Путешествие из петербурга в москву

В мае 1790 г. по Петербургу пронесся слух, что в книжной лавке торговца Зотова продается книга «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», в которой мужиков призывают к бунту, а царям угрожают плахой. Слух дошел и до Екатерины II. Она прочла книгу и пришла в ужасное негодование. Всего 15 лет назад Российская Федерация была охвачена грозной крестьянской войной под предводительством Пугачева (см. стр. 425). Еще не исполнилось года, как в Париже пала крепость-колония Бастилия и революционная Франция провозгласила «Декларацию прав гражданина и человека». И вот новый «бунтовщик хуже Пугачева», «зараженный французскими заблуждениями» (как сообщила Екатерина II), открыто выступил против русского самодержавия. Срочно начались поиски автора. Им был аристократ Александр Николаевич Радищев. 30 июня в 9 часов утра его арестовали и передали в руки главе Тайной канцелярии, ведавшей делами о национальных преступниках, Щешковскому, прозванному за жестокость «кнутобойцем».

Создатель «Путешествия» писал о бездушных виновниках, о несправедливости в судах, о чванливых, невежественных вельможах, о казнокрадстве и взяточничестве, о воспитании детей и т. п. Но основное, он с глубоким возмущением, с душевной болью говорил о тяжелом, беспросветном положении народа, в особенности крепостных крестьян, призывал к уничтожению крепостничества, к свержению ненавистной монархии и установлению честного народного правления.

Это было первое в РФ открытое революционное выступление. В 1773—1775 гг. поднявшееся на восстание во главе с Пугачевым неграмотные крестьяне горели неприязнью к аристократам, но они желали посадить на трон собственного, «хорошего» царя. Они не знали пути к подлинному освобождению. Сейчас на их защиту в первый раз поднялся уверенный революционер, соперник самодержавия, что знал, что необходимо народу.

От Радищева, заключенного в Петропавловскую крепость, потребовали назвать сообщников. Книга издавалась в маленькой домашней типографии Радищева. Ему помогали приятели, у него были единомышленники. Но он не назвал никого. По требованию царицы судьи приговорили Радищева к смертной казни, а 4 сентября 1790 г. ему было заявлено о замене смертной казни ссылкой на 10 лет в Илимский острог, в далекую жёсткую Сибирь. На возвращение оттуда не было надежды.

Но воля Радищева не была сломлена. Об этом говорили написанные им в пути стихи:

Ты желаешь знать: кто я? куда я еду? —
Я тот же, что и был и буду целый мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
истине и Чувствительным сердцам я в ужас
В острог Илимский еду.

Радищев напечатал 650 экземпляров собственной книги. «Истребить» (сжечь) абсолютно их не удалось. Сохранилось пара экземпляров. Их стали переписывать от руки и тайно передавать друг другу. По словам Пушкина, «Радищев, рабства неприятель, цензуры избежал». Книга Радищева обширно распространилась и стала достоянием многих поколений русских революционеров.

«Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» создавалось пара лет. Создатель книги довольно много передумал о народе, о дорогах борьбы за его освобождение. Книга поделена на главы, большая часть которых имеет заглавия почтовых станций, где останавливался путешественник, отправившийся из Санкт-Петербурга в Москву.

Обрисовывая встречи, беседы, путевые наблюдения, создатель показывает многие стороны судьбы России, затрагивает самые злободневные вопросы.

Обличение крепостного права и самодержавия и открытый призыв к борьбе с ними составляют основное содержание книги Радищева. «Я посмотрел окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала», — так писал Радищев в предисловии к собственной книге. В первый раз в русской литературе он продемонстрировал несложной народ, крепостных крестьян, низведенных до положения рабов, невольников. «Человек родится в мир равен во всем второму, — говорит создатель. — Всем людям светит одно солнце. Отчего же один человек должен быть собственностью другого и, как вол, трудиться на него всю жизнь?!» Эта идея красной нитью проходит через все произведение.

Путешественник видит картины судьбы крепостных крестьян, одну печальнее второй. В Любани он видится с крестьянином на поле. Воскресенье, на улице жара, но крестьянин пашет, в силу того, что шесть дней в неделю он трудится на барина. На вопрос, как же он кормит семью, в случае, если трудится на себя один сутки в неделю, крестьянин ответил: «Не одни праздничные дни, и ночь отечественная… одна лошадь отдыхает, а как эта утомится, возьмусь за другую; дело-то и споро». Лошадь отдыхает — крепостной не знает отдыха.

Неподалеку от Москвы, в Пешках, в крестьянской избе, где путешественник выпивал кофе с сахаром, мелкий сын хозяйки попросил у него кусочек «этого боярского кушанья». Бояре едят сахар, а крестьяне пекут хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки»,— сказала хозяйка. Крестьянская изба, где люди дремлют с свиньями и телятами; где свеча в смрадном воздухе горит, как в тумане; где печь без трубы, дабы от дыма было теплее; где стенки и потолок покрыты сажей, а в окнах натянут пузырь, чуть пропускающий свет, — такую обычную картину жилища крепостного крестьянина второй половины XVIII в. нарисовал создатель.

Радищев именует крепостное право стоглавым злом, порабощение — правонарушением. «Тут видна жадность дворянства, грабеж, мучительство отечественное и беспомощное нищеты состояние,— пишет создатель…— Животные жадные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего забрать не можем, —воздушное пространство. Да, один воздушное пространство». Жизнь крепостного, говорит он, — это «жребий вола во ярме…» Такое гневное и храброе обвинение кинул Радищев дворянскому сословию.

Создатель видит в крестьянине спящую до поры силу, которая, проснувшись, не будет знать пощады к своим угнетателям: «… русский народ весьма терпелив и терпит до самой крайности; но в то время, когда финиш положит собственному терпению, то нет ничего, что может его удержать…» — пишет он. Радищев вычислял: чем посильнее гнет, тем скорее и решительнее встанет народ на борьбу за собственный освобождение. «Свободы… ожидать должно… от самой тяжести порабощения». В главе «Зайцево» создатель говорит о жестокостях одного помещика и его трех взрослых сыновей, каковые довели крестьян собственными издевательствами до того, что те «окружили всех четверых господ и, кратко сообщить, убили их до смерти на том же месте». Крестьян делали выводы, и полдеревни попало в каторжные работы навечно. Но Радищев вычисляет это убийство честным возмездием. Его симпатии абсолютно на стороне крестьян.

Жадности, низости и жестокости крепостников создатель противопоставляет душевное благородство угнетенных, беззащитных крестьян. Они терпят собственный тяжелое положение, но это не тупая покорность. В них имеется собственный преимущество, честь, мудрость, гордость человека труда, ненавидящего тунеядство аристократов.

Радищев обличает не только помещиков, но и самодержавие, которое слепо и глухо к страданиям народа. В главе «Спасская полесть» обрисован сон путешественника. Он заметил себя на троне утопающим в роскоши, окруженным толпой царедворцев. Но вот во дворец пробралась Истина, сняла бельма с глаз царя и одела на его палец терновое кольцо. Его блестящие одежды показались ему запачканными кровью. «На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои находились в тине». Он заметил хищность, коварство собственных придворных, опустошенную казну, изнуренных солдат, посредственность глав, неприязнь народа. Устами Истины создатель именует царя убийцей, разбойником, предателем, лютым неприятелем простых людей, виновником голода, несчастий, убийств, именуемых войной. Но это был только сон, говорит создатель. Тернового кольца нет кроме того на мизинце царей, а истина на большом растоянии обходит царские чертоги.

Радищев предвидел и приветствовал народную революцию против крепостников и царей. Он писал, что крепостные «ожидают случая и часа», а появление начальника, вождя, «любителя человечества» ускорит колокол и ход «событий ударит» — начнется восстание.

Как бы в ответ людям, каковые вычисляли народ неспособным руководить страной, он писал, что из среды восставших рабов выдвинутся новые деятели, великие мужи, защитники заинтересованностей народа. «О! Если бы рабы, тяжёлыми узами отягченные, яряся в отчаянии собственном, разбили железом, вольности их мешающим, главы отечественные, главы бессердечных собственных господ и кровлю отечественной обагрили нивы собственные! Что бы тем утратило государство? Не так долго осталось ждать бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени, но были бы они вторых о себе мыслей и права угнетения лишенны. Не мечта сие, но взгляд проницает густую завесу времени… я зрю через целое столетие».

В главу «Тверь» Радищев включил написанную им еще в 1783 г. оду «Вольность» — броское выражение собственных революционных и республиканских устремлений.

О! Дар небес благословенный,
Источник всех великих дел;
О вольность, вольность, дар бесценный!
Разреши, чтобы раб тебя прославил…—

так начинается это известное стих. Цари видят в народе только подлую тварь, говорит создатель. Но порабощенные народы скинут с себя иго рабства и на плаху возведут царей. Радищев светло воображал себе финал революции — установление республиканского строя; «На вече целый течет народ». Одна из оды и главных мыслей, и всего «Путешествия»: народ— творец истории; он должен быть хозяином собственной судьбы, установить собственный, народное правление, собственную власть.

Появилась обща власть в народе…
Во власти всех собственную зрю долю,
Собственную творю, творя всех волю;
Вот что имеется в обществе закон.

Таким воображал себе Радищев будущее общество.

С этим будущим он связывал вопрос жизни и смерти о воспитании молодого поколения в сознании собственного гражданского человеческого достоинства и патриотического долга. Воспитание должно быть основано труде. Человек будущего общества обязан овладеть ремеслами, приемами крестьянского труда, военным и основами искусств мастерством (в случае, если нужно), языками; в быту он обязан обходиться без чужих одолжений, выполнять «правила общежития», систематически заниматься умственными и физическими упражнениями, быть непритязательным, несложным, аккуратным, талантливым переносить каждые трудности.

Радищев отлично знал жизнь русского народа, он видел восстание Пугачева и отлично был знаком с идеями французской революции. Все это содействовало тому, что Радищев стал первым русским революционером, ярым противником самодержавия и крепостничества. Он первым в РФ сообщил: патриот — это человек, что борется за освобождение народа.

По окончании смерти Екатерины II Радищев в 1797 г. был переведен на жительство под Москву, а в 1801 г. возвратился на работу в Санкт-Петербург. В ответ на новые угрозы и травлю, не хотя мириться с самодержавными порядками, он в 1802 г. наложил на себя руки, приняв яд.

В 1790 г. Радищев писал: «Я зрю через целое столетие».

идеи и Книги Радищева жили . «Вослед Радищеву восславил я свободу»,— писал Пушкин. За Радищевым против крепостничества и самодержавия выступили дворянские революционеры — декабристы, начал революционную агитацию Герцен. его идеи и Имя Радищева воодушевляли последующие поколения революционеров.

В 1914 г. в статье «О национальной гордости великороссов» В. И. Ленин писал: «Мы гордимся тем, что эти насилия приводили к отпору из отечественной среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что русский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию весов…»

«Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь». Серия 1. Документальный сериал


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: