Разгадка поведения рафаэля

Как абсолютные, так и условные рефлексы смогут быть разными по сложности. Они смогут складываться из отдельных двигательных актов (отдергивание руки от укола — абсолютный рефлекс, отдергивание руки при действии звука, сопровождавшегося уколом, — условный рефлекс) либо из целой цепи их, следующих приятель за втором в определенном порядке (вспомните поведение халикодомы).

Сейчас, ознакомившись с образованием условных рефлексов и фундаментальными законами работы головного мозга, разглядим обрисованное выше поведение Рафаэля.

Разгадка поведения рафаэля

Рафаэль перекладывает бамбуковые шесты для перехода на плот к баку с водой.

Смотря за мартышкой, возможно поразмыслить, что ее действия появились сходу в условиях предъявленной задачи. Но это не верно. Они вырабатывались понемногу из отдельных двигательных условных рефлексов. Сперва у мартышки вырабатывался условный рефлекс (либо, как говорят, двигательный навык) составления пирамиды из доставания и ящиков подвешенной приманки, после этого раздельно от этого рефлекса был выработан условный рефлекс наливания воды из бака в кружку и, наконец, рефлекс тушения пожара.

В то время, когда все эти рефлексы были выработаны, их стали объединять в определенной последовательности. Сперва Рафаэлю давали кружку с водой, и он, потушив пламя, доставал приманку. После этого ставили бак с водой, из которого Рафаэль брал воду в кружку и заливал пламя. И наконец, кружку подвешивали вместо пищи над вольерой. Мы застали Рафаэля именно в то время, в то время, когда все отдельные рефлексы были связаны между собой.

Но возможно ли заявить, что Рафаэль, как и человек, осознаёт значение отдельных собственных действий и руководствуется этим пониманием в собственном поведении? Нет. И вот по какой причине. Посадим Рафаэля в клетку и положим перед ним на недосягаемом для него расстоянии приманку. Мартышка начнет тянуться к приманке. Сейчас внесем в клетку привычные ему коробки, из которых он составлял пирамиду, дабы дотянуться высоко подвешенную приманку. Рафаэль срочно начнет строить пирамиду, все время посматривая на приманку. По какой причине он проделывает эти тщетные, не достигающие цели действия? В силу того, что у него нет неспециализированных (отвлеченных) понятий, каковые имеется у которыми человек и человека руководствуется в собственном поведении. У Рафаэля имеется несложной условный рефлекс — связь между отдельными раздражителями: вид приманки — составление пирамиды— еда. В случае, если поставить в клетку коробки, но не положить за клеткой приманку, он составлять пирамиду не станет. Но когда Рафаэль заметит любимую пищу, он в тот же миг же приступит к постройке пирамиды.

Разгадка поведения рафаэля

Рафаэль наливает воду из бака в кружку.

В отсутствии у Рафаэля неспециализированных понятий возможно убедиться на таком опыте.

Жаркий летний сутки, на небе ни облачка. На озере негромко. Оно как будто бы стекло, засунутое в зеленую оправу. В 20 м от берега установлены два плота. На одном из них Рафаэль. Изнемогая от жары, он растянулся на плоту, закрыв рукой глаза от слепящих лучей июльского солнца. Иногда, подвинувшись к краю плота, он зачерпывает воду банкой и выливает ее себе на ноги. К плоту подплывает лодка. Экспериментатор ставит на плот ящик с фруктами и кладет связанные бамбуковые шесты. У отверстия коробки установлен «аппарат с огнем». Рафаэль может из шестов делать помост для переправы на другой плот. После этого лодка подплывает к второму плоту, тут устанавливается бак с водой. Рафаэль некое время наблюдает через круглое отверстие коробки на лежащие в нем фрукты. Но пламя мешает ему дотянуться их. Проходит пара секунд. Внезапно Рафаэль поднимается, берет в правую руку экспериментатору и… кружку думается, что он на данный момент зачерпнет воду из озера и зальет пламя. Но мартышка тихо перекладывает кружку из руки в ногу: кружка мешает ей соорудить помост между плотами. После этого Рафаэль перекидывает один финиш связанных шестов на плот, переходит к баку с водой и, наполнив из него кружку, возвращается к аппарату с огнем. Воды выясняется слишком мало, и Рафаэль пара раз переходит с плота на плот. Наконец, пламя потушен, и мартышка добывает приманку.

Отчего же Рафаэль, могущий зачерпывать воду из озера, заливает пламя лишь водой из бака? В силу того, что у него нет неспециализированного понятия «вода». Для него вода связана с теми либо иными действиями и конкретными предметами. К примеру, пламя — бак — вода — заливание огня либо озеро — вода — смачивание тела.

Отсутствие неспециализированных представлений и понятий определяет темперамент мышления мартышки (см. ст. «Мышление»). Оно конкретно: в его основе лежат яркие связи тех либо иных событий с объектами и явлениями внешнего мира — условными раздражителями. Условными же раздражителями смогут стать только конкретные явления: звук, свет, запах, вид предмета (к примеру, вид коробок), — конкретно принимаемые органами эмоций животного.

Эти конкретные условные раздражители И. П. Павлов назвал сигналами, в силу того, что они сигнализируют о наступлении тех либо иных событий. Деятельность же головного мозга, улавливающую эти сигналы, — сигнальной деятельностью.

Разгадка поведения рафаэля

Рафаэль с кружкой переходит по шестам на плот к баку с водой.

У человека, как и у животных, смогут быть образованы условные рефлексы на конкретные раздражители. В случае, если, к примеру, сочетать у человека звук звонка с вливанием в рот кислоты, то скоро образуется звонок и условный рефлекс начнёт вызывать обильное выделение слюны. Но у человека звук звонка возможно заменить словом «звонок» либо фразой «звонит звонок». В ответ на них кроме этого последует выделение слюны. Если вы понимаете вкус лимона, то при виде его обязательно ощутите усиленное слюноотделение. Но оно может показаться, в случае, если кто-то слово «лимон».

Так, в высшей нервной деятельности человека и животных имеется кое-что общее. Это общее содержится в возможности образования условных рефлексов на конкретные раздражители. Но у человека, также, смогут быть образованы кроме этого и условные рефлексы на смысловое содержание слова либо фразы, чего нельзя получить у животных.

Сикстинская мадонна, Рафаэль Санти — обзор картины


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: