Семинар 7. культура в социальном пространстве

задачи и Цели занятия: выделить главные различия понятий «общество» и «культура»; знать главные духовные формы культуры; осознавать главные функции духовной культуры.

категории темы и Основные понятия: миф, мастерство, религия, наука; культурный университет; инкультурация, социализация.

Замысел семинара

1. культура и Общество. Духовная культура общества. Соотношение понятий «общество» и «культура». Духовные формы культуры: миф, мастерство, религия, наука, идеология.

2. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества. Культурные университеты, их структура, роль в культуре.

Вопросы для конспектирования

Несколько А

1. Как соотносятся понятия культура и общество? Сравните два определения:

«Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая судьба людей производством, потреблением и распределением материальных и духовных благ (сокровищ), функционированием социальных институтов и отношений, принципами и нормами».

«Культура – это содержание и способ судьбы людей, каковые отличают их от животных и жизни растений производством, потреблением и распределением материальных и духовных благ (сокровищ), совокупностью публичных институтов и отношений, принципами и нормами».

2. Выясните понятие «духовная культура», отделив ее от культурных форм, ориентируемых на практическую регуляцию поведения людей. Укажите на особенности духовной культуры общества, отличающую ее от вторых областей культуры.

3. Что, на ваш взор, свидетельствует «современное культурное преобразование природы»? Какие конкретно критерии для того чтобы преобразования существуют?

4. Перечислите те культурные университеты, каковые в обществе делают нормативную функцию.

5. Объясните и сопоставьте понятия «инкультурация» и «социализация».

Несколько В

6. В чем проявляется искусства и связь мифологии, религии и мифологии?

7. По какой причине мастерство как средство познания нельзя «заменить» наукой?

8. Что дает функциональный анализ культуры для понимания ее сущности?

9. Укажите и объясните сильные и не сильный стороны современной совокупности коммуникации.

Несколько С

10. Возможно ли вычислять эти Библейского положения за его возникновения культуры и объяснение человека? В случае, если запрещено, то по какой причине?

Сначала сотворил Всевышний небо и почву. И сообщил Всевышний: сотворим человека по образу Отечественному, подобно Отечественному. И сотворил Всевышний человека по образу собственному и по образу божию; женщину и мужчину сотворил их и заметил Всевышний все, что он создал, и вот отлично очень. И был вечер, и было утро: сутки шестый.

Сравните данное положение Корана с Библейским положением. Что в них возможно отыскать общее и в чем их различия? Имеет ли положение Корана культурологический суть?

Как вы не верите в Аллаха? Вы (изначально) были судьбе лишены. После этого Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам погибнуть, дабы позже вернуть вас к судьбе. И снова позже к Нему вы возвратитесь.

11. Психология первобытной религии и культуры (по З. Фрейду) «Тотем и табу»).

Темы для докладов

1. Миф как явление культуры.

2. Место человека в религиозной картине мира.

3. Наука в совокупности культуры.

4. Право и мораль как формы регулирования публичных взаимоотношений.

5. художественная картина и Искусство мира.

Литература

1. Абсалямов, М.Б. Мифы Старой Сибири/М.Б. Абсалямов. – Красноярск, 2004.

2. Барт, Р. Мифология/ Р. Барт. – М.,2000.

3. Воеводина, направляться.Н. культура и Мифология/ Л.Н. Воеводина. – М., 2002.

4. Гусейнов, А.А. Великие моралисты/ А.А. Гусейнов. – М., 1995. – С. 22-157.

5. Митрохин, Л.Н.Религия в мире и России/ Л.Н. Митрохин // Диалог культур в глобализирующемся мире. – М., 2005.

6. общество и Религия: в 2 т. – М., 1994.

7. Библер, В.С. От научения – к логике культуры. Два философских введения в десятнадцатом веке/ В.С. Библер. – М.,1991.

8. Гражданское общество, правовое государство и право //Вопр.филос. – 2002. – № 1.

9. Ерасов, Е.Б. Социальная культурология/ Е.Б. Ерасов. – М., 2000.

10. Москальнова, Т.Н. Культура правовой деятельности/ Т.Н. Москальнова. – Омск, 2000.

11. Барт, Р. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. – М., 2003.

12. Мейлах, Б.С. художественная картина и Философия искусства мира / Б.С. Мейлах // Вопр. филос. – 1983. – №7.

13. Фрейд, З. Тотем и табу/ З. Фрейд. – М., 1998.

Тема 8. Тенденции современной культуры

8.1. Главные тенденции современной культуры.

8.2. Культурная модернизация.

Главные тенденции современной

Культуры

XX столетие – самое динамичное в истории людской цивилизации, что не имело возможности не отразиться на всем характере его культуры.

Неспециализированная черта XX в.: торжество науки, людской интеллекта, эра социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие совершенства любви к человеку, равенства, свободы, демократии, в один момент породило упрощенное познание этих сокровищ, исходя из этого процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Потому, что XX в. – век скоро изменяющихся социальных совокупностей, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки формированию культуры этого периода весьма рискованно и возможно выделить только кое-какие характерные изюминки.

В истории культуры XX в. возможно выделить три периода:

1) начало XX в – 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20 – 30 гг. (коренная перестройка, некая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры –социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. – вся вторая добрая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, происхождение интернациональных перемещений, бурное развитие техники, появление новых передовых разработок, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это совокупность, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

материальная культура и Духовная XX в. – это продолжение социокультурных процессов XIX в., что не оправдал надежд человечества и породил потрясения противоречия и новый: кризис, накопившиеся в общества, не могли решаться ходом естественных исторических трансформаций. В конце XIX в. случились необратимые трансформации, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка мастерства. Пример для того чтобы нового отношения дала французская живопись, которая стала не только деятельно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, основная цель которого – запечатлеть мгновение судьбы.

Прорыв за границы привычного мастерства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX – XX вв. происходят принципиальные перемены: культура делается интернациональной, интегрируя духовные сокровища фактически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не имело возможности не отразиться на мастерстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних столетий II тысячелетия, и метафизический подход к ответу мировых проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, науке и искусствоведении данный культурный процесс предела XIX – XX вв. стал называться «декаданс», а литература и искусство – декадентские. Основное особенность и свойство декаданса – растерянность перед быстро изменявшимся миром: общество выяснилось неспособным рационально, научно растолковать происходившие перемены в экономике и политике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее наиболее значимый элемент мировоззрения, – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Исходя из этого и происходит всплеск иррационализма, мистики, появляются новые религиозные течения. В начале XX в. философская, художественная и литературная идея были тесно связаны (особенно в РФ). Это разъясняется тем, что в философии и основе развития, и художественной культуры был кризис публичного сознания. На данной теоретической базе и сложился декаданс.

Мастерство декаданса есть отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» – итальянский автор Ф. Маринетти. Позднее появляется новое общество экспрессионистов «светло синий наездник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» – несколько объединившихся живописцев-экспрессионистов. Тремя годами позднее «Моста» формируется кубизм. В РФ инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический способ М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Снова показавшийся издание «Мир мастерства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от настоящих жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», прошедшая в Москве, выяснила новое направление в развитии мастерства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. Наряду с этим ни один из последовательностей стилевой эволюции литературы и искусства не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, лишь во сотрудничестве они формируют целостную историю культуры XX в.

В отличие от приблизительно однотипных в идейном и стилевом началах перемещений в культуре XIX в. – романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на последовательность течений, являет собой разное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие методов и стилей в культуре XX в., отошедших от хороших приемов художественного творчества, стало называться модернизм. В переводе с французского модернизм – «новый, современный». В целом это совокупность эстетических течений и школ финиша XIX – начала XX вв., характеризующихся разрывом с классическими реалистическими течениями. Модернизм объединил разное творческое осмысление изюминок времени декаданса: чувство дисгармонии мира, нестабильность людской существования, бунт против рационалистического мастерства и растущая роль абстрактного мышления, мистицизм и трансцендентальность, рвение к новаторству любой ценой.

В собственных крайних проявлениях и в мастерстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от визуальной оригинальности и осмысленности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления – в расчеловечивании человека, о чем писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет. Часто модернизм функционирует и в рамках реалистического отражения, но в необычной форме. Помимо этого, направляться различать модернизм как модернизм и метод, как течение. В случае, если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную совокупность, владеющую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.

К понятию «модернизм» близко второе понятие – «авангард» (фр. авангард), объединяющий самая радикальную разновидность модернизма.

Модернизм – характерная черта эстетики XX в., свободная от социальных слоев, народов и стран. В собственных лучших примерах мастерство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых ясных средств.

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и развивался реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные трансформации, по-различному себя проявляя, но бросче всего – как неореализм, в особенности в кинематографе (Висконти Л., Антониони М., Росселини Р., Крамер Ст., Куросава А., Вайда А.). Неореализм делал задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за достоинство человека и социальную справедливость. Принцип неореализма отыскал собственный выражение и в мастерстве (Гуттузо Р., Уайет. Э.), и в литературе (Миллер А., Хемингуэй Э., Зегерс А., Ремарк Э.М.). С позиций неореализма творили художники и писатели: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.

Декадентская литература предела столетий представлена и символизмом, формирование которого связывают с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда.

В литературном ходе XX в. случились перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими обстоятельствами. Среди главных изюминок литературы этого времени возможно выделить: политизацию, усиление связи литературных направлений с разными политическими течениями; усиление взаимопроникновения и взаимовлияния национальных литератур, интернационализацию; отрицание литературных традиций; интеллектуализацию, влияние философских идей, рвение к научному и философскому анализу; смешение и слияние жанров, многообразие стилей и форм; рвение к жанру эссе.

В истории литературы XX в. принято выделять два больших периода:

1)1917–1945гг.;

2) по окончании 1945г.

Литература в XX в. развивалась в русле двух модернизма и – основных направлений реализма

Реализм допускал храбрые опыты, применение новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения действительности (Брехт Б., Фолкнер У., Манн Т.).

Модернизм в литературе самый ярко представлен творчеством Д. Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. направляться назвать экзистенциализм, что как литературное направление появился во Франции (Сартр Ж- П., Камю А.).

Изюминками этого направления являются: утверждение «чистого» немотивированного действия; утверждение индивидуализма; отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эры социальных катаклизмов и перемен. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных сокровищ и энергичной ломке традиций. Для полной чёрта авангардистской литературы направляться остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, сюрреализм и футуризм.

Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый замысел выдвигается кричащее «Я» живописца, которое вытесняет объект изображения.

Футуристы абсолютно отрицали все предшествующее мастерство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические правила футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.

Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, что в первый раз применял данный термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо – творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, мечт, сновидений. Любимый прием сюрреалистов – «потрясающий образ», складывающийся из несопоставимых элементов. Авангардизм существовал и во второй половине XX в.

В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.

В мастерстве XX в. происходили перемены в классическом подходе к отражению действительности. Они проявились: в заметном повышении рвения к обобщенности образа; исчезновении детализации; возрастании интереса к упрощениям либо преувеличениям отдельных подробностей; перемещении центра внимания автора в сторону внутренней судьбе образа; сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет личного видения живописца.

Красивое мастерство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, рвением к трансформации и модификации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Благодаря этого в самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой – с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных отвлечённых совершенств. Неудивительно, что каждая художественная выставка сопровождалась критикой и бурными обсуждениями.

Мастерство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один способ не был обстоятельством происхождения новых. Но основное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития мастерства в целом. Для осмысления цельности нужно разглядеть совокупность всех стилей и существующих методов: только во сотрудничестве они образуют историю мастерства XX в.

Будущее самые ярких художественных стилей была разной: одни (кубизм, дадаизм) – ярко блеснули, но развития не взяли, другие (реализм) – подверглись бессчётной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца XX столетия.

К пределу столетий реализм прекратил быть единой совокупностью, а функционировал в различных формах. Время от времени это перемещение принимало различные формы, но цель была одинаковая. Импрессионизм (Сезанн П., В. ван Гог, Гоген П., Ренуар О.) меняет стилевые характеристики. В это время началось интенсивное переосмысливание задач мастерства, перемещение «в глубь» личности человека с целью раскрытия всех его потенциальных возможностей. Это стало предметом острых дискуссий о судьбе культуры и искусства.

Все формы и все течения мастерства декаданса, бунтующие против традиций, стали называться модернистских. В чем их сущность? Во-первых, в субъективистском видении мира, во-вторых, в переключении внимания на эстетическое бытие самого произведения искусства, его колористическую и пластическую конструкцию, в-третьих, в провозглашении фантазии и безусловной роли воображения при создании произведения. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру настоящему. Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г., модернизм вступает в стадию постмодернизма. В лабиринтах модернистских течений разобраться непросто. Целесообразно разглядеть самые яркие его проявления: авангардизм и абстракционизм.

Абстракционизм – крайняя форма модернизма, появился как вызов обществу и как последовательное разрушение настоящего образа, отражающего мир привычными средствами. Возможно заявить, что абстракционизм появился на обломках кубизма, ряда и футуризма вторых модернистских течений, достигших собственного упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. находились у истоков абстракционизма.

Они, утверждая значение подсознательного, разглядывали творческий процесс как погружение в мир интуитивных перемещений души, автоматическую передачу собственных ощущений. Они исходили из того, что сообщение мастерства с формами судьбы себя уже исчерпала и человек понять мир не может, а тем более не может воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа смогут быть каждые: от холста и классических красок до камня, проволоки, мусора, труб и т.п. Основное в абстракционизме – сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной действительности. Это беспредметное и бесформенное мастерство.

В абстрактном мастерстве исключается образная база, составляющая сущность художественного творчества.

Ранний (1920 – 1930 гг.) абстракционизм широкое распространение взял в прикладном искусстве и архитектуре. Его питательной средой были настроения буржуазной интеллигенции.

Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками:

1) экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание пятен и линий);

2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психотерапевтическим видениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию образов и различных предметов), что самый полно представлен в творчестве С. Дали и Р. Могритта;

3) абстрактно-геометризированное, технизированное мастерство (чисто декоративные ответы, абстрактная скульптура из разных видов металла с применением современных средств его обработки). самоё полное развитие абстракционизм взял в Соединенных Штатах.

На смену абстракционизму пришел авангардизм броский всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 60-х гг. Авангардизм лежит в базе идей контркультуры хиппи, высказывающих протест против всего на свете, протест для протеста. Авангардизм – это суррогат мастерства, которому чужда красота, понятие красивого, гармония. Представители авангардизма творят между мастерством и не-мастерством.

В следствии появляются: оп-арт (оптическое мастерство) – орнаментально-геометрические композиции; пространственное мастерство; земляное мастерство; мастерство новой фигуральности; поп-арт (популярное мастерство).

Из перечисленных видов авангардизма самый известно популярное, либо поп-арт. Живописцы, творящие в этом стиле, применяют в собственном творчестве настоящие предметы, рекламу, фотографию, каждые другие изображения, оторванные из естественной им среды, и создают из них произвольные комбинации, пробуя отыскать связь, либо же без всякой связи. В следствии появляется так называемый артефакт (искусственно скомпонованная композиция, конструкция), а не произведение искусства. Эта композиция обязана приводить к определённым ассоциациям, переживания, появляющиеся кроме художественного впечатления.

Поп-арт сложился как необычная реакция на явление абстракционизма, выступив против его крайней отвлеченности. броским представителем поп-арта есть К. Раушенберг, американский живописец.

Поп-арт проявился как агрессия массовой культуры, явил собой все, что она несла, перевоплотив мастерство в зрелище, отражая непримиримость к современности. В Советском Альянсе авангардизм проявился также как протест против официоза в культуре, против социального реализма, но как «катакомбное», т.е. нелегальное, современное мастерство. Реализм как художественное явление в мастерстве объединяет в себе два начала – идейное и методологическое. Реализм в культуре XX в. – это длящееся влияние культуры XIX в. Наровне с прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в реализме.

Красивый реализм – тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма.

Соцреализм – акцентирует внимание на ответе социальных неприятностей.

В произведениях первого мир представлен натуралистически, импульсивно, эмоционально, ярко. Живописцев этого направления интересовали в первую очередь не действия и события, а состояние среды, объединяющей фигуры и предметы в красивое целое, не требующее строгого построения пространства. Данный вид реализма тяготеет к многоцветности, сочной красочности, широкому мазку, графичности силуэта и линии.

О манере живописцев данной школы возможно сообщить – синтез модерна и импрессионизма. Значительное место в их творчестве занимал народ как носитель устойчивой красоты Народные мотивы в их работах предстают в красочном, торжественном виде (Цорн А., Архипов А., Юон К.). В русле красивого реализма особенного подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой состояние и характер природы сопрягались с чувствами и настроениями человека (Грабарь И., Юон К.). В жанре театрального портрета трудились М. Врубель, П. Кустодиев, В. Серов.

Социальный реализм воображает форму реализма, ориентирующего на отражение социальной действительности, пропагандирующего социалистические идеи в формах художественного идеала. Для соцреализма свойственны аллегорические, символические композиции, прославляющие труд и свободу. суждения и Понятия о судьбы выражаются в этом мастерстве опосредованно в художественной теме произведения, содержащей в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения либо настроения живописцев соцреализма, их гуманистические взоры, ощущения драматизма бытия находят отражение в их творчестве (ранний Пикассо, Матисс А., Сарьян М., Кузнецов П.).

И события, и храбрецы изображаются такими, как имеется, без налета романтики и прекрасного выдумки (Касаткин Н., Мунк Э., Архипов А.) В мастерстве соцреализма последовательно развивалась тема пробуждения народа, его сознания.

Одной из разновидностей реализма есть неореализм, представителями которого были П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фу-жерон, А. Цицинато.

Очень необходимо выделить мексиканскую школу неореализма – муралисты, сущность которой пребывала в оформлении публичных сооружений циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали мастерство ацтеков, майя, обратились к монументальному мастерству Восстановления. Главным храбрецом этих фресок есть народ. Философски обобщив исторические события и социальные явления, пробравшись в их глубинный суть, живописцы данной школы заложили фундамент демократического национального мастерства (Ривера Д., Сикейрос Д., Ороско X., Гуттузо Р.).

В 80-е гг. появились новые формы реализма, названные «сердитый реализм», гиперреализм, либо фотодокументальная живопись, простой реализм, фольклорный реализм и т.п. Из этого напрашивается вывод, что к тому конгломерату реалистических направлений и школ термин «реализм» возможно применить в условном виде. Но, однако, реалистическое мастерство на данный момент развито весьма обширно.

К главным тенденциям развития современной культуры возможно отнести процесс формирования целостности мира. Целостность мира – это взаимозависимость и взаимосвязь народов и людей. Она показалась благодаря развития производства в мировом масштабе и происхождения мировых проблем. Целостность мира послужила базой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

В современной культуре широкое распространение взяли идеалы и гуманистические принципы. Сущность современного гуманизма содержится в его универсальности: он направлен каждому человеку, провозглашает права каждого. Иными словами, речь заходит о демократическом гуманизме.

Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в разных сферах – в экономической, моральной, политической, художественной и т.д. Эта тенденция выяснила, к примеру, становление политической культуры в передовых государствах.

Вторым наиболее значимым итогом развития культуры, воспринятым в отечественном столетии, есть установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная совокупность – наука. Мировая научная целостность, сложившаяся в двадцатом веке, начала экономическое объединение мира. Растет интернационализация производственно хозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках государств и на разных континентах. О нарастании интернационализации судьбы современного мира свидетельствует всеохватывающий темперамент научно-технической революции, принципиально новая роль средств коммуникации и массовой информации.

Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения технических потребностей делается в двадцатом веке одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

Кроме этого возможно замечать тенденцию формирования единой планетарной цивилизации в, базе которой лежит всевозрастающая интенсивность разного рода связей: коммуникационных, политических, экономических. В следствии появляется новое системное уровень качества – мировая цивилизация, возрастает связь разных государств, народов, кризисные и антикультурные явления, происходящие в одном секторе, отражаются и в других регионах. Одновременно с этим появляется более интенсивная глобальная связь, в то время, когда культурные образцы, научные успехи, произведения искусств, новые формы социальной и политике транслируются и усваиваются в течение достаточно маленького времени по всему цивилизационному пространству.

Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие трансформации, была мысль японского социолога Е. Масуды. В 1945 году он внес предложение теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью. Появляются новая информационная культура, новые методы получения информации, производственной и научной деятельности. Концепция «информационного общества» выяснила пути формирования «материального тела» культуры.

Культурная модернизация

Во второй половине столетия развитые государства все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными непохожесть и индивидуальность людей, предпочтительными сокровищами считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и личному, по соседству с большими транснациональными корпорациями расцвел небольшой венчурные фирмы и бизнес, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к эластичным матричным организациям.

Наступила эра пустынного производства. Главными храбрецами стали «белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Появилась особенная форма занятых – «компьютерные надомники», каковые нажимают на клавиши сверхточных автомобилей и оперируют огромными потоками информации.

Так, первая и вторая добрая половина XX века – две как следует различающиеся социокулътурные эры. В первой половине случились две мировые войны, во второй – ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, вынудила почувствовать хрупкость людской существования, стала причиной формированию не виданного доселе типа мировоззрения, что именуют планетарным мышлением. В его основе лежат в полной мере объективные процессы – переход самые развитых государств в 70-е годы из эры индустриального общества в постиндустриальную эру, которую кроме этого именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.

Ежегодно информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы.

XX век именуют самым динамичным за всю историю.

Процессы обновления, либо модернизации, затронули все каждого человека и страны мира в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а живописцы – новый стиль в мастерстве, названный модернизмом.

Разглядывая культурную обстановку первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма, можно подчернуть, что его искусствоведы знают двояко – в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, направлений и школ начала XX века, выразивших отход от культурных сокровищ XVIII – XIX столетий и провозгласивших новые ценности и подходы. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм – таков далеко не полный перечень направлений художественного поиска в начале XX века.

В узком смысле модерн обозначает лишь одно направление в мастерстве. При таких условиях его наименование берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne – новейший, современный, ар нуво, югендстиль) –стилевое направление в европейском и американском мастерстве финиша XIX – начала XX в. Новое направление распространилось по всей Европе и первым делом затронуло декоративное искусство и архитектуру. Представители «модерна» применяли новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, необычный архитектурный декор для необыкновенных, выделено индивидуализированных строений (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в РФ). В Италии его именовали растительным стилем, либо «либерти», в Англии – стилем «модерн», в Испании – модернизмом, в Бельгии – стилем Велде, в Австрии – сецессионом, в Германии – югендстилем. Стиль «модерн» появился как реакция на безжизненное копирование и эклектизм исторических стилей прошлого. Для модерна свойственны эластичные текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль употреблялся для отделки больших магазинов, каковые сейчас начинают строиться в мегаполисах Америки и Европы, и глобальных выставок, символизируя так могущество и процветание торговли.

В то время, когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют кроме этого термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения возможно именовать или модернистскими, или авангардистскими. Авангардизм (авангард) – собирательное наименование для тех художественных тенденций, каковые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн». У этого термина, в отличие от модернизма, одно значение.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости мастерства от действительности. Выступления живописцев-модернистов принимали обычно форму анархического эстетического бунта против установившихся канонов и традиций в мастерстве. Авангард обозначал идущих в первых рядах всех, т.е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в искусстве. войны и Революции, в каковые втягивается всю землю, не мешают поискам и экспериментам нового. Происходит пересмотр прошлых представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж делается местом паломничества для живописцев со всех стран. Вкус к резкой, разрушительной деформации был знаменем нового века.

Михаил Михайлович Соколов «Статусные культуры и пространства вкусов в России»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: