Проблемы истины в философии. объективность, абсолютность и относительность истины.

Истина — это адекватная информация об объекте, приобретаемая при помощи его чувственного либо интеллектуального постижения или сообщения о нем и характеризуемая с позиций ее достоверности. Так, истина существует как субъективная действительность в ее информационных и ценностном качествах. Сокровище знания выяснена мерой его истинности. Истина имеется свойство знания, а не объекта познания.

Знание имеется отражение, и существует в виде чувственного либо понятийного образа. Образ возможно не только отражением наличного бытия, вместе с тем и прошлого. А будущее — может ли оно быть предметом отражения? Возможно ли оценить как подлинную идею, выступающую в виде плана? По всей видимости нет. Очевидно, план строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на подлинное. Но план оценивается в реализуемости и терминах целесообразности, а не терм истинности либо ложности.

Так, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей действительность таковой, какая она имеется сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина имеется адекватное отражение действительности в динамике ее развития. Это придает ей особенную сокровище, связанную с прогностическим измерением. Подлинные знания дают людям возможность разумно организовывать собственные практические действия в настоящем и предвидеть будущее.Но человечество редко достигает истины в противном случае, как через заблуждения и крайности.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее действительности, но принимаемое за подлинное. Заблуждения также отражают, действительно, односторонне, объективную реальность, имеют настоящий источник. В любом выдумке находятся нити действительности. Итак, заблуждения имеют и гносеологические и психотерапевтические, и социальные основания. Но их направляться отличать ото лжи как нравственно-психотерапевтического феномена.

Неправда — это искажение настоящего состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью возможно как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи возможно и логически неправильное мышление.

“Научное познание по собственной сути нереально без столкновения различных точек зрения, убеждений, кроме этого как нереально и без неточностей. Неточности часто совершаются на протяжении наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор до тех пор пока человек пытается вперед, он блуждает”, — сказал Гете. Значительно сложнее все в публичных муках в частности в истории. доступность и Тут источников, и их политика и достоверность.

Истина исторична. Понятие конечной либо неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания — неисчерпаем, он изменяется, владеет множеством особенностей и связан нескончаемым числом связей с окружающим миром. Любая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки… Научные знания, исходя из этого относителен . Относительность знаний содержится в их неполноте и вероятностном характере. Истина исходя из этого относительна, потому что она отражает объект не абсолютно, не исчерпывающим образом. Относительная истина имеется ограничено-верное знание о чем-либо.

К полным истинам относятся точно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Безотносительная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и всегда подтверждается судьбой.

Термин полное применим и к любой относительной истине: потому, что она объективна, то в качестве момента содержит что-то полное. И в этом смысле каждая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины имеется наращивание моментов полного. Новые теории являются более полными и глубокими если сравнивать с прошлыми. Но новые истины не сбрасывают под откос истории ветхие, а дополняют, конкретизируют либо включают их в себя как моменты более неспециализированных и глубоких истин (теория ньютоновская механика и относительности Эйнштейна).

Конкретность — это свойство истины, основанное на знании настоящих связей, сотрудничества всех сторон объекта, основных, значительных особенностей, тенденций его развития. Так истинность либо ложность тех либо иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени…, в которых они сформулированы. Суждение, правильно отражающее объект в данных условиях, делается фальшивым по отношению к тому же объекту в иных событиях (кипение воды при100 град).

Любой объект наровне с неспециализированными чертами наделен и индивид изюминками. Поэтому наровне с обобщенным нужен и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, она в любой момент конкретна. Подлинны ли, например, правила классической механики? Да, но в определенных пределах. И без того для любой истины. Что дает людям гарантию истинности, знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц — критерий истины отчётливость и ясность мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Но очевидность и ясность — субъект состояния сознания, и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и таковой критерий истины, как общезначимость: действительно то, что соответствует точке зрения большинства. Но отыщем в памяти Коперника. Он один был прав, а остальные — нет.

Существует и прагматический критерий истины: подлинные идеи — это те каковые отлично трудятся (нужные). Что лучше трудится на нас, ведет нас, что оптимальнее подходит к каждой части судьбе и соединимо со всей совокупностью отечественного опыта. В случае, если представления о всевышнем будут удовлетворять этим параметрам — то они подлинные.

Критерий истины содержится в практике. Конкретно в практике обязан человек доказать истинность, т.е. реальность собственного мышления. Один из правил мышления гласит: некое положение есть подлинным, в случае, если допустимо доказать, применимо ли оно в той либо другой конкретной ситуации. Данный принцип выражается термином реализуемость. При помощи реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности собственного содержания.

В качестве критерия истины практика трудится не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме — как логика, закалившаяся в горниле практики. Возможно заявить, что логика — это опосредованная практика. Отечественный разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей совокупности духовной культуры.

Проблема истины в философии. Духовное бытие человека. Лекции по философии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: