Развитие фонематических представлений

Выставляются игрушки, уточняется, в каких заглавиях этих игрушек имеется звук ч, а в каких — звук т’.

Что мы подарим гостям? Сперва назовите подарки, в заглавии которых имеется звук т’, а после этого — в которых имеется звук ч.

Деление слов на слоги. Выделение гласных звуков

У кого самое долгое имя? У кого самая маленькая кличка? Назовите гласные в слове Буратино. какое количество слогов в нем? Назовите третий слог.

Физминутка

Танцевальные перемещения под радостную ритмичную музыку.

9. Практическое усвоение сложноподчиненного пред
ложения

Загадайте желание. Я желаю, дабы Чебурашка… Дети загадывают жажды.

10. Произношение звуков ч, т’ в чистоговорках. Сло
вотворчество детей

Дети проговаривают вместе с логопедом, повторяют и дополняют.

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Проговаривается от имени черепашонка).

На скамье пять котят, все котята выпивать желают.

(Произносится от имени котенка Тяпы). А сейчас — от имени Чебурашки:

Чебурашка, Чебурашка, шнобель как тёмная букашка. От имени Кати:

Отечественная Таня звучно плачет. Уронила в речку мячик. И еще — от лица утенка Тима:

Вперевалочку гуськом шли гусята под зонтом. А сейчас постарайтесь дополнить недостающие слова в стихотворении.

Обезьянка … (Чи-чи-чи)

Реализовывала … (кирпичи). Подбежал тут к ней … (зайчонок): — Не реализуешь ли кирпичонок?

— Нет! — сообщила … (Чи-чи-чи), Реализовываю я … (кирпичи). Знай, … (зайчонок)! Нет слова … (кирпичонок).

Придумывание сказки «Как гости игрались в детском саду»

составление и Чтение слов по желанию детей

Результат занятия

Тема «буква и Звук щ»

ВМЕСТЕ С НЕЗНАЙКОЙ

Материал.Предметные картины (щука, плащ, щепки, щетка, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит и др.); Незнайка, буквенные кассы, цветовые знаки, «пирамидка» для определения количества звуков.

Движение занятия

Оргмомент

Имитация сбора щавеля.

Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Кислый.) Изобразите мимикой чувство кислого щавеля. Мама кличет вас к себе. Сообщите ей: «Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи».

2. Сообщение темы занятия
Выделение звука щ из чистоговорки.

Какой звук повторяется чаще вторых? (Звук щ.)

3. Артикуляционная и звуковая черта
звука щ

4. Произношение звука щ в словах

Сейчас Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами. Назовите ему слова, в которых звук щ слышится в начале слова. (Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка.) В каких словах звук щ произносим в середине слова? (Клещи, площадь, овощи.) В каких словах звук щ произносим в конце слова? (Лещ, плащ, овощ.)

Незнайка во всех заданиях допускает неточности в определении позиции звука щ. Дети его поправляют.

Звуко-синтез и слоговой анализ

Незнайка, назови самое маленькое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол. (Щегол.) Дети, вы согласны с ним? По какой причине не согласны? какое количество звуков в слове щи? (Два звука.) Какой звук показался в слове щит? какое количество звуков в слове щука? (Четыре звука.) А в слове щегол? (Пять звуков.) Значит, какое слово самое маленькое? (Щи.) Поставьте картины на пирамидку. Вверху будет находиться предмет, в заглавии которого два звука, ступенью ниже — предмет с тремя звуками, еще ниже — с четырьмя, на самой нижней ступени — с пятью звуками.

Дети делают задание. Незнайка ставит картину с изображением щуки на верхнюю полосу. Дети растолковывают неточность и исправляют ее.

«Разбросайте» звуки слова щука. Обозначьте их кружочками. Звуковой анализ слова щука.

«Соберите» слово из «рассыпанных» звуков л, п, а, щ. (Плащ.) Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему слова плащ. По какой причине не подходит?

Объяснения детей.

К какому слову она подойдет? (К слову щипцы.)Незнайка говорит, что в слове овощи два слога. Объясните, по какой причине вы не согласны с ним.

Объяснения детей. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного.

на данный момент Незнайка предлагает вам тяжёлое задание. «Заберите» первые звуки из слов ручка, овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово оказалось? (Роща.) Верно ли обозначил Незнайка это слово кружочками? Логопед выставляет пять кружочков-звуков.

Неправильно!

Дети исправляют неточность Незнайки.

Мое задание будет еще тяжелее. Послушайте слоги: ще, щи, нок, кле.Какие конкретно слова возможно составить из этих слогов? (Щенок, клещи.) Обозначьте их кружочками.

6. Творческие задания детей Незнайке
Придумайте для Незнайки задания о словах, звуках, слогах.

Физминутка

Отгадайте тайную: «Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище». Кто это? (Кот-котище.) Проводится игра «мыши и Кот».

8. Образование существительных посредством суффик
са«ищ

Посмотрите, какой рисунок принес нам Незнайка. Это какое-то чудище. У него не глаза, а … (глазищи), не усы, а … (усищи), не шнобель, а … (носище), не руки, а … (ручищи), не ноги, а … (ножищи).

9. Звук щ в предложениях. Анализ словесного состава
предложения

Выкладываются предметы.

Перед вами вещи: ящик, щетка, клещи и плащ. Объясните, для чего они необходимы?

Составление предложений детьми. Анализ одного-двух предложений.

10. Звук щ в чистоговорках. Словотворчество детей

Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке: ащ-ащ-ащ… (плащ), гол-гол-гол… (щегол), ель-ель-ель… (щавель). Придумывание чистоговорок- небылиц.

П. Развитие просодии

Послушайте Незнайкину скороговорку: «клещи и Щипцы — это папины вещи».

Дети повторяют скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонацией от лица мамы, дедушки.

И вдобавок Незнайка загадает вам тайную: «Рученька, ручища, что в почве ты ищешь? Ничего я не ищу, почву рою и тащу». Что это? (Экскаватор.)

Дети пара раз повторяют тайную.

12. Знакомство с буквой щ

На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну, что же?

Е. Тарлапан

На какую букву она похожа? На букву ш, лишь у нее крючочек внизу.

Составление слогов-слияний: ща, щи, щу.

Запомните правило: ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.

Развитие фонематических представлений: ЗВУКИ НАШЕЙ РЕЧИ (серия 1)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: