Предмет, задачи, методологические основы патопсихологии

Левченко И. Ю.

Патопсихология: практика и Теория: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с. ISBN 5-7695-0553-2

В пособии представлены анализ распада психики и закономерностей развития, характеристики главных нарушений высших психологических личности и функций, проведения и вопросы организации патопсихологического изучения. Особенное внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психотерапевтических методик обследования лиц различного возраста, советы к ведению документации и составлению заключения.

Возможно полезно кроме этого студентам средних педагогических учебных заведений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ……………

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА 3. ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО Изучения. СПОСОБЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО Изучения

§ 1. Патопсихологический опыт

§ 2. Беседа

§ 3. Тесты

§ 4. Опросники

§ 5. Проективные методики

ГЛАВА 4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Изучения ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

§ 1. Изучение восприятия

§ 2. Нарушения восприятия

§ 3. Агнозии

§ 4. Псевдоагнозии при деменции

§ 5. Обманы эмоций

§ 6. Нарушение мотивационного компонента восприятия

§ 7. Изучение памяти

§ 8. Нарушения памяти

§ 9. Изучение мышления

§ 10. Нарушения мышления

§11. Изучение внимания

§ 12. Изучение личных изюминок личности

§ 13. акцентуации и Аномалии характера лично- психотерапевтических особенностей личности

§ 14. Связь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением

ГЛАВА 5. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Изучения В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Нозологическая диагностика

§ 2. Психиатрическая экспертиза

§ 3. динамики и Установление особенностей психологического состояния больных…

ГЛАВА 6. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Изучения ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

§ 1. Неспециализированные возрастные закономерности психологических болезней у детей и подростков

§ 2. Главные направления патопсихологического изучения детей И ПОДРОСТКОВ.

§ 3. Оценка микросоциального фактора и его авторитет на психологическое развитие ребенка

§ 4. Советы по патопсихологическому изучению детей раннего и дошкольного возраста..

§ 5. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

ГЛАВА 1

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Патопсихология — это отрасль психотерапевтической науки, изучающая трансформации психологической деятельности благодаря психологических либо соматических болезней. Ее эти имеют громадное теоретическое и практическое значение для психопатологии и различных отраслей психологии.

В современной психотерапевтической науке время от времени отмечается некорректное использование и смешение понятий терминов патопсихологии. Поэтому закономерен вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология». Признание того, что патопсихология есть психотерапевтической, а не медицинской дисциплиной, определяет предмет патопсихологии и отграничивает его от предмета психопатологии.

Психопатология как отрасль медицины направлена на изучение неспециализированных изюминок психологических болезней, изучение их синдромов и симптомов, обнаружение патогенетических механизмов психологических нарушений.

Патопсихология, являясь психотерапевтической дисциплиной, исходит из структуры психики и закономерностей развития в норме. Она изучает закономерности распада психологической деятельности и особенностей личности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психологических процессов в норме. Так, при всей близости объектов изучения патопсихология и психопатология отличаются собственными предметами. Исходя из этого задачи и проблемы, каковые патопсихология обязана решать собственными способами и применяя собственные понятия, не должны подменяться проблемами, находящимися в компетенции психиатров. К примеру, установление клинического диагноза заболевания, назначение соответствующего лечения — компетенция психиатра, а психотерапевтическое изучение нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, обнаружение сохранных психологических функций для построения замысла коррекционно-восстановительной работы — компетенция патопсихолога.

Нужна кроме этого разделение понятий «специальная» психология «и патопсихология». Такое разграничение сделалось особенно актуальным в связи с тем, что среди практических работников в области коррекционной педагогики громадную популярность взяла книга Л. Пожара «Патопсихология — психология аномальных детей». Наименование этого труда входит в несоответствие с систематикой отраслей психотерапевтической науки, принято? в отечественной психологии. В соответствии с данной систематике существует «особая психология» — отрасль психологии, изучающая психолого-педагогические изюминки детей с нарушениями развития (аномальных детей). В работе Л. Пожара не только даются клинико-психологические характеристики детей, больных шизофренией, эпилепсией и другими психологическими болезнями, т.е. затрагиваются патопсихологические нюансы, но и анализируются неприятности интегрированного обучения аномальных детей, что, несомненно, относится к компетенции особой психологии и коррекционной педагогики.

Особая психология изучает изюминке развития детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. К ним относятся дети с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, разными интеллектуальными нарушениями. На данный момент для обозначения этих детских групп употребляется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Особая психология решает последовательность задач, главными из которых являются следующие: определение возможностей обучения детей с нарушениями развития, особых образовательных условий, разработка способов изучения разных категорий этих детей.

Вместе с тем нужно учитывать, что дети с нарушениями развития при определенных условиях смогут становиться объектом изучения патопсихолога, к примеру, при проведении судебно-психиатрической либо воинской экспертизы ребёнка с легкой умственной отсталостью, при обследовании ребенка, нуждающегося в дифференцированной диагностике между детской синдромом и шизофренией раннего детского аутизма, при стационировании ученика особой школы в связи с нарушениями поведения.

направляться подчернуть, что время от времени патопсихологу в его практической деятельности приходится решать задачи, традиционно относящиеся к компетенции психолога, трудящегося в особом образовании, к примеру, давать оценку обучаемости ребенка при установлении либо снятии диагноза «умственная отсталость».

Прикладное значение патопсихологии тяжело переоценить. Практические задачи, стоящие перед патопсихологом, ориентированы на решение последовательности вопросов психиатрической практики.

Одна из наиболее значимых задач практической патопсихологии — получение дополнительных информации о психологическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-

личности и волевой сферы в целом. Эти сведенья нужны доктору при ответе вопроса о диагнозе заболевания. Особое экспериментально-психотерапевтическое изучение оказывает помощь распознать многие показатели психологических нарушений, выяснить их взаимосвязь и структуру. Устанавливая структуру нарушенной личности и познавательной деятельности, патопсихологическое изучение дает в руки клинициста дополнительные диагностические эти.

Второй ответственной задачей, которую решает патопсихолог, есть проведение экспериментально-психотерапевтического изучения с целью психиатрической экспертизы (трудовая, воинская, судебная). На протяжении аналогичного экспертного изучения психолог может решать задачу или их структуры соотношения и установления нарушений с сохранными сторонами психологической деятельности, или дифференциальной диагностики. Сложность для того чтобы изучения для психолога содержится в том, что больной заинтересован в итогах изучения, а исходя из этого он может преуменьшать выраженность больных нарушений (диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация) либо кроме того симулировать болезненные проявления психики, чтобы избежать ответственности либо взять инвалидность.

Еще одной непростой практической задачей патопсихолога делается изучение поменянной психологической деятельности под влиянием терапии. В этих обстоятельствах неоднократное изучение больного однотипным комплектом методик разрешает установить динамику трансформаций психики под таким образом и влиянием лечения показать его эффективность.

В последнее десятилетие патопсихология стала все шире использоваться для ответа еще двух задач.

Во-первых, это участие психолога в реабилитационных мероприятиях, на протяжении которых особенное внимание уделяется обнаружению сохранных личности больного и сторон психики, и изучению его социального окружения, характера взаимоотношений в социальной среде, трудовых либо учебных установок. Цель аналогичного изучения — разработка рекомендаций, содействующих трудовой и социальной реабилитации больного.

Во-вторых, независимой задачей психолога в психиатрической клинике делается его участие в совокупности психотерапевтических мероприятий. К сожалению, вопрос о месте психолога в психотерапии еще слишком мало регламентирован нормативными документами.

Патопсихология как независимая отрасль психотерапевтической науки начала формироваться в начале XX в. В литературе тех лет она обозначается как «патологическая психология» (В. М. Бехтерев, 1907). Конкретно в работах В. М. Бехтерева находились самые чёткие представления о задачах и предмете патопсихологии на начальных этапах ее становления; «…изучение ненормальных проявлений психологической сферы, потому, что они освещают задачи психологии обычных лиц».[1] В организованном В.М.Бехтеревым Психоневрологическом университете читались направления патологической психологии и общей психопатологии. Так, уже на заре становления патопсихологии она не отождествлялась с психопатологией.

Для отечественной патопсихологии с самых ее истоков свойственны прочные естественнонаучные традиции. На формирование ее методов и принципов громадное влияние оказал И.М. его работа и Сеченов «Рефлексы головного мозга» (1863). И.М.Сеченов придавал значение психиатрии и сближению психологии и говорил о своевременности разработки «медицинской психологии». Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В.М.Бехтерев, что и есть основоположником патопсихологического направления в отечественной психотерапевтической науке. Представителями школы В. М. Бехтерева были созданы многие методики экспериментально-психотерапевтического изучения душевнобольных, каковые сейчас активно применяются патопсихологами, сформулированы ключевые принципы патопсихологического изучения: применение комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов изучения больных с данными о здоровых лицах соответствующего пола, возраста, культурного уровня. В работах бехтеревской школы накоплен богатый материал о расстройствах психологических процессов.

Солидный вклад в развитие методики патопсихологии внес А. Ф. Лазурский. В клинику был внедрен созданный им для потребностей педагогической психологии естественный опыт. Он использовался при организации досуга больных, их трудовой деятельности и занятий.

Большим этапом в развитии патопсихологии стала работа Г. И. Россолимо «Психотерапевтические профили. Способ количественного изучения психотерапевтических процессов в обычном и патологическом состояниях» (1910), ставшая широко известной в РФ и за границей. Это была одна из первых попыток тестовых изучений: предлагалась совокупность обследования психологических оценки и процессов их по 10-балльной шкале. Это был еще один ход по превращению патопсихологии в правильную науку, не смотря на то, что в будущем предложенный подход был слишком мало состоятельным для ответа задач патопсихологического изучения.

На предстоящее развитие патопсихологии громадное влияние оказали идеи Л. С. Выготского о прижизненном формировании психики ребенка методом присвоения культурного опыта в ходе общения, воспитания и обучения, и теория динамической локализации высших психологических функций в коре головного мозга, сформулированная А. Р. Лурия, теория деятельности А. Н. Леонтьева и теория взаимоотношений В. Н. Мясищева.

Современная отечественная психология базируется на признании публично-исторического происхождения психики. Сложные психологические процессы — высшие психологические функции (ВПФ) -являются продуктом исторического развития и имеют сложное психофизиологическое строение. Это характерно не только для высших психологических функций человека, но и для элементарных, таких, как тональный слух, фонематический слух и другие, каковые имеют социальную природу. Психологические функции человека формируются прижизненно методом усвоения общечеловеческого опыта. направляться выделить, что усвоение социального опыта, приводящее к происхождению сложных форм психологической деятельности, нельзя рассматривать как процесс овладения готовым содержанием. Развитие психологических функций проходит последовательность этапов, по окончании чего они становятся сложными психологическими процессами. Все сложные формы психологической деятельности (произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление и др.) имеют опосредованное строение, в котором ключевая роль в собственности речи. Слово может замещать явления и предметы при их отсутствии, опосредуя тем самым протекание любого психологического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Обращение переводит осуществление и строение высших психологических функций на новый, более большой уровень.

Так, высшие психологические функции рассматриваются современной отечественной психологией как развернутые формы предметной деятельности, появляющиеся на базе элементарных сенсорных и моторных процессов, каковые после этого свертываются, интериоризируются, преобразовываясь в умственные действия. В формировании высших психологических функций решающая роль в собственности речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольными.

Самый адекватно растолковывает психофизиологические механизмы высших психологических функций концепция П.К.Анохина о функциональных совокупностях.

А. Р. Лурия писал, что функциональные совокупности «не появляются в готовом виде к рождению ребенка… но формируются в ходе общения и предметной деятельности ребенка… и являются материальным субстратом психологических функций»[2].

Функциональная совокупность — это динамическое образование, интегрирующее большое число анатомических и физиологических образований, довольно часто расположенных в разных частях нервной совокупности, но объединенных для исполнения одной задачи.

Отечественные психологи (А. Р. Лурия, А.Н.Леонтьев) много раз подчеркивали, что материальным субстратом высших психологических функций являются не отдельные участки либо центры коры головного мозга, а функциональные совокупности совместно трудящихся корковых территорий. Эти функциональные совокупности формируются в ходе жизнедеятельности ребенка, понемногу получая темперамент сложных, прочных межфункциональных связей. Такое познание высших психологических функций коренным образом поменяло представление о сущности развития людской психики. свойства личности и Психические процессы не результат созревания отдельных территорий либо участков мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа судьбы ребенка. Эти теоретические положения диктуют определенный взор на развития психики и соотношение распада. Б. В. Зейгарник уделила громадное внимание данной проблеме в собственных трудах «Патопсихология» (1986) и «Очерки по психологии аномального развития личности» (1980).

До появления работ Б. В. Зейгарник в психологии и психиатрии было распространено мнение о том, что при некоторых психологических и невротических болезнях поведение человека начинает соответствовать более низкому уровню, отражающему определенный этап в детском развитии. Исходя из концепции перехода психики душевнобольных на более низкий в онтогенетическом отношении уровень, многие исследователи пробовали отыскать соответствие между определённым распада этапом и особенностями психики детства. Так, еще Э. Кречмер сближал мышление больных шизофренией с мышлением подростков. В 1966 г. на XVIII Интернациональном конгрессе психологов швейцарский ученый Ж. де Ажуриагерра отстаивал точку зрения о послойном распаде психики от ее высших форм к низшим.

Эти выводы были сделаны на базе следующих наблюдений:

во-первых, при некоторых болезнях психики больные теряют возможность делать сложные виды деятельности, но сохраняют умения и простые навыки;

во-вторых, кое-какие формы нарушений интеллектуальной деятельности и поведения больных напоминают мышлением поведение детей на определенных этапах их развития.

Но углубленный анализ этих наблюдений продемонстрировал, что при нервных и психологических болезнях не всегда распадаются высшие функции. А. Р. Лурия показывал, что довольно часто в базе заболевания лежат нарушения элементарных сенсомоторных актов.

Эти С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия о структуре нарушений чтения, письма, мышления у больных с сосудистой патологией, заболеванием Альцгеймера, последствиями травмы головного мозга разрешили обосновать другую точку зрения.

Психологическая заболевание протекает по биологическим закономерностям, каковые не смогут повторять закономерности развития. Кроме того в тех случаях, в то время, когда заболевание поражает самый юные, своеобразны человеческие отделы мозга, психика больного человека не получает структуры психики ребенка на ранней ступени его развития. Тот факт, что больной не имеет возможности думать и рассуждать на самом высоком уровне, говорит о утрате сложных познания и форм поведения, но не свидетельствует возврата к этапу детства.

Распад психики не есть негативом ее развития. Различные виды патологии приводят к как следует разным картинам распада (Б, В. Зейгарник).

Наиболее значимые идеи Л.С. Выготского были развиты в трудах А.Н.Леонтьева, что главное внимание уделил разработке неприятности деятельности. Он сформулировал следующий фундаментальный принцип: внутренняя психологическая деятельность появляется в ходе интериоризации внешней практической деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность. Так, изучая практическую деятельность, мы определим закономерности психологической деятельности. Данное положение сыграло огромную роль в разработке методики патопсихологии. Б. В. Зейгарник много раз показывала, что осознать закономерности нарушений психологической деятельности возможно, только изучая практическую деятельность больного, а корректировать нарушения психологической деятельности — руководя организацией практической деятельности.

Деятельность является формой активности, направленную или на преобразование окружающего мира (практическая деятельность), или на формирование его субъективного образа (психологическая деятельность).

Эта активность побуждается потребностью, которая не осознается, не переживается субъектом как таковая, а представлена ему как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. На протяжении поисков происходит встреча потребности с предметом, талантливым ее удовлетворить. С этого момента потребность делается мотивом, что может осознаваться либо не осознаваться. направляться выделить, что для человека характерно многообразие потребностей, среди которых громадное место занимают духовные, социальные. Уже в дошкольном возрасте устанавливается иерархия мотивов, появляется возможность функционировать в соответствии с социальными мотивами.

С возникновением мотива начинает осуществляться деятельность. А.Н.Леонтьев разглядывает ее как совокупность действий, каковые вызываются мотивом. Воздействие — это процесс, направленный на достижение цели. Цель же представляет собой осознаваемый образ желаемого результата деятельности. Воздействие — основная структурная единица деятельности. Оно осуществляется на базе определенных способов, соотносимых с конкретной обстановкой (операцией).

Такую структуру имеет и внешняя, и внутренняя деятельность, но форма исполнения действий разна: в практической деятельности участвуют настоящие предметы, а в психологической — образы предметов.

Еще одной теорией, сыгравшей громадную роль в развитии патопсихологии, есть теория взаимоотношений В. Н. Мясищева, в соответствии с которой личность человека — это совокупность его взаимоотношений с окружающим миром. Эти сложнейшие отношения выражаются в его психологической деятельности. Отношения человека в развитом виде являются системой личных, избирательных, осознанных связей личности с разными сторонами объективной действительности.

Психологическая заболевание изменяет и разрушает сложившуюся совокупность взаимоотношений, а нарушения в совокупности взаимоотношений личности, со своей стороны, смогут привести к заболеванию. Конкретно через такие противоречивые отношения В. Н. Мясищев разглядывал неврозы.

«Внутренняя картина заболевания» в патопсихологии

С проблемой взаимоотношений личности и мотивационно-потребностной сферы тесно связано такое серьёзное понятие патопсихологии, как «внутренняя картина заболевания» (ВКБ).

В 1938 г. Р. А. Лурия ввел это понятие и положил в него следующее содержание: это «вся масса ощущений, не только местных болезненных, но и его неспециализированное самочувствие, самонаблюдение, его представления о собственной болезни, ее обстоятельство…».

Так, внутренняя картина заболевания есть отражением больным собственного заболевания. Исследователи подчеркивают структурную сложность внутренней картины заболевания и выделяют три уровня отражения — сенситивный, логический, эмоциональный, отмечая, что на разных стадиях развития заболевания удельный вес того либо иного уровня возможно разным (В.В.Николаева, 1976).

Б. В. Зейгарник и В.В.Николаева (1977) выделяют, что осознание заболевания (иными словами, тип ВКБ) теснейшим образом связано со строением мотивационной сферы человека. Так, узость содержания ведущей деятельности, одновершинность мотивационной сферы часто приводят к ипохондрическому формированию личности, создают сложности при построении замещающей деятельности.

Р. Конечный и М. Боухал (1983) показывают, что ВКБ возможно обусловлена такими факторами, как:

1) темперамент заболевания. Ко мне входят течение заболевания (острое либо хроническое), нужное лечение (амбулаторное либо клиническое), наличие либо отсутствие болей, косметических недостатков, ограничения подвижности;

2) события, в которых протекает заболевание. Это, в первую очередь, появление новых неприятностей: «Кто будет заботиться о семье?», «Обязан ли я написать завещание?», «Сохраняется ли мое место на работе?» и т.д. Большое значение имеет и среда, окружающая больного, которая возможно благоприятной либо негативной. К событиям заболевания авторы относят и вопрос о причине происхождения заболевания: кого больной вычисляет виновником заболевания — себя или других;

3) преморбидная личность. Согласно точки зрения авторов, в детском возрасте преобладает эмоциональная сторона заболевания, боязнь болей, ограничения свободы передвижения. У взрослых на первый замысел выходят опасения последствий заболевания. Сюда можно отнести и возможность ухода с работы, перевода на пенсию, трансформации взаимоотношений в семье. В пожилом возрасте особенное значение покупают страх смерти и боязнь одиночества;

4) социальное положение больного. Авторы отмечают, что для большинства людей заболевание свидетельствует экономические утраты, исходя из этого они стремятся стремительнее поправиться, но в отдельных случаях нетрудоспособность, вытекающая из заболевания, может принести и пользу.

Обусловленность типа реакции на заболевание многими факторами ведет к громадному разнообразию типов внутренней картины заболевания. Многие исследователи пробовали их систематизировать и выстроить классификацию. Р. Конечный и М. Боухал (1982) приводят следующую классификацию реакции на заболевание:

1) обычная, т. е. соответствующая состоянию больного;

2) пренебрежительная, в то время, когда больной недооценивает тяжести заболевания;

3) отрицающая, в то время, когда больной не обращает на заболевание никакого внимания;

4) нозофобная, в то время, когда больной осознаёт, что его опасения преувеличены, но не имеет возможности бороться с ними;

5) ипохондрическая, в то время, когда больной «уходит в заболевание»;

6) нозофильная, в то время, когда больной приобретает определенное удовлетворение от того, что он свободен от обязанностей;

7) утилитарная как высшее проявление нозофильной реакции, причем мотивы ее смогут быть разны — получение сочувствия, внимания, выход из неприятной обстановки (военная служба, нелюбимая работа), получение материальных польз. направляться выделить, что утилитарная реакция имеет различную степень осознанности.

Р. Баркер с соавторами (R. Barker, 1946) предлагали другую классификацию:

1) уход в себя, избегание обстановок дискомфорта (в большинстве случаев отмечается у людей с узкими заинтересованностями, низким интеллектом, долгим сроком увечья, в пожилом возрасте);

2) замещение, в то время, когда недостижимые формы поведения заменяются вторыми, но направленными на достижение той же цели (такая реакция, согласно точки зрения авторов, отмечается в большинстве случаев у людей с более высоким интеллектом);

3) игнорирующее поведение, в то время, когда человек старается подавить любое сознательное признание собственного увечья, не соглашается с тем, что его возможности ограничены (в большинстве случаев отмечается у людей с большим образовательным уровнем, но средним интеллектом);

4) компенсаторное поведение, подразделяемое авторами на: циклическое приспособление с периодами депрессии; фаталистическое отношение к собственному состоянию и к будущему;

параноидные реакции, проецирующие чувство неадекватности на окружающих; очень агрессивные реакции;

5) невротические реакции.

Итак, предстоящая социальная адаптация больного, в особенности психически больного, в громадной степени зависит от внутренней картины заболевания. Реакция на заболевание оказывается замечательным причиной, воздействующим на течение патологических процессов. Помимо этого, реакция на заболевание, отношение к ней в громадной степени определяют реабилитационный потенциал больного. Ни для кого не секрет, что при двух однообразных нарушениях один больной

«уходит в заболевание», второй же продолжает прошлый образ судьбы, не обращая внимания на советы докторов, третий реально оценивает собственные возможности и пробует максимально их применять.

На данный момент в стране существует пара центров, в которых в течении последовательности лет осуществляется научно-практическая деятельность патопсихологов. Это Психоневрологический университет им. В.М.Бехтерева (Петербург), лаборатория Центрального университета психиатрии МЗ РФ, психотерапевтическая лаборатория Центрального НИИ трудоспособности и организации труда калек Министерства соцзащиты РФ, психотерапевтические факультеты Столичного и Петербургского университетов.

Громадную роль в развитии патопсихологических изучений в различные годы сыграли М.М.Кабанов, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, В.М.Коган. Особенное развитие взяли патопсихологические изучения в детских психоневрологических учреждениях. Разрабатываются методики, содействующие ранней диагностике интеллектуальных нарушений, обнаружению дополнительных дифференциально-диагностических показателей психологических болезней у детей, методики психокоррекционной работы (С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский, И. А. Коробейников, А. Я. Иванова, А. С. Спиваковская).

Рекомендуемая литература

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.

Дополнительная литература

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине / Пер. с чешек. Прага, 1983.

ГЛАВА 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА

Зинченко В.П. — Методологические основы в психологии (Часть 2)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: