Подходы к формированию учебной мотивации.

В соответствии с бихевиоризму, у человека при рождении имеется довольно маленькое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, впредь до образования сложнейших репертуаров поведения. В соответствии с закону результата, успешные реакции закрепляются в дальнейшем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций подчиняется закону упражнения”, другими словами закону многократного повторения одних и тех жe реакций в ответ на одинаковые стимулы, в следствии чего эти реакции автоматизируются. Помимо этого, в бихевиоризме сформулировал закон готовности. Данный закон предполагает готовность субъекта к научению. Закон готовности говорит о том, что бихевиоризм учитывает потребностную сферу субъекта научения, но на уровень мотивов не выходит. В концепции бихевиоризма понятие мотивации считается лишним, обреченным на исчезновение из словаря экспериментальной психологии. В поведенческой схеме стимул-реакция раздражитель рассматривается как деятельный источник реакции организма. Исследователи-бихевиористы признали, что реактивность, т.е. свойство животных и человека своеобразным образом реагировать на влияющие на них раздражители, есть фундаментальным свойством живого организма. И это основное свойство вместе с действием стимула считается достаточным условием поведения. Применительно к процессу формирования личности это указывает, что благодаря умелой манипуляции внешними действиями, возможно приобщить ребенка к нужным поведенческим стандартам и параллельно организовать иные знания, умения и навыки. Когнитивные модели мотивации отличаются дифференцированностью и конкретизированностью структурных компонентов. Но эти модели являются эпизодическими — в статике разглядывают отдельные сегменты поведения. Мотивационный процесс понимается как независимый вычислительный процесс, а не как компонент структуры деятельности. В гуманистической психологии мотивация занимает серьёзное место в ходе обучения. Перестройка классической воспитания и практики обучения, как вычисляют гуманистические психологи, обязана идти по следующим взаимосвязанным направлениям: — создание психотерапевтического климата доверия между преподавателя ми и обучающимися; — обеспечение сотрудничества в принятии ответов междувсе ми участниками учебно-воспитательного процесса; — актуализация мотивационных ресурсов учения; — развитие у преподавателей особенных личностных установок, самые адекватных гуманистическому обучению; — помощь преподавателям и учащайся в личностном развитии. Сейчас, характеризующемся постоянными и все более стремительными и масштабными трансформациями, совсем нужно перенести выговор в ходе обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как стимуляцию и активизацию (фасилитацию, по терминологии гуманистических психологов) процессов осмысленного учения. Подход, в котором сочетается познание активного деятельного его среды и субъекта, которая существует в виде опредмеченного значимых отношений и человеческого бытия с другими субъектами, разрабатывается в советской психологии. Таковой под движение именуется деятельностным. Данный подход объединяет в себе хорошие стороны рассмотренных нами зарубежных подходов. В структуре мотивационного компонента деятельности выделено трисоставляющих: Во-первых, наличие у субъекта мотивов, побуждающих значимую деятельность. Во-вторых, выделение субъектом цели формируемого действия, установление целевой иерархии. В-третьих, установление связи между целью формируемого действия и мотивом значимой деятельности. Этот процесс включает в себя анализ субъектом соответствия цели формируемого действия мотивам значимой деятельности, из-за которого цель принимается субъектом, другими словами субъект устанавливает определенный темперамент связи между мотивом и целью — опосредованный либо яркий. Учебная мотивация – личный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Мотив не должен отождествляться со стимулом. Мотив действует как побудитель потому, что свидетельствует наличие необходимости в осуществлении деятельности, а внешнее выступает в качестве побудителя по причине того, что свидетельствует наличие возможности ее осуществления. По Гальперину: — мотивация внешняя (мотив вне этого действия) — внутреняя (познавательная) — спортивная То какие конкретно мотивы участвуют и господствуют в учебной деятельности зависит от многих факторов. Лично-личностные изюминки, тип самого учения. Первый тип учения – отношение к учению соответствует потребности в подкреплении. При втором – ориентация на будущее. При третьем – интерес к самому учению. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель. Обучающегося необходимо вовлечь в процесс. Мотивация не появляется машинально. Побудителем учебной деятельности есть совокупность мотивов, которая включает в себя: познавательные потребности, цели, интересы, рвения, совершенства, мотивационные установки. Эта совокупность мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется динамичностью и устойчивостью. Учебная мотивация определяется рядом факторов: характером образовательной совокупности, организацией педагогического процесса, изюминками обучающегося, личностными изюминками преподавателя, спецификой учебного предмета. Возможно отыскать в памяти про мотив успехи успеха либо мотив избегания неудачи. Мотивы смогут проходить в собственном становлении следующие этапы: актуализации привычных мотивов, постановка на базе этих мотивов новых целей, хорошее подкрепление мотива при реализации этих целей, появление на данной базе новых мотивов, соподчинение различных мотивов и построение их иерархии, появление у последовательности мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.) Фридман выделяет 2 главных пути формирования учебной мотивации. 1. Снизу вверх. Создание таких условий, каковые нужно ведут к формированию нужной мотивации. Преподаватель, опираясь на уже имеющиеся у учеников потребности, организует учебную деятельность так, дабы она вызывала у них хорошие чувства, удовлетворение. В случае, если эти эмоции обучающиеся испытывают достаточно продолжительно, то появляется новая потребность – в самой данной деятельности. 2. Сверху вниз. Усвоение обучающимися предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, совершенств. Меньше интериоризация. Способы убеждения, разъяснения, внушения и тд. Особенную роль тут играется среда. Методики для определения мотивации: свободные задания, прерывание процесса ответа задач, составление вопросов и задач.

Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: