«Северная дивизия»

В 1949 г. в Национальном областном Смоленском архиве была обнаружена рукопись в 325 страниц, написанная небольшим почерком гусиным пером. Она была заключена в жёсткий кожаный переплет с золотым тисненым заглавием на корешке. Автором ее был участник плавания «Северной дивизии» лейтенант флота Алексей Петрович Лазарев, младший брат Михаила Петровича Лазарева, известного мореплавателя, открывшего вместе с Беллинсгаузеном Антарктиду.

«Северная дивизия»

Чуть сдерживая возмущение, русские моряки замечали картины работорговли в Южной Америке.(Картина Л. А. Кравченко.)

Описание плавания «Северной дивизии» Алексей Лазарев составил практически сразу после окончания экспедиции и представил рукопись для опубликования. Ее прочёл и одобрил первый русский кругосветный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн. Но царское правительство не дало ее печатать, поскольку на автора пало подозрение в связях с декабристами.

По окончании первого русского кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского (см. стр. 353) морской путь к владениям России в Северной Америке был освоен.

Русские суда ходили из Санкт-Петербурга к берегам Аляски в обход Южной Америки или около Африки и Юго-Восточной Азии. Они возили нужные товары для русских поселений в Америке, а в Россию доставляли полезный товар — добытые промышленниками меха морского котика и других пушных зверей.

Путь данный для парусных судов был продолжителен, тяжёл и страшен. Плавание длилось как минимум несколько лет. Мореплаватели месяцами видели перед собой только необозримые пространства воды и неба. Многими тысячами километров моряки бывали отделены от отечества и «лишь одной доской от пропасти», как ясно сообщил один из участников плавания «Северной дивизии».

Осваивая далекие морские дороги в Америку, русские мореплаватели одновременно с этим стремились отыскать более маленькие дороги через полюс либо на протяжении берегов Сибири.

«Северная дивизия»

Вид Петропавловской гавани и Авачинской губы на протяжении плавания шлюпов «Благонамеренный» и «Открытие» в 1819—1822 гг.

В конце XVIII в. на восток от Берингова пролива пробовал пройти Г. А. Сарычев, потом путешественник ученый-и знаменитый гидрограф.

В 1815 г. была организована во главе с О. Коцебу экспедиция на бриге «Рюрик», которая два раза пробовала пройти от северо-западных берегов Америки в Атлантический океан. Коцебу обрисовал северо-западное побережье Аляски, открыл пара малоизвестных островов, мысов и заливов, а на берегу нашёл ископаемый «каменный лед», покрытый наносами почвы. Но ему не удалось осуществить основной цели — пробраться в Атлантический океан. Этому помешали непроходимые льды.

И вот в 1819 г. по инициативе И. Ф. Крузенштерна и Г. А. Сарычева была снаряжена новая экспедиция в высокие широты Почвы на четырех военных шлюпах. Два шлюпа — «Мирный» и «Восток» под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (стр. 362) — составляли «Южную дивизию». Они отправились на поиски Антарктиды. Два вторых корабля — «Открытие» и «Благонамеренный», названные «Северной дивизией»,— под руководством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева отправились на Аляску, в Берингов пролив и потом в Арктику. Их задачей было пройти Ледовитым океаном в Атлантический на протяжении берегов Сибири либо, смотря по событиям, на протяжении берегов Северной Америки.

Все четыре корабля отправились из Кронштадта в дальнее плавание в одинаковый сутки — 16 июля 1819 г.

Участник экспедиции лейтенант Алексей Петрович Лазарев писал в собственном ежедневнике: «У большинства из нас показались слезы привязанности и благодарности к Отечеству. Я, оставаясь на вахте, продолжительно еще провожал глазами оставшуюся сзади нас Европу, а с нею и все для меня драгоценнейшее — Россию».

По окончании остановки в Англии все суда, делая данную им инструкцию, пересекли прибыли и Атлантический океан в Рио-де-Жанейро.

«Северная дивизия»

Вид летних юрт чукчей в губе Св. Лаврентия.

По окончании открытия Америки в Бразилию хлынули толпы португальцев-завоевателей, искавших легкой наживы. Захватывая новые почвы, они беспощадно расправлялись с коренным населением. Беспомощные местные обитатели либо погибали в борьбе с завоевателями, либо уходили на запад в труднодоступные горные области. В это же время португальским колонизаторам нужно было обрабатывать почву, возделывать поля и сады. Им не хватало рабочей силы. Тогда торговцы начали доставлять в Америку негров из Африки.

Ожесточённое обращение с неграми потрясло русских моряков. Алексей Петрович Лазарев обрисовал ужасную картину, которую ему было нужно замечать в Бразилии.

«На судах, приходивших в Рио-де-Жанейро с невольниками, сделаны были в трюме к борту клетками нары, из которых в каждую влезал негр через узкое четвероугольное отверстие, и в том месте лежал он, закрытый вьюшкой с запором. В сем тесном положении страдальцы сии чуть имели возможность поворачиваться. Так, нагружали их время от времени совместно до 900 человек. Воздушное пространство у них был до таковой степени сперт, что, посетив в один раз одно из таких судов, при всей моей крепости, я не имел возможности сойти в трюм…

Суда употребляют на собственный плавание от Африки до Рио-де-Жанейро от 35 до 40 дней. На том из судов, бывших при нас у Рио-де-Жанейро, где пребывало 747 негров, погибло их 150; на втором из 850-217».

В Рио-де-Жанейро пути «Юноной» и «Северной» дивизий разошлись. Суда «Мирный» и «Восток» пошли на юг, к малоизвестной тогда Антарктиде, а шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» — к Аляске, в Берингов пролив.

В пути мореплаватели вели океанографические наблюдения: изучали течения, измеряли глубины, температуру воды, и брали пробы воды с глубины до 70 м.

В январе 1820 г. шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» подошли к мысу Хорошей Надежды. Переход по Атлантическому океану занял около месяца. Спеша к месту назначения, моряки решили не останавливаться у берегов Африки. Они пересекли Индийский океан в высоких широтах и в феврале 1820 г. подошли к порту Жаксон (Сидней) в Австралии. По тем временам таковой переход через два океана без захода в бухты был воистину смелым. Он свидетельствовал о высоком морском мастерстве русских мореплавателей.

По окончании стоянки в Жаксоне и знакомства с его окрестностями суда направились к северу. Тихий океан был тогда еще мало изучен.

«Северная дивизия»

«Благонамеренный» во льдах. (Картина Л. А. Кравченко.)

в один раз утром с наблюдательной башни на мачте «Благонамеренного» увидели малоизвестную сушу.

Лазарев записал в ежедневнике: «Это были одиннадцать низменных коралловых, очень лесистых островов, соединявшихся рифом… Мы приметили на них очень много кокосовых, панданусовых и хлебных деревьев».

Расположенные на 8° ю. ш. и на 178°20? в. д. острова на картах не значились. Оказалось, что они населены; местные обитатели ни при каких обстоятельствах не видели европейцев. Моряки одарили подплывших к шлюпу на лодках обитателей островов различными вещами, нанесли острова на карту, обрисовали их природу и назвали островами «Благонамеренного».

В первых числах Июня шлюп «Благонамеренный» был уже у Аляски, а шлюп «Открытие» — в Петропавловске-Камчатском. В последних числах Июня оба корабля, создавая опись берегов Аляски, направились в Ледовитый океан.

Шлюп «Благонамеренный» встретил непроходимые льды на широте 69° 1?, а шлюп «Открытие» прошел до 71° 06? с. ш., на 25 миль севернее британского мореплавателя Джемса Кука.

С трудом выбравшись изо льдов, суда пошли к югу. Всю зиму моряки вели опись берегов Америки, пройдя до гавани, где сейчас расположен город Сан-Франциско; в окрестностях его в ту пору пребывало русское поселение — форт Росс. Тут они изучили побережье и впадающую в гавань реку, составили правильную карту и обрисовали природу всего этого района.

Побывав в течение зимы у Гавайских о-вов, изучив их население и природу, экспедиция опять двинулась на север весной 1821 г.

По пути к Берингову проливу и Чукотскому п-ву команда шлюпа «Открытие» нашла у берегов Аляски малоизвестный громадный остров. Обрисовав его, моряки назвали в честь собственного шлюпа островом «Открытие» (сейчас о-в Нунивак).

Корабль продвигался все дальше к северу. Уточняя по пути карту берегов Аляски, начальник шлюпа М. Н. Васильев открыл тут малоизвестные мысы и назвал их именами Головнина и Рикорда.

«Северная дивизия»

Карта маршрута плавания экспедиции М. П. Васильева и Г. С. Шишмарева.

В первых числах Августа шлюп «Открытие» вошел в тяжелые льды. На широте 70° 23? он был в ледяном плену. Напор льда был столь силен, что угрожал раздавить судно. Снасти и паруса обледенели. К счастью, подул сильный ветер, раздвинул льды, и шлюп выбрался на чистую воду. Видя безнадежность попыток пробиться через льды, начальник направил «Открытие» к Камчатке.

Шлюп «Благонамеренный» попал в еще более тяжёлую ледовую обстановку. Он прошел по Берингову проливу до мыса Сердце-Камень на Чукотке и уже на широте 70° 13? вошел в тяжелые льды. Глыбы льда с оглушительным треском напирали одна на другую; льдины поднимались вертикально и падали, ударяясь о борт корабля. Шлюп скрипел, трещал под напором и ударами льдин. Левую сторону его подняло, целый он накренился под углом 45°. В таком положении корабль был целые дни. Каждое мгновение его имело возможность положить на бок либо сжать так, что треснула бы древесная обшивка. Корабль спасла перемена ветра. Сжатие льда закончилось, и команда, стойко трудившаяся в течении 72 часов, вывела шлюп по появившимся разводьям в открытый океан.

В сентябре оба корабля встретились в Петропавловске-Камчатском, а в октябре 1821 г. вышли в обратный путь.

Это была одна из многих смелых попыток русских мореплавателей найти Северо-Западный морской проход из Ледовитого океана в Атлантический либо пройти Великим Северным морским методом на протяжении северных берегов материка Азии.

Географические открытия «Северной дивизии» и собранные ей научные материалы стали абсолютно известны лишь Сейчас.

Кто перемалывал дивизию СС \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: