Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Появление распрей, в большинстве случаев, связано с психотерапевтическими изюминками личности, ее поведением, затронутыми потребностями.

Анализ большого количества распрей говорит о том, что в базе фактически любого конфликта находятся интересы и нереализованные потребности конкретной личности [1, 6, 8]. Особенно ярко это проявляется, в случае, если такая личность владеет определенной властью, возможностью принимать решения.

Коротко остановимся на главных чертях личности, определяющих ее поведение в конфликте. К таким чертям относятся:

• природные особенности личности, ее лично-психотерапевтические изюминки;

• совокупность потребностей, мотивов, заинтересованностей;

• внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ».

Природные особенности личности — это то, что заложено в ней от рождения и, в большинстве случаев, характеризуется степенью выраженности таких динамических черт, как эмоциональность и активность. Активность индивида выражается в рвении к разнообразные деятельности, проявлении себя, быстроте и силе протекания психологических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Крайним выражением активности есть, с одной стороны, громадная энергия, стремительность в движении, энергичность, быстрота речи, а с другой — вялость, пассивность психологической деятельности, речи, жестикуляции. Эмоциональность проявляется в разной степени нервной возбудимости индивида, динамике его чувств и эмоций, характеризующих отношение к окружающему миру.

В начале 20-х годов XX века швейцарский психиатр К.Г.Юнг (1875 — 1961 гг.) внес предложение психотерапевтические изюминки индивида, вытекающие из его интереса к окружающему миру, назвать «экстраверсия — интроверсия».

Экстраверсия — черта психотерапевтических изюминок личности, при которой индивид сосредоточивает собственные интересы на внешнем мире, внешних объектах, время от времени за счет собственных собственных, в некоторых случаях в следствии принижения личной значимости.

Экстравертам характерны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (время от времени избыточной), социальная адаптированность, открытость их внутреннего мира.

Интроверсия — характеризуется фиксацией внимания личности на собственных собственных заинтересованностях, на своем внутреннем мире.

Интроверты вычисляют собственные интересы самыми серьёзными, придают им высшую сокровище, для них характерна необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно затрудненная социальная адаптация.

Сочетание интроверсии — экстраверсии с эмоциональными чертями определяет темперамент личности (рис. 3.1.).

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Темперамент — совокупность личных изюминок личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности, и поведения, включая такие динамические изюминки как: интенсивность, скорость, темп, ритм психологических состояний и процессов индивида.

Различают фактически темперамент, как определенное устойчивое сочетание психодинамических особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности, и его организационную базу. Известны три главные совокупности объяснений сущности личности: гуморальная (Гиппократ в V в. до н.э. внес предложение связывать состояние здоровья человека с соотношением разных жидкостей, циркулирующих в нем, и дал наименование четырем главным типам темпераментов: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, заглавия которых употребляются сейчас); конституционная (исходит из различий в конституции организма); третья совокупность связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной совокупности. В соответствии с учением И.П.Павлова (1849 — 1936 гг.) выделяют три фундаментальных особенности нервной совокупности: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и четыре главных типа высшей нервной деятельности. На данный момент при рассмотрении темперамента случилось соединение в заглавии перечисленных черт индивида: сильный, уравновешенный, подвижный соответствует темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный — темпераменту холерика; не сильный — темпераменту меланхолика.

Внешнее поведение индивидов проявляется в соответствии с разным темпераментом: у холериков —в бурных реакциях, открытости, в резких сменах настроения, общей подвижности и неустойчивости, выраженной рациональности; у флегматиков — в медлительности, устойчивости, замкнутости, не сильный внешнем выражении эмоциональных состояний, логичности суждений; у меланхоликов — в неустойчивости, легкой ранимости, необщительности, склонности глубоко и эмоционально волноваться кроме того незначительные события; у сангвиников — в подвижности, склонности к смене впечатлений, отзывчивости, общительности. Перечисленные самый четко выраженная типы темпераментов оказывают значительное влияние на поведение личности в конфликте: так, флегматика достаточно сложно вывести из себя и вовлечь в конфликтное сотрудничество, в то время как холерик может «завестись» мгновенно, не смотря на то, что все это и достаточно условно. Перечисленные типы темперамента являются довольно устойчивыми во времени, но подвержены трансформациям под влиянием воспитания и среды. Вместе с тем они не характеризуют содержательную сторону личности, ее мотивацию, ценности, потребности.

В 40-е годы несколько американских ученых под управлением Г.Айзенка внесла предложение графическую интерпретацию понятия темперамента как результата связи двух выше рассмотренных факторов: экстраверсии и эмоциональной устойчивости (см. рис. 3.1). На данный момент создано множество личностных тестов, разрешающих с большой долей возможности выяснить психотерапевтические характеристики личности, ее приверженность к конфликтам. самые известные и употребляемые тесты: MMPI, Кэттеллы, Айзенка и т.д. Тест, адаптированный к отечественным условиям, представлен в конце данной главы.

Знание вероятной реакции индивида на происходящие события, исходя из его темперамента, может разрешить опираться на хорошие черты темперамента и преодолевать отрицательные, снизить угрозу происхождения конфликта. Так, на порывистость холерика целесообразно реагировать сдержанностью и тактичностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность; печаль и эмоциональность меланхолика возможно нейтрализовать оптимизмом. Психологи достаточно довольно часто отмечали, что при подготовке справок сангвиники, в большинстве случаев, довольно часто пишут черновики сокращенно либо их вовсе не пишут, холерики часто из-за невнимательности делают элементарные неточности, флегматики смогут не подметить течения времени и запоздать с завершением работы.

Второй чёртом личности есть ее совокупность потребностей, мотивов, заинтересованностей, т.е. то, что растолковывает обстоятельства поведения личности, оказывает помощь осознать принимаемые ею решения, участие либо неучастие в конфликте.

Потребность индивида — это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию. Это возможно пища для обычной судьбы; жилище, дабы спрятаться от непогоды; уважение окружающих для осознания собственного места в социальной группе.

разнообразие и Количество потребностей личности громадно, довольно много и теорий, растолковывающих поведение личности, исходя из ее потребностей. самые известными авторами являются: А.Маслоу, Д.МакКлелланд, Ф.Герцберг [1, 3, ??]. На рис. 3,2 приведена одна из классификаций потребностей личности, предложенная американским ученым русского происхождения Абрахамом Маслоу (А. Маслов, 1908 — 1970 гг.).

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

А.Маслоу внес предложение иерархическую модель потребностей, в соответствии с которой высшие потребности смогут направлять поведение индивида только в той мере, в которой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок предлагался следующий: физиологические; потребности в безопасности; социальные; потребности в уважении; потребности в самореализации и самоуважении.

Все множество потребностей личности образовывает источник, мотив ее деятельности, во многом определяющее ее поведение.

Мотив — внутреннее побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением определенных потребностей; совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности. Мотив есть основанием поступка индивида. В большинстве случаев, мотив реализуется в цели, не смотря на то, что на практике допустимо несовпадение. К примеру, рвение занять большой пост возможно мотивировано как жаждой борьбы с недочётами, так и более высокими доходами, возможностью руководить вторыми.

Для определения на практике характера потребностей в конце данной главы приведен тест для определения структуры потребностей личности.

не меньше значимым для успешного ответа конфликтных обстановок есть понятие «интерес».

Интерес — форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот либо другой предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее полезному, серьёзному, привлекательному, актуализированная потребность.

Интересы личности смогут быть очень разнообразны: интерес к музыке, технике, природе и т.д. Основное в данном понятии, что, показав интерес к какому-либо предмету, человек может сделать данный интерес средством успехи собственных целей. Выделяют яркий интерес, т.е. интерес к объекту, вызываемый его привлекательностью для личности, и опосредованный — как к средству успехи поставленных целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его интенсивности и сохранения. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а приводит к новым интересы.

Определение главных заинтересованностей личности, затронутых в конфликте, есть достаточно сложным, но нужным процессом для верного определения всех Составляющих конфликта, выбора форм действия на оппонентов, управления конфликтом.

На рис.3.3 представлена схема связи понятий потребность — мотив — интерес, во многом определяющих поведение личности.

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Рис. 3.3. Связь понятий «потребности—мотивы -заинтересованности».

Третьей чёртом, определяющей поведение личности в конфликте, есть внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ» («Я-концепция»).

Сущность данной концепции пребывает в осознании каждым человеком собственной индивидуальности, неповторимости, собственного «Я», то, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем.

Я-концепцш была предложена американским психологом Карлом Рэнсом Роджерсом (1902 — 1987 гг.). Я-концепция формируется в ходе сотрудничества личности с окружающей средой и есть интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. Она определяет довольно устойчивую, в большей либо меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую совокупность представлений индивида о себе, на основании которой он сооружает собственные взаимоотношения с остальными людьми.

Данное понятие включает представление личности о себе, собственных заинтересованностях, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе.

Практический суть данного понятия пребывает в том, что все отечественные отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения собственного «Я», из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида. На базе применения данного понятия К.Роджерс внес предложение совокупность психотерапии, взявшей наименование индерективной, централизованной на клиенте, которая призвана обеспечить устранение диссонанса между настоящим опытом и Я-концепцией личности.

В конфликтологии данное понятие употребляется для определения обстоятельств поведения личности, каковые стали причиной конфликту.

Стабильность «Я-образа» есть предпосылкой устойчивости и последовательности поведения человека. Индивид пытается установить и всегда поддерживать определенный комплект особенностей, характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с комплектом этих представлений индивид сооружает собственные отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку вторым людям. Во многих случаях люди могу проигнорировать объективную данные, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными либо кроме того фальшивыми данными, если они соответствуют «Я-образу».

К примеру, в случае, если индивид оценивает объективно собственные способности и в ходе работы допустил неточность либо неточность, то при обнаружении данной неточности сотрудником он верно реагирует (при других равных условиях) и воспримет замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято или как оскорбление, или не будет услышано. При заниженной самооценке будут продолжительные переживания, впредь до отказа трудиться дальше над взятым заданием.

Коротко остановимся на составляющих данной концепции.

Компоненты Я-образа представлены на рис. 3.4.

Я-реалъное — это я в настоящем, оно есть синтезом установок самовосприятия и самоотношения.

Данный элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения либо неуважения себя.

К примеру, я — студент дневного факультета экономического университета.

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Рис. 3.4. Составляющие «Я-образа»,

Я-совершенное — некая совокупность характеристик и качеств, каковые индивид желал бы видеть у себя.

Я-совершенное может подменять Я-настоящее, тогда человек живет иллюзией самолюбования, самовлюбленности, общаться с ним очень сложно, его нужно все время хвалить, возражения против он не слышит. Несоответствие между настоящим и совершенным — Я образовывает одно из серьёзных условий саморазвития личности.

Я—конструктивное — отечественное видение собственного будущего, оно трансформирует элементы отечественного совершенного Я в цель деятельности: выучить зарубежный язык, дабы в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда, взять увлекательную работу.

Каждое из этих «Я» включает в себя пара составляющих.

Я-физическое фиксирует неспециализированное представление о телесных параметрах личности, ее привлекательности, Оно распространяется на отечественные вещи, дом, жилище и т.д.

К примеру, я — среднего роста, имею достаточно привлекательную наружность, умный и образованный, занимателен в общении.

Я-соииальное — это отношение к себе в настоящем с позиций места в социальных отношениях.

Я—эмоциональное и умственное — как мы довольны собой, как мы вычисляем себя умными, развитыми.

Сформировавшееся самовосприятие личности лежит в базе взаимоотношений данной личности с окружающими.

К примеру, у личности сформировалась высокая самооценка, оценка друзей о внешнем виде, удачах в учебе, работе, спорте подтверждает это. Но в случае, если внезапно происходит провал на важном экзамене, увольнение с работы, наступает внутренний неудобство, что может перерасти во внутриличностный конфликт, сопровождаемый стрессовым состоянием. В зависимости от развитости личности появившийся конфликт может привести или к упорным занятиям, поиску работы, или — к уходу из университета, долгому стрессу.

В людской сознании заложены психотерапевтические механизмы защиты собственного образа, собственного настоящего «Я», они нужны для поддержания психологического комфорта и психологического «равновесия» личности. Вместе с тем эти же механизмы смогут затруднить восприятие, к примеру, критических замечаний, поскольку нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.

Неадекватное представление о себе формирует многие психотерапевтические преграды (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения.

Любой человек производит собственные формы защитных механизмов личности, каковые действуют время от времени на бессознательном уровне.

Психотерапевтические механизмы защиты — формы поведения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, согласно ее точке зрения, действия. В табл. 3.1 представлены примеры таких механизмов.

Психотерапевтические защитные механизмы личности формируютсубъективные обстоятельства распрей. Объективные обстоятельства лишь тогда явятся обстоятельствами конфликта, в то время, когда сделают неосуществимым личности либо группе реализовать потребности, заденут индивидуальные и/либо групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе правилами и социальными нормами. Помимо этого, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, как появившееся препятствие мешает их реализовать. Чем более ответственная цель стоит перед субъектом, чем больше желает он ее достигнуть, тем посильнее будет сопротивление и тверже конфликтное сотрудничество с теми, кто мешает. На рис. 3.5 представлена схема формирования обстоятельств участия личности в конфликте.

Таблица 3.1. Виды психотерапевтических механизмов защиты личности.

Механизмы защиты Содержание механизмов
Агрессия реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелестную ему оценку, что может поколебать представления индивида о себе.
Вымещение переориентация о1рицательного импульса либо неприятного эмоции с одного объекта, недоступного для ответного действия, на другой, более досягаемый.
Проекция бессознательное приписывание второму лицу собственных негативных эмоций, жажд, линия.
Идеализация формирование идеализированного представления личности о себе, о собственном «Я», непризнание собственных неточностей, недочётов.
Отрицание отрицание причастности индивида к событию либо вероятному знанию о событии: «я ничего об этом не знал», «это не мое», «мне так сообщили», «я ничего для того чтобы не сказал».
Забывание либо вытеснение забывание того, что не очень приятно личности: имена и образы людей, общение с которыми ассоциируется с неприятными воспоминаниями по отношению к себе.
Дискредитация принижение источника информации, что дает отрицательную оценку личности, нарушающую сложившийся «Я-образ»: «кто бы сказал, лишь не ты», «а судьи кто?»
Идентификация отождествление себя с другим человеком, группой, как примером поведения, форма подражания для облегчения собственного поведения с окружающими.
Конверсия (превращение) превращение неприятной для индивида обстановки не в серьез для сохранения его самолюбия, его «Я»; с юмором принимая сделанные замечания, создавшуюся обстановку.

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Рис. 3.5. Схема формирования субъективных обстоятельств конфликта.

Разглядим на примере маленькой обстановке формирование субъективных обстоятельств происхождения конфликта, исходя из объективной обстоятельства «различия в сокровищах» (см. рис.3.6).

Семья из четырех человек (супруг, супруга, две лёт и 16 взрослые 19 дочери) жили дружно, уважали друг друга, считались с мнениями каждого, в особенности старшей дочери.

В семье было принято, что финансами распоряжалась мать, определяя, что и кому приобрести из больших вещей. Домашний достаток был средним, но в последние 2-3 года существенно возрос: предприятие, где трудились родители, акционировалось, дела пошли хорошо и у своих родителей показались дополнительные доходы.

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Сперва на домашнем совете обсуждали грядущие приобретения. Но понемногу «аппетиты» детей стали расти стремительнее доходов своих родителей, в особенности у старшей дочери (она получает образование университете на дневном отделении). Старшая дочь начала брать дорогие актуальные вещи, не ставя своих родителей в известность. На замечания своих родителей, что всему имеется разумные пределы и что без их согласия больше никаких приобретений делать не нужно, потому, что кроме того их увеличенные доходы не разрешают этого, дочь ответила согласием.

Но через некое время дочь начала ставить своих родителей перед фактом: вещь приобретена на занятые у подруг деньги, каковые требуется дать.

Создалась непростая обстановка: мать не разрешает, а дочь делает по-своему, говоря, что до тех пор пока они обдумают и решат, вещь будет уже реализована.

Объективная обстоятельство конфликта содержится в трансформации системы ценностей у старшей дочери, ее желание, в первую очередь, отлично наряжаться и смотреться современной в глазах сокурсников. Отказ своих родителей выполнять ее требования по оплате новых приобретений нарушает ее психотерапевтическое равновесие, она думает, что у своих родителей денег достаточно и они смогут ей разрешить такие траты. Родители, со своей стороны, возмущены трансформациями в поведении дочери, ее отношением и требованиями к ним. У дочери включаются механизмы защиты в виде агрессии (грубит, с ней сложно начало разговаривать), отрицания (она не слышит аргументов своих родителей), вымещения (во всех проблемах, каковые с ней происходят, виноваты родители). Каждые беседы между старшей дочерью и родителями достаточно скоро будут перерастать в конфликтную обстановку, пока любая из сторон не придет к взаимоприемлемому ответу главного вопроса.

3.2. Использование ТЕОРИИ «СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ», ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Происхождения Распрей

Конфликты являются сложные явления, обстоятельства которых не всегда возможно растолковать, исходя из психотерапевтических изюминок личности.

Американский социальный психологДжордж Герберт Мид (1863 — 1931 гг.) внес предложение теорию интеракционизма, т.е. теорию социального сотрудничества, в соответствии с которой согласится свойство личности принимать роль другого человека, воображать, как его принимают партнер по общению либо несколько, соответственно конструировать личные действия. Эта теория взяла кроме этого наименование теории «социальных ролей».

Сущность данной теории пребывает в рассмотрении поведения личности в каждой конкретной ситуации как поведение актера в соответствии с ролью. количество и Диапазон ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности, и взаимоотношений, в каковые включается личность. Роль рассматривается как определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в совокупности публичных либо личных взаимоотношений. Роль определяется своим заглавием, позицией индивида, делаемой функцией в совокупности социальных взаимоотношений.

Социальные роли личности обусловлены местом индивида в совокупности объективных социальных взаимоотношений. Всю жизнь человек играется множество социальных ролей, исходя из тех функций, каковые ему приходится делать: отца, мужа, ребенка, подчиненного, начальника, клиента и т.д. Любая из этих ролей складывается из задач, каковые обязан решать «актер», и из поведения в данной роли в соответствии с ожиданиями окружающих (см. рис.3.7.). В случае, если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной роли, то он нормально ими воспринимается. В случае, если же не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя такую личность, потребовав трансформации поведения, или появится конфликт.

В зависимости от характера межличностных взаимоотношений выделяют роли межличностные, внутригрупповые, личные. Межличностные роли являются формой поведения личности, которую ожидает от нее второй человек в силу сложившихся между ними взаимоотношений (в семье, между родственниками, между приятелями). Распределение межличностных ролей связано с предысторией настоящих эмоций, появившихся между людьми. По окончании распределения ролей начинаются складываться определенные привычки, традиции взаимоотношений и соответствующие ролевые ожидания. По мере трансформации характера взаимоотношений смогут поменяться и эмоции, а установившиеся межличностные роли требуют определенных действий, каковые приходят в несоответствие с жаждой. К примеру, поддерживать обычные отношения с бывшим супругом, поздравлять с праздником тех, с кем не хочется общаться, но нужно; принимать рекомендации у старшего сотрудника, знания которого устарели.

Внутригрупповые роли — это форма поведения, ожидаемая от личности участниками группы, коллектива, в которую он входит. У каждой личности в коллективе складывается собственный определенный стереотип поведения в соответствии с функциями, им делаемыми, его репутацией у участников группы. В разных коллективах одинаковый человек может иметь различные статусы и репутацию. Выделяют следующие внутригрупповые роли: эрудит, организатор, генератор идей, выразитель норм и т.д.

К примеру, эрудит — признанный авторитет в определенном коллективе по всевозможным вопросам, знаток самых различных данных; организатор — человек, организаторские свойства которого признаны окружающими, ему свойствен практический здравый суть, высокая работоспособность, самодисциплина; генератор идей — важный, неординарно мыслящий член коллектива, неизменно высказывающий новые занимательные идеи, каковые остальные члены коллектива реализуют; выразитель норм — рассудительный человек, сам строго придерживающийся норм и призывающий делать кроме этого остальных участников коллектива и т.д.

Распределение ролей в коллективе (группе) происходит понемногу, во времени, совокупность этих ролей представляет собой неформальную структуру коллектива, влияние которой на работоспособность и сплочённость данной группы очень громадна.

Требование роли, т.е. предполагаемое окружающими поведение данной личности в конкретной обстановке, может прийти в несоответствие с жаждой самой личности, что ведет к конфликтам.

Личные роли — это те роли, каковые зафиксировались в поведении человека в соответствии со сложившимся у него Я-образом, повторяемостью форм поведения в разных по содержанию условиях и с разными людьми.

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Рис. 3.7. Социальные роли личности.

В соответствии с этими ролями время от времени выделяют конфликтные типы личности, поведение которых формирует сложности при общении с ними. Приведем кое-какие приемы общения с конфликтными личностями.

«Вздорный человек» — довольно часто выходит за рамки опытной беседы, несдержан, нетерпелив, собственной подходом и позицией смущает собеседников либо сотрудников подразделения и неосознанно наводит их на то, дабы с ним не соглашались, спорили.

Форма поведения с ним — оставаться в рамках опытной беседы и стараться сохранять хладнокровие, опровергать его вздорные утверждения направляться аргументирование, с привлечением всех других сотрудников.

«Всезнайка» — в любой момент все знает лучше вторых, требует слова, всех перебивает.

Форма поведения — настойчиво попросить от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

«Болтун» — довольно часто и бестактно всех перебивает, не обращает внимания на время, которое он тратит на отступления и свои вопросы. Форма поведения — с большим тактом его остановить, сократить время выступления, культурно, но твердо направлять на предмет беседы.

«Неприступный собеседник» замкнут, довольно часто чувствует себя вне времени и пространства, т.к. все недостойно его внимания, он все знает лучше.

Форма поведения — заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его заинтересованностей.

В зависимости от того, кто определяет нужное поведение личности, выделяют роли официальные и стихийные.

Официальные роли связаны с требованиями организации, в которой трудится личность, в соответствии с функциональным разделением труда в данной организации; существующим распределением обязанностей. Стихийные роли определяются стихийно появляющимися видами и отношениями деятельности. В несложных неофициальных обстановках люди сами распределяют себе роли (родственные отношения, отношения клиент-продавец).

В управленческой деятельности роль есть главным организационным понятием, она обрисовывает определенную работу. В официальных обстановках роль делается предлагаемой работой, ограничения и функции которой смогут .быть зафиксированы в письменном виде (должностные руководства, положения о подразделениях). Существует регламентация социальных этики: нормы и ролей морали; все виды законов и законов; положения и должностные инструкции о подразделениях; договоры и контракты, Разглядим пример происхождения конфликта в следствии нарушения равновесия между ролевым поведением и ролевым ожиданием.

На большом предприятии продолжительное время существовал убыточный участок. По окончании начала рыночных преобразований начальник предприятия сдал данный участок в аренду трудовому коллективу. Скоро дела на участке наладились, и было издано постановление о его реструкуризации в независимое малое предприятие (МП) с сохранением исполнения нужных работ для всего предприятия. МП начало развиваться, многие работники главного предприятия были на «содержании» у МП, приобретая прямо либо косвенно от него доплаты за исполнения работ для МП. Потому, что зарплата работников на МП более чем вдвое стала выше, чем в среднем по всему заводу, то показалась угроза происхождения конфликта в коллективе главного завода. Начальник главного предприятия не желает функционировать силовыми, запретительными способами, но осознаёт, что нужно предпринять действенные меры, в противном случае он утратит контроль над всей обстановкой.

В данном примере достаточно светло прослеживается несоответствие ролевого поведения участников сотрудничества ролевому ожиданию окружающих: начальников обоих фирм.

Обстановка появилась в следствии нарушения равновесия в зарплате сотрудников предприятия, по окончании того, как малое предприятие за счет проведения многих мероприятий по улучшению организации труда и благодаря неправильно составленному соглашению с главным предприятием ввело большую разделение в зарплате . Ожидание управления главного предприятия было в том, чтобы «расшить» узкое место без дополнительных затрат, но ничего не поменять на остальном заводе. Поведение начальника малого предприятия пребывало в поиске привлечения остальных и путей выживания работников завода на условиях дополнительной оплаты к ответу поставленной задачи.

При рассмотрении данной обстановке допустимо пара вариантов ответов по трансформации обоюдных поведения и ожиданий: поменять условия контракта с МП, расширить отчисления МП в счет оплаты аренды, постепенный перевод всего предприятия на подобные условия, назначение начальника этого участка куратором всей программы перехода главного предприятия. Возможно кроме этого сделать начальника МП начотделом маркетинга всего завода, потому, что он уже продемонстрировал возможности успешного сотрудничества с внешними клиентами.

Либо второй пример.

В семье Зыкиных выросла дочь Маша, а вместе с ней и последовательность неприятностей. Дочь получает образование университете, довольно много занимается, устает. Родители уверены в том, что девочке в каникулы нужно было бы отдохнуть, съездить в пансионат либо в дом отдыха, берут путевки для совместных (с ними) поездок. Родители знают, что Маша обожает ездить, но стала всегда отказываться, не смотря на то, что раньше ездила с наслаждением, пытается остаться дома либо пойти куда-нибудь с приятелями, но не с семьей. Родители обижаются, не знают, что делать.

Дочь выросла, изменились и ее поведение, и ожидания от своих родителей. Достаточно конечно ее рвение к определенной независимости, свободе выбора формы проведения досуга, друзей. Родители вычисляют ее ещене в полной мере независимым человеком, что не имеет возможности абсолютно нести ответственность за друзей и свои поступки, ей требуется постоянная забота, опека. Ответ обстановки допустимо при обоюдном трансформации поведения и ожиданий участников обрисовываемых родителей: и событий, и дочери. Для дочери— проводить часть отпуска с родителями, часть самостоятельно. Для своих родителей — признать, что дочь в праве на свободу выбора формы собственного досуга, друзей.

Психология конфликта. Урок 4. Понятие \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: