Повесть

Среди эпических жанров повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом либо новеллой.

«Повесть имеется тот же роман, лишь в меньшем количестве…» — писал В. Г. Белинский. И в самом деле, иногда повесть приближается к роману. В таких случаях она эпически полно обрисовывает и темперамент храбреца, и состояние среды, и взаимоотношения между обществом и личностью («Дубровский», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя). Тем не меньше граница между большим и средним эпическими жанрами существует, и она обусловлена характером идейно-эстетического осмысления действительности.

В отличие от романа повесть выбирает меньший по количеству материал, но воссоздает его с большей степенью подробности, чем это сделал бы роман, с яркостью и необычайной резкостью высвечивает грани затрагиваемых неприятностей. Эти ведущие изюминки жанра охарактеризовал В. Г. Белинский: «Имеется события, имеется случаи, которых, так сообщить, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но каковые глубоки, каковые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить её и в столетия: повесть ловит их и заключает в собственные тесные рамки…»

В повести и в рассказе посильнее, чем в романе либо новелле, выражен субъективный элемент — отношение автора к изображаемым явлениям, людским типам. Повесть, как и рассказ, сохраняет сообщение со стихией устного повествования, хочет попасть в буквальном смысле слова «поведать» о тех либо иных событиях. Конкретно таковы «Вечера на хуторе недалеко от Диканьки» Гоголя, «Первая любовь» И. С. Тургенева. Но в целом у повести больше шансов, чем у рассказа: она отражает и развитие характера храбреца, и то либо иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и общества взаимоотношений и историю личности.

Как и другие прозаические жанры, повесть имеет собственных фольклорных «предков». В первую очередь это легенда и сказка, от которых она наследует внимание к судьбам отдельных людей и в то же время к событиям, большим для всего общества, совмещение различных временных пластов. Древние значения термина «повесть», среди которых и «весть о каком?то событии», и «описание», и «разговор», показывают на то, что данный жанр вбирает в себя очень много устных рассказов, запечатлевших события, виденные либо пережитые самим рассказчиком. Серьёзным источником повести явились летописи («Повесть временных лет») и документальная письменность. От рабочий прозы повесть унаследовала свойство откликаться на злободневные события, освещать исторические факты.

Повесть — жанр, в самом собственном зарождении объединивший традиции устного и письменного повествования, уважение и фантастику к исторической достоверности, рвение отражать реальность в непринужденной форме устной беседы и умение поэтически обобщать жизнь.

На протяжении собственного исторического развития русская повесть была изменена. Первоначально повести существовали в виде рассказов о князьях, о сражениях, о житиях святых и т. п. Позднее повестями нарекли романы, новеллы, забавные истории, анекдоты.

Новое представление о повести появляется в XVII в. Аналитические возможности жанра сформировались в наблюдениях над поведением храбреца нового типа в повестях о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне, Горе-Злосчастии.

В творчестве А. С. Пушкина улучшается познавательно-аналитическая база повести. В повестях 1830?х гг. «Дубровский» и «Выстрел» изображен ведущий социальный тип того времени, близкий по собственной нравственности к декабристам. Образы храбрецов раскрываются в типических для жизни и литературы того времени обстановках бала, амурного свидания, измены, дуэли. В повести «Станционный смотритель» и поэме «Бронзовый наездник» Пушкин с сочувствием запечатлел открытый им тип «мелкого человека»; в «даме пик» — храбреца нового, «железного» века.

Часто повесть предварительно исследует злободневный жизненный материал, что потом обобщается в романе. Так, ситуации и образы «Шинели» Н. В. Гоголя (1842) по?новому осмысляются в «Мертвых душах» («Повесть о капитане Копейкине»).

В повестях И. С. Тургенева 40–50?х гг. XIX в. воплощены типы «лишнего» человека и нравственно сильной и духовно красивой героини. Образы, темы, сюжеты, идеи повестей И. С. Тургенева находят окончательное воплощение в его романах 1850–1860?х гг.: «Рудине», «Дворянском гнезде», «Незадолго до», «детях и Отцах», «Дыме». Это же свойство повести как собственного рода творческой лаборатории романа проявляется в последовательности случаев у наибольших мастеров критического реализма (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин) и социалистического реализма (М. Неприятный, А. Н. Толстой, М. О. Ауэзов, Ю. В. Бондарев, Ч. Т. Айтматов).

Литературный вечер в школе

База литературного вечера — доклад, но просматривать его не нужно: он должен иметь форму живого рассказа. Лучше, в случае, если докладчиков пара. Один может сказать от имени современников писателя, второй — передавать мнения позднейших критиков , третий — выступать от лица отечественных современников, четвертый — связывать все это в единое целое и давать нужные комментарии. Ведущие смогут общаться между собой, а их выступления принимать темперамент спора. Отлично, в случае, если рассказ сопровождают маленькие инсценировки, песни и романсы на стихи данного автора, кинофрагменты, диапозитивы, любимые музыкальные произведения писателя, которому посвящен вечер, либо музыкальные отрывки, по тематике и настроению подходящие к тексту доклада.

Возможно устроить литературный вечер-маскарад, посвященный, к примеру, творчеству Н. В. Гоголя. В нем будут принимать участие и персонажи «Вечеров на хуторе недалеко от Диканьки» (тут в полной мере уместными окажутся танцы и украинские песни), и храбрецы «Тараса Бульбы»; частью для того чтобы вечера смогут стать сцены из «инсценировки» и Ревизора «Мертвых душ».

В программу литературных вечеров возможно включить как независимую часть викторину — угадывание храбрецов по их репликам, кратким чертям, каковые этим храбрецам дают другие персонажи произведения.

Вечера, посвященные исторической либо военно-патриотической тематике, возможно строить как литературные монтажи, сценарии которых необходимо шепетильно продумывать. Принципиально важно, дабы песни, стихи, сценки и прозаические отрывки, биографии либо воспоминания о поэтах, в случае, если вечер посвящен, к примеру, поэзии армейских лет, чередовались равномерно. Готовые сценарии часто публикуются в издании «Литература в школе».

Повесть — Поиск..-1 (рассказ)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: