Порядок фонетического анализа

1. Транскрибировать слово

2. Назвать буквы.

3. Обозначить соответствующие буквам звуки.

4. Охарактеризовать звуки:

Гласный – последовательность, подъем, лабиализованный / нелабиализованный, ударный / безударный;

Согласный – место образования, метод образования, шумный / сонорный, звонкий / глухой парный / непарный, жёсткий / мягкий парный / непарный.

5. Продемонстрировать соотношение букв и звуков.

6. Записать слово звуками с делением и постановкой ударения на слоги.

Пример: Смеяться [см’иэ -й’а-цъ]

«эс» — [с] — согл., переднеязычный зубной, фрикативный, шумный, глухой парный, жёсткий парный;

«эм» — [м’] — согл., губно-губной, смычно-носовой, сонорный, звонкий непарный, мягкий парный;

«е» — [иэ] — гл., переднего последовательности, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, безударный;

[й] — согл., среднеязычный, фрикативный, сонорный, звонкий непарный, «я» мягкий непарный;

[а] – гл., среднего последовательности, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный;

«тэ»

Порядок фонетического анализа «мягкий символ» [ц] — согл., переднеязычный зубной, смычный, аффриката,

шумный, глухой непарный, жёсткий непарный;

«эс»

«я» — [ъ] — гл., среднего последовательности, среднего подъема, нелабиализованный, безударный.

8 букв – 7звуков [см’иэ -й’а-цъ]

Требования к оформлению терминологической карточки

Карточка обязана содержать:

1. Наименование термина; перевод термина (либо его составных частей) на русский язык с указанием языка-источника.

2. Термины-синонимы либо подобные понятия в русском языкознании.

3. Содержание термина, его толкование (ссылаясь на осведомителя).

4. Показатели обозначенной языковой единицы либо категории, выделение классификационного показателя, классификация; функции.

5. Примеры, иллюстрирующие понятие, использование термина либо классификацию.

6. Производные данного термина (с толкованием либо примером контекстного потребления).

Пример:

Полисемия – (греч. polysemos – многозначный). Синоним – многозначность.

Наличие у единицы языка более одного значения – двух либо пара (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).

К примеру:

Полисемия лексическая – свойство одного слова служить для обозначения различных явлений и предметов действительности.

Полисемия грамматическая – наличие у синтаксических конструкций и грамматических форм нескольких значений.

Полисемичный – многозначный.

Главная литература:

Баранникова, Л. И. Введение в языкознание / Л. И. Баранникова. – Саратов, 1978. – С. 47-53, 69-79.

Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 73-99.

Бондарко, Л. В. и др. Базы неспециализированной фонетики / Л. В. Бондарко. – СПб, 1991. – С. 20-55.

Головин, Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин. – М., 1983. – С. 32-37.

Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – С. 101-120, 125-131.

Маслов, Ю. С. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – М., 1987. – С. 33-39, 44-66.

Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М., 1967. – С. 155-187.

Дополнительная литература:

Журавлев, А. П. смысл и Звук / А. П. Журавлев. – М., 1982.

Леонтьев, А. А. Слова «холодные» и «тёплые» / А. А. Леонтьев // жизнь и Наука. – 1974. – № 4.

Михайлов, М. М. Двуязычие : неприятности, поиски… / М. М. Михайлов. – Чебоксары, 1989. – С. 44-46.

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 56; С. 317-319.

Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М., 1987. – С. 108-131, 150-180.

Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 1. орфоэпия и Фонетика. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 17-26, 35-46, 75-95.

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. – С. 24-25, 31-32, 113.

Практическое занятие № 2

Морфемная структура слова

Активизируйте термины: морфема, морф, аффикс, префикс, корень, суффикс, флексия, интерфикс, постфикс, унификс, база, словоформа

Теоретические вопросы:

1. Что такое морфема? Чем морфема отличается от морфа?

2. Охарактеризуйте корневую морфему. Чем она отличается от аффиксальной? Какой корень именуется связанным?

3. Назовите и охарактеризуйте аффиксальные морфемы.

4. В чем состоит различие между словообразовательными и формообразующими суффиксами? Заполните таблицу (по книге Потихи З. А.):

Часть речи Формообразующий суффикс Грамматическое значение Пример
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол — фактически глагольные формы — причастие — деепричастие

5. Что такое нулевая морфема? Приведите примеры.

Практическая часть:

1. Выделите морфемы в словах: постоянный, учительствовать, воссоединение, рысьего, спичечный, армейский, отвыкать, радуга, эгоизм, каждый день, письмоносец, понимающе, прикрытого, рассеявшийся, выстройте, кому-либо, лодочкой, отозваться, накормленный, подойти, оттепелей, болтливый, улыбчивый, проникающих, крылечко, вырастете, украшений, принесите, переправляясь, шоссейный, девятнадцатилетний, пятьюстами, разлитый.

2. Вычлените и отождествите морфы в следующих словоформах:

а) костюмчик, немчик, венчик, птенчик, магазинчик, мизинчик, гостинчик, кувшинчик, червончик, пончик, балкончик, румянчик, купчик, дворянчик, ларчик, заборчик, узорчик, огурчик, кончик;

б) спичка, свечка, почка, землячка, сибирячка, чашечка, скамеечка, получка;

в) вазочка, стеночка, лодочка, ласточка, косточка, палочка, загадочка, зимовочка, бочка, бабочка, ночка, точка, ошибочка, скобочка, юбочка, улыбочка, лавочка, галочка, булочка;

г) воробей, грей, коней, милей, полей, сыновей, пашней, щей, мышей, статей, друзей, елей, зверей, князей.

3. Определите значение суффиксов в следующих словах:

а) -к- (уменьшительность, отвлеченное воздействие, женский пол, конкретный предмет): армянка, печка, выпечка, блондинка, кладовка, переписка, торговка, пятидневка, перекличка, грузинка, канавка, заготовка;

б) -тель- (действующее лицо, предмет): преступник, числитель, глушитель, вредитель, истребитель, двигатель, мечтатель, делитель;

в) -ин-: развалина, лососина, хозяин, трещина, конина, глубина, грузин, ширина, седина, свинина, лепнина, домина, осетрина, горошина, холодина, баранина, тканина, картофелина.

4. Приведите примеры слов, структура которых отвечает моделям: R, R-f, pr-R-f, R-s-f, R-s-s-f, pr-R-s-s-f, R-pt, pr-R-pt, pr-R-f-pt, pr-pr-R-f-pt, R-i-R-f, R-i-R-s-f, где R – корень, f – флексия (окончание), pr- префикс (приставка), s- суффикс, pt- постфикс, i- интерфикс.

5. В данных словах выделите суффиксы; разграничьте словообразующие и формообразующие суффиксы, назовите грамматическое значение формообразующих суффиксов, выделите формообразующую базу: журналист, сказал, умнейший, бегом, малиновый, выяснять, уроженец армении, стремительнее, заметив, прочесть, листья, горка, радостно, просматривая, поведанный, стеклянный, сыновья, целинник, игравшийся, разговаривать, видела, сидевший.

6. Отыщите в тексте слова с нулевым окончанием и выясните его грамматические значения:

Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последний момент взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко вставший бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала напоминал крылья огромной птицы. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.

7. Сгруппируйте эти слова так, дабы в каждой группе были лишь формы одного и того же слова:

а) просматриваю, просматривал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, армейский завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо читки, быстрый, более быстрый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме;

б) лес, лесник, прелесть, лесной, лесенкой, о лесничестве, перелесок, леса, лесники, лесенка, лесничий, лесным, перелеска, лесником, лесами, лесничество, слесарь.

Главная литература:

Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 109-113.

Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1987. – С. 211-214.

Кузнецова, А. И., Ефремова, Т. Ф. Словарь морфем русского / А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. – Л., 1974.

Немченко, Б. Н. Главные понятия морфемики в терминах / Б. Н. Немченко. – Красноярск, 1985.

Реформатский, А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский. – М., 2001. – С. 264-270.

Чиркина, И. П. Современный русский язык в схемах и таблицах / И. П. Чиркина. Ч. 1. Морфемный состав слова. Словообразование. – М., 1979. – С. 5-27.

Дополнительная литература:

Беседуй, А. Г. Кое-какие спорные вопросы морфемного анализа в институте и в школе / А. Г. Беседуй // Русский язык в школе. – 1990. – № 4.

Баранов, М. Г. Суффикс либо окончание –ть /-ти в инфинитиве? / М. Г. Баранов // Русский язык в школе. – 1972. – № 2.

Иштван, Пете. Чередования гласных звуков в корневых морфемах / Пете Иштван // Русский язык в школе. – 1962. – № 5.

Потиха, З. А. Как сделаны слова в русском языке / З. А. Потиха. – Л., 1974.

Потиха, З. А. Современное русское словообразование / З. А. Потиха. – М., 1970.

Рацибургская, Л. В. Неповторимые морфемы в современном русском языке / Л. В. Рацибургская // Русский язык в школе. – 1998. – № 4.

Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. – М., 1987. – С. 17-61.

Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 1. орфоэпия и Фонетика. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 442-486.

Шанский, Н. М. Жизнь русского слова / Н. М. Шанский. – М., 2006. – 399 с. (раздел по морфемике С. 19-59) либо другие книги Шанского Н.М. (Русский язык на «превосходно», Лингвистические детективы, В мире слов, Опять в мире слов).

Шанский, Н. М. По какой причине -ся не частица? / Н. М. Шанский // Русский язык в школе. – 1972. – № 5.

Практическое занятие № 3

Словообразовательный анализ слова

Активизируйте термины: окказиональное слово, потенциальное слово, создающая база, производная база, производность, словообразование, словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный последовательность, метод словообразования, членимость.

Теоретические вопросы:

1. Что такое словообразование?

2. Охарактеризуйте производную, непроизводную и создающую базы.

3. Перечислите и охарактеризуйте главные методы словообразования.

4. Сформулируйте формулы и правила мотивации лексических значений производных слов.

5. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.

Практическая часть:

1.Установите отношения производности, давая толкование лексического значения производных слов, пользуясь формулами мотивации; расположите слова в том порядке, как они образованы друг от друга; где необходимо, восстановите пропущенные звенья:

Бой, боевой, боевик; воз, перевозчик, перевозить; незрелость, зрелый, зреть, незрелый; побелить, белый, побелка, белить; ум, поумнеть, умный, умнеть; предел, неопределенность; ветхий, устарелый, стареть, устарелость; рыба, рыбачить, рыбак; неспециализированный, общественник; наблюдать, разглядывать разглядеть, рассматривание; вред, вредительство; сорт, сортировочный.

2. Выберите соответствующий формант и образуйте от данных слов новые слова с указанными значениями:

а) «действующее лицо»: испытать, открыть, трудиться, одурачить, кормить;

б) «отвлеченное воздействие»: наказать, мыслить, исказить, чистить, подкармливать, плавить, расклеить, бороться, стрелять, резать, похваляться, сказать, подносить, реставрировать, разбирать;

в) «сделано из того, что названо создающей базой»: мед, глина, кость, ель, фрукт, холст, пластина, кумач;

г) «выполнять воздействие, характерное лицу, названному создающей базой»: рыбак, сторож, режиссер, лентяй, пилот, плотник, столяр, преподаватель, доктор наук, низкопоклонник;

д) «начало действия»: петь, плакать, бежать, негодовать;

е) «не имеющий того, что названо в создающей базе»: замысел, класс, суть, вина, край, лошадь;

ж) «сделать таким»: тяжёлый, круглый, хороший, полный, свежий, сложный, плотный, долгий.

3. Образуйте от данных слов существительные:

а) со значением отвлеченного качества: кривой, глубочайший, теплый, желтый, красный, широкий, большой, здоровый, чёрный, густой, ветхий;

б) со значением предмета: светло синий, желтый, рыжий, тёмный, зеленый, белый;

в) со значением субъективной оценки: старик, старая женщина, девочка, воробей, река, дом, зуб, сад, заяц, хвост, рот.

4. Выясните метод образования следующих слов, выделите словообразовательный формант: обидчивость, ЖД, обкомовский, безоблачный, запись, накал, редеть, ничегонеделание, никчемный, усвоить, безбоязненно, утренник, шалунья, скамья, щучий, работница, коричневатый, певец, раздел.

5. Выстройте словообразовательные гнезда с исходными словами: дом, готовый, учить.

6. Продемонстрируйте словообразовательную структуру слов, напишите словообразовательную цепочку: страно, любительница, увлекательность, переобуваться

Пример: Не-‹{[из-(мен-я)]-ем}-ость›

мен(а) поменять изменять изменяемый изменяемость неизменямость

7. Сделайте сперва морфемный, а после этого словообразовательный анализ предложенных слов: автомобильный, умельцев, разбойнически, безголосый, взмах, пренеприятный, стёртом с лица земли, разросся.

8. Объясните, как образованы следующие окказионализмы: Он был колдуном, лишь ничего наволшебить не имел возможности. Отслонись скорее от стены. Буду серьезничать лишь по громадным праздникам. Виды восхитительные, напоэтился по самое горло, на пять лет хватит. В случае, если будет безматерьялье, то черкни строке. Ты, братец, местами недопонял, местами перепонял.

9. Отыщите окказионализмы в следующем тексте.

Я поинтересовался у папы: «Что находится между субботой и пятницей?» Отец сообщил: «Ночь». «А как именуется ночь — пятница либо суббота?» Отец ответил: «Ночь с пятницы». Мне показалось, что это длинно и некрасиво. И мы с папой решили придумать ночам наименование. Вместо «ночь с пятницы» мы придумали пятнота, другими словами суббота и пятница совместно. Дальше мы стали придумывать наперегонки, и вот что у нас оказалось: воскредельник, понедорник, втореда, четвятница, пятнота, субресенье. Маме отечественные слова весьма понравились. Она их прочла скоро про себя и заявила, что это легко превосходные слова (Е. Лебедева).

Схема морфемного анализа

1. Выясните, формой какой части речи есть эта словоформа. Измените ее по законам данной части речи. Назовите грамматические значения форматива. Выделите постоянную / с учетом исторических трансформаций/ часть – это формообразующая база.

Примечание: а) для выделения формообразующих баз у существительных жен. (1 скл.) и ср. рода в качестве контрольных применяйте формы Р.п. мн. ч., где базы представлены в самый чистом виде; контрольными помогают кроме этого формы супруг. рода кратких прилагательных и причастий, инфинитива и 3-е лицо мн. ч. глаголов;

б) в неизменяемых словах формообразующая база не выделяется.

2. Подберите формы и родственные слова того же слова, в которых видоизменяется корень; вычлените и отождествите корневую морфему.

3. Охарактеризуйте базу по показателю членимости / нечленимости. В случае, если база членима, подберите одноструктурные слова, вычлените и отождествите аффиксальные морфемы.

4. Выделите в словоформе все выделенные элементы, применяя условные обозначения.

Пример: слово для анализа обтекаемостью

1. Сущ.; -ю – ж.р., ед.ч., Т.п.; обтекаемость- – ФОО.

2. стекать, течение, поток, поточный

[тек-/теч-/-ток-/-точ-].

3. [об-/обо-]: объехать, обойти;

[-а-]: делать, играться;

[-й-]: делай, играйся;

[-ем-/-ом-/-им-]: посещаемый, несомый, видимый;

[-ость-/-есть-]:смелость, свежесть.

4.об-тек-а-[й-э]м-ость-ю

Схема словообразовательного анализа

1. Поставьте слово в начальную форму.

2. Объясните лексическое (словообразовательное) значение слова через самое близкое по смыслу и форме однокоренное слово.

3. Сравните форму двух слов – производного и создающего, через которое растолковали значение производного; сделайте операцию «вычитания». Неспециализированная часть двух слов – создающая база, новые элементы, включая морфонологические явления (чередование, усечение, интерфиксация, наложение, смена ударения) – словообразовательный формант.

4. По «остатку» выясните метод словообразования. Назовите словообразовательную модель, приведите пример.

5. Для многоструктурного слова выстройте словообразовательную цепочку, т.е. продемонстрируйте ступени словообразовательного процесса.

Пример: слово для анализа поумневший

1. поумнеть;

2. результативное к умнеть;

3. поумнеть

— умнеть

по-

4. префиксальный, как: постареть.

5. поумнеть умнеть умный ум.

Главная литература

Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 113-122.

Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. – М., 1973.

Потиха, З. А. Современное русское словообразование / З. А. Потиха. – М., 1970.

Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского / А. Н. Тихонов. – М., 2001.

Чиркина, И. П. Современный русский язык в схемах и таблицах / И. П. Чиркина. Ч. 1. Морфемный состав слова. Словообразование. – М., 1979. – С. 28-97.

Дополнительная литература:

Клушина, Н. И. О актуальном методе окказионального словообразования / Н. И. Клушина // Русская обращение. – 2000. – № 2.

Лопатин, В. В. Рождение слова / В. В. Лопатин. – М., 1974.

Лопатин, В. В., Улуханов, И. С. О правилах классификации морфов и словообразовательного анализа / В. В. Лопатин, И. С. Улуханов // Русский язык в национальной школе. – 1969. – № 3.

Максимов, В. И. К тайнам словообразования / В. И. Максимов. – М., 1980.

Милославский, И. Г. словообразовательный синтез и Словообразовательный анализ / И. Г. Милославский // Русский язык в национальной школе. – 1975. – № 3.

Муравьева, Н. В. Легко ли создать новое слово / Н. В. Муравьева // Русская обращение. – 2000. – № 1.

Потиха, З. А. Как сделаны слова в русском языке / З. А. Потиха. – Л., 1974.

Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 1. орфоэпия и Фонетика. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 487-532.

Ширшов, И. А. Приемы поиска создающей базы / И. А. Ширшов // Русский язык в школе. – 1978. – № 2.

Практическое занятие № 4

Системные связи в лексике

Активизируйте термины: синонимы, синонимический последовательность, антонимы, паронимы, парономазия, омонимы, омографы, омоформы, омофоны, оксюморон, антитеза, градация.

Теоретические вопросы:

1. Как проявляются системные отношения в лексике?

2. Охарактеризуйте явление синонимии. Что такое синонимический последовательность, доминанта?

3. В чем состоит сущность антонимии? Какие конкретно виды антонимов выделяют?

4. Обрисуйте парономазии и явление паронимии.

5. Охарактеризуйте стилистическое применение антонимов и синонимов в тексте. Приведите примеры.

6. Составьте перечень словарей синонимов, антонимов, паронимов, омонимов с указанием их авторов.

Практическая часть:

1. а) Подберите синонимические выражения и синонимы к данным словам:

Дом, дорога, ребенок, большой, храбрый, погибнуть, вежливый, ветхий, говорить, бороться, корень, игра, зеленый, простой, верный, ясный, идти, прощать.

б) Сгруппируйте слова в синонимические последовательности:

Взор, бугор, жара, ездок, скорбь, пурга, вид, тревога, граница, вселенная, возвышенность, метель, грусть, взгляд, зной, наездник, космос, беспокойство, космонавт, предел, бугор, кручина, буран, мир, наружность, пекло, астронавт, наездник, пригорок, беспокойство, уныние, метель, звездолетчик, предел, наружность, горка.

2. а) Подберите антонимы к данным словам:

Действительно, любовь, радость, перемещение, шум, польза, сон, большой, яркий, громкий, сладкий, юный, умный, бодрый, собственный, одобрить, сохранять надежду, скоро, холодно, вверху, слева, рано;

б) Подберите антонимы к разным значениям слов хороший, ветхий, жёсткий, легкий, чистый, живой, свежий, белый, защита, настоящий, неотёсанный, низкий, расстраивать, тёмный, близкий, дорогой, радостный;

в) Засуньте антонимы в поговорки и следующие пословицы вместо многоточий:

… пенек опрокидывает … воз. … сутки – за … семь дней. У … ума … язык. Кроме того самое … дерево выросло из … семени. Для … друга … не покидай. Мир … , а война … . … крючком … рыбу не выудишь. Храбрый …, а трус … . Ласточка сутки …, а соловей … . На … челне по … озеру не плавают. В … лодку … груз не кладут. … дело лучше … безделья. Лето …, а зима …;

г) Допишите стих Д. Чиарди «Еще одно эхо».

И нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Напротив».

Сообщу я слово высоко, а ты ответишь …

Сообщу я слово на большом растоянии, а ты ответишь …

Сообщу я слово потолок, а ты ответишь …

Сообщу я слово утратил, и сообщишь ты …

Сообщу тебе я слово трус, ответишь ты …

Сейчас начало я сообщу. Ну, отвечай, …

3. а) Выясните отличие в значении паронимов:

Логика – логистика, кров – кровь, гордыня – гордость, поиски – происки, дипломат – дипломант, советник – советчик, не добрый – злостный – злобный, роспись – подпись, дружеский – дружественный, конструкторский – конструктивный, представить – дать, урожай – урожайность, существо – сущность, факт – фактор, сталактит – сталагмит, невежда — невежа, поступок – проступок, фабрикат – фабрикант;

б) Составьте с данными паронимами по три-четыре словосочетания с каждым, учитывая отличие в значении:

Надеть – одеть, туристский – туристический, успешный – удачливый, кожный – кожаный, экономичный – экономический, хороший – добротный, эффектный – действенный, дефектный – дефективный, сытый – сытный, стильный – стилевой – стилистический, глинистый – глиняный, праздный – торжественный, основать – обосновать;

в) Выберите из приведенных в скобках слов существительные, сочетающиеся с соответствующим прилагательным-паронимом:

Ледовый – ледяной (панцирь, голос, ветер, покров, скульптура). Памятный – памятливый (человек, презент, встреча, поездка). Патриотический – патриотичный (призыв, содержание, песня, стих, автор). Пластический – пластичный (мастерство, перемещение, артист). Понятный – понятливый (объяснение, задача, ученик, ребенок). Поэтический – поэтичный (дар, признание, письмо, объяснение в любви). Практический – практичный (конференция, направление деятельности, одежда, дама, интерес). Расчетливый – расчетный (траектория полета, невеста, скорость, сосед, книжка). Романтический – романтичный (произведение, душа, женщина, приключение). Скрытый – скрытный (помещение, порок, человек, душа, интерес). Тактический – тактичный (поступок, маневр, мужик, уловка). Царский – царственный (власть, вид, слуга, опричник, осанка).

4. а) Раскройте значение следующих омонимов и составьте с ними предложения:

Ключ, мина, кирка, коса, свет, дробь, блок, гриф, тур, град, хром, клуб, лук;

б) Разграничьте разные виды омонимии, выделите смешанные случаи: выпивала (сущ.) – выпивала (гл.), прав (сущ.) – прав (прил.), съезд – съест, лесть – лезть, течь (сущ.) – течь (гл.), молот – молод, ожег – ожог, мой (гл.) – мой (мест.), лук – луг, лай (сущ.) – лай (гл.), подряд (сущ.) – подряд (нар.), вот – вод, уж (сущ.) – уж (нередок.), труд – трут, атлас – атлас, компания – кампания, корма (у судна) – корма (фураж), предлог (событие) – предлог (часть конской упряжи), замок – замок, с ели – съели, лиса – леса, покрывало (сущ.) – покрывало (гл.), занос – за шнобель, стрелки – стрелки, костный – косный;

в) Отыщите омонимы, выясните их вид:

1) Веснушкам нет сноса, не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, шнобель терпеливо мыла. Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла (Я. Козловский). 2) В полуденный зной на Сене Я искал зря сени. Отыскав в памяти Волгу, где на сене лежа, слушал песни Сени: «Ах вы, сени, мои сени» (Э. Минаев). 3) Мама начала печь пироги, а сын на печь залез. 4) Медведь в лесу, не зная правил, в один раз мотоциклом правил.5) Кто без белил и кисти крыши города белил? 6) Снежное покрывало покрывало все поле. 7) Мы взяли хорошие вести. Нужно вести брата в детский сад.

5. Выполните упражнения 7, 8 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 6).

Главная литература:

Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 41-43.

Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1979. – С. 207-212.

Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М., 2001. – С. 90-104.

Дополнительная литература:

Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М., 1987. – С. 11-29.

Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 1. орфоэпия и Фонетика. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 191-272.

Практическое занятие № 5

Системные связи в лексике

Активизируйте термины: исконно русская лексика, заимствованная лексика, неологизмы, историзмы, архаизмы, книжная лексика, разговорная лексика, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, арготизмы.

Теоретические вопросы:

1. По каким показателям классифицируется лексика? Ответ продемонстрируйте схематически.

2. Перечислите показатели заимствованных слов. Раздельно укажите показатели старославянизмов.

3. Охарактеризуйте устаревшие слова и новые слова. Как они различаются?

4. Поведайте о терминах.

Практическая часть:

1. Разграничьте общеупотребительную, книжную и разговорную лексику: слово, беготня, радостный, лозунг, экономика, кладовка, строить, глашатай, нарасхват, работа, функция, вертлявый, газета, отечество, стезя, город, перекусить, приверженец, идти, рассказ, социальный, работяга, электричка, догадка, почва, школа, зубрежка, жизнь, легкий, джунгли, неувязка, будущий, большой, огорошить, попросту, зиждиться, река, учить, модничать, болельщик, гуманизм, радио, хлеб, тут, прогресс, завод, далеко, воплотиться.

2. а) Выясните по словарю значение малоизвестных вам архаизмов: выя, брадобрей, водомет, вояж, толмач, уста, мемория, челядин, одр, солнечник, иноземец, глаголати, зело.

б) Разграничьте архаизмы и историзмы:

Лепота (красота), кольчуга, гридин (дружинник князя), десница (правая рука), яство, перст, стогна (площадь), ловитва (охота), вотчина, посад, зелье, стрелец, летник (вид женской одежды), чадо, сажень, крамола, людская, врачевание, недоимка, ямщик, чело, ларец, бричка, аршин, богадельня, конка, шкраб.

3. Распределите эти слова на четыре группы: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы:

Державка (приспособление чтобы носить кувшин), зависнуть (о компьютере), баской (прекрасный), сидюк (CD-ROM), крали (бусы), звуковуха (звуковая плата), пахать (подметать), винт (винчестер), фонема, капуста (деньги), отпринтовать (сделать копию на принтере), косинус, отксерить (сделать копию на ксероксе), интеграл, водни (оводы), морфема, бардадын (лентяй), диалектизм, грузить (быть обузой ненужной информацией), клеиться (заботиться), салага (юный неопытный моряк), подвал (нижняя часть газетной страницы), кочет (петух), майдан (площадь), рогач (приспособление чтобы добывать посуду из печки), идеализм, ляп (опечатка), шнурки (родители), наезжать (обижать), интерференция, глючить (трудиться с неполадками), отвалить (перестать трогать), баксы, безурить (шалить, баловаться), большак, аппликатура, клево, драчены (картофельные блины), анабиоз, панева (женская одежда), брательник, банан (оценка «2»).

4. Распределите эти слова на четыре группы: 1) стилистически нейтральные, 2) слова с высокой, книжной стилистической окраской, 3) слова с разговорной стилистической окраской, 4) просторечные слова:

Взирать, посмотреть, взвесить, циркули, совремённый, поглубже, сыплет, ложит, щиплет, взметнуть, рожа, очи, покласть, догнать, моргалы, смешить, зиждиться, вовне, гордыня, дуралей, хихикать, зариться, кушать, отринуть, вперить взор, слямзить, дерзать, двигать, скукожиться, veto, владыка, визг, влипнуть, гласить, забияка, весна, жратва, кажись, именовать, мельтешить, златоуст, заваруха, слазить, лелеять, извергнуть, капризуля, видеться, забегаловка, макака, мало-мальски, компетенция, ляпать, минорный, наказывать, гарнир.

5. Выполните упражнения 10, 11, 12 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 6-7).

6. Выполните лексический анализ трех слов на ваш выбор (контекст (предложение с этим словом) приведите).

Замысел лексического анализа слова

При исполнении применять соответствующие словари!!!

1. Тип значения слова с позиций однозначности – многозначности (прямое – переносное, указать тип переноса);

2. Вероятные омонимы к слову (указать тип).

3. Вероятные синонимы к слову (указать тип).

4. Вероятные антонимы к слову (указать тип).

5. Стилистическая черта слова.

6. Происхождение слова (из какого именно языка заимствовано, русское, старый корень, лично-авторское).

7. Принадлежность слова к активному либо пассивному запасу.

8. Участие слова в образовании фразеологизмов (указать тип).

9. Вывод.

Главная литература:

Богачев, Ю. П. Русский язык с базами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 43-61.

Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1979. – С. 212-217.

Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М., 2001. – С. 133-151.

Дополнительная литература:

Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М., 1987. – С. 29-62.

Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 1. орфоэпия и Фонетика. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 273-341.

Практические задания для студентов

фонетический разбор слов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: