Рифма

Самым ощутимым, регулярным и серьёзным звуковым повтором в русском стихе есть рифма (в пер. с греч. rhythmos — «соразмерность»). В русской поэзии она в большинстве случаев завершает строчок (ритмический отрезок). В старину её именовали краесогласием. Так, она относится не только к звуковому, но и к ритмическому (метрическому) устройству стиха. Но этим не исчерпывается её роль в стихе. Рифма — ответственный фактор в происхождении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. Об участии рифмы в формировании поэтического образа возможно прочесть в статье В. В. Маяковского «Как делать стихи». «Рифма — крылья», — сказала А. А. Ахматова.

Рифменная поэзия существует у большинства Востока и народов Запада. До тех пор пока еще нет общепринятого взора на её происхождение. Вероятнее, она пришла в литературу из фольклора и, быть может, появлялась вместе с ритмом в волшебных, обрядовых песнопениях.

Звуковые изюминки рифмы, её место в стихе и другие особенности зависят от устройства данного языка, литературной традиции и характера стихосложения.

В монгольских языках, к примеру, существует начальная рифма, в ветхой вьетнамской поэзии рифмы причудливо расположены в и в конце строчков, в староиспанских романсеро любая строчок оканчивается сходным созвучием (многократная рифма), в языках с постоянным ударением (французский, польский) рифменный репертуар ограничен.

Тут обращение отправится по большей части о русской рифме.

Она образуется совпадением ударного гласного и соответствием последующих звуков (беленький — меленький). В случае, если все заударные звуки тождественны, рифма именуется правильной. Если не совпадают безударные гласные, рифма именуется приблизительной (мороза — розу).

В случае, если заударные звуки рифмующихся слов не совпадают по звучанию (сани — сами), по количеству (волны — полный), по порядку размещения (выплеск — триплекс), рифма именуется неточной.

В то время, когда в конце рифмующихся строчков стоит одно да и то же слово, рифма именуется тавтологической:

«Воротился ночью мельник…
Жонка! что за сапоги?»
— Ах, ты, пьяница, лентяй!
Где ты видишь сапоги?
(А. С. Пушкин)

В то время, когда перекликаются омонимы, рифма омонимическая, паронимы — паронимическая (переход — пароход). В случае, если в созвучии участвуют предударные слоги, образуется глубокая рифма (перемещение — возмещение) . В богатой рифме совпадают опорные (предударные) согласные (коварный — самоварный). В бедной совпадают лишь заударные звуки (играться — бежать).

Время от времени одно слово перекликается с двумя либо более (Сестра я — вторая, Наполеон — на поле он). Такие сочетания именуются составной рифмой. Частным их случаем есть каламбур, наподобие известного:

Кроме того к финским горам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Дм. Дм. Минаев)

Рифма, оканчивающаяся на гласную (своды — воды), — открытая, на согласный (поднялся — металл) — закрытая.

С позиций метрической рифмы делятся на мужские (с ударением на последнем слоге: хороша — ребра, пламя — ладонь). В открытых мужских непременно совпадение либо приблизительное соответствие опорных согласных (поры — топоры, весна — очень). Женские (с ударением на предпоследнем слоге: поры — запоры). Дактилические (с ударением на третьем от финиша слоге: порушка — скворушка). Гипердактилические (ударение отстоит более чем на три слога от финиша слова: сковывающий — очаровывающий) .

Не обращая внимания на широкое распространение рифмы в русской поэзии, многие её нюансы слишком мало изучены. Существует разнобой в терминологии. Нет общепринятой классификации (типологии) рифм, в особенности неточных.

Назовем главные типы неточностей.

Усеченные. Тут не сходится количество согласных в заударной части созвучных слов (глаза — назад, люди — будет, волны — полный). В случае, если отсекается конечный звук, усечение именуют конечным, в случае, если выпадает согласный в слова — внутренним (отбудем — орудьем, веки — ветки).

Замещенные. В них соответствующие согласные заменяются (замещаются) созвучными (эквивалентными) либо кроме того несозвучными согласными (безлюдной — простор, торг — толк, вопросы — розы, пословица — поклонница). Созвучными именуются согласные, родные по фонетическим показателям (т — ть — жёсткий и мягкий; т — д — глухой и звонкий; р — л — сонорные и т. д.).

Рифмы с перемещением (метатезой). В них однородные согласные как бы изменяются местами, «перелетают» (флокс — воск, думал — дулам, выселки — высекли). Нередки перебросы заударной и опорной согласных (логово — обнажённого).

Не считая этих главных групп существуют неравносложные — с неравным числом слогов по окончании ударения:

Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сообщила:
Понимаете —
я выхожу замуж».
(В. В. Маяковский)

Существуют еще маленькие группы рифм, как бы противоречащих главным правилам устройства русской рифмы. В диссонансах (консонансах) не совпадают ударные гласные (дом — дым, мимо — мама); в разноударных не совпадают места ударений (осени — осени).

Русский классический стих, в большинстве случаев, делится на строфы, где рифме отводится определенное место. В онегинской строфе используются три основных метода размещения рифмы в стихе.

Перекрестная рифма (абаб).
Смежная рифма (аабб).
Опоясывающая рифма (абба).

Показателем рифмованного стиха есть регулярная повторяемость рифм. Необязательное созвучие в безрифменном стихе именуется случайной рифмой. Таких созвучий много в русских былинах:

У оратая кобылка соловая,
Гужики у нея да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,

Легко подметить, что случайные рифмы былин появились из грамматического подобия слов.

Такая грамматическая (либо суффиксальная) рифма преобладает в силлабическом стихе (читати — писати) и приедается уже к началу XVIII в. Одним из наиболее значимых факторов эволюции рифмы за последующие полтора столетия есть её деграмматизация, т. е. уменьшение числа созвучий по окончаниям и суффиксам.

способов и Изменения рифмы рифмования происходят наровне с эволюцией жанров, метрики, других компонентов и лексики стиха.

В совокупности фольклора в принципе вероятны каждые рифмы. Но преобладают правильные (довольно часто суффиксальные: горюшко — морюшко). Из неточных редко видятся усеченные.

С происхождением литературного силлабического стиха преобладающее место занимают женские правильные рифмы.

По окончании реформы стихосложения (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) в поэзию приходят правильные мужские рифмы. В строфах в большинстве случаев чередуются женские и мужские. Было время, в то время, когда поэты предпочитали, дабы рифма была «зрительная»: созвучия должны были иметь однообразное написание.

Г. Р. Державин делает решительный поворот от рифмы зрительной к рифме по слуху («по звону»).

В стихах Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина совсем складывается совокупность хороших рифм. Но уже Пушкину тесно в рамках правил рифмования его времени. Он подмечает, что русских рифм мало.

М. Ю. Лермонтов положил начало дактилической рифме, канонизированной Н. А. Некрасовым. В один момент А. К. Толстой узаконивает приблизительные.

Не обращая внимания на расширение рифменного репертуара, к концу XIX в. снова говорят о кризисе русской рифмы.

Символисты (А. А. Блок, а за ним В. В. Хлебников) начинают пользоваться неточными рифмами.

Массовое внедрение неточных рифм с середины 10?х гг. XX в. связано с творчеством В. В. поэтов и Маяковского его круга. «Новая рифма» (как её именует В. Я. Брюсов) завоевывает русскую поэзию, затрагивая кроме того поэтов «классического» направления (А. А. Ахматова). Неточная рифма 20?х гг. по большей части усеченная. Довольно часто появляются неравносложные (С. А. Есенин). Многие поэты экспериментируют с рифмой (И. А. Сельвинский, С. И. Кирсанов, М. А. Зенкевич и др.).

К началу 30?х гг. интерес к рифменному новаторству иссякает. Усеченные рифмы уменьшаются в числе, но прочно входят в рифменный репертуар поэзии.

Новый взлет рифменного творчества относится к концу 50?х — началу 60?х гг. (Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский). Снова появляются поэты с преобладанием неточных рифм. Но это не было несложным повторением опыта школы В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака. Вместо усеченных чаще используются замещенные, рифмы с тяготением к паронимии: закон — знаком, дымом — дыбом. Рифмы для того чтобы рода время от времени именуют корневыми. Частенько употребляются рифмы с интервокальными усечениями: с кем — Керн. В последней рифме видно, что наровне с усечением случилось и замещение м — н.

Растет число для того чтобы рода сложных неточных рифм, где в один момент происходят замещения, усечения, метатезы: пропасть — поросль, запад — зябнул. Такие сложные сочетания в заударной части слова компенсируются созвучиями перед ударением: расчетлива — расчесочку. Такую рифму предлагают именовать предударной.

ПАНТОРИФМЫ — САМЫЕ СЛОЖНЫЕ РИФМЫ В РЭПЕ?/ СИДОДЖИ ДУБОSHIT, OXXXYMIRON, ЛАРИН, МАЯКОВСКИЙ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: