При задержке речевого развития. 10 глава

Ребенок, первым назвавший необходимый инструмент, может забрать его в руки и на нем поиграть.

После этого проводятся игры «Предугадай, чьи голоса?» и «Спой со мной».

Игра «Предугадай, чьи голоса?» проводится в форме отгадывания каждым ребенком голосов нескольких животных, последовательно звучащих на занятии. Более несложный вариант — в то время, когда взрослый тянет звук, пока ребенок не поднимет нужную картину с изображением животного. В случае, если картина выбрана неправильно, взрослый, не переставая тащить гласную, отрицательно качает головой.

Более сложный вариант — в то время, когда взрослый сперва поет два-три звука, а позже требует ребенка последовательно продемонстрировать на картинах, кто пел первым, кто вторым и т.д.

Игра «Спой со мной»: ребенок по просьбе взрослого выкладывает картины на столе в определенном порядке (слева направо), а позже вместе с ним последовательно поет эти звуки. Взрослый на протяжении пения показывает на ту картину, чьим голосом они на данный момент поют вместе с ребенком. В случае, если кроха испытывает выраженные затруднения в слитном пении серии из двух-трех гласных звуков, то возможно на занятии пропеть эти звуки изолированно (И!У!), а после этого отработать слитное пение лично с этим ребенком по окончании занятия.

54. Встречаем теплое солнышко (итоговое занятие)

Цель: закрепить прием «придумывания» финиша предложения с опорой на сюжетную картину, смысловое содержание прошлого текста, полученные ранее знания об окружающем мире.

Задачи:

• обобщить знания детей о весне и проверить деятельный словарный запас по данной теме;

• закрепить в независимой речи детей потребление некоторых глаголов в прошедшем времени;

• тренировать детей в верном потреблении окончаний глаголов при составлении предложения от собственного имени в прошедшем времени (мужской и женский род);

• развивать у детей чувство ритма, учить их прохлопывать слова из нескольких слогов.

Оборудование: сюжетные картины «Снег тает», «Птицы прилетели», поднос, чашечка с водой, стол, стульчики.

Движение занятия

Детей приглашают занять собственные места на стульчиках, каковые стоят на некоем отдалении от столика. На столике — ширма, за ней запрятаны чашечка с водой и поднос. Попросите детей пристально послушать и отгадать, что так звучит. За ширмой льете воду на поднос тоненькой струйкой так, дабы она журчала. Чтобы «голос» водички звучал звучно, нужно лить ее на жестяной поднос не постоянной струйкой, а маленькими порциями, наклоняя чашечку так, дабы падающая вода с силой ударялась о поверхность подноса (занятие 44-е). В то время, когда дети отгадают, что это водичка, попросите их попытаться повторить, как говорит водичка: «Послушайте, водичка журчит: жур-жур-жур. Так она говорит с нами. Повторим вместе с водичкой: жур-жур-жур. Водичка говорит: сперва я была снегом, а сейчас снег растаял и превратился в воду».

«Парни, в то время, когда это не редкость? В то время, когда снег тает, а на улице журчат ручьи?» (Весной.) Верный ответ нужно повторить лично с каждым ребенком.

Речевая инструкция: «Послушай еще раз, что я сообщу, и добавь в конце необходимое слово.

1. Снег растаял … (весной).

2. Ручьи журчали … (весной).

3. Птицы прилетели … (весной)».

Вы продолжаете: «А сейчас удостоверимся в надежности, кто из вас отлично слушал и запомнил мои слова. Сейчас я буду сказать о весне, а вы — повторять мои слова».

1. На улице — весна. Лишь весной снег… (тает).

2. Весной ручьи … (журчат).

3. Весной птицы … (прилетают).

(После этого дети разглядывают сюжетные картины и заканчивают фразы за взрослым по примеру.)

1. Тает снег (45-е занятие).

На улице на данный момент … зима либо весна? Весной солнышко … (греет) либо не греет? Весной снег … (тает) либо не тает? Весной снег преобразовывается в … (воду)?

2. Птицы прилетели (48-е занятие).

Зимний период перелетные птички жили не тут, а в том месте, где тепло. Перелетные птички возвратились к нам издали. Эти птички зимовали в другом месте, далеко-далеко от дома, но тут они выводят собственных … (птенчиков). У каждой птички имеется собственный … (домик).

Я буду сказать, а вы показываете на картине: у дятла — дупло, у скворца — скворечник, у грача — гнездо»[5].

В конце исполнения этого задания задаете детям неспециализированный вопрос: А вы ожидали весну? Попросите каждого ребенка ответить самостоятельно, применяя глагол «ожидать» в нужной форме: Я ожидал весну (мальчик). Я ожидала весну (девочка). В случае, если на занятии девочек нет, дама-логопед, проводящая это занятие, начинает собственную фразу: Я ожидала весну, а ты, Вася? Сообщи: «Я также».

Занятие заканчивается чтением стихотворения. В то время, когда детям просматривают маленькое стих о весне, они должны сказать окончательное слово в каждой строке.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Результаты итогового занятия оцениваются лично для каждого ребенка по следующим параметрам:

1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;

2) динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные перемещения);

3) применение жестово-мимических и других ясных средств в общении;

4) независимая речевая продукция (инициативные высказывания).

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, хороший» уровень, два последних — как «весьма редкие проявления, время от времени употребляются, употребляются довольно часто».

55. Что делают птицы и звери весной?

Цель: воспитать умение «оречевлять» конкретно замечаемое воздействие.

Задачи:

• активизировать в речи детей главные глаголы, обрисовывающие жизнедеятельность животных;

• тренировать детей в потреблении некоторых новых словообразовательных моделей («перелетный», «зимовать») — повторение этих слов за взрослым;

• организовать умение применять глаголы в настоящем и прошедшем времени при описании делаемого и только что выполненного действия.

Оборудование: игрушки: зайка, мишка, мышка, дикая утка, курица, стол, стул.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Предварительно информируете детям о том, что сейчас они будут играться в новую игру «Наблюдатель»: обучаться говорить об замеченном и замечаемом.

Сообщите детям: «Давайте отыщем в памяти отечественные Радостные старты. Лишь сейчас мы будем делать задания не дружно, а попеременно. У каждого будет собственный задание. Удостоверимся в надежности, кто из вас самый внимательный. В то время, когда услышите собственный имя, скоро поднимайтесь со стула и делайте воздействие, которое я сообщу».

Нужно обратить особенное внимание на то, что для большинства детей делать два действия в один момент — двигаться и сказать, что ты делаешь, — есть достаточно сложным. Вы имеете возможность подойти к такому ребенку, выполнить воздействие вместе с ним и позже оказать помощь ему верно сформулировать фразу, обрисовывающую это воздействие.

«Ваня, обеги пара раз около стула. Ваня, что ты на данный момент делаешь? (Я бегу.) Садись. Дети, что делал Ваня? (Ваня бегал.)

Оля, рукоплещи в ладоши. Оля, что ты на данный момент делаешь? (Я рукоплещу.) Садись. Дети, что делала Оля? (Оля рукоплескала.)

Вова, топай ножками: топ-топ. Вова, что ты на данный момент делаешь? (Я топаю.) Садись. Дети, что делал Вова? (Вова топал.)»

В то время, когда все дети потренируются делать разные действия и говорить о них, возможно переходить ко второму варианту игры «Наблюдатель» — составлению фраз о действиях птиц и животных.

Образцовое содержание заданий: «А сейчас мы поучимся говорить о отечественных животных друзьях — и маленьких птицах. Давайте отыщем в памяти, как говорят наши друзья. Зайка стрекочет: т’-т’-т’. (Дети повторяют за взрослым: т’-т’-т’.) Мышка пищит:… И-И-И. (Делаете паузу, дабы дети самостоятельно воспроизвели голос мышки.)1

Мишка урчит:… (Ы-Ы-Ы)[6]. (Кроме этого делаете паузу.)

Т’!.. Ы!.. И!.. Парни, а вам ясно, о чем говорят животные? Неясно? И мне также неясно. Давайте поможем отечественным приятелям. Они будут делать, а мы с вами будем говорить о том, что они делают. Попытаемся? Вот к нам к себе домой пришел зайка. Зайка радуется весне. Он делает вот так: прыг-прыг-прыг. Что делает зайка? (Значительно чаще дети отвечают: прыг-прыг-прыг. Вы «не понимаете» их.) Я не осознала, что такое прыг-прыг-прыг? Продемонстрируйте мне, что это такое? (Дети начинают прыгать.) Ваня! Что ты на данный момент делаешь? (Я прыгаю.) Оля, что ты делаешь? (Я прыгаю.) Верно! А зайка что делает? (Зайка прыгает.)»

Так возможно добиться от детей верного смыслового переноса — от действия, создаваемого лично ребенком, к подобному действию, делаемому вторым субъектом, избегая звукоподражательной модели ответа.

Подобно проводятся задания:

«Мышка радуется весне. Мышка делает лапками вот так: хлоп-хлоп-хлоп … Мышка рукоплещет».

«Медведь радуется весне. Медведь делает ножками вот так: топ-топ-топ … Мишка топает».

«Курочка радуется весне. Курочка машет крылышками: мах-мах-мах».

(Нужно обратить внимание детей на то, как курочка машет крыльями. Напомнить им, что курочка — домашняя птица. Она разучилась летать. Она машет крыльями, но не летит. Дети, изображая курочку, должны взмахивать обеими руками, но наряду с этим оставаться на месте («не лететь!»).)

«Дикая уточка радуется весне. Весной уточка возвращается на свою квартиру из теплых государств. Она также машет крылышками: мах-мах-мах. Уточка летит к себе». (Все дети передвигаются по помещению, изображая перемещение перелетных птиц.)

В конце занятия проводится повторение всего материала в форме игры: «Зимний период — весной».

Игра «Зимний период — весной». Взрослый говорит и показывает, как зимовали птички и животные, а дети продолжают его рассказ: говорят о том, что делают их мелкие приятели весной, и именуют их действия. Ребенок, что верно дополнил высказывание за взрослым, приобретает в руки игрушку, которой он «помог заговорить».

Взрослый предваряет обращение детей показом перемещений, делаемых игрушкой.

Примерное содержание беседы: «Давайте отыщем в памяти, что делали наши друзья зимний период, и скажем за них, что они делают на данный момент.

Вот мишка. Повторяйте за мной: мишка зимовал в лесу. Он дремал всю зиму».

Взрослый продолжает, а дети слушают: «А на данный момент — весна. Мишка радуется весне. Что мишка делает весной?[7] (Он топает.)

Вот зайка. Повторяйте за мной. Зайка зимовал в лесу. Зайке было холодно».

Взрослый продолжает, а дети слушают: «А на данный момент — весна. Зайка радуется весне. Как зайка радуется весне?[8] (Он прыгает.)

Вот мышка. Повторяйте за мной: Мышка зимовала в лесу. Мышке было холодно».

Взрослый продолжает, а дети слушают: «А на данный момент — весна. Мышка радуется весне. Что мышка делает весной? (Мышка рукоплещет лапками.)»

Ребенок, что назвал воздействие, приобретает игрушку. Ребенку, испытывающему затруднения, имеете возможность предложить выполнить повторно то же задание, что уже было выполнено с данной игрушкой. (Для этих целей должны быть предварительно подготовлены пара зайчиков, мишек, мышек. В случае, если все дети удачно совладали с заданиями (мишка, мышка, зайка), то возможно продолжить игру с другими заданиями (курочка, уточка).)

«Вот курочка. Курочка зимы не опасается. Она зимовала рядом с людьми. Ей выстроили теплый домик. Повторите за мной: Эта птичка зимовала тут». Вы продолжаете: «А на данный момент — весна. Курочка радуется весне. Что курочка делает весной? (Курочка машет крыльями.)

Вот уточка. А уточка опасается зимы. У нее нет теплого домика. Уточка улетала в утепленные края. Повторяйте за мной: Уточка — перелетная птичка. Уточка улетала в утепленные края».

Взрослый продолжает: «Уточка радуется весне. Что делает уточка весной? (Уточка летит к себе.)»

В конце занятия возможно совершить подвижную игру «Уточки и лиса».

лиса «и Игра Уточки». Назначается ведущий. Он будет изображать лису. Остальные дети будут уточками. Взрослый: «Уточки летели-летели из дальних государств и сели отдохнуть. А лиса тут как тут. Пробует уточек поймать. Уточки взлетели. В случае, если лиса поймала уточку (осалила ребенка), то сейчас он будет изображать лису». Взрослый на протяжении игры смотрит за тем, дабы «лиса» нападала лишь на неподвижных уточек (детей, каковые присели на корточки). Уточка, не успевшая быстро встать и побежать, считается пойманной.

56. Чудесное дерево: загадай Желание

Цель: закрепить в речи детей потребление существительных в винительном падеже.

Задачи:

• тренировать детей в независимом составлении маленьких предложений от собственного имени, высказывающих их пожелания в таковой форме, дабы они были понятны всем окружающим;

• научить детей затягивать один узелок на шелковой ленточке;

• воспитывать у детей умение прислушиваться к шепотной речи и самим сказать шепотом.

Оборудование: ваза, веточка с распустившимися листиками, матрешка, маленькие шелковые ленточки (5—6 см), пара игрушек (к примеру, машина, кукла, дудочка, лопата), стол, стульчики.

Движение занятия

Приглашаете детей к столу, на котором в вазе стоит веточка с распустившимися на ней зелеными листочками. Говорите детям: «Сейчас я шла в детский сад и внезапно заметила колдуна. Он подарил мне эту веточку и заявил, что она может делать жажды. Сперва я не поверила, но позже произошло такое… Я в далеком прошлом желала продемонстрировать вам матрешку, но у меня не было таковой игрушки. И я загадала желание: пускай матрешка приедет к нам к себе домой. Я забрала одну ленточку, завязала ее на веточке и тихо сказала: Я желаю прекрасную матрешку. Веточка покачалась, пошелестела собственными веточками (показываете детям, как веточка качается), и внезапно… Дверь открылась (подходите к входной двери и открываете ее), и на пороге показалась… (тянете за веревочку, и в помещение въезжает игрушечная машинка с матрешкой) матрешка. Конкретно такая матрешка мне и была нужна. Давайте посмотрим, что у нее в. (Разбираете матрешку, раздаете пара матрешек детям, и они дружно пара раз собирают и разбирают матрешку.)

Парни, кто желает попросить у чудесной веточки игрушку для себя?

Давайте сделаем так. Я буду негромко подсказывать вам, что возможно попросить у веточки, а вы станете так же шепотом просить ее об этом подарке. Я сообщу Ване на ушко: машинка. А Ваня подойдет к веточке и повторит шепотом: Я желаю машинку. А позже непременно звучно скажет чудесное слово: Пожалуйста!» Чтобы получить презент, нужно верно повторить все слова, и вдобавок, самое основное, непременно завязать ленточку на память, дабы отечественную просьбу веточка не забыла.

Сперва потренируемся. Я буду сказать шепотом, а вы станете так же шепотом повторять за мной эти слова (Взрослый и дети пара раз произносят шепотом наименование любой игрушки так, дабы оно звучало разборчиво кроме того при негромком произнесении.)».

По окончании завершения данной тренировки возможно переходить к обучению и индивидуальному показу каждого ребенка завязыванию ленточки на веточке. Шелковую ленточку обучаются завязывать на один узел. В зависимости от личных возможностей ребенка ему предлагают разные по трудности задания:

— затянуть на ленточке узел, предварительно завязанный взрослым,

— продеть один финиш ленточки в петельку, сделанную взрослым, и затянуть узел,

— самостоятельно завязать узел.

Дети обучаются завязывать ленточку не на «чудесной» веточке, а на такой же веточке, лежащей на столе.

В то время, когда все дети удачно справятся с тренировочным заданием и сумеют завязать собственную ленточку на веточке, возможно переходить к главному упражнению: обращению прося о подарке к чудесной веточке.

Именуете шепотом игрушку (к примеру, лопату), а ребенок самостоятельно преобразует эти сведенья в собственную просьбу к чудесной веточке: «Я желаю лопатку. (Слова произносятся шепотом.) Пожалуйста (звучно)!» Пристально смотрите за тем, дабы любой ребенок следовал этому примеру. В случае, если кто-то из детей совершит ошибку, показываете ему на неточность, но не исправляете ее вместо ребенка.

Примерные варианты таких замечаний:

1. «Сообщи это шепотом».

2. «Повтори звучно».

3. «Веточка не осознала тебя, растолкуй ей еще раз, что ты желаешь». (Это замечание делается ребенку, в то время, когда он просто повторяет наименование игрушки за взрослым, а не формулирует просьбу посредством оборота: Я желаю…)

4. «Ты сообщил неясно, чудесная веточка тебя не осознала, повтори за мной еще раз: Я желаю лопату! (Это замечание делается ребенку, что нечетко либо неправильно сказал окончание в слове «лопату».)

Все игрушки, названные в задании, должны иметь окончание (-у) в винительном падеже единственного числа. Недопустимо на этом занятии применять слова с нулевым окончанием («… желаю мячик, ружье, зонтик» и т.п.).

По окончании того как все дети скажут собственные просьбы и завяжут многоцветные ленточки на веточке, направляетесь к входной двери, открываете ее и вкатываете машинку с подарками. Любой презент перевязан ленточкой того же цвета, как и та, которую на веточке завязал ребенок, просивший об этом подарке.

Последняя беседа.

Взрослый: «Кто просил эту машинку?»

Ребенок: «Я просил эту машинку!» (Ответ одним словом «не понимается».)

Взрослый: «Какое чудесное слово нужно сообщить веточке»? Ребенок: «Благодарю!»

Затем диалога ребенок приобретает презент. В конце занятия все дети еще раз хором благодарят веточку: «Благодарю!»

57. Почта от друзей

Цель: закрепить в речи детей потребление существительных в родительном падеже. Задачи:

• тренировать детей в независимом составлении маленьких предложений от собственного имени, содержащих данные о том, кто отправил им письмо;

• растолковать детям отличие письма от открытки, значение слова «открытка»;

• закрепить у детей умение самостоятельно образовывать притяжательные прилагательные от имен собственных;

• повторить с детьми заглавия «домиков» животных (пещера, нора, норка) — пассивный словарь.

Оборудование: игрушечные животные (заяц, мишка, мышка), большие картины с изображением каждого животного, сюжетная картина «Лесные домики» (стимульный материал), пара громадных конвертов, одна открытка, стол, стульчики.

Движение занятия

Приглашаете детей к столу, на котором разложены конверты и одна открытка. Информируете детям, что сейчас почтальон принес почту в детский сад. «Вот открытка. Я прочту ее вместе с вами. Дорогие дети! Приглашаем вас к себе домой, в отечественный сказочный лес. Прошу вас, приезжайте к нам поездом. Станция: Сказочный лес. Ожидаем вас с нетерпением. Ваши приятели.

Парни! Вы осознали, какие конкретно приятели нам написали? У кого-нибудь из вас имеется приятели в сказочном лесу? Кто это? взглянуть на марку: тут нарисована … (елочка). На ней — елочные … (игрушки). Такая елочка приходила к нам к себе домой в Новый год. Возможно, это она выросла в чудесном лесу. Но я все равно не знаю, кто эти приятели из сказочного леса. Нужно прочесть письма. на данный момент они закрыты. Посмотрите. На открытке текст виден, а на письме не виден, он закрыт в конверте. Письмо закрыто, а открытка в любой момент открыта. Письма подписаны. Любой из вас взял собственный письмо. И на каждом письме имеется марка. Посмотрите пристально. Вот тут, на этом письме, нарисована… морковка. И подписано: Ване. Парни! Чье это письмо? … Верно, это Ванино письмо. Весьма интересно, от кого Ваня взял это письмо? Кто обожает имеется морковку? … Зайка? Помогите мне, это письмо Ваня получил от … зайки.

Повторим еще раз! Чье это письмо? Это Ванино письмо.

От кого Ваня взял это письмо? Письмо от зайки. Давайте посмотрим. Открываем письмо. Вправду, письмо от зайки. Вот он — зайка — на картине. А картина подписана: Ожидаю Ваню к себе домой. Зайка».

Подобно:

«Чье это письмо? … Верно, это Васино письмо. Весьма интересно, от кого Вася взял это письмо? Кто обожает имеется мед и малину? … Мишка? Помогите мне, это письмо Вася получил от … мишки.

Повторим еще раз! Чье это письмо? Это Васино письмо.

От кого Вася взял это письмо? Письмо от мишки. Давайте посмотрим. Открываем письмо. Вправду, письмо от мишки. Вот он — мишка — на картине. А картина подписана: «Ожидаю Васю к себе домой. Мишка».

Чье это письмо? Верно, это Светит письмо. Весьма интересно, от кого Света взяла это письмо? Кто обожает имеется зернышки? Мышка? Помогите мне, это письмо Света получила от мышки.

Повторим еще раз! Чье это письмо? Это Светит письмо.

От кого Света взяла это письмо? Письмо от мышки. Давайте посмотрим. Открываем письмо. Вправду, письмо от мышки. Вот она — мышка — на картине. А картина подписана: Ожидаю Свету к себе домой. Мышка.

Давайте отыщем в памяти, какие конкретно домики у отечественных друзей. Ваня! Ты от кого был приглашен в сказочный лес? (От зайки.) Продемонстрируй мне на картине его домик».

В случае, если ребенок верно продемонстрировал «домик» зайки — нору, то он сможет разместить в нем картину с изображением зайки. В случае, если ребенок совершил ошибку, то картина либо не поместится в «домике» (норке), либо «домик» (пещера) будет для нее через чур велик.

«Чей это домик? (Зайки.) Он именуется нора? (Нора.)

Вася! Ты от кого был приглашен в сказочный лес? (От медведя.) Продемонстрируй мне на картине его домик. Чей это домик? (Медведя.) Он именуется пещера? (Пещера.)

Света! Ты от кого была приглашена в сказочный лес? (От мышки.) Продемонстрируй мне на картине ее домик. Чей это домик? (Мышки.) Он именуется норка? (Норка.) Верно: нора громадная, а норка маленькая. А пещера — самая громадная».

Игра «Кто больше, что больше». Ребенок, которого назвали по имени, обязан скоро ответить на два вопроса:

Кто больше: мышка либо зайка? Что больше: нора либо норка? Подобно:

Кто больше: зайка либо медведь? Что больше: нора либо пещера? Кто больше: мышка либо медведь? Что больше: норка либо пещера?

Вопросы задаются в стремительном темпе, картина «Лесные домики» показывается лишь , если ребенок испытывает явные затруднения.

Ребенок, верно ответивший на оба вопроса, приобретает билет на поезд в сказочный лес (кусочек цветного картона с надписью «билет»).

В конце занятия дети строят поезд из стульев («вагончики»), вперед ставится стол («паровоз»). Дети занимают места в поезде, и поезд едет («чух-чух-чух»). Изображая вращение колес мнимого поезда, все дети двигают вперед-назад сжатыми кулачками. Их руки наряду с этим находятся в положении «согнуты в локтях».

По команде «Стоп» поезд останавливается: он прибыл в сказочный лес. Тут каждого ребенка встречает его приятель. (Раздаете детям игрушечных животных.)

Занятие закончено, дети смогут поиграть со собственными игрушками.

58. Весенние работы в саду

Цель: познакомить детей с потреблением существительных в творительном падеже.

Задачи:

• активизировать в речи детей лексику по теме: «Инструменты», обратив особенное внимание на согласование глаголов (пилить, стучать, копать) с существительными (выпивала, молоток, лопата) при помощи флексии (ом);

• тренировать детей в составлении предложений от собственного имени с описанием действий, делаемых ребенком на данный момент, и уже выполненных;

• познакомить детей с приемом угадывания финиша фразы (прямого дополнения) по глаголу, к которому относится зависимое слово.

Оборудование: сюжетная картина «Весенние работы в саду», игрушечные инструменты: молоток, выпивала, лопата, две лейки, стол, стулья.

Движение занятия

Занятие проводится в помещении. Незадолго до внимание детей на прогулке обращают на то, как убирают весной территорию детского

сада: собирают мусор, вскапывают клумбы, расчищают дорожки, красят забор.

Приглашаете детей на занятие. Попросите их отыскать в памяти, какое на данный момент время года, предлагая на выбор два варианта, — зима либо весна. В то время, когда дети начнут отвечать на данный вопрос, нужно попросить каждого ребенка ответить на дополнительный вопрос: «А по какой причине ты думаешь, что на данный момент весна?»

Опросив всех детей, продолжаете: «А кто желает, дабы на улице стало значительно лучше? Не только тепло и солнечно, но еще и красиво? Давайте совместно подумаем, что мы можем для этого сделать?» Продемонстрируйте детям сюжетную картину «Весенние работы в саду». В один момент выкладываете на столе перед детьми игрушечные инструменты.

Примерное содержание беседы по картине: «взглянуть на картину. Дети убирают собственный двор. Громадное дерево упало и сломалось, а мальчики его убирают. Они пилят дерево. Чем? Пилой. Вова, а ты сможешь нам продемонстрировать, как нужно держать пилу, дабы верно пилить? (Ребенок, которого назвали, пилит мнимое дерево.) Что ты на данный момент делаешь? (Я пилю.) Чем ты пилишь? (Пилой.)

А это — скворечник. Мальчик делает домик для скворцов. Он забивает гвозди. Чем? Молотком. Вася, продемонстрируй нам, как нужно верно держать гвоздь и молоток, дабы не попасть себе по пальцу. Что ты на данный момент делаешь? (Я стучу.) Чем ты стучишь? (Молотком.) (Ребенок произносит слово по слогам, сопровождая собственную обращение соответствующей серией перемещений — стучит молотком.)

Данный мальчик копает ямки для саженцев деревьев. Чем он копает? Лопатой. Коля, продемонстрируй нам, как ты можешь копать. Что ты на данный момент делаешь? (Я копаю.) Чем ты копаешь? (Лопатой.)

Девочки поливают саженцы. Оля, Света, продемонстрируйте, как нужно поливать растения. Света, что на данный момент делаешь? Оля, чем ты поливаешь? (Лейкой.) (Я поливаю.)

Молодцы! Я вижу, что вы весьма выросли и сейчас стали настоящими ассистентами для взрослых. Давайте отыщем в памяти, кто что делал.

Вова! Ты пилил либо копал? (Берете в руки лопату[9].) Вот так? (Копаете мнимую почву лопатой. Ребенок обязан возразить: «Нет, не так. Я пилил пилой».)

Вася! Значит, это ты копал, да? (Нет, я стучал.) (Берете в руки пилу.) Ты так стучал? (Нет, не так! Я стучал молотком.)

Света, а ты также копала? (Нет, поливала.) А Оля, что ты делала?»

Берете в одну руку молоток, а в другую — лопату и после этого протягиваете эти инструменты девочкам. «Девочки, продемонстрируйте, как вы поливали». (Нет, я поливала лейкой.)

«Да, сколько же я сейчас перепутала. Благодарю, что вы мне помогли во всем разобраться. Сейчас я вижу, какие конкретно вы стали молодцы! С вами возможно все дела успеть сделать и ничего не забыть и не перепутать.

Позволяйте собираться на прогулку. Сейчас мы будем собирать сухие веточки на отечественной площадке».

59. В добрый путь

Цель: закрепить в речи детей потребление главных существительных и глаголов движения в предложном падеже. Задачи:

• активизировать в активном словаре детей потребление некоторых глаголов перемещения с противоположным значением (приехать — уехать, прийти — уйти, войти — выйти, подниматься — спускаться);

• научить детей соотносить главные глаголы перемещения с заглавием определенных транспортных средств (лететь на самолете, ехать на машине, поездом, скакать на коне, плыть на лодке);

• закрепить в речи детей потребление предлогов на, в с существительными в предложном падеже.

Оборудование: сюжетная картина «Мы едем-едем-едем», комплект картин с изображениями зайчиков, котиков, мишек, игрушечная лошадка, стол, стульчики.

Движение занятия

Информируете детям, что сейчас они на занятии поболтают о том, какие конкретно бывают дороги, что такое путешествие и как возможно путешествовать. «В случае, если тебе нужно уйти либо уехать от дома весьма на большом растоянии, в том направлении, где ты ни при каких обстоятельствах еще не был, значит, ты отправляешься в путешествие. В то время, когда ты идешь в детский сад, то дорога тебе знакома. Ты ходишь так ежедневно, и ничего нового на данной дороге ты не встретишь. Это не путешествие! Ты знаешь, что сперва нужно одеться и выйти из квартиры. После этого мама закрывает дверь в вашу квартиру, и вы спускаетесь вниз, на лифте либо по лестнице. После этого вы выходите на улицу. Вы идете по улице пешком либо едете на автобусе. Детский сад находится совсем близко от вашего дома. Вот вы уже и на месте. Вы входите в детский сад. в первых рядах весь день! Мама возвратится за вами лишь вечером.

Давайте удостоверимся в надежности, отлично ли вы понимаете дорогу к себе. Возможно, вы забыли, как возвратиться к себе. на данный момент я буду сказать, как вы идете в детский сад, а вы станете мне говорить, как вы возвращаетесь к себе по данной же дороге из детского сада».

Сопровождайте собственный рассказ жестами, подсказывающими детям необходимый ответ[10].

«прийти» — жест обеими руками к себе, «уйти» — жест обеими руками от себя;

«приехать» — жест правой рукой в горизонтальном направлении слева направо на уровне груди, «уехать» — жест правой рукой в противоположном направлении (справа налево);

«спуститься» — жест правой рукой вниз перед собой от уровня груди к бедрам, «встать» — жест правой рукой вверх перед собой в обратном направлении;

«закрыть» — жест правой рукой, согнутой в локте, к груди, «открыть» — жест правой рукой, согнутой в локте, от груди.

«Ваня! Тебе утром нужно прийти в детский сад, а вечером тебе нужно из детского сада … у-у-у… (уйти).

Света! А ты живешь на большом растоянии от детского сада. Тебе утром нужно приехать в детский сад на автобусе, а вечером на этом же автобусе … у-у-у… (уехать к себе).

Вова! Тебе утром нужно спуститься по лестнице вниз, а вечером по данной же лестнице … по-о-о … (встать вверх).

Катя! Утром маме нужно закрыть вашу дверь на ключ, а вечером ей нужно эту же дверь … о-о-о … (открыть).

Молодцы! Все ответили верно. Сейчас я знаю, что вы не заблудитесь.

А сейчас мы с вами дружно отправимся в дальнюю дорогу. Это будет настоящее путешествие. взглянуть на картину. Вот лодочки. Они плывут по морю. Для нас эти лодочки малы, но мы можем посадить на них отечественных друзей».

Мифы и заблуждения о речевом развитии детей. Советы родителям — Союз педиатров России.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: