Шарль фурье

30-х гг. прошлого столетия в Париже на улице Сен-Пре-Монмартр жил Шарль Фурье— один из великих социалистов-утопистов. Это был пожилой человек маленького роста, с седыми волнистыми волосами и задумчивыми, проницательными голубыми глазами.

Фурье появился в городе Безансоне в 1772 г., в семье торговца, человека невежественного и неотёсанного. Дома Шарля поучали, что нужно быть правдивым, честным, а в лавке отца он неоднократно замечал, как обвешивают и обманывают клиентов. Шарль открыто высказал собственный возмущение отцу и был за это жестоко наказан. Фурье желал по окончании окончания школы стать инженером. Но дабы иметь средства для жизни, ему было нужно трудиться приказчиком и конторским служащим. Фурье ненавидел собственную работу. По окончании тяжелого трудового дня все свободное время он проводил за книгами. Благодаря усердному труду он приобрел громадные знания. Проницательный и отзывчивый, Фурье глубоко переживал страдания народа и решил посвятить собственную жизнь изысканию дорог к освобождению человечества от нужды и угнетения.

В первые десятилетия XIX в. пролетариат был маленьким и слабо организованным. Жизнь не подсказывала еще дорог борьбы за освобождение от эксплуататоров. В таких условиях показались утопические, т. е. несбыточные, проекты переустройства общества. Во Франции практически в одно время с Фурье выступил социалист-утопист Сен-Симон, а в Англии — Роберт Оуэн.

В собственных произведениях Фурье подверг бичующей критике капиталистическое общество. В нем, сказал он, господствует дух наживы. Богатая вершина погрязла в разврате и обмане, а народ прозябает в нищете и занят непосильным трудом. Счастье одних основано на несчастье вторых. Все будут в состоянии войны между собой. Доктор хочет своим соотечественникам лихорадок, дабы было больше больных, и тогда он сможет взять больше денег, а юрист — ссор и тяжб в каждой семье. Архитектору нужен пожар, что перевоплотил бы в пепел четвертую часть города, а стекольщик хочет града, что разбил бы все стекла. Судьи желали бы, дабы во Франции так же, как и прежде совершалось не меньше 120 тыс. правонарушений в год, чтобы они имели побольше дел и доходов.

Особенно быстро проявляются разногласия между богатыми и бедными. Рабочие трудятся лишь чтобы не погибнуть с голоду. Капиталистическую фабрику Фурье именовал «смягченной каторгой». И не смотря на то, что достаток общества возрастает, нищета трудящихся не значительно уменьшается, а возрастает. Самые блестящие страницы собственной критики Фурье посвятил капиталистической торговле. Меткими, насмешливыми словами рисовал он плутни купцов и торговцев. Фурье именовал торговлю «ремеслом лицемерия и лжи», «торжествующим обманом», а торговцев — «вампирами», каковые сами ничего не создают, а наживают громадные достатки. Спекулянты хлебом доводят бедняков до голодной смерти.

Фурье выступил страстным проповедником освобождения дам. Довольно много внимания уделил он и детям. В капиталистическом обществе, писал он, склонности детей не развиваются, дети богачей приучаются к безделью и лени, а дети бедняков не смогут взять знаний.

Осуждая буржуазный строй, Фурье задавал вопросы: имеется ли выход? Каковы предстоящие дороги развития человечества? Фурье был не только безжалостным критиком ветхого. Он считал, что человечество может перейти к новому, честному обществу. Он именовал его строем гармонии; по существу он сказал о социализме.

Фурье в первый раз высказал в печати собственные идеи о будущем обществе в 1803 г. С того времени до конца жизни, в 1837 г., он разрабатывал собственную теорию. Фурье так красочно и с этими небольшими подробностями обрисовал будущий строй, как будто бы это был не плод его фантазии, а картина настоящей судьбе. Довольно много в его проекте было наивного, фантастического. Но одновременно с этим он высказал последовательность поразительных предположений о характере будущего общества.

Каким же воображал себе будущее общество Фурье? Оно должно складываться из общин, либо объединений, — фаланг. В составе фаланги 1600—2000 человек. Труд в фаланге обязан отвечать склонностям человека, быть легким, увлекательным, непродолжительным, разнообразным. Для этого в фаланге организованы разные объединения по профессиям: садовники, огородники, ткачи, плотники и т. д. В каждом объединении люди разбиваются на группы (7—9 человек). В группе любой трудится не более 2 часов. Скажем, сперва человек трудится в группе лесников, после этого переходит в группу косцов, а позже трудится на фабрике.

Идеальные приемы труда, свободное избрание каждым профессии, соответствующей его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных людей приведут, согласно точки зрения Фурье, к большому росту производительности труда и к резкому возрастанию достатков всей фаланги. Труд станет не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, и все будут с радостью трудиться. Фурье писал, что в таких условиях провалится сквозь землю гибельная борьба, царящая в буржуазном обществе. Люди будут не соперничать, а соревноваться. Это была одна из блестящих предположений Фурье об изюминках социалистического строя.

Жилищем для участников фаланги должно помогать красивое строение — дворец-фаланстер, в котором будут шикарные залы, библиотека, столовые, театр, мастерские, зимние сады и разные жилые помещения. Домашнее хозяйство станет ненужным, поскольку любой будет питаться в публичной столовой. Дамы будут пользоваться равными правами с партнерами и трудиться вместе с ними. Уже с трех лет малыши начнут трудиться: заботиться о цветниках, украшении комнат и т. д. Наряду с большим трудом дети будут обучаться разным наукам, а помимо этого, соответственно склонностям обучаться игре на музыкальных инструментах.

В следствии всех этих мер, согласно точки зрения Фурье, уничтожатся публичные несоответствия и установится доброжелательство и согласие всех людей, наступит общая гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут жить во дворцах-фаланстерах, исходя из этого не будет городов и сёл. Фурье страстно верил во общее преобразование при строе гармонии и полагал, что сама природа, животные, растения изменятся для блага людей. Растают льды на полюсах, улучшится климат, люди начнут собирать по два урожая в год. Почва обзаведется четырьмя неестественными лунами, более яркими, чем отечественная луна, и именно поэтому ночи станут столь же яркими, как и дни. Вместо хищных зверей и вредных животных покажутся антильвы, антиакулы и антикрокодилы, каковые будут помогать человеку. Вода в морях купит вкус лимонада. Изменится и организм человека… Таковы мечтания Фурье о будущем человечества.

Отдельные странности не смогут заслонить главного в учении Фурье. Его броская и честная критика буржуазного общества, его идеи о общем труде, о потреблении и коллективном производстве, об устранении противоположности между деревней и городом оказали влияние наровне с трудами вторых великих социалистов-утопистов на учение научного социализма, созданное Энгельсом и Марксом, но выстроенное на вторых основаниях, чем теории утопических социалистов.

Как же думал Фурье осуществить собственные идеи? Он считал, что достаточно организовать пара пробных фаланг, и все люди срочно последует этому примеру. Через 5—6 лет на всей почва воцарится новый публичный строй, при котором интересы каждого человека и всего общества сольются воедино. Дело содержится только в том, полагал Фурье, дабы убедить богачей дать деньги для устройства фаланг. В течение 30 лет Фурье писал письма и отправлял собственные книги богачам-капиталистам, кабинетам министров: императору Наполеону, банкиру Ротшильду, царю Николаю I, учёным и министрам. Фурье информировал всем, что сделал выдающееся открытие, как преобразовать порочный буржуазный строй и создать условия для счастья всех людей. С этим открытием, информировал он, возможно познакомиться, прочтя его книги. Фурье предлагал богачам дать деньги для организации первых фаланг. Каждый день в 12 часов дня, информировал Фурье, он ожидает дома прихода богатых визитёров.

Фурье отрицательно относился к борьбе классов, опасался новых революций и желал преобразовать общество мирным и «безболезненным» методом, не задевая заинтересованностей капиталистов. Он, само собой разумеется, не дождался прихода богачей. История доказала, что подобным методом нереально преобразовать общество, что лишь борьба пролетариата под управлением партии коммунистов способна привести к победе нового публичного строя.

К.О. №50 — Борцы с Крокодилами


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: