Понимание и запоминание

Мы говорим время от времени «механическая память», «логическая (либо смысловая) память». Механическим в большинстве случаев именуют такое запоминание, которое осуществляется без понимания заучиваемого материала. Мы «вызубриваем» что-то, не пробуя вникнуть в суть. Связи между разными частями материала — чисто внешние. Само собой разумеется, в то время, когда необходимо запомнить номер телефона либо фамилию человека, механическое запоминание, заучивание методом несложных повторений, — пожалуй, лучший путь. Но мы пользуемся «механической памятью» и при запоминании осмысленного материала. Действительно, тут она играется подчиненную роль. Так, при заучивании наизусть мы осуществляем по большей части смысловое запоминание. А на долю механического запоминания остается правильная последовательность слов.

Но как довольно часто, к сожалению, приходится видеться с тем, что приемы механического запоминания используются к такому материалу, что требует смыслового заучивания. Время от времени не в силах (а значительно чаще не хотя) разобраться в материале, мы «зубрим» его. Зубрежка совсем тщетна, она ничего не дает человеку. То, что он выучил, никак не связывается с его умениями и знаниями и лежит в памяти мертвым грузом, пока не забудется. А забывается выученное скоро, значительно стремительнее, чем осмысленный материал. Об этом говорят испытания. Тщетные слоги забываются на 50% через 8 часов по окончании механического заучивания, а 50% слов, каковые запоминаются осмысленно, забываются только через 100 дней!

Понимание и запоминание

Полезно составлять конспект заучиваемого материала. Для этого нужно выделить в материале главные части, расположить их в определенном порядке, установить связи между ними. Таковой конспект может потом превратиться в маленький замысел.

Как же протекает осмысленное запоминание? Какие конкретно приемы тут направляться использовать? Эти вопросы имеют большое практическое значение. И психологи постоянно уделяли им довольно много внимания.

Они уже давно нашли, что смысловая группировка материала оказывает помощь запоминанию. Смысловая группировка материала — это выделение в материале смысловых частей, установление связей между ними, осмысление переходов от одной части к второй.

Время от времени смысловая группировка материала не редкость неосознанной, время от времени — делается особенной задачей, на которой мы сосредоточиваем внимание. В случае, если структура текста несложная и переходы от одной темы к второй в нем светло выражены, разбивка текста на части происходит как бы сама собой. Но вот мы сталкиваемся с текстом более сложным, структура, размещение его частей, логические переходы — все это не в полной мере светло. Дабы верно расчленить текст, мы должны совершить особую работу. Время от времени нам приходится создавать кроме того перестройку текста, которая не соответствует размещению материала в данном нам тексте.

Бессчётные испытания продемонстрировали кроме этого, что запоминание протекает более удачно, в случае, если мы, делая особую работу по смысловой группировке материала, пробуем вместе с тем в краткой форме указать главное содержание каждой части. Значительно чаще это легко заголовки частей текста. Но это смогут быть краткие тезисы, какие-то обрывки мыслей, кроме того отдельные слова, имена, заглавия. Мы как бы «сжимаем» содержание части, высказываем его в «свернутой» форме. Мы приобретаем то, что именуют в психологии смысловыми опорными пунктами. Вправду, опираясь на тезис, слово, заглавие, мы развертываем содержание соответствующей части.

Полученный нами замысел снабжает успешность последующего припоминания и запоминания. Более того, в случае, если мы и забываем замысел, то самый факт его составления положительно воздействует на сохранение в памяти того, что мы запоминали.

Неправильно было бы воображать себе дело так, что для каждого случая существует какой-то один, «совершенный» замысел. В опытах различным людям предлагался одинаковый текст. И замыслы у всех были различные. У одних он был более, у других — менее подробный. Темперамент смысловых опорных пунктов также был разным. на данный момент мы приведем текст, употреблявшийся в опытах по изучению смыслового запоминания, и замыслы, каковые были составлены различными испытуемыми.

«Волк похож на громадную собаку. Туловище у него дистрофичное, ноги узкие, хвост опущен вниз и покрыт долгими волосами. Морда у волка вытянутая, заостренная. Лоб широкий и сильно опускается вниз. Глаза у волка расположены косо, уши постоянно стоят. Шерсть густая, долгая, твёрдая, в большинстве случаев серо-желтого с примесью тёмного цвета. Протяженность тела волка — полтора метра. Живут волки в густых лесах, в оврагах, время от времени и в степях. В то время, когда у волка нет мелких волчат, он редко живет в одном месте. Весной и летом волки живут одиночками либо парами. В осеннюю пору они живут целой семьей, а зимний период планируют время от времени в громадные своры. Зимний период при глубоком снеге волки одной своры идут гуськом, приятель за втором. Любой из них вступает в те следы, каковые сделаны передним волком. Исходя из этого кроме того умелому охотнику время от времени тяжело определить, сколько их прошло. Волк — хищное животное. Он нападает на больших домашних животных и на некоторых диких. Питается он и мелкими животными, ест кроме того насекомых. Летом он приносит меньше вреда, чем зимний период, в силу того, что находит довольно много пищи в лесу: ловит лисиц, ежей, мышей, ящериц, ужей, лягушек, ест кроме того кое-какие растения. Исходя из этого он летом реже нападает на домашний скот. В начале же зимы он все ближе подходит к сёлам, пробирается время от времени в самую деревню, забегает в хлев и загрызает животных. Для борьбы с волками у нас организуются команды охотников. Они устраивают облавы на волков, ставят ловушки, капканы, разбрасывают отравленное мясо в тех местах, где смогут быть волки. Пойманных волков убивают».

Разные испытуемые разбивали данный текст по-различному. Вот два крайних случая. Замысел весьма краткий: 1) Черта волка. 2) Борьба с волками. Замысел: через чур детализированный 1) Наружность волка. 2) Цвет шерсти. 3) Протяженность тела. 4) Место пребывания. 5) Как живет весной и летом. 6) Как живет в осеннюю пору. 7) Как живет зимний период. 8) Пища волка — дикие животные и домашние, время от времени насекомые. 9) Летом волк меньше нападает на домашний скот, находит пищу в лесу. 10) Зимний период пробирается в хлев и загрызает животных. 11) Меры борьбы с волками.

Эти опытов говорят о том, что как через чур краткие замыслы, так и через чур детализированные мало действенны. оптимальнее выделять в материале части, средние по количеству. Вот замысел, что в основном отвечает такому требованию: 1) Неспециализированный вид волка. 2) Его характерные показатели. 3) Темперамент местности, где живут волки. 4) Образ судьбы одиночек. 5) Передвижение сворами. 6) Пища волка. 7) Волк — вредитель сельского хозяйства. 8) Способы борьбы с волками.

В этом замысле в качестве смысловых опорных пунктов выступают достаточно развернутые формулировки-заглавия.

Отметим, что это вовсе не единственная и не необходимая форма смысловых опорных пунктов. В качестве их в данных опытах испытуемые применяли, к примеру, такие фразы, как: «Волк похож на собаку»; «Волк редко живет в одном месте»; «Волк летом приносит меньше вреда». И одна такая фраза «тянула» за собой громадный материал. Так, фраза «Волк похож на собаку» была «носительницей» смысла всей той части рассказа, где говорилось о внешнем виде волка.

Таковы, в самом неспециализированном виде, приемы смыслового запоминания. Ими любой из вас может воспользоваться.

В некоторых случаях (при запоминании ответа задач, доказательств теорем) принципиально важно понять принцип построения материала.

Осознав принцип организации самого сложного материала, мы можем легко запомнить его.

какое количество сил необходимо израсходовать на запоминание 27 цифр:

124816326412825651210242048!

Но в случае, если мы поймём принцип построения этого последовательности (это последовательный последовательность степеней числа 2— от 2° до 211), отечественная задача очень сильно облегчается. Мы замещаем приведенный выше последовательность цифр следующим рядом чисел, принцип построения которого нам уже известен:

1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024 2048.

Lando работа мозга при скорочтении и быстром запоминании. Понимание и запоминание прочитанного


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: