых столетий Европы.
Ренессанс имеется переходная эра от Средневековья к Новому времени со всеми свойственными такому “мосту” несоответствиями, непоследовательностью, регрессиями (к примеру, Контрреформации и феномены Реформации, инквизиции и секуляризации, и т.п.).
Сам термин «восстановление» для чёрта эры XIV-XVI века был введен ее современниками – итальянскими гуманистами. Генетически связанный с религиозно-этическим понятием «обновление», данный термин получает в указанный период принципиально другой суть: обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки по окончании их долгого упадка в средние века – кстати сообщить, и последний термин также был творением ренессансных гуманистов: “эра посредине” (между Ренессансом и античностью). Так, уже в оценках самих деятелей данной эры Восстановление господства “средневекового варварства” (что, как мы знаем, было как минимум несправедливо в отношении к собственным культурным истокам). Гуманисты следующих поколений не скрывали собственного презрения к “варварству и невежеству” средних столетий и энергично “возобновляли древние традиции”, полагая себя их прямыми продолжателями.
Итак, под эпохой ренесанса знают период в истории европейской культуры, первым делом с XIV по XVI век включительно, характеризующийся переносом культурных заинтересованностей из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к материальным проявлениям судьбы, другими словами в сферу профанного – впредь до создания культуры антропоцентризма (от греческого «антропос» – человек). Эпоха ренесанса характеризуется всплеском художественного творчества, первым делом в области пластических искусств (живопись, скульптура), возникновением национальных языков на базе церковной латыни и местных народных говоров, становлением национальных стран на базе феодальных владений, развитием экономики, а на его базе развитием городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией («обмирщением») и ростом индивидуалистических тенденций в публичной судьбе и быту.

19. Философия природы в эпоху ренесанса.

Выступая против схоластики, возрожденческие мыслители обвиняли её в том, что она: а) интересовалась, по большей части, религиозными проблемами, а потому пренебрегала земными, практическими заинтересованностями общества и человека; б) догматически доходила к поиску истины; в) искала её на дорогах абстрактного мышления, вне живого и яркого контакта с действительностью. Философию Восстановления возможно выяснить как антитеоцентризм, антидогматизм и антирационализм, не смотря на то, что два последних мотива проявились уже во время поздней схоластики.
Но критические мотивы дополняются в философии Восстановления и мотивами хорошими, которые связаны с проблемами человека и исследования природы. Не хотя пользоваться догмами, она или ищет способы познания, или, если не находит их, отрицает саму возможность познания. Не доверяя разуму, она пытается основать знание или на опыте, или на иррациональном отношении души к бытию, становясь соответственно или эмпирической, или мистической.
Итак, главными мотивами философии Восстановления были: философия природы, философия человека, методологические поиски, мистицизм и эмпиризм. Все учения того времени носили на себе печать Восстановления, даже если не были, подобно скептицизму либо мистицизму, его необыкновенным достоянием. Скептицизм, бывший в эпоху ренесанса специализацией французов, вырос не из теории, а из судьбы, любви к ней, а не её отрицания. Мистицизм распространялся, по большей части, в Германии, где была жива традиция Мейстера Экхарта, и отличался тем, что интересовался проблемами не только души и Бога, но и природы: средневековые мистики искали Всевышнего в собственной душе, мистики Восстановления искали его в природе, что соответствовало неспециализированной установке эры. Действительно, возрожденческий мистицизм не дал принципиально новых идей если сравнивать с мистицизмом средневековья, а возрожденческий скептицизм не выдвинул новых доводов если сравнивать с древним скептицизмом.
самые самостоятельными и обычными для философии Восстановления были: а) философия природы, представленная, в первую очередь, Дж. Бруно;

Джордано Бруно и философия природы
Философия природы, занявшая в эпоху ренесанса место теологической философии средневековья, выступала, по большей части, как метафизика природы, будучи результатом скорее метафизического полёта, чем правильного мышления. Её отчизна — расцвет и Италия её длился целый XVI век.
Возможно сказать о трёх источниках возрожденческой философии природы: а) концепции древних мыслителей; б) средневековая традиция; в) новое естествознание. Наряду с этим древние учения применяли все, кроме скептицизм, по большому счету не интересовавшийся философией природы, и эпикуреизм, механистическая концепция которого была чужда самому духу философии Восстановления. Из средневековой традиции возрожденческие мыслители, отбрасывая ортодоксальную схоластику, заимствовали мистические и пантеистические идеи из учений Аверроэса и Авиценны, Эригены и Экхарта. Ведущим посредником между новой философией и средневековьем природы был Николай Кузанский. Религиозно окрашенная средневековая традиция частично сохранилась в возрожденческой философии природы по той причине, что последняя претендовала через познание природы познать и Всевышнего. Из нового естествознания значительными для философии природы были астрономические открытия Н. Коперника, приведшие к парадоксальной с обыденной естественной установки ума картине мира. Эту картину мира необходимо было осмыслить в философских понятиях, что и делали такие мыслители, как Дж. Бруно.
обычной для итальянского Восстановления можно считать пантеистическую концепцию природы, выдающимся представителем которой был Джордано Бруно (1548-1600). Родом неаполитанец (как и Телезио), Бруно, поступив в доминиканский монастырь, познакомился с древней и средневековой философией, а благодаря работам Телезио и с учением Коперника. Обвиняемый в ереси, он по окончании двадцати лет скитаний по Европе и дискуссий в университетах Женевы, Парижа, Оксфорда, Марбурга, Виттенберга, Цюриха возвратился в Италию и в 1592г. предстал в Венеции перед судом инквизиции. В оправдание вменяемого ему в вину учения о множестве солнечных бесконечности и систем мира Бруно ссылался на теорию двойственной истины. Отрекшись от своих взоров, он семь лет провел в темнице, но, представ перед судом, опять подтвердил их и был сожжён на костре в Риме в 1600г.

б) методика естествознания, созданная Ф. Бэконом; в) гуманизм, бывший продуктом всей философии Восстановления; г) натуралистическая теория культуры, созданная применительно к религии Г. Чербери, а в области страны и права — Г. Гроцием. Перемены в настроениях и умах, характерные для Восстановления, привели сперва к негативным итогам для философии. В случае, если средневековье в философии видело собственное самоё полное выражение, то культура Восстановления полнее выразилась в естествознании, политической деятельности и искусстве. Философия наряду с этим не имела ни собственного Микельанжело, ни собственного Макиавелли либо Коперника. Собственное творчество у философов Восстановления, поглощенных борьбою со ограниченных культом и схоластикой античности, отошло на второй план.
Порвав со ветхими традициями, Восстановление не стремилось создавать новые: проблемами Всевышнего оно уже не желало заниматься, а проблемами природы еще не умело. Оно практически не возродило древнюю философию, а только подготовило землю для её расцвета в Новое время (благодаря изданию и поиску работ древних авторов, частичному освобождению от понятийного балласта схоластики, приданию изучениям более конкретного характера). В целом, к заслугам философии Восстановления нельзя отнести (не обращая внимания на общераспространённое мнение) ни ориентацию изучений на природу, ни выдвижение методологических и гносеологических неприятностей, ни придание им критического характера. Всё это было начато еще во время позднего средневековья и в случае, если Восстановление имеет заслуги, то в плане не инициирования, а распространения данной проблематики. И в области философской терминологии мыслители Восстановления были мало уникальны, пользуясь, по большей части, заимствованиями из багажа предшественников. Понятийный аппарат философии Нового времени начал укореняться только в XVII-e., не смотря на то, что латынь к этому времени уже прекратила быть единственным языком философии.

20. Научные открытия эры Ренессанса.

Развитие естествознания в XIV – XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не меньше сокрушительный удар, чем гуманистическая идея Восстановления. Новые концепции, выдвинутые наукой, очень сильно оказали влияние на новую философию, не смотря на то, что и обычно отрицались и преследовались церковью.
Авторитет науки очень значительно отличается от авторитета церкви, поскольку он пользуется средствами только интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения. Никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки, равно как и никакие мысли пользы не воздействуют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы только призывом к разуму. Данный авторитет еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, что провозглашает собственные суждения полностью верными и неизменными во веки столетий: суждения науки высказываются в порядке предположения, на основании возможности, и будут считаться подверженными процессу трансформации. Это порождает склад ума, хороший от склада ума средневекового догматика.
В XIV — XV вв. в публичной и культурной жизни Западной Европы, и в первую очередь в Италии, случились громадные перемены. В недрах феодальной публично-экономической формации зарождался новый капиталистический метод производства. Он потребовал нового притока знаний, и ученые обратились к изучению природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты начал утверждаться умелый способ в науке. Предпочтение отдавалось точному счёту и наблюдению. Царицей наук стала математика: «нет ничего более убедительного, чем число, вес и мера, в случае, если лишь они верны», — писал британский доктор У. Петти. В это время изобретались и совершенствовались инструменты и измерительные приборы. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. художники и Поэты стремились отразить в собственном творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в конечном итоге. Они искали опору в реалистическом мастерстве древних, в особенности греков.
В случае, если в мастерстве Восстановления естественным критерием и всеобщим идеалом стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не личное знание либо мнение, а достоверность самой индивидуальности выяснялась подлинным основанием рационального познания. Все в мире возможно подвергнуть сомнению, несомненен лишь факт самого сомнения, что есть ярким свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно подлинной точки зрения, есть рациональной индивидуальностью. Наука Восстановления слабо отличается от мастерства, потому, что была результатом личного творческого поиска мыслителя. Живописец — это искатель подлинных образов, мыслитель — искатель подлинных идей. У живописца имеется техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, либо способ познания. Мыслитель способен пробраться за пределы чувственного мира в планы Творца. И как в творчестве живописца длилось созидание мира на базе идеальных образов, так и в творчестве ученого раскрывались планы Всевышнего о мире.
Не смотря на то, что сознание ученых Восстановления воображало собой смесь мистицизма и рационализма, необходимо подчернуть, что их Всевышний — это не ветхозаветный Всевышний, запретивший Адаму пожинать плоды «познания добра и зла». Именно это событие являлось основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473 — 1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548 — 1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564 — 1642), которого в большинстве случаев относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта мысль была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401 — 1464), одного из глубочайших мыслителей Восстановления; по его мысли, сущность людской личности имеется выражение ею общего, т.е. Всевышнего. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463 — 1494), создатель известной «Речи о преимуществе человека», утверждал, что в случае, если Всевышний есть создателем себя самого, то и человек обязан также создавать себя сам. Гуманистическая направленность Восстановления проявлялась в том, что научное мировоззрение эры было связано с проблемой людской существования.
Наиболее значимым условием революционности и масштабности достижений науки Восстановления было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного назначения человека. К этому необходимо добавить восстановление древней науки. Большую роль в развитии сыграли потребности мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы неосуществимы без изобретения книгопечатания ок. 1445.
Первые успехи в области астрономии и математики относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более идеальные астрономические таблицы (вместо альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в собственных путешествиях Колумб, Васко да Шума и другие мореплаватели. Значительный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик предела столетий Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые методы ответа уравнений третьей и четвертой степени.
Наиболее значимым научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астролог Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел около Солнца, а Почвы еще около собственной оси, но и в первый раз детально продемонстрировал (геоцентризм как предположение появился еще в Греции), как исходя из таковой совокупности возможно растолковать – значительно лучше, чем ранее – все сведенья астрономических наблюдений. В 16 в. новая совокупность мира, в целом, не приобрела помощи в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел лишь Галилей.
Опираясь на опыт, кое-какие ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, всецело господствовавшей до того времени, но собственного решения проблем не внесли предложение (позднее это сделает Галилей). Практика применения артиллерии содействовала постановке и ответу новых научных неприятностей: Тарталья в трактате Новая наука разглядел вопросы баллистики. Теорией весов и рычагов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, постройкой каналов, усовершенствованием шлюзов. Британский доктор У.Гилберт начал изучение электромагнитных явлений, опубликовав произведение О магните (1600), где обрисовал его свойства.
В 16 в. взяли развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), каковые в эпоху ренесанса были на стадии собирания фактов. Громадную роль в развитии этих наук игрались отчеты исследователей новых государств, содержавшие фауны и описания флоры.

21. Политико-правовые идеи ренесанса.

ЗАЩИЩАЮТ ЛИ ГЛАЗА ОЧКИ ДЛЯ ГЕЙМЕРОВ GUNNAR?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: