Ранняя реформация уиклеф. гус

Реформаторское учение Уиклефа. явилось выражением идейной борьбы в британском обществе незадолго до УотаТайлера восстания 1381. В соответствии с учению У., человеческое общество представляет собой земную воинствующую церковь; всевышний как главный сюзерен владеет правом обладать всем существующим на земле, но в силу собственной милости передаёт всё это людям во временное держание за работу ему, пребывающую в праведном поведении на базе правильного выполнения божьего закона, необходимого для всех людей, независимо от их социального положения. Обязанности людей в обществе поделены между тремя сословиями: духовенством (проповедниками), светскими лордами (защитниками) и несложным народом (рабочими людьми). Отстаивая примат светской власти над духовной, У. поддерживал подчинение духовенства королю как викарию всевышнего на земле, за секуляризацию церковной собственности, упрощение церковных обрядов, за лишение духовенства социальных привилегий. В 1377 отец Григорий XI осудил учение У., но правительство Великобитании забрало У. под защиту. Идеи У. были восприняты народными весами как критика феодальных порядков в целом и сыграли ключевую роль в идеологической подготовке восстания УотаТайлера. Но сам У. дальше борьбы против церковного феодализма не отправился, считая, что отношения между слугами и господами должны строиться на базе строгого исполнения обоюдных обязанностей. В нарушении сословиями божьего закона он видел основную обстоятельство восстания 1381 и вычислял ограничение размера собственности средством предотвращения предстоящих социальных столкновений. В 1382 собор британских епископов осудил учение У. как еретическое. Констанцский собор в 1415 заявил У. еретиком. Реформационные идеи У. повлияли на лоллардов в Англии, на Я. Гуса и М. Лютера, и деятелей британской Реформации. Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды британского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. На протяжении Великого западного раскола (схизмы) в католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, хорошее от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

Запрещено взимать плату за таинства и реализовывать церковные должности. Священнику достаточно взимать маленькую плату с богачей, дабы удовлетворить собственные первейшие жизненные потребности.

Запрещено слепо подчиняться церкви, но необходимо думать самим, используя слова из Священного Писания: «В случае, если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

Власть, нарушающая заповеди Всевышнего, не может быть Им признана.

Собственность обязана принадлежать честным. Несправедливый богач имеется преступник.

Любой христианин обязан искать правду, кроме того рискуя благополучием, жизнью и спокойствием.

Дабы распространить собственные учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он кроме этого приказал расписать стенки Вифлеемской часовни картинками с назидательными сюжетами, сложил пара песен, каковые стали народными и совершил реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для несложного народа. Отлично известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он создал диакритические символы (те, что пишутся над буквами).

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди приверженцев Виклифа был и епископ Праги, пригласивший Гуса выступить на совещании синода. Сильное сопротивление духовенства вынудило епископа отказаться от помощи Гуса.

В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси приятели Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, каковые позднее отказались от своих убеждений.

В 1409 г. отец издал буллу против Гуса, разрешившую епископу пражскому, сопернику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все странные книги собраны и сожжены. Но власти поддержали Гуса, и его авторитет среди прихожан продолжало расти. В осеннюю пору того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

В 1411 году епископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение кинуло тень на университет и на короля Вацлава IV, что оказывал помощь Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, каковые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он погиб в дороге 28 октября 1411.

В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, поскольку желал организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать клинок на их неприятелей. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Дабы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию (сначала в замок Козий-Градек, а после этого в Краковец), где шляхта не подчинялась ответам папы. В том месте он продолжил открыто осуждать церковную и светскую власть.

Лютеранство

Лютеранство появилось на территории Германии, потом распространилось в Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, государствах Прибалтики; по окончании 1740-х гг. — в Северной Америке. Первоначально приверженцы этого перемещения предпочитали именоваться «евангелическими христианами», в знак того, что ни имели собственной целью восстановление правил апостольской, евангельской церкви. Наименование «лютеранство» было дано соперниками перемещения и имело уничижительный оттенок. В числе вероучительных писаний лютеранства «Громадной ка-пехизис» и «Небольшой катехизис» Лютера (1529), «Аугсбургскоеисповедание» (1530) и «Апология Аугсбургского исповедания» (1530). Меланхтона, «Шмалъкалденские статьи» (1536) Лютера и «Фор-мула согласия» (1580); но только два будут считаться всеми лютеранскими церквами: «Небольшой катехизис» Лютера и «Аугсбургскоеисповедание».Лютеранство принимает теорию оправдания единой верой. За человеком согласится свобода воли только во внешней, не связанной с верой сфере. Деятельность церкви в лютеранстве обязана сводиться к проповеди Евангелия и отправлению обрядов. В этическом учении принципиальны два положения: хорошие дела понимаются не как условие, но как результатверы; человек свободен от заботы о собственном спасении (благодаря Всевышнему) и потому обязан направить все собственные силы на служение ближним. В лютеранском храме нет икон, но сохранены распятие, церковное облачение, алтарь. Громадное значение в богослужении отводится музыке (в основном органной) и выполнению гимнов.

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в преисподняя, воскресшего и вознесшегося на небо, дабы в конце времен прийти снова для суда над живыми и мертвыми. Ответственное место в теории занимает концепция первородного греха, что возможно преодолен только действием благодати (лат.SolaGratia), высказываемой в вере (лат.SolaFide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, исходя из этого они не являются приверженцами предопределения (Всевышний все знает, но не все предопределяет). единственным критерием и Главным правильности веры они вычисляют Библию (лат.SolaScriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и вторым классическим источникам, вовсе не обязательно лютеранским, но подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) подлинны так, как соответствуют Писанию, и ни за что не самодостаточны. Такой же критический взор используется и к мнениям богословов, находившихся у истоков исповедания, среди них и к произведениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: причастие и крещение (одновременно с этим Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам рукоположение и исповедь, арт. XIII). При помощи крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Изюминкой лютеранского причастия в западной традиции есть то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особенным взором на церковь, где священники являются только пасторами (проповедниками), другими словами, всего лишь особенными специалистами в собственной общине, и ничем не возвышены над мирянами. В это же время лютеранская церковь возводит собственный преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно конкретно, как, к примеру, в православии, а скорее в духовном смысле[источник не указан 290 дней]. В строгом смысле не владеют статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Евангелические церкви, наименование последовательности протестантских церквей (Евангелическая церковь аугсбургского и гельветического вероисповедания — в Австрии; Датская лютеранско-евангелическая церковь, Евангелическая церковь — в ФРГ, ГДР, Западном Берлине; Евангелическая церковь чешских братьев — в Чехословакии; Евангелическая методическая церковь — в Чехословакии и др.). Источником вероучения Е. ц. вычисляют Священное писание, первым делом Евангелия (из этого наименование). Большая часть Е. ц. — лютеранские.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕРМАНИИ, наибольшая церковная организация Германии и самая большая объединённая (другими словами охватывающая более одной конфессии) протестантская организация мира.

В 1817 лютеранские и реформатские церкви Пруссии были объединены в Евангелическую церковь в почвах Прусского королевства, через 4 года подобное же объединение было создано в Великом герцогстве Баден.

В 1852—1903 в Германии иногда созывались так именуемые Эйзенахские конференции управления территориальных церквей. В 1903 эти церкви создали Комитет германских евангелистских церквей. В 1922 была образована Федерация германских евангелических церквей, охватившая все главные территориальные протестантские церкви в Германии, но в 1933 она прекратила собственное существование. Вместо неё была создана Германская евангелическая церковь, в которой наметились два течения: открыто пронацистское перемещение Германских христиан и так называемая Исповедующая церковь, занявшая более свободную позицию. В 1945 было заявлено о создании Евангелической церкви в Германии, охватывающей все территориальные объединённые (лютеранско-реформатские), лютеранские и реформатские «земельные» церкви страны, но практически эта организация начала функционировать с 1948.

В момент происхождения Евангелической церкви в Германии в неё вошли 8 территориальных церквей Восточной Германии и 19 территориальных церквей Западной Германии. Из 27 церквей 13 были лютеранскими,12 — объединёнными лютеранско-реформатскими (такие церкви в большинстве случаев именуют легко «евангелическими» без определения их конфессиональной специфики) и 2 — реформатскими. На данный момент в Евангелическую церковь в Германии входит 24 церкви. Практически во всех случаях эти церкви, довольно часто именуемые земельными, функционируют не в пределах созданных по окончании 2-й всемирный войны земель, а в границах национальных и административных образований, каковые существовали в первой половине XX в., а время от времени и в начале второй половины XIX в. Так, в современной почва Мекленбург-Померания действуют 2 «земельные» церкви: Мекленбурга (на территории 2 бывших великих герцогств — Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стрелиц, ставших в годы Веймарской республики 2 почвами, а в 1934 объединённых в одну почву) и Померании (в западной части бывшей прусской провинции Померания). 2 «земельные» церкви имеются в нынешней почва Саксония-Анхальт: церковной провинции Саксония (территориально соответствует бывшей провинции Саксония) и Анхальта. 2 церкви функционируют и в этих границах почвы Саксония: Саксонии (в пределах бывшего королевства, в веймарское время — почвы Саксония) и церковной области Силезский Верхний Лаузиц (на северо-западе бывшей прусской провинции Силезия). Кроме этого 2 «земельные» церкви представлены в созданной по окончании 2-й всемирный войны объединённой почва Баден-Вюртемберг: Бадена (в бывшем великом герцогстве, после этого почва Баден) и Вюртемберга (в бывшем королевстве, позднее почва). Имеется ещё одна почва, где действуют 2 «земельные» церкви, — Гессен. На севере её функционирует церковь Кургессена-Вальдека. Под Кургессеном подразумевается бывшее курфюршество Гессен, присоединённое в 1866 к Пруссии и включённое в прусскую провинцию Гессен-Нассау. Вальдек — бывшее княжество, позднее почва. И Гессен-Нассау, и Вальдек по окончании 2-й всемирный войны были включены в почву Гессен. Юг же данной новой почвы находится в сфере церковной деятельности церкви Гессена и Нассау. Эта церковь действует на территории бывшего великого герцогства Гессен, ставшего по окончании 1-й всемирный войны почвой, и бывшего герцогства Нассау, присоединённого в 1866 к Пруссии и образовавшего вместе с кроме этого включённым в Пруссию курфюршеством Гессен её провинцию Гессен-Нассау.

В новой почва — Нижняя Саксония — функционируют 4 церкви: Ганновера (в пределах бывшей прусской провинции того же заглавия), Евангелическо-реформатская церковь, прежде именовавшаяся Евангелическо-реформатской церковью Северо-Западной Германии (в области Восточная Фрисландия на крайнем северо-западе бывшей прусской провинции Ганновер и современной почвы Нижняя Саксония; эта церковь объединяет реформатские общины и за пределами Нижней Саксонии: в Бремене-Рекуме, Бремергафене, Гамбурге-Альтоне, Любеке а также в расположенных далеко за пределами данной почвы Баварии и Штутгарте), Ольденбурга (на территории бывшего великого герцогства того же имени, по окончании 1-й всемирный войны преобразованного в почву), Брауншвейга (в границах бывшего герцогства соответствующего заглавия, позднее почвы).

Церковь в Берлине-Бранденбурге действует в 2 почвах: Бранденбурге и Берлине. Североэльбская церковь кроме этого функционирует в 2 современных почвах: Шлезвиг-Гольштейне и Гамбурге.

Сложный темперамент имеет пересечение земельных и церковных границ в 3 созданных по окончании 2-й всемирный войны почвах: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и Саар. На северо-востоке современной почвы Северный Рейн-Вестфалия, где прежде пребывала прусская провинция Вестфалия, функционирует церковь Вестфалии. В восточной части данной почвы находятся церковные территории ещё двух, очень маленьких «земельных» церквей: Липпе и Шаумбург-Липпе (в границах бывших княжеств, позднее ставших почвами). Южная же часть современной почвы Северный Рейн-Вестфалия, пребывавшая ранее в составе бывшей прусской провинции Рейнланд, входит в сферу деятельности церкви Рейнланда. Но последняя действует и в соседних районах: на большей части территории почвы Рейнланд-Пфальц (не считая её крайнего юга) и в современной почва Саар (которая прежде кроме этого входила в состав прусской провинции Рейнланд). На крайнем же юге почвы Рейнланд-Пфальц (что был баварским анклавом — округом Пфальц) находится церковная территория «земельной» церкви Пфальца.

Так, соответствие между границами и границами церквей современных земель есть в Германии исключением.

Высшим законодательным органом Евангелической церкви в Германии есть Синод, выбираемый на 6-летний срок и складывающийся из 160 человек. Большая часть участников Синода избираются синодами церквей, входящих в состав Евангелической церкви в Германии. Участниками Синода смогут быть как священники, так и миряне.

Кроме Синода в ответе наиболее значимых дел Евангелической церкви в Германии участвует и Церковная конференция, в которой представлено управление церквей-участников (причём независимо от собственной численности любая из этих церквей имеет на конференции один голос). Высшим аккуратным органом Евангелической церкви в Германии есть Совет,19 участников которого избираются на 6-летний срок на совместном Церковной конференции и заседании синода из мирян и высшего духовенства. Совет есть неизменно действующим органом.

Функции Евангелической церкви в Германии ограничиваются миссионерской и благотворительной деятельностью, вопросами экуменизма и государства и взаимоотношений церкви.

Объединяемые Евангелической церковью в Германии церкви-члены в громадной степени независимы и сами решают собственные внутренние дела. Начальники этих церквей именуются земельными епископами, епископами, президентами, суперинтендентами. Церковными законодательными органами церквей-участников являются земельные синоды. Церкви подразделяются на окружные суперинтендентства, а те, со своей стороны, на районные суперинтендентства. Каждое районное суперинтендентство объединяет большее либо меньшее число церковных общин.

Общее колличество участников Евангелической церкви в Германии образовывает 28,5 млн. человек.

Кроме участников-церквей в Евангелическую церковь в Германии входят кроме этого коллективные члены: Евангелическая церковь альянса (включает часть объединённых лютеранско-реформатских церквей, являющихся участниками Евангелической церкви в Германии), Объединённая Лютеранская церковь Германии (охватывает большая часть евангелическо-лютеранских церквей — участников Евангелической церкви в Германии), Реформатская лига (её образуют реформатские церкви, и другие реформатские церковные организации) и Арнольдехайнская конференция (созданный в 1967 альянс начальников Евангелической церкви его церквей и союза-участников, объединённых лютеранско-реформатских церквей,2 реформатских церквей и Евангелическо-лютеранской церкви в Ольденбурге).

Англиканство

Англиканство появилось в XVI в. в Англии и есть госу-дарственной церковью данной страны. Англиканские церкви кроме этого существуют в Шотландии, Ирландии, США и Новой Зеландии, процесс Реформации в Англии был поддержан верхними слоями общества, и парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был заявлен главой церкви, которая, так, официально гделялась от Рима. Вероучение англиканства изложено в «Книге общинного богослужения» (1549) и «Знаке веры» (1571), складывающемся из 39 статей. Англиканство сохраняет целибат, таинств, учение о пресуществлении, праздничное богослужение. В качестве священных текстов почитаются труды и Писание отцов церкви. В рамках англиканства выделяются три церкви: высокая — самая близкая к католицизму; низкая — сближающаяся с пуританизмом (британский кальвинизм, выступивший за преобразование англиканства в духе последовательного протестантизма) и пиетизмом; широкая — воображающая собой главное направление. По отношению к стране англиканская церковь занимает умеренную позицию: церковь обязана почитать власть , но не есть зависимой от нее. Во 2-й четверти XVIII в. в англиканской церкви зародилось перемещение методистов (его приверженцы отличались методичностью и особым рвением в изучении Библии, из этого наименование «методизм»). Сохранив главные его культ и положения англиканства, методисты создали собственную централизованную организацию; ее верховный орган — каждый год созываемая конференция. Методизм распространен в Англии, США, Канаде, Австралии и других государствах. В 1881 г. был создан Глобальный методистский совет, что каждые 10 лет созывает Глобальную конференцию методистской церкви. В рамках англиканства существуют формально самостоя-тельные церкви в Шотландии, Уэльсе, Ирландии и т.д. В Соединенных Штатах англиканство представлено Епископальной церковью, взявшей автономию в 1789 г. Ключевыми принципами устройства Епископальной церкви являются признание и выборность ак-тивной роли мирян в церковных делах. В 1867 г. был создан Англиканский альянс церквей. Его верховный орган — Ламбетские конференции, созываемые с 1866 г. примерно каждые 10 лет епископом Кентерберийским; решенияЛамбетских конференций, но, не имеют необходимого характера.

Цвинглианство

вождём и Идеологом швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Он изучал богословие в Венском и Базельском университетах, стал магистром искусств. Громадное влияние оказали на Цвингли произведения Эразма Роттердамского. В 1515 г. они познакомились. С 1518 г. Цвингли был священником в Цюрихе, в 1521 г. стал участником горсовета, а год спустя начал собственную реформаторскую деятельность. Он, как и Лютер, провозглашал независимость верующих от епископов и папы, отрицал культ святых и потребовал дать священникам вступать в брак. В 1523 г. Цвингли опубликовал б7 тезисов и удачно защитил их на последующих спорах. В следствии горсовет Цюриха избрал собственной религией протестантство. В том же году Цвингли сложил с себя сан, и совет назначил его проповедником.

Цвингли шёл к идеям Реформации независимо от Лютера, но его учение — цвинглианство — во многом сходно с лютеранством. Как и Лютер, Цвингли был приверженцем строгого детерминизма (т. е. учения об объективной причинной обусловленности и закономерной взаимосвязи всех явлений). В соответствии с его учению, спасение — участь немногих избранных. Основываясь на посланиях апостола Павла, Цвингли полагал, что первородный грех человека искуплен жертвой Христа и что божественная благодать дарует человеку спасение через веру.

Цвингли строже, чем Лютер, относился к проверке церковных утверждений на истинность: в случае, если для Лютера верно всё, что не противоречит Писанию, то Цвингли признавал подлинным лишь то, что прямо подтверждается Писанием. Цвингли думал, что всё отвлекающее от самоуглубления и рассчитанное на чувственное действие, должно быть удалено из храмов. Он полагал, что таинства лишены Божией благодати и мистического смысла. По Цвингли, пресуществления даров в евхаристии не происходит, а данный обряд — лишь воспоминание о жертве Иисуса Христа. Уже в 1524 г. из цюрихских церквей были изгнаны музыка и живопись, отменена католическая месса, которую заменили проповеди на библейскиетемы. В бывших монастырях устраивали больницы и школы, а монастырское имущество перешло в образования и фонд благотворительности. В конце XVI — начале XVII в. цвинглианство слилось с кальвинизмом.

Ведущим мотивом Ц. можно считать абсолютный приоритет Священного Писания: действительно лишь то, что подтверждается Библией. Искупление Христом первородного греха и обретение человеком божественной благодати к спасению через оправдание верой лишают церковные таинства особенностей священнодействия. Исходя из этого Ц. отказывается от иерархии, монашества, культа святых, упрощает богослужение, ключевую роль отводит библейской проповеди. Место священников занимали проповедники-миряне. Начальники общин избирались прихожанами и подчинялись муниципальным магистратам.

Особенная роль в истории перемещения в собственности швейцарскому теологу Генриху Буллингеру (1505—1575), что по окончании смерти Цвингли практически стал самым авторитетным его последователем. В собственных теологических трудах (их более 150) Буллингер стремился к согласованию разногласий, имевшихся в реформатской среде по вопросу о причащении, формулировал позиции с целью достижения вероисповедной общности. С его именем связан один из самых больших программных текстов реформатской церкви — Второе гельветическое исповедание 1566 г.

С возобладанием кальвинизма цвинглианское перемещение стало понемногу распадаться. Доктринально оно в полной мере совмещалось с общереформатской идеологией. Организационно же потеряло прошлую самостоятельность. В итоге, на рубеже XVI—XVII вв. Ц. соединяется с др. церквями кальвинистской традиции.

Кальвинизм

Кальвинизм — протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; появилось в 16 в. в ходе Реформации. В базе К., отвечавшего … требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии, лежат теории об безотносительном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. В соответствии с учению об безотносительном предопределении, всевышний ещё до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, вторых к погибели, одних — к раю, вторых — к аду, и данный решение суда всевышнего полностью неизменен. Учение о предопределении … было религиозным выражением того факта, что в конкуренции и мире торговли успех либо банкротство зависят не от деятельности либо искусства отдельных лиц, а от событий, от них не зависящих. Определяет не воля либо воздействие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил. Но учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. В соответствии с К., человек должен быть уверен в том, что он есть божьим избранником и доказать это собственной деятельностью и жизнью. Всевышний, как утверждал К., конкретно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека есть успех в его профессиональной деятельности. Т. о., приобретала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его рвением к наживе и накоплению. Проповедовавшийся К. так называемый мирской аскетизм выражался в скопидомстве и простоте жизни, в уничтожении бессчётных католических праздничных дней и в повышении числа рабочих дней. Из Женевы (отчизны К.) это вероучение распространилось в Англию, Шотландию, Нидерланды, кое-какие области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эры начального накопления капитала К. сыграл большую организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно британской (17 в.). Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины находились старейшины (пресвитеры), выбираемые из светских участников общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись только работой. министры и Пресвитеры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию самые сильных людей в общине и была очень благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был кроме этого абсолютно осуществлен буржуазный идеал недорогой церкви (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). К. не меньше нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных еретических учений, отрицавших необходимость церкви как публичного университета, К. проповедовал, что спасение допустимо только в рамках церкви. Церковная организация К. строилась на базе ожесточённой беспрекословного подчинения и дисциплины рядовых участников управлению общины. Церковная организация К. была воспринята не только буржуазией; она явилась эргономичным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, к примеру во Франции. К. вместе с цвинглианством, скоро слившимся с К., в разных собственных разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) взял громаднейшее распространение в Соединенных Штатах, Англии, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. примерно 45 млн. приверженцев.

Протестантское вероучение

Протестантизм (лат.— протестующий) появился в северной части Европы в ответ на кризис Римско-католич церкви Средневековья. практики протестантизма и Оформление доктрины связано с деятельностью Мартина Лютера и Жана Кальвина. Особенности протестантской догматики: 1. Оправдание лишь личной верой. Человек обязан признать собственную ограниченность, незнание, грех, вину. Он не имеет возможности оправдаться перед Всевышним при помощи хороших дел, как в католицизме, поскольку первородный грех извратил природу человека и сделал его неспособным к добру. Кроме этого он не может быть наделен благодатью ни через таинства, проводимые священниками, ни практикуя монашеский аскетизм. Всевышний существует, потому, что человек верит в Него. 2. Священство всех верующих. Любой верующий возможно наделен священностью конкретно от Всевышнего, благодаря чего он приобретает возможность персонального общения с Всевышним, право проповедовать, выполнять богослужения. В протестантизме не существует монашества как такового. Любой верующий обязан выполнять заповеди «мирского аскетизма». 3. Необыкновенный авторитет Библии в вопросах вероучения. В качестве единственного авторитета протестантизм почитает Священное Писание, осуждая католичество как «небиблейскую» религию. 4.Изюминкой протестантской теологии есть то, что в ней на передний замысел в структуре Троицы вьдвигаетсяХристос (так называемый христоцентризм), осознаваемый в качестве нравственного авторитета; неприятие идеи чистилища, отсутствие монашества, отказ от обета безбрачия для духовенства. Протестантизм выдвигает особенную этику. Человек в ней понимается в свете идей благодати, предопределения, божественного призвания. Очень подчеркивается роль труда; предпринимательство получает статус освященного религией занятия. достижение успеха и Приобретение профессии в профессиональной деятельности почитаются первейшей добродетелью и обязанностью человека. Нравственный идеал предполагает в числе главных качеств бережливость, приумножение капитала, прилежание, честность. К злейшим порокам относятся леность, мотовство, рвение к развлечениям и роскоши, гордыня. Наибольшеераспростр протестантизм взял в Соединенных Штатах, ФРГ, государствах Скандинавии, Великобр, Канаде, Швейцарии. Современному протестантизму характерно: активная миссионерская деятельность; длящееся формирование направлений и новых сект; распространение фундаментализма (непогрешимость Библии; божественная природа Христа; физическое воскрешение мертвых; второе пришествие).

Протестантская Реформация: Мартин Лютер (6 из 9) | 1450-1750 | Всемирная история


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: