Предпосылки и причины создания древнерусского государства.

Урок на тему: «Формирование Древнерусского

Страны»

Цель урока: организовать у обучающихся представление о ходе образования страны у восточных славян.

Задачи урока:

— раскрыть предпосылки, обстоятельства и этапы становления страны у восточных славян;

— организовать представление о закономерности образования страны;

— продолжить работу по формированию понятия «государство»;

— раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;

— продолжить формирование умения трудиться с исторической картой, с иллюстрациями, с графическими источниками;

— продолжить формирование умения трудиться с историческим документом;

— развитие умения давать чёрта историческому событию;

— поддерживать интерес к истории предков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальная и личная, работа в парах.

причины появления: и Основные знания предпосылки Древнерусского страны; хронологические рамки появления Древнерусского страны; легенда о появлении и призвании Рюрика варяжских князей в Киеве.

Главные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».

Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив.

Главные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую почву, 882 – завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского страны.

Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних столетий: походы норманнов.

Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник §3; карточки с текстом «Повести временных лет»; схема «Главные показатели страны».

Движение урока

Организационный момент

Приветствие,

Сообщение целей, задач урока

Проверка домашнего задания.

Форма проверки: фронтальный опрос.

1. Соотнести заглавия славянских племен с местами их расселения: прикрепить карточку с заглавием племени на карту.

Трудимся в группах, у нас три последовательности – три группы, попеременно любая несколько именует племя. Для этого поднимаем руки, именуем славянское племя, выходим к доске, берем карточку и прикрепляем ее на карту в том месте, где жило племя (время на заседание не дается.)

2. Проблемный вопрос.

— На торгу в Смоленске встретились поляне из Киева и словене из-под Новгорода. Жители Киева привезли на продажу рожь, а новгородцы желают приобрести ячмень. Какого именно рода непонимание может появиться в их беседе?

— Как возможно растолковать тот факт, что между территорией «жито-рожь» и территорией «жито-ячмень» в течение столетий сохраняется территория, где житом именуют каждые зерновые культуры?

3. Назовите, прошу вас, соседей восточных славян.

4. Продемонстрируйте на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию.

Изучение новой темы

Замысел

1. причины и Предпосылки создания древнерусского страны.

2. Варяги в Восточной Европе.

3. Образование национальных центров.

4. Образование древнерусского страны.

причины и Предпосылки создания древнерусского страны.

Активизация познавательной деятельности (АПД). Создание проблемной обстановке.

— Славянские племена торговали с Волжской Булгарией. Оно уже существовало как единое государство. Давайте подумаем, а было ли государство у восточных славян?

Работа по формированию понятия.

— А по каким показателям мы определяем, что у народа имеется государство?

(единая совокупность управления, единая территория, единые законы)

На доске рисуется схема «Главные показатели страны».

Работа с книжкой.

Давайте посмотрим, какое определение дается в отечественном книжке, с.19-20. Зачитаем его.

Так, государство – это такая организация власти, при которой существует единая совокупность управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на базе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем либо иным образом взаимоотношения с другими странами либо народами.

Рассказ преподавателя

Образование страны – долгий процесс, и оно появляется тогда, в то время, когда общество поймёт в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс, итог разложения родоплеменного строя.

АПД. Вопрос классу.

— Что содействовало формированию страны? (торговля с соседями, становление городов, внешняя угроза.)

В девятом веке в жизни восточных славян громадное значение получает торговля. Через заселенные ими почвы (по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру) проходил торговый путь «из варяг в греки».

Работа с картой

— Давайте проследим его на карте. Откройте, прошу вас, собственные атласы.

Преподаватель показывает путь «из варяг в греки» на карте, обучающиеся следят по атласу.

Рассказ преподавателя. Сжатое сообщение.

— Поселения, в которых останавливались торговцы по дороге, преобразовывались в большие города, куда бортники и местные звероловы привозили собственную добычу для продажи торговцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.

Работа с картой

Преподаватель показывает города на карте.

Рассказ преподавателя. Работа с понятием.

Города становятся центрами развития ремесла торговли, и убежищем для местных жителей при вражеского нападения. Понемногу города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так появлялись княжения –территории, признающие власть того либо иного князя, правителя города. Княжения существовали у полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дряговичей.

Громадную роль в рвении к объединению сыграла внешняя угроза.

Торговля – прибыльное, но страшное дело. И торговцы были вынуждены нанимать опытных солдат – дружину, во главе которой стоял полководец – князь, дабы обезопасисть собственные караваны от набегов хазар либо печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и забравших под контроль всю нижнюю часть Днепра.

А на северо-западе на почвы восточных славян участились набеги норманнов.

Возникновение Древнерусского государства. Первые русские князья. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: