Психологическое понятие возраста.

В психологии сложилось следующие представления о возрасте: физический и психологический возраст . Физический возраст характеризует время судьбы ребенка в годах, днях и месяцах, прошедших с момента его рождения. Психотерапевтический возраст показывает на достигнутый уровень психотерапевтического развития. Пятилетний по физическому возрасту ребенок психологически возможно развит, к примеру, как шестилетний а также семи- либо восьмилетний. Возможно и напротив: дети с отставанием умственного развития в большинстве случаев характеризуются обратным соотношением физического и психотерапевтического возраста.

Возраст человека проявляется в познавательных процессах, его восприятии, памяти, мышлении, речи, изюминках его личности, в интересах, суждениях, взорах, мотивах поведения. Понятие возраста является основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Возраст не сводится к сумме отдельных психологических процессов, это не календарная дата, а период развития. Длительность возраста определяется его внутренним содержанием: имеется периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам.

Возрастной период со своим неповторимым содержанием — изюминками развития психологических личности и функций ребенка, изюминками его взаимоотношений с окружающими и основной для него деятельностью — имеет личные границы. Хронологические границы возраста смогут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а второй — позднее. Особенно очень сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Возраст (в психологии) — конкретная, довольно ограниченная во времени ступень психологического его развития и развития индивида как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психотерапевтических трансформаций, не связанных с различием личных изюминок (Фельдштейн Д.И ).

Первая попытка системного анализа категории психотерапевтического возраста в собственности Л. С. Выготскому. Психотерапевтический возраст он разглядывал как деятельности и строения новый тип личности и характеризовал его с позиций тех психологических и социальных трансформаций, каковые в первый раз появляются на данной возрастной ступени и каковые в самом главном и главном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю судьбу, целый движение его развития сейчас. Возраст, по определению Л. С. Выготского, это довольно замкнутый цикл развития, имеющий динамику и свою структуру. Учение Л. С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его учениками и последователями, — это учение о динамике и структуре возраста.

Структура возраста включает в себя чёрта социальной обстановке развития ребенка, ведущего типа деятельности и главных психотерапевтических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная обстановка развития содержит в себе несоответствие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особенном, своеобразном для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение несоответствия проявляется в происхождении психотерапевтических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют ветхой социальной обстановке развития, выходят за ее рамки. Появляется новое несоответствие, новая генетическая задача, которая возможно решена благодаря построению новой совокупности взаимоотношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психотерапевтический возраст. Так, согласно точки зрения Л. С. Выготского, возрасты являются такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет удельный вес и роль каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эру развития личность ребенка изменяется как целое в собственном внутреннем строении, и законы трансформации этого целого определяют перемещения каждой его части.

Как показывает Д. И. Фельдштейн, психотерапевтические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, изюминками его общения и деятельности. Для каждого возраста существуют собственная своеобразная «социальная обстановка развития» (Л. С. Выготский), определенное соотношение условий социальной внутренних условий и среды формирования индивида как личности. Объективно одинаковые элементы социальной среды воздействуют на людей различного возраста по-различному, в зависимости от того, через какие конкретно ранее развившиеся психотерапевтические особенности они преломляются. Сотрудничество внешних и внутренних факторов порождает обычные психотерапевтические изюминки, неспециализированные для людей одного возраста, определяя его специфику, а изменение взаимоотношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д. И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, но, личного своеобразия психологического вида человека. Возрастная черта развития отражает определенную совокупность требований, предъявляемых обществом к человеку на том либо другом этапе его жизни, и сущность его взаимоотношений с окружающими, его публичное положение. Понятие возрастных изюминок, возрастных границ не имеет безотносительного значения — границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический темперамент и не совпадают в разных социально-экономических условиях развития личности. Сейчас принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1—3 года); дошкольное детство (3—6 лет); младший школьный возраст (6—10 лет); подростковый возраст (10—15 лет); молодость: первый период (старший школьный возраст 15—17 лет), второй период (17—21 год); зрелый возраст: первый период (21—35 лет), второй период (35—60 лет); пожилой возраст (60—75 лет); старческий возраст (75—90 лет); долгожители (90 лет и выше).

Учение Л. С. Выготского о динамике и структуре возраста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей — Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. На данный момент в отечественной психологии структуру психотерапевтического возраста принято оценивать на базе следующих параметров: социальной обстановке развития, ведущего типа деятельности, центральных возрастных кризисов и новообразований возраста.

Тест на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: