Психофизическая модель теории обнаружения сигнала

англ. signal detection theory – недискретная модель работы сенсорной совокупности, выстроенная на базе правил, заимствованных из теории обнаружения сигнала ТОС . Применительно к описанию работы сенсорной совокупности эта модель строится так, что показываемый испытуемым итог определяется 2 факторами: 1 взаимоположением 2 распределений – шумового спонтанного возбуждения в сенсорной совокупности и сигнального возбуждения, позванного раздражителем и наложенного на спонтанное возбуждение . 2 местом локализации критерия принятия ответа, выбранного испытуемым на оси сенсорных состояний. Потому, что как сигнальное, так и шумовое распределения считаются постоянными, а у испытуемого предполагается свойство обширно перемещать точку локализации критерия принятия ответа на протяжении оси сенсорных состояний, постольку понятие сенсорного порога см. Порог сенсорный как нижней границы чувствительности есть для разглядываемой модели излишним. Т. о., модель работы сенсорной совокупности строится на базе приложения ТОС к психофизическим проблемам и есть примером реализации принципа непрерывности в построении субъективного последовательности. Из положений П. м. т. о. с. вытекают определенные предсказания относительно формы кривой РХП рабочей чёрта приемника . Но экспериментальная проверка данной модели дала во многих случаях отступления формы кривой РХП от теоретически предсказанной. Для объяснения этих результатов кое-какие психофизики, применяющие ТОС Дж. Светс и др. , были вынуждены допустить существование сенсорного порога, локализованного довольно много ниже, чем это предполагалось хорошей психофизикой, то есть в области математического ожидания шумового распределения. Данный порог был назван низким порогом, в отличие от большого порога, взявшего обоснование в теориях Г. Фехнера и Г. Блэквелла см. Пороговая теория Фехнера .

7. Количество восприятия. Иконическое хранение. Эхоическое хранение.

Иконическое хранение

Сохранность зрительных впечатлений и их краткосрочную доступность для предстоящей обработки Найссер (Neisser, 1967) назвал иконической памятью.Появляется вопрос, верно ли использовать к этому сенсорному явлению термин «память»? Для многих (если не большинства) когнитивных психологов «память» свидетельствует хранение и кодирование информации с участием высших когнитивных процессов. Правильно, что иконическая память включает определенную форму хранения, но недавние открытия говорят о том, что она не зависит от процессов наибольшего уровня, таких как внимание.

Многие исследователи обнаруживали, что входящая информация совершенно верно представлена в иконической памяти, но она скоро исчезает, если не передается для предстоящей обработки. Появляется вопрос, не теряет ли испытуемый некое количество информации в то время, в то время, когда он дает вербальный отчет, другими словами в то время, когда он «считывает» зрительную данные с скоро угасающего сенсорного следа? Если бы это было так, это бы означало, что количество информации, которое, как полагали, соответствует количеству восприятия, в конечном итоге имеется то количество, которое возможно успеть пересказать, перед тем как оно угаснет, — иначе говоря оно есть совместной функцией иконического угасания и времени, требуемого для пересказа зрительной информации.

Сперлинг (Sperling, 1960) высказал предположение, что использовавшаяся раннее методика, в рамках которой испытуемых просили сказать обо всех элементах, каковые они смогут запомнить, в конечном итоге была тестом на запоминание замеченного, а это может различаться от того, что они первоначально восприняли. Икона —зри-

Влияние задержки подсказки

Дабы оценить темперамент затухания информации в этом весьма краткосрочном хранилище, были совершены изучения, в которых варьировался промежуток между подачей подсказки и предъявлением букв (звукового тона либо метки в виде маленького прямоугольника). Если судить по влиянию данной процедуры на воспроизведение, была выяснена продолжительность иконического хранения, равная приблизительно 250 мс1.

Эхоическое хранение

В случае, если мы можем «видеть» по окончании того, как закончилась внешняя физическая стимуляция, то не можем ли мы «слышать» по окончании прекращения звука? По всей видимости, можем. Найссер (Neisser, 1967) назвал сенсорную слуховую память эхоической памятью.Эхоическое хранение похоже на иконическое в том смысле, что необработанная сенсорная информация сохраняется в ней с высокой точностью (для того, чтобы возможно было выделить значительные черты и подвергнуть их предстоящему анализу) в течение весьма маленького времени. Подобно иконе, дающей нам дополнительное время, дабы рассмотреть скоро исчезающие стимулы, эхоическая память дает нам дополнительное время, дабы расслышать слуховое сообщение. В случае, если мы разглядим процесс понимания простой речи, нам станет очевидна роль эхоической памяти. Звуковые колебания, составляющие обращение, распространяются с течением времени. Информация, содержащаяся в каждой частичке речи, музыки либо другого звука, не имеет смысла, если не находится в контексте вторых звуков. Эхоическое хранение, запечатлевая ненадолго слуховую данные, снабжает нас яркими контекстуальными показателями, нужными для понимания слуховой информации.

Не смотря на то, что полное описание краткосрочной памяти (КП) будет приведено в главе 7, принципиально важно совершить различение между этим видом памяти и эхоическим хранением. Время хранения в эхоической памяти мало (от 250 мс до 4 с), а в КП оно намного больше и образовывает 10-30 с. Слуховая информация совершенно верно хранится в обеих совокупностях, но в КП, по всей видимости, менее точно. Оба вида памяти имеют ограниченный количество, но снабжают нас нужными для понимания контекстуальными показателями. .

Посредством стерео- и квадрофонического оборудования генерировалась матрица сигналов, подобных сигналам в зрительных опытах Сперлинга и др. Одними из первых свойства эхоической памяти показали Морей, Бейтс и Барнетт (Мокеу, Bates Barnett, 1965) в статье «Опыты с четырехухим человеком». Испытуемого (всего лишь с двумя ушами) помещали среди четырех громкоговорителей либо надевали на него квадрофонические наушники; эти устройства разрешали предъявлять четыре сообщения в один момент — совсем как это не редкость на вечеринке либо в случае, если сесть в центре струнного квартета, выполняющего Бетховена. Во всех этих случаях человек может прислушиваться или

1 Это практически то же время, что и вышеупомянутый период фиксации при чтении, и кое-какие уверены в том, что при чтении испытуемые коротко регистрируют буквы и — зрительную информацию слова — и переходят к следующим образам лишь по окончании того, как образ зарегистрирован.

Эхоическое хранение 105

к одному голосу (либо сигналу), или к второму. В опыте Морея сообщение складывалось из букв алфавита — от одной до четырех, — предъявляемых в один момент по одному, двум, трем либо всем четырем каналам. Как и в опытах со зрением, испытуемого просили повторить как возможно больше букв; в некоторых опытах с частичным отчетом имели возможность загораться четыре лампы, соответствующие размещению источника звука и показывающие испытуемому на те каналы, сигналы из которых он обязан воспроизвести. Лампы зажигались через 1 с по окончании предъявления букв. Результаты воспроизведения с частичным отчетом были выше результатов с полным отчетом, что говорило о верности представления о краткосрочном хранении слуховой информации в эхоической памяти.

Еще более близкую аналогию методике Сперлинга с частичным отчетом имеет опыт Дарвина, Турвея и Краудера (Darwin, Turvey Crowder, 1972). Через стереонаушники испытуемым предъявлялась матрица слуховой информации (сходная с вышеописанной визуальной матрицей), складывающаяся из трех комплектов по три символа, причем в комплектах были смешаны буквы и цифры. Испытуемый слышал три маленьких перечня по три элемента, приблизительно так:

Левое ухо Оба уха Правое ухо
В F
R
L U

Неспециализированное время предъявления составляло 1 с. Так, в приведенном примере испытуемый услышал бы в один момент В и «8» в левом ухе и F и «8» в правом ухе. Субъективно это ощущалось так, словно бы сообщения справа и слева локализованы в их источниках, а сообщение «посередине» (приобретаемое одновременным испусканием звука из обоих источников) казалось исходящим из головы. Эта методика, сходная с предъявлением зрительной матрицы Сперлингом, в действительности как бы создавала «трехухого человека». Воспроизведение измерялось при помощи как полного, так и частичного отчета. Зрительная подсказка в виде прямоугольного столбика проецировалась на левую, среднюю и правую части экрана перед испытуемыми. Как и в опытах со зрением, переменная задержка подсказки разрешала проследить затухание памяти. Дарвин с сотрудниками задерживали зрительный сигнал на 0, 1, 2 и 4 с; количество соответствующего воспроизведенного материала отражено на рис. 3.7. Разумеется, что эхоическое хранение продолжается около 4 с, но наи-

8. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов.

Низшая форма мышления — это простое опознание. Верховная — это глубокая интуиция человека, видящего всякую вещь как часть некоей совокупности.

Платон

Каковы главные неприятности восприятия паттернов ?

Что есть конструктивным восприятием и прямым восприятием? Приведите пара примеров иллюзий и объясните их.

Что такое гештальт-психология и как она растолковывает восприятие? Приведите пара примеров канонических возможностей.

Каковы главные изюминки следующих идей о распознавании паттернов: сравнение с эталоном, теория геонов, прототипное сравнение и подетальный анализ?

Что такое предварительная подготовка и по какой причине она считается ответственной в современной когнитивной психологии?

Как специалисты ( к примеру, шахматные гроссмейстеры ) организовывают зрительные паттерны?

Какие конкретно уже привычные вам объекты вы сейчас видели? Если вы похожи на большая часть людей, количество виденных и опознанных вами объектов огромно. А сейчас ответьте на более сложный вопрос: как вы смогли скоро и совершенно верно выявить так много объектов?

Необычным свойством восприятия есть его свойство опознавать привычные паттерны сенсорной информации. Именно поэтому свойству мы можем определить ветхого привычного среди моря лиц, по нескольким нотам выяснить всю музыкальную пьесу, можем прочесть слова, наслаждаться вкусом марочного вина либо восхищаться запахом розы. Когнитивная совокупность, в большинстве случаев, отличается тем, что трудится слаженно, скоро и без особенных упрочнений. В повседневной жизни мы всегда распознаем паттерны, но мы только сравнительно не так давно пришли к пониманию когнитивных структур, лежащих в базе их распознавания. Как, к примеру, вы определите вашу бабушку? Неужто при помощи «эталона бабушки», не совпадающе« го больше ни с какими бабушками? Либо у вас имеется прототип бабушки, весьма схематичный, но однако разрешающий вам определить ее и в то время, когда она надевает очки, а также в то время, когда у нее вторая прическа? («А, бабуля, еле определил тебя!») Либо вы скоро сканируете ее черты и сверяете любой элемент со перечнем «основных линия моей бабушки»? Не смотря на то, что дальше мы будем говорить лишь о распознавании зрительных паттернов, другие виды «паттернов» — слуховые, тактильные и т. д. — также воздействуют на отечественное поведение, но они значительно меньше изучены, чем зрительные, и эта глава отражает это неравенство. Как мы заметим, кроме того самое простое распознавание паттернов включает сложное сотрудничество ощущения, восприятия, КВП, ДВП и когнитивного поиска с целью идентификации стимулов. Не смотря на то, что распознавание объекта — сверхсложный процесс, оно более либо менее совершенно верно осуществляется за доли секунды. На базе лабораторных здравого смысла и исследований мы имеем определенное представление о распознавании паттернов. Оно включает следующие человеческие свойства: •

Свойство Пример
Распознавать привычные паттерны скоро и с высокой степенью точности Оперировать незнакомыми объектами Мы легко определим лица друзей, интерьер собственного дома и дорожные символы Кроме того в случае, если мы ни при каких обстоятельствах не видели необыкновенную форму (к примеру, букву Анеобычной формы), отечественная совокупность зрительного восприятия может разбирать ее
Совершенно верно принимать объекты, каковые расположены либо вращаются под разными углами Мы определим кофейную чашку, даже если она перевернута вверх дном
Идентифицировать частично скрытые либо замаскированные разным «шумом» объекты Мы заключаем, что скрытые части объектов существуют, как при скрытых за кадром части ног и туловища телерепортеров
Скоро, субъективно легко и машинально распознавать паттерны Мы двигаемся через мир, формы и объекты которого всегда изменяются, и все же мы скоро и без особенных упрочнений обрабатываем эти сведенья

Теории восприятия

Психологи, изучающие восприятие, создали две главные теории восприятия мира людьми. В соответствии с первой — теории конструктивного восприятия,— люди «конструируют» принимаемые образы, деятельно отбирая стимулы и объединяя ощущения с воспоминаниями. В соответствии с второй — теории прямого восприятия,— восприятие содержится в прямом приобретении информации из экологии, Сперва разглядим позицию конструктивистов.

Теория конструктивного восприятия основана на представлении, что в ходе восприятия мы формулируем и контролируем догадки о принимаемых объектах на базе того, что чувствуем и что уже знаем. Так, восприятие — это неспециализированный итог того, что поступает через отечественную сенсорную совокупность и что мы уже знаем о мире благодаря опыту. В то время, когда вы издали видите направляющегося в вашу сторону приятеля, вы определите его, в силу того, что вы принимаете через зрение его внешний вид, его шнобель, глаза, волосы и т. д., и по причине того, что вы понимаете, что его в большинстве случаев возможно заметить сейчас в этом месте. Вы сможете определить его, кроме того не обращая внимания на то, что он, быть может, сравнительно не так давно отрастил усы, либо поменял прическу, либо надел солнечные очки. Согласно точки зрения конструктивистов, эти трансформации в паттерне начальных стимулов все же разрешают вам верно определить его из-за подсознательного умозаключения,процесса, при помощи которого мы спонтанно объединяем данные из нескольких источников для конструирования восприятия. Согласно точки зрения конструктивистов, мы видим в равной степени благодаря мозгу с его богатым запасом знаний о мире и глазам (и вторым органам эмоций), каковые снабжают нас новой сенсорной информацией. Эта теория близка к представлению о сенсорной обработке «сверху вниз» (которое рассматривается в следующем разделе) и согласуется с точкой зрения многих когнитивных психологов, трудящихся над проблемой распознавания зрительных паттернов, к примеру Джерома Брунера, Ричарда Грегори и Ирвина Рока. Она ведет начало от хороших изучений Германа фон Гельмгольца, совершённых им в конце Х I Х.века.

В соответствии с теории прямого восприятия, содержащаяся в стимулах информация — серьёзный элемент в восприятии, а научение и другие когнитивные процессы нужны при восприятии. Ведущим приверженцем данной теории был Джеймс Гибсон ( Gibson , 1966, 1979) и его последователи в Корнеллском университете, включая Джеймса Каттинга ( Cutting , 1986, 1993), что утверждал, что «прямое восприятие предполагает, что достаток оптической матрицы только отражает достаток мира». Мысль, приобретшая помощь среди экологически ориентированных психологов, пребывает в том, что стимул содержит хватает информации для верного восприятия и не требует внутренних репрезентаций. Принимающий в ходе восприятия делает минимальную работу, в силу того, что мир предлагает хватает информации и ему остается только конструировать образы восприятия и делать умозаключения. Восприятие содержится в прямом получении информации из окружения. Разглядим пример, относящийся не к зрению, а к слуху. Если вы слушали пьесу, исполняемую на фортепьяно в тональности «соль», и после этого ту же самую пьесу, исполняемую в тональности «до», вы, возможно, увидите, что эти пьесы похожи, а если бы между первым и вторым выполнением прошло

Рис . 4.5. блюдца и Канонический вид чашки

Одно из теоретических объяснений общности канонических возможностей пребывает в том, что через неспециализированный опыт восприятия объектов мы создаем постоянные воспоминания самый репрезентативного вида объекта, информирующего громаднейшее количество информации о нем. Так, изучения канонических возможностей предоставляют нам данные о восприятии формы, но они значительно больше говорят об обработке информации, формировании прототипа (либо обычных репрезентациях объектов в памяти), структуре мышления и, в упомянутом выше примере с блюдцем и чашкой, эффективности коммуникации. Мы храним понятия об неспециализированных классах объектов и используем собственного рода зрительную стенографию, дабы поведать вторым о отечественных впечатлениях.

Рис . 4.6. блюдце и Чашка — вид сверху

Экспериментальные эти подтвердили эти выводы. Палмер, Рош и Чейз ( Palmer , Rosch Chase , 1981) делали серии фотографий простых объектов в разных ракурсах (рис. 4.7). Испытуемые оценивали типичность этих ракурсов и степень знакомства с ними. Во второй части опыта испытуемым показывали фотографии лошади и других объектов (к примеру, фотоаппарата, автомобиля, фортепьяно и т. д.), которым была дана подобная оценка, и просили назвать объекты как возможно стремительнее. Неудивительно, что канонические виды были идентифицированы быстрее всего; наряду с этим время реакции возрастало по мере повышения степени отличия изображения от канонического. Кроме этого направляться подчернуть, что зрительная совокупность все же трудится достаточно действенно, кроме того оценивая не в полной мере «идеальные» фигуры.

Имеется пара вероятных обстоятельств того, что время реакции в большинстве случаев больше для картин, отступающих от канона.

  1. Меньшее количество подробностей объекта попадают в поле зрения. взглянуть на вид позади на рис. 4.7. какое количество частей тела лошади вы имеете возможность видеть, смотря на нее позади? Не довольно много. (И кто знает, о чем бы вы поразмыслили, если бы вам продемонстрировали эту фотографию.)
  2. Лучший (канонический) вид (фигура в верхнем левом углу) — тот, что мы видим чаще всего. Мы «видим» пишущие машинки, стулья, машины, телефоны и лошадей в одном ракурсе чаще, чем в других, и исходя из этого данный вид нам более привычен.

Рис. 4.7. Двенадцать видов лошади, применяемых в опыте Палмера, Роша и Чейза (Palmer ,Rosch Chase , 1981 ), со средними оценками «хорошей фигуры»

Теория геонов

Существует альтернатива твёрдой модели сравнения с эталоном, требующей бесчисленных миллионов форм для сравнения с ними повседневных образов мира. Она предполагает, что людская совокупность обработки информации имеет ограниченное число несложных геометрических «базовых элементов», каковые смогут быть применены к сложным формам. Одна из аналогичных теорий, кроме этого имеющая некое сходство с подетальным анализом (мы разглядим его потом в данной главе), была сформулирована Ирвингом Бидерманом из Университета Южной Калифорнии. Представления Бидермана о восприятии формы основаны на понятии геон (сокращение от «геометрические ионы»). В соответствии с данной концепции, все сложные формы складываются из геонов. К примеру, чашка составлена из двух геонов: цилиндра (емкость для воды) и эллипса (ручка). (Примеры геонов и объектов приведены на рис. 4.9.) Теория геонов, как ее сформулировал Бидерман ( Biederman , 1985, 1987, 1990; Biederman Cooper , 1991; Biederman Gerhardstein, 1993; Cooper Biederman , 1993), предполагает, что распознавание объекта, к примеру телефона, чемодана либо еще более сложных форм, складывается из распознавания по компонентам,при котором в сложных формах обнаруживаются простые формы. Геоны — это 24 особенные формы, и, подобно буквам алфавита, они образуют определенную совокупность. При объединении они формируют более сложные формы, так же как буквы, из которых составлены слова на данной странице. Число разных форм, каковые смогут быть взяты методом объединения первичных форм, есть астрономическим. К примеру, три геона, расположенных во всех вероятных комбинациях, дают 1,4 млрд трехгеонных объектов! Но мы используем лишь часть из вероятного числа сложных форм. Бидерман думает, что мы используем примерно 30 тыс. сложных форм, из которых мы имеем заглавия лишь для 3 тыс.

9. Правила гештальта. Правила обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху — вниз».

Правила гештальта

Все перечисленные выше особенности восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют Правила гештальта 1

http://www.glazychev.ru/books/translations/Arnheim/arnheim.htm#2

Гештальт-психология оперирует пятью базовыми правилами:

1. принцип фона и фигуры;

2. принцип разделения, определяющей отношение между конфигурацией, образуемой раздражителями, и гештальтом, формируемым в сознании;

3. принцип замыкания, в соответствии с которому неполные конфигурации достраиваются в восприятии до полных — по аналогии с прочтением слова вопреки пропуску последовательности букв;

4. принцип хорошей формы, по которому при сохранении типа конфигурации менее организованная форма будет вытеснена в сознании более организованной

5. принцип изоморфизма, в соответствии с которому между строением и нейрофизиологическим процессом принимаемого объекта устанавливается структурная соотнесенность

Если сравнивать с предшествующими школами, гештальт-психология стала значительным шагом в сторону объективизации представлений о восприятии. Представители данной школы, выступая против концепции эмпатии либо вчувствования, перенесли выговор с сознания принимающего субъекта на особенности самого принимаемого объекта. Гештальт-психология особенно внимательна к мастерству, и в ее рамках выработана догадка, в соответствии с которой художественная форма воплощает в себе самые фундаментальные структуры людских чувств, что и определяет ее базовую функцию — опознание данной структуры.

Правила гештальта 2

http://ru.wikipedia.org

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам свойственны законы и собственные характеристики, например, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма принимаемых предметов, чьи значительные особенности нельзя понять путём суммирования особенностей их частей. Одним из хороших тому примеров, по Келлеру, есть мелодия, которая узнается кроме того в случае, если она транспонируется на другие элементы. В то время, когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, определим её. Но в случае, если состав её элементов изменится, мы все равно определим мелодию, как ту же самую. «В случае, если сходство двух явлений (либо физиологических процессов) обусловлено числом аналогичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. В случае, если корреляция между числом аналогичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт»

Гештальтпсихология обязана своим возникновением германским психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с позиций целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на построения и элементы из них сложных психологических феноменов, они предлагали идею несводимости и целостности образа его особенностей к сумме особенностей элементов. Согласно точки зрения этих теоретиков, предметы, составляющие отечественное окружение, воспринимаются эмоциями не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Фактически гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Все перечисленные выше особенности восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и имеется гештальт, уровень качества формы. его упорядоченность и Целостность восприятия достигаются благодаря следующим правилам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься совместно.
  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету либо форме имеют тенденцию восприниматься совместно.
  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к целостности и упрощению.
  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она получает полную форму.
  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, в то время, когда одно событие вызывает второе.
  • Неспециализированная территория. Правила гештальта формируют отечественное повседневное восприятие, наравне с прошлым и научением опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания кроме этого деятельно руководят отечественной интерпретацией ощущений!

Правила гештальта 3

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/70386

Гештальт-психология — К этому направлению принадлежат в первую очередь М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи положения и критического реализма, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, в соответствии с которым физиологическая действительность процессов в мозге и психологическая, либо замечательная, связаны между собой отношениями изоморфизма.
Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося перемещения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве фундаментального закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как рвения психотерапевтического поля к образованию самая устойчивой, несложной и экономной конфигурации. Наряду с этим были выделены факторы, содействующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как

1. фактор близости

2. фактор сходства

3. фактор хорошего продолжения

4. фактор неспециализированной судьбы

В области психологии мышления гештальтпсихологи создали способ экспериментального изучения мышления — способ рассуждения вслух и внесли такие понятия, как проблемная обстановка, инсайт (М. Вертгеймер, К. Дункер). Наряду с этим происхождение того либо иного решения в продуктивном мышлении человека и животных трактовалось как следствие образования хороших гештальтов в психотерапевтическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К. Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии методом введения личностного измерения. Гештальтпсихология оказала значительное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу New Look.

Правила гештальта 4

http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps7-004.htm

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психотерапевтической науки появилось в первой половине XX в. и взяло развитие, в первую очередь, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его базу легли изучения зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны принимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально принимает лес по большому счету и, только после этого может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и стали называться гештальтов. На базе изучений восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

1. принцип фона и взаимодействия фигуры — гласит, что любой гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся сейчас из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с позиций гештальтпсихологии, свидетельствует проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения появившегося интереса.

2. закон прегнантности либо равновесия, базируется на том, что людская психика, как и каждая динамическая совокупность, пытается к большому в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это указывает, что, выделяя фигуру из фона, люди в большинстве случаев стремятся придать ей самая удобоваримую, с позиций удовлетворения изначального интереса, форму. Форма для того чтобы рода характеризуется простотой, регулярностью, завершённостью и близостью. Фигуру, отвечающую данным параметрам довольно часто именуют хорошим гештальтом.

Потом эти правила были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией мотивации и энергетического баланса К. Левина и введенным последним принципом тут и по сей день, в соответствии с которому первостепенным причиной, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, есть не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а уровень качества осознавания актуальной ситуации. На данной методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом вторых гештальтпсихологов была разработанатеория цикла контакта, ставшая базисной моделью фактически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.

В соответствии с данной модели целый процесс сотрудничества индивида с фигурой — от момента происхождения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий:

1. ощущение-На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит темперамент смутного, неизвестного ощущения, довольно часто тревоги, тем самым, приводя к начальному напряжению. Потребность осознать и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на позвавшем его объекте (переход на стадию осознавания).

2. осознавание-Целью осознавания есть насыщение фигуры значимым содержанием, ее идентификация и конкретизация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

3. энергию -Уже в ходе осознавания происходит мобилизация энергии, которая связана с изначально появившимся напряжением и нужной для удержания и сосредоточения внимания. В случае, если выделенная в следствии осознавания из фона фигура выясняется значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не понижается, а, наоборот, возрастает, понемногу получая темперамент заряженной энергией озабоченности. В следствии наступает третья стадия цикла, на которой энергия совокупности достигает собственного пика, а фигура в субъективном восприятии максимально приближается к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

4. воздействие -На данной стадии индивид переходит от фактически восприятия либо перцептивного поведения к попыткам деятельно влиять на привёдшую к интересу фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, или психотерапевтическому присвоению либо ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз осознавал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в хорошем понятии интроекции, а тех его компонентов, каковые реально отвечают потребностям индивида. Для этого нужно расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее пережевывание, что и есть квинтэссенцией действия в разглядываемой схеме. К примеру, в контексте социальных взаимоотношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид обязан не только понять потребности, но и выяснить, какие конкретно из них этот партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

5. контакт-В результате действия, направленного на привёдшую к интересу фигуру, появляется максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт имеется точка максимального в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса либо потребности.

6. разрешение-Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, взятого на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Конкретно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В следствии появляется возобновления нового цикла и возможность ощущения. С позиций гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой постоянную цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была создана уникальная совокупность психотерапии, отыскавшая широкое использование. В социальной психологии эта психотехники и схема, которые связаны с настоящим подходом, используются для изучения стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового сотрудничества. Они кроме этого нашли широкое использование в сфере организационного консультирования, коучинга и опытной подготовки практических социальных психологов

новое свойство. Это и имеется гештальт, уровень качества формы. его упорядоченность и Целостность восприятия достигаются благодаря следующим правилам:

§ близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься совместно),

§ схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету либо форме, имеют тенденцию восприниматься совместно),

§ целостность (восприятие имеет тенденцию к целостности и упрощению),

§ замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она получает полную форму),

§ смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, в то время, когда одно событие вызывает второе),

§ неспециализированная территория (правила гештальта формируют отечественное повседневное восприятие наравне с прошлым и научением опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания кроме этого деятельно руководят отечественной интерпретацией ощущений).

Биленко И. А. — Радиофизика — Сигнал. Классификация сигналов


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: