Полезные и важные выводы относительно молитвы за

Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !)

Польза первая :

Возможно подметить, что в большинстве из вышеприведённых молитв за

Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) Ибрахим не упоминается раздельно от собственного семейства, потому что в них говорится: “…как благословил Ты семейство Ибрахима”. Обстоятельство этого содержится в том, что в соответствии с нормам арабского языка семейство (семья, род) какого-либо человека включает в себя как его самого, так и находящихся на его попечении, о чём, к примеру, свидетельствуют следующие слова Всевышнего : ?? ???? ????? ??? ?????? ??? ??????? ??? ????? ??? ????????

“Воистину, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами” (Сура »Семейство Имрана», аят 33) , и : ??? ?? ??? ??????? ????

“… и лишь семью Лута (Лота) Мы Мы спасли на заре”(Сура »Месяц», аят 34) ; схожим по смыслу есть следующее высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) : “О Аллах, благослови семью Абу Ауфы !”. Выражение “Ахль аль-Байт” (досл. “Люди Дома”) кроме этого относится к данной категории, к примеру : ???? ???? ??????? ????? ??? ?????

“Его благословения и Милосердие Аллаха да пребудут над вами, людьми дома этого”(Сура »Худ», аят 73). Так, »семейство Ибрахима» включает в себя и самого Ибрахима.

Шейх-уль-Ислам (Ибн Таймиййа) сообщил :

«Исходя из этого в большинстве предположений (хадисов) передаётся »…как благословил Ты семейство Ибрахима» и »…как ниспослал ты благословения семейству Ибрахима», а в некоторых их них упоминается лишь »Ибрахим». Так дело обстоит по причине того, что он есть обстоятельством ниспосылания благословений и всех молитв, а остальные члены его семейства, очевидно, кроме этого приобретают это. Чтобы указать на два этих события, и были использованы обе формулировки раздельно друг от друга».

Зная об этом, учёные задаются широко известным вопросом о сущности сравнения, содержащегося в его словах »…как благословил Ты…», потому что подлинным есть тот факт, что пример для сравнения превосходит того, кого сравнивают. В данном же случае имеет место обратное, потому, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует !) превосходит Ибрахима, и его более большой статус тем самым диктует то, что благословения, о которых молят Аллаха, весомее любых ниспосланных благословений либо тех, каковые ещё лишь будут ниспосланы кому-либо иному (кроме Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует !)). Учёные давали различные ответы на данный вопрос, любой из которых приводится в «Фатх аль-Бари» и «Джаля’ аль-Ифхам». Все они сводятся к десяти взорам – кое-какие из них не сильный, чем другие – за исключением одного-единственного, отлично обоснованного, принятого Шейх-уль-Исламом (Ибн Таймиййей) и (его учеником) Ибн аль-Каййимом. Данный взор пребывает в следующем: «Воистину, семейство Ибрахима включает в себя многих пророков, а в семействе Мухаммада нет никого (, не считая самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !)), кто был бы подобен им (по статусу). Исходя из этого при обращении к Аллаху с молитвами ниспослать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и его семейству те же благословения, каковые были дарованы его семейству и Ибрахиму, включающему в себя и пророков, члены семьи Мухаммада приобретают из них (т.е. благословений) то, что им надеется. А потому, что для участников семьи Мухаммада недостижим статус пророков, дополнительные благословения и блага, дарованные пророкам, включая самого Ибрахима, достаются Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует !). Тем самым он обретает выдающееся положение, которого все остальные не в состоянии достигнуть».

Ибн аль-Каййим сообщил :

«Это самый отличный из всех прошлых взоров, что пребывает в следующем: Мухаммад – один из участников семейства Ибрахима, по сути, он – наилучший из семейства Ибрахима, как передал ‘Али ибн Тальха от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими!) довольно высказываниия Всевывшнего : ?? ???? ????? ??? ?????? ??? ??????? ??? ????? ??? ????????

«Воистину, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами» (Сура »Семейство Имрана», аят 33); Ибн ‘Аббас сообщил : «Мухаммад – из семейства Ибрахима». Основанием для этого помогает тот факт, что в случае, если другие пророки, являющиеся потомками Ибрахима, включены в его семейство, так уж к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует !) это относится первым делом. Так, отечественные слова »…как благословил Ты семейство Ибрахима» включают в себя как благословения, ниспосылаемые ему, так и остальным пророкам, являющимся потомками Ибрахима. После этого Всевышний Аллах приказал нам молить о ниспослании благословений конкретно его семейству и Мухаммаду, кроме этого как мы просим благословить его вместе с остальными участниками семейства Ибрахима в целом, а он (да благословит его Аллах и приветствует !) относится к их числу. Исходя из этого все члены семейства Пророка приобретают собственную долю от того, что им надеется, а всё другое достаётся ему (да благословит его Аллах и приветствует !). без сомнений, что молитва, предназначенная для семейства Ибрахима, а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует !) входит в число (представителей этого семейства), идеальнее той молитвы, которая доставалась бы им, если бы из неё был исключен Пророк (да благословит его Аллах и приветствует !). Исходя из этого обращение за него (да благословит его Аллах и приветствует !) к Аллаху с молитвами есть великим делом, которое заключает в себе б?льшее благо, чем если бы верующие обращались с молитвами лишь за Ибрахима. Так, делается ясна польза сравнения и подобного уподобления её со своим примером. Исходя из этого молитвы, с которыми обращаются за него (да благословит его Аллах и приветствует !), применяя конкретно эти слова, превосходят каждые иные (молитвы), потому, что (верующие) просят, дабы эта мольба содержала в себе столько же, сколько содержит в себе сам пример для сравнения, и дабы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) взял большую часть (из этого): из аналогичного сравнения направляться, что испрашиваемое (верующими) в мольбах за него (да благословит его Аллах и приветствует !) превышает дарованное (Аллахом) остальным и Ибрахиму (участникам его семейства). А ведь к этому еще прибавляется и та часть от примера для сравнения, которая достается лишь ему (да благословит его Аллах и приветствует !), а не вторым. Так, знатность и превосходство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует !) если сравнивать с Ибрахимом и каждым из представителей его семейства, включающим в себя многих пророков, очевидны, соответствуя тому, чего он (да благословит его Аллах и приветствует !) заслуживает. Эта молитва о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует !) именно и говорит о его (да благословит его Аллах и приветствует !) превосходстве и о том, что по праву в собственности ему (да благословит его Аллах и приветствует !). Так пускай Аллах благословит его и его семейство, приветствует их многочиленными приветствиями мира и дарует ему больше награды благодаря мольбам отечественной общины (уммы), чем кому-либо второму из Собственных пророков. О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, воистину, Ты – Хороший Хвалы, Славный! И ниспошли благословения семейству и Мухаммаду Мухаммада, как ниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, воистину, Ты–Хороший Хвалы, Славный !» (Финиш цитаты Ибн аль-Каййима).

Польза вторая:

Глубокоуважаемый читатель увидит, что эта часть молитвы во всех собственных формулировках везде содержит слова о ниспослании благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), его женам, потомству и ему самому. Исходя из этого произнесение в данной молитве только единственной фразы »О Аллах, благослови Мухаммада!» не есть Сунной и не соответствует велению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !). Напротив, нужно произносить все слова, содержащиеся в одной из этих молитв, потому, что так поступал он сам (да благословит его Аллах и приветствует !), будь то в первом либо последнем ташаххуде. Об этом пишет Имам аш-Шафи’и в собственной книге »Аль-Умм» (1/102): « Формулировка первого и второго ташаххуда едина, без различий; под »ташаххудом» я подразумеваю слова свидетельства (шахада) и молитвы о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует !); одно из них не будет достаточным без другого».

В действительности, одно из самые удивительных явлений, которое породило отечественное время с царящей в нем интеллектуальной анархией, пребывает в том, что кое-какие люди, среди которых и преподаватель (устаз) Мухаммад Ис’аф ан-Нашашиби, в собственной книге »Аль-Ислам ас-Сахих» (»Подлинный Ислам») выступают с отрицанием правомочности ниспосылания благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) при обращении за него с молитвами , кроме того не обращая внимания на то, что это точно установлено в »Сахихах» аль-Бухари, Муслима и других сборниках хадисов со слов последовательности сподвижников, как, к примеру, Ка’ба ибн Уджры, Абу Хумайда ас-Са’ди, Абу Са’ида аль-Худри, Абу Мас’уда аль-Ансари, Абу Хурайры и Тальхи ибн ‘Убайдуллаха ! В хадисах, каковые от них передаются, указано, что они задали вопрос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !): «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя ? », — и в ответ он научил их выполнять эти молитвы так, как было упомянуто ранее. Довод, использованный ан-Нашашиби (для подкрепления собственного мнения) довольно данного отрицания пребывает в том, что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наровне с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует !) в следующих Собственных Словах : ????? ???? ??????? ???????

«…благословляйте его и приветствуйте миром (довольно часто)!»

(Сура »Сонмы», аят 56), потому что тут упомянут лишь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует !).

Потом в собственном опровержении он зашел еще дальше, говоря, что сподвижники задали ему (да благословит его Аллах и приветствует !) данный вопрос по причине того, что значение слова »салят» им было известно как »мольба» (ду’а), исходя из этого то они и задали вопрос : «Как мы можем обращаться с молитвами за тебя ?» !

Подобного рода рассуждения являются очевидный обман, потому, что их вопрос состоял не в том, дабы он разъяснил им значение слова »салят» за него, потому что тогда он (т.е. ан-Нашашиби) имел бы основания так рассуждать, а в том, как направляться выполнять »салят» за него, на что светло указано в тексте хадисов, каковые были приведены ранее. Тем самым всё поднимается на собственные места, потому что они задали вопрос его о методе совершения этого (действия) в соответствии с Шариату, потому, что у них не было возможности определить об этом откуда-не сильный ещё, не считая как обратившись к стезе Всезнающего и Всемудрого Законодателя. Совершенно верно так же они имели возможность задать вопрос его и о методе совершения салята (намаза), что был вменён в обязанность, к примеру, через слова Всевышнего, ??????? ?????? «…и совершайте Салят(намаз)…»[602]; потому что то, что им было известно о буквальном значении слова »Салят», не имело возможности удержать их от потребности задавать вопросы относительно способа его совершения в соответствии с Шариату, а ведь это полностью светло.

Что касается упомянутого выше довода ан-Нашашиби, на что он ссылается[603], то он беспочвен, потому, что мусульманам хорошо как мы знаем, что именно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует !) и есть тем человеком, что разъясняет Слова Господа миров, как (о том) говорит Всевышний: ??????? ???? ????? ????? ????? ?? ????? ?????

«И ниспослали Мы тебе Поминание, чтобы разъяснил ты людям, чтo им ниспослано»(Сура »Пчёлы», аят 44). Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует !) разъяснил как направляться обращаться за него с молитвами к Аллаху, и в них включено упоминание его семейства, исходя из этого есть необходимым принять это от него, повинуясь словам Аллаха:

??? ????? ?????? ?????

«Так берите то, что дал вам Посланник» (Сура »Собрание», аят 7), и руководствуясь следующим отлично известным и точным хадисом : «Воистину, мне были дарованы Коран и что-то подобное ему»[604].

О если бы мне знать, что сообщили бы ан-Нашашиби и одураченные его напыщенными словами люди, если бы кто-нибудь по большому счету начал отвергать произнесение ташаххуда в намазе или высказываться за то, дабы дамы, у которых месячные, совершали намаз и выполняли пост, доказывая это только тем, что Всевышний Аллах не упомянул в Коране о произнесении ташаххуда – так как Он упомянул лишь о стоянии, поясных и земных поклонах – и что Всевышний кроме этого не высвободил в Коране дам, у которых месячные, от поста и намаза!!! И что ?! Тогда такие дамы должны молиться и поститься?! Так согласны ли они с (аргументами) ан-Нашашиби либо нет? В случае, если их ответ (на этот вопрос) утвердительный, а мы сохраняем надежду, что они так не ответят, то тогда они впали в глубокое заблуждение, тем самым, отделив себя от главной массы мусульман; в случае, если же их ответ отрицательный, то тогда они правы, согласившись с нами, и при таких условиях их аргументы в опровержении этих доводов будут совершенно верно такими же, как и отечественные , использованные против исходного довода ан-Нашашиби, а эти аргументы мы разъяснили со всей ясностью.

Исходя из этого я призываю мусульман остерегаться от попыток осознать Коран, не прибегая (наряду с этим) к Сунне, потому, что вам это ни при каких обстоятельствах не удастся, будь вы самим Сибавайхом[605] отечественной эры (т.е. величайшим специалистом в области арабского языка – прим. переводчика). Наглядный пример именно перед вами, потому что в наши дни данный самый ан-Нашашиби есть одним из ведущих учёных в области арабского языка; вы же сами заметили, как он впал в заблуждение, обманувшись собственными знаниями языка, и не обратившись к помощи Сунны в понимании Корана; по сути, как вам известно, он отверг эту помощь. На данный счёт существует кроме этого множество вторых примеров, но, ввиду того, что их перечисление займёт тут через чур много места, мы ограничимся только приведённым выше, считая его достаточным, а Аллах дарует всякую возможность.

Польза третья:

Читатель кроме этого увидит, что ни в одной из этих молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) не употреблено слово, высказывающее господство (ас-сийада). Ученые-богословы из поздних поколений разошлись во мнениях относительно правомерности включения этого слова (т.е. слова »саййид» – прим. переводчика) в »молитву Ибрахима»[606]. Ввиду ограниченности места мы не будем вдаваться в подробности и не начнём упоминать тех, кто отвергал правомерность (включения) этого (слова), руководствуясь указанием наилучшего преподавателя данной уммы (общины) – Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), что по окончании заданного ему вопроса о том , как направляться обращаться за него с молитвами к Аллаху, приказал: «Рассказываете: »О Аллах благослови Мухаммада…»(и потом до конца мольбы)». Однако здесь я желаю привести глубокоуважаемому читателю мнение хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, высказавшегося по этому вопросу, учитывая его статус как одного из авторитетнейших учёных-богословов шафиитского мазхаба как в области хадисов, так и в области фикха (исламского права), потому, что противоречивые взоры довольно этого учения добропорядочного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) именно больше всего распространились среди учёных-шафиитов из поздних поколений мусульман!

Наибольший знаток хадисов (аль-хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (790-835 г.г.х.), да будет милостив к нему Аллах, соратник Ибн Хаджара, написал следующее, я цитирую по его рукописи [607]:

«Ему (т.е. Ибн Хаджару), да продлит Аллах его жизнь, задали следующие вопросы об изюминках обращения с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), будь то на протяжении намаза либо нет, при необходимых событиях либо желательных : »есть ли одним из её условий , дабы к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует !) относили (атрибут) сийада (господство), как, к примеру, в выражениях »О Аллах, благослови отечественного господина (»саййидина») Мухаммада …» либо »господина творений» либо »господина потомков Адама» и т.п. ? Или же направляться ограничиться выражением »О Аллах, благослови Мухаммада…»? Какой из этих двух подходов представляется наилучшим : включать слово »саййид» (господин), исходя из того, что оно есть установленным атрибутом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) , либо же не включать это слово, исходя из того, что оно отсутствует в преданиях?»

Он (Ибн Хаджар), да будет милостив к нему Аллах, ответил:

»Да (, очевидно), оптимальнее направляться тем словам, каковые передаются в хадисах. Запрещено рассуждать следующим образом : »Быть может, сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует !) не произносил это из скромности, поскольку он (да благословит его Аллах и приветствует !) не сказал при упоминании собственного имени – да благословит его Аллах и приветствует (салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям), не смотря на то, что его умме подобным образом поступать рекомендуется» , – потому что мы говорим, что если бы так было лучше (т.е. включать в мольбы слово »саййид» – прим. переводчика), то об этом передавалось бы от сподвижников, а после этого от их последователей, но, ни в одном сообщении от сподвижника либо последователя нам для того чтобы не виделось. А ведь это не обращая внимания на то, что от них передаётся довольно много хадисов и сообщений[608]. Имам аш-Шафи’и, да возвысит Аллах его положение, один из самые выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), в предисловии к собственной книге, являющейся главным трудом (по фикху) для последователей его мазхаба, пишет : »О Аллах, благослови Мухаммада…» и потом впредь до окончательных слов, продиктованных его умозаключениями (, содержащимися в данной книге): »…всегда, в то время, когда поминающие поминают его, и всегда, в то время, когда забывчивые забывают его помянуть»; похоже, что это умозаключение он вывел из точного хадиса, в котором находятся (следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) ): »Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений…»». Об этом передается в точном хадисе от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует !), где говорится, что в один раз, заметив, как мать правоверных (Джувайриййя бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, — прим. переводчика) прославляла (Аллаха) в течение продолжительного времени, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует !) сообщил ей : «В случае, если сравнить по весу то, что сообщил я, со всем сообщённым тобой В первую очередь дня, (мои слова) непременно перевесели бы !» , упомянув потом приведенные выше слова. Он (да благословит его Аллах и приветствует !) обожал обращаться к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади ‘Ийад выделил особую главу в собственной книге «Аш-Шифа’» («Книга об исцелении»), посвящённую молитвам за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), где он привёл предания в форме «марфу’» от последователей и ряда сподвижников: ни в одном из них не упоминается слово »саййидина» (отечественный господин). Среди них :

а) Хадис, переданный от ‘Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), говоря: «О Аллах, Распростёрший равнины и Сотворивший вершины, благослови наилучшим образом и ниспошли Собственные самые обильные благословения и каждые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Посланнику и Твоему рабу, открывающему то, что закрыто !».

б) Кроме этого передаётся, что ‘Али сказал : «Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (к Нему) Ангелы, Пророки, Наиправдивейшие (рабы Аллаха), Мученики (за веру), Праведники и все, кто прославляют Тебя, о Господь миров,–Мухаммада, сына Абдуллаха, Печать Пророков, Имама богобоязненных …» и потом до конца хадиса.

в) Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда передаётся, что он сказал : «О Аллах, благослови и ниспошли Своё милосердие и Свои благословения Мухаммаду, Посланнику и Твоему рабу, имаму добродетели, посланнику милосердия…» и потом до конца хадиса.

г) От аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он сказал : «Любому, кто желает испить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма[609] (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафы), направляться сказать : «О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его зятей, его ассистентов (ансаров), его последователей и всех, кто возлюбил его».

Конкретно так он (т.е. кади ‘Ийад) писал в собственной книге «Аш-Шифа’» относительно того, как обращались с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) его их последователи и сподвижники, упомянув в ней, кроме этого, и другие вещи.

Да, в одном из хадисов от Ибн Мас’уда, что приводит Ибн Маджа, вправду передаётся, что обращаясь к Аллаху с молитвами за Пророка он (якобы) сказал : «О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, благодать и милосердие господину (»саййид») Посланников…» и без того потом до конца хадиса, но цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса есть не сильный, исходя из этого хадису от ‘Али отдаётся большее предпочтение, потому что ат-Табарани приводит его через приемлимую цепочку передатчиков. Данный хадис содержит в себе тяжёлые (для понимания) слова, каковые я выделил и разъяснил в книге «Фадль ан-набийй, салла-Ллаху алейхи ва саллям» (»Преимущества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !»), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом. Кое-какие из шафи’итов заявили, что если бы какой-нибудь человек разрешил клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) , то (для исполнения данной клятвы), наилучшее, что ему следовало бы сообщить, это: »О Аллах, благослови Мухаммада всегда, в то время, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!» А ан-Навави сообщил : »самоё соответствующее тому, что следовало бы с решимостью сообщить, это (слова): «О Аллах благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима…» и потом до конца.

Кое-какие ученые из поздних поколений (мусульман) ответили на данный (вопрос), сообщив, что ни в одном из упомянутых выше двух способов не содержится каких-либо доказательств того, что из них есть наилучшим в том, что касается текста (накль), но в том, что касается значения, разумеется превосходство первого метода (, где не упоминается слово »саййид»).

Данный вопрос отлично известен в книгах по фикху, и у всех учёных-правоведов без исключения, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не видится слово »саййид» (господин). Если бы потребление данного слова было нужно, то это не ускользнуло бы из внимания сходу всех учёных-правоведов , и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании (иттиба’) тому, что (точно) передаётся (в сообщениях и хадисах) , а Аллаху это ведомо лучше !» (Финиш цитаты Ибн Хаджара).

Точку зрения Ибн Хаджара о неприемлимости именовать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) словом »саййид» (господин) при обращении за него с молитвами к Аллаху, а обращаться за него с молитвами велено в Коране, кроме этого разделяют учёные-богословы ханифитского мазхаба. Конкретно этого взора нужно придерживаться, потому что он есть самоё истинным проявлением любви к нему (да благословит его Аллах и приветствует !) :

?? ?? ???? ????? ???? ???????? ?????? ????

«Сообщи(о Мухаммад !): »В случае, если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас …»» (Сура »Семейство Имрана», аят 31).

Руководствуясь этим (повелением), Имам ан-Навави сообщил в книге «Равдат ат-Талибин» (1/265) : «Самой идеальной молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !) есть (следующая): »О Аллах, благослови Мухаммада…», – и потом он привёл те же слова, каковые находятся в форме молитвы под № 3, а ведь в ней не упоминается (атрибут) господства (сийада)!

Польза четвертая:

Нужно знать, что формы молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) под № 1 и № 4 содержат в себе те слова, которым научил собственных сподвижников сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует !) по окончании того, как они задали вопрос его, как им направляться обращаться за него с молитвами к Аллаху; исходя из этого эти формы мольбы приводятся в качестве свидетельства того, что они являются наилучшими методами вознесения молитв за него, потому что он выбирал для сподвижников и для себя только то, в чём содержится громаднейшее благо и польза. Имам ан-Навави, как было упомянуто ранее, поддержал в собственной книге »Равдат ат-Талибин» (то мнение,) что если бы какому-нибудь человеку было нужно принести клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), которая лишь вероятна, её не удалось бы выполнить как-то в противном случае, не считая как применяв эти слова.

Ас-Субки кроме этого привёл другую обстоятельство : любой, кто обращается к Аллаху со словами благословения, содержащимися в этих мольбах, возможно абсолютно уверен, что он вознёс молитву за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !); тот же, кто применяет другие слова, испытывает сомнения : вознёс ли он молитву так, как это предписано, либо нет ? Подобным образом дело обстоит по причине того, что они задали вопрос : «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя ? », а он ответил : «Рассказываете …», тем самым, выяснив для них, что при вознесении за него молитв, им направляться сказать то-то и то-то.

Об этом упомянул аль-Хайсами в «Ад-Дарр аль-Мандуд» (каф 25/2), после этого, сообщив (каф 27/1), что поставленная цель достигается при вознесении любой молитвы, слова которой передаются в точных хадисах.

Польза пятая:

Нужно знать, что нет никаких оснований объединять все формы приведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в одну-единственную форму; тот же принцип действует в отношении разных форм ташаххуда, ранееупомянутых. По сути, это было бы равносильно религиозному новшеству; Сунной же есть произнесение каждой их этих форм мольбы в различное время, как разъяснил Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа при рассмотрении вопроса о такбирах, относящихся к Двум Исламским Праздникам (»Маджму’ аль-Фатава» 69/253/1).

Польза шестая:

Учёный-богослов Сиддик Хасан Хан, приведя в собственной книге «Нузуль аль-Абрар би-ль-‘Ильм аль-Ма’сур мин аль-‘Преисподняя’ийа ва-ль-Азкар» бессчётные хадисы о преимуществах обращения к Аллаху с нередкими мольбами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует !), пишет следующее (стр. 161) :

«без сомнений, что знатоки хадисов и те, кто занимается передачей Пречистой Сунны, опережают остальных мусульман в том, что касается обращения за него (да благословит его Аллах и приветствует !) к Аллаху с молитвами, потому что это есть одной из их обязанностей ввиду того, что избрав для себя эту добропорядочную стезю знания, они возносят за него мольбы благословения перед каждым хадисом, и, так, их языки всегда поминают его (да благословит его Аллах и приветствует !). Не существует ни одной книги, посвященной Сунне, и ни одного сборника хадисов – «Джами’», «Муснад», «Му’джам», «Джуз’»[610] и др. – дабы в них не находились тысячи хадисов впредь до того, что самый мелкий из них «Аль-Джами’ ас-Сагир» имама ас-Суйути включает в себя десять тысяч хадисов. Сравните с этим и другие сборники хадисов. Так, это и имеется »Спасшаяся несколько» [611]: главная масса знатоков хадисов, каковые в Сутки Воскресения окажутся самый близки среди всех остальных людей к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует !), и которым по всей видимости первым делом будет даровано (Аллахом) его (да благословит его Аллах и приветствует!) заступничество, да станут мои мать и отец выкупом за него ! Эти преимущества, свойственные знатокам хадисов, не сможет превзойти ни один человек, в случае, если лишь он не будет делать ещё больше из того, что совершают они, а это фактически нереально. Исходя из этого я обращаюсь к тебе, о стремящийся к благу и к спасению: тебе направляться или самому стать знатоком хадисов (мухаддисом), или пребывать рядом с ними; не поступай в противном случае…потому что кроме этого ничто не принесло бы тебе бoльшую пользу» (Финиш цитаты Сиддика Хасан Хана).

Я прошу Пресвятого и Всевышнего Аллаха причислить меня к этим знатокам хадисов, ближе всех остальных людей находящихся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует !) ; быть может, эта книга будет тому свидетельством. Да одарит Аллах Собственной Милостью Имама Ахмада, имама Сунны, что продекламировал (следующие строчки) :

Религия Пророка Мухаммада – в хадисах (ахбар),

Наилучшие скакуны для парня – в преданиях (асар);

Не отворачивайся от его знатоков и Хадиса,

Потому что мнение – ночь, а Хадис – это сутки.

Может несведущ юнец в преданиях Управления,

Не смотря на то, что солнце освещает его всем своим блеском !

Вставание для совершения третьего, а после этого четвертого рак‘атов

После этого «он (да благословит его Аллах и приветствует !) поднимался для совершения третьего рак’ата, произнося такбир[612], приказав делать то же самое »человеку, что не хорошо помолился», сообщив : «…и поступай так же в каждом рак’ате», о чём упоминалось ранее.

«В то время, когда он (да благословит его Аллах и приветствует !) поднимался по окончании сидения, то произносил такбир, а после этого поднимался»[613] ; время от времени «он поднимал собственные руки»[614] при произнесении этого такбира.

«В то время, когда он желал встать для совершения четвертого рак‘ата, то произносил: »Аллах Превелик ! (Аллаху акбар)»[615], приказав так же поступать »человеку, что не хорошо помолился», о чём было упомянуто ранее, и время от времени «он поднимал собственные руки»[616] при произнесении этого такбира.

После этого «он выпрямлялся сидя на левой ноге, прямо, пока любая кость не возвращалась на собственное место, а позже поднимался, опираясь (руками) о почву»[617]; и «он сжимал пальцы в кулак[618], опираясь на руки при вставании»[619].

«В обоих этих рак’атах он просматривал суру »Аль-Фатиха»», приказав делать то же самое »человеку, что не хорошо помолился». Совершая полуденный намаз, он время от времени дополнительно просматривал пара аятов (по окончании суры »Аль-Фатиха»), как о том было упомянуто в разделе »Чтение аятов Корана по окончании суры »Аль-Фатиха» в последних двух рак‘атах полуденного намаза».

Произнесение ду‘а -кунут на протяжении совершения пяти намазов по случаю какого-либо бедствия (несчастья)

«В то время, когда он (да благословит его Аллах и приветствует !) желал обратиться к Аллаху с мольбой наказать кого-либо либо желал обратиться к Нему с мольбой за кого-либо, то произносил ду’а-кунут[620] в последнем рак’ате по окончании совершения поясного поклона : по окончании (произнесения) слов : «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху); О Аллах, Господь отечественный и хвала Тебе !» (Аллахумма, Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд)[621] «он вслух обращался к Аллаху с мольбой»[622], «поднимал собственные руки»[623], а «те, кто находились сзади него, говорили : «Амин !»[624].

Как мы знаем, что «он произносил ду‘а-кунут на протяжении совершения всех пяти намазов»[625], не смотря на то, что «он просматривал в них ду‘а-кунут лишь тогда, в то время, когда обращался к Аллаху с мольбой за кого-либо из людей либо против кого-либо из них»[626]. К примеру, он в один раз сообщил : «О Аллах, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, и Саламу бин Хишама, и ‘Аййаша ибн Абу Раби‘у! О Аллах, будь жёсток с племенем мудар и сделай так, дабы голод длился для него столько же, сколько и во времена Йусуфа ! [О Аллах, накажи (многобожников из племён) лихйан, ри’ль, закван и ‘усайй, каковые ослушались Его Посланника и Аллаха !]» [627].

После этого, «завершив ду‘а-кунут, он сказал: »Аллах Превелик ! (Аллаху акбар)» и совершал земной поклон»[628].

Ду‘а -кунут на протяжении совершения намаза »аль-витр»

«Он (да благословит его Аллах и приветствует !) произносил ду‘а-кунут на протяжении совершения (нечётного) рак’ата намаза »аль-витр»»[629] (только) иногда[630], и «он просматривал эту мольбу перед совершением поясного поклона»[631].

Он научил аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах !) произносить следующую мольбу [, в то время, когда он завершит собственное чтение (Корана) в намазе »аль-витр»]:

?????! ????? ???? ????? ?????? ???? ?????? ?????? ???? ?????? ????? ?? ???? ?????? ???? ?? ?? ????? [??]??? ???? ??? ???? ????? [?]??? ?? ??? ?? ?????? [??? ??? ?? ?????] ?????? ???? ??????? ? [?? ???? ??? ??? ????]

Аллахумма, хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, [фа-] инна-кя такды ва ля юкда ‘аляй-кя [ва] инна-ху ля йазыллю ман валяйта [ва ля я’иззу ман ‘адайта][632], табаракта, рабба-на, ва та‘аляйта, [ля манджа мин-кя илля иляй-ка]

«О Аллах, выведи меня на верный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего плохого) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, потому что Ты решаешь, а о Тебе ответов не принимают, и , воистину, не будет унижен тот, кого Ты поддержал [, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать] ! Господь отечественный , Ты – Благословенный и Всевышний ! [Нет спасения от Тебя, не считая обращения к Тебе !]» [633].

Последний ташаххуд

Как Молиться о Себе и о Других? Паисий Святогорец


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: