По характеру целей деятельности 1 глава

Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯреактология. Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный способ, и удачно развивавшимся с опорой на объективный способ бихевиоризмом, предпринял в РФ К.Н.Корнилов (1879-1957). Он выступил, в то время, когда в стране утвердился в качестве господствующей идеологии марксизм с его философским кредо – диалектическим материализмом. Применяя идею диалектического единства, Корнилов сохранял надежду преодолеть как Павлова и рефлексологии агрессивную односторонность Бехтерева (она претендовала на единственно приемлемое для материалиста объяснение поведения), так и субъективизм интроспективного направления (фаворитом которого в РФ был Г.И.Челпанов).

Главным элементом психики Корнилов внес предложение вычислять реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция отмечается и измеряется объективно, но за этим внешним перемещением скрыта деятельность сознания. Став директором бывшего челпановского университета, Корнилов внес предложение сотрудникам изучать психологические процессы в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т. д.). Он кроме того переименовал соответствующие лаборатории. Практически же экспериментальная работа свелась к изучению силы и скорости мышечных реакций.

Такой на деле была предложенная Корниловым марксистская реформа психологии. С Корниловым разошлось большая часть психологов. Одни покинули университет, не приняв программу превращения психологии в марксистскую науку. Другие, считая марксистскую методику перспективной для поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным методом.

Психология социального бытия Г.Г.Шпета. Предложенный Корниловым путь развития отечественной психологии лишь на базе марксистской методике был не единственным, разрабатывавшимся в те годы. В это время была предпринята попытка организовать новую психологию, ориентированную на философию и другую как марксистской психологии, так и науке о поведении.

Эта попытка была сделана учеником Челпанова и германского философа Гуссерля (у которого он проходил стажировку в Геттингенском университете) Густавом Густавовичем Шпетом (1879-1937). В первой половине 20-ых годов двадцатого века Шпет стал вице-президентом ГАХНа – Национальной академии художественных наук, возглавив кроме этого и философскую секцию академии, которая определяла ее научные ориентации. Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических обстоятельств, обусловливающих развитие психики человека, а также его речь и мышление, его личные и национальные психологические изюминки, и изучение, неприятности психотерапевтических баз культуры, которая была особенно значима для Шпета.

Г.Г.Шпет еще в Киеве делается учеником Челпанова, принимая активное участие в работе его психотерапевтического семинара. По окончании переезда Челпанова в Москву Шпет по его приглашению кроме этого перебирается в данный город. Благодаря Челпанову Шпет сразу же входит в редакцию издания психологии и Вопросы философии и в Столичное психотерапевтическое общество, в котором он начинает активную работу. Научные дискуссии, каковые велись в Психотерапевтическом обществе, продемонстрировали Шпету, что он не одинок в собственной неудовлетворенности экспериментальной психологией и теорией психологизма, каковые, с позиций Лопатина и других ученых, не могли существовать без философской методологической базы. В совещаниях Столичного психотерапевтического общества, как и в работе редколлегии издания, приняли участие не только психологи и философы, но и историки, лингвисты, искусствоведы. Так, еще в десятые годы у Шпета появляется значения и пример пользы межпредметных связей, каковые позднее станут одной из баз деятельности ГАХНа.

Наиболее значимым достижением академии явилось осуществление того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали многие отечественные ученые – Кавелин, Веселовский, Ковалевский, Ключевский, Грот. Но уникальность позиции ГАХНа проявилась не только в том, что она самый полно выразила стремление и антропологизм к универсализму, характерные для отечественной науки, но и в том, что в базу философских изучений бытия было положено изучение культуры, социального бытия, самый полным и окончательным выражением которого, согласно точки зрения Шпета, есть мастерство. Он считал, что именно в мастерстве соединяются наука и действительность, порванные в ходе познания, и философия мастерства, так, делается философией предельного бытия. В собственных программных докладах в академии Границы научного литературоведения и Мастерство как вид знания Шпет обосновывал, что будущее не только искусства, но и науки (а также философии, психологии, эстетики) – в межкультурном сотрудничестве, на базе которого и будет организовано новое познание, новое науки и качество, и культуры, и жизни.

Творчество Шпета отличало рвение к созданию универсальных научных методологических правил, растолковывающих эти не только гуманитарных, но и естественных наук.

Формирование данной методологии и пребывало в центре исследовательских заинтересованностей ученых ГАХНа. Но во второй половине 20-ых годов XX века ГАХН закрывают, а Шпет, как и многие другие опытные психологи (среди них и Челпанов), остается без работы. В 1935 году его арестовывают и высылают сперва в Енисейск, а позже в Томск, где он был арестован вторично и, расстрелян во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Арестованы были и многие коллеги Шпета по академии. Так, попытка построения еще одной психотерапевтической школы была быстро пресечена.

Совершенно верно так же позднее была пресечена и попытка педологии детской и построения психологии.

Разгром педологии. Осознать, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблеме ее взаимоотношений с педологией, попросту нереально. Появившись в конце XIX века на Западе (см. выше), педология, либо наука о ребенке, в начале XX века распространяется в РФ как широкое педологическое перемещение, взяв большое развитие в годы, конкретно предшествовавшие Октябрьской революции. В русле этого перемещения были работы психологов А.Л.Нечаева, Г.И.Россолимо, И.А.Сикорского, К.И.Поварнина, и педагогов Л.Ф.Лесгафта и Ф.Ф.Эрисмана. По окончании 1917 года педологическая работа в РФ бурно начинается. Возможно заявить, что все изучение психологии детей проводилось под руководством педологии. В первые годы советской власти показались и новые новые и имена неприятности, основной из которых была задача построения новой, марксистской детской психологии. Конкретно в этом видели собственную цель А.Б.Залкинд, Л.П.Блонский, К.Н.Корнилов и др. Начало двадцатых годов связано с зарождением новой школы, формированием новых способов обучения. В данной обстановке и происходит интенсивное развитие педологии, которая ставила сейчас собственной задачей оказать помощь в воспитании нового человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 – начале 1929 года. На съезде была выработана неспециализированная платформа развития отечественной детской психологии. Достаточно сообщить о новом понимании психологического развития, которое было создано М.Я.Басовым и Л.С.Выготским. Появление этих концепций обосновывает, что 20-30-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии, и идеи, показавшиеся в то время, еще в течение продолжительного периода направляли теоретические разработки ученых. Но данный плодотворный период был недолгим. Уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против детской и педологии психологии и связанные с их как настоящими, так и мнимыми неточностями. Критику вызывало не только отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, но и теоретические положения педологии – ее механистичность, часто эклектический подход к переработке психотерапевтических (особенно зарубежных) теорий. Но основной обстоятельством критики являлось то, что цель, поставленная педологией, – формирование активной, творческой личности и личный подход к каждому ребенку – не являлась актуальной в условиях тогдашней социальной действительности. Закончилось формирование тоталитарного страны, пронизанного твёрдой иерархической совокупностью. В стране наступила эра сталинщины. Свобода, ушедшая из судьбы общества, уходила и из судьбы школы, которая вместо взаимоотношений кооперации, сотрудничества между учениками и учителями вводила послушания и иерархические отношения подчинения.

Все это стало причиной появлению известного распоряжения 1936 года О педологических извращениях в совокупности наркомпросов и директивному закрытию педологии. Наряду с этим вместе с настоящими неточностями было выкинуто и все хорошее, что было сделано данной наукой, было прервано развитие психотерапевтических традиций и школ, что есть нужным условием формирования науки.

Распоряжением 1936 года педология практически была запрещена. Она была заявлена антимарксистской, реакционной буржуазной лженаукой. Абсолютно были ликвидированы все учебные факультеты и педологические учреждения. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Распоряжение 1936 года выплеснуло с водой и предмет внимания псевдоученых – ребенка.

В педологической науке было два главных направления – социогенетическое и биогенетическое. Фаворитом первого являлся А.Б.Залкинд (1888-1936), фаворитом второго – П.П.Блонский (1884-1941). Залкинд вместе с Блонским еще в начале 20-х годов был инициатором перестройки психологии на базе марксизма. Будучи одним из фаворитов отечественной педологии, Залкинд пережил вместе с ней все ее падения и взлёты. Пробуя отвести от данной науки обвинения в антинародности и асоциальности, он дал согласие подготовить первый вариант распоряжения ЦК о педологии. Но его рвение ценою многих компромиссов предохранить науку от разгрома не оправдалось. Прочтя распоряжение, которое вышло в июле 1936 года, где педология была заявлена лженаукой, Залкинд умер от инфаркта.

Как уже сообщено, фаворитом биогенетического направления был Павел Петрович Блонский. Он отверг трактовку психологии как науки о душе либо о явлениях сознания, полагая, что ее дешёвым научному способу объектом есть поведение. Наряду с этим Блонский разглядывал поведение под углом зрения его развития, как особенный исторический процесс, зависящий от социальных действий. Особенное значение он придавал практической направленности психологии, разрешающей политику, судье, моралисту действовать эффективно.

Отличие между представителями биогенетического и социогенетического направлений была не только во взорах- на среды и роль наследственности, а и в вопросе о том, как биологические механизмы, лежащие в базе психологического развития, пластичны и эластичны, т.е. как среда может на них влиять. Сам факт действия среды, как и сообщение этих действий с нервной совокупностью, не отрицался ни одним направлением. Но так как гибкости и границы пластичности нервной совокупности понимались по-различному, то и громаднейшие расхождения заключались в оценке воспитания и методов обучения, предлагаемых психологами различных направлений.

Не считая неприятности биологического и социального, Блонский изучил этапы формирования личности детей, причем громадное внимание уделял проблемам одаренности и трудновоспитуемости.

Громаднейшее значение для детской психологии имели работы Блонского, посвященные памяти и мышлению.

13. Развитие русском психологии во время СССР. психология и Марксизм.

Советская психология начинала собственный путь в то время, в то время, когда мировая психотерапевтическая наука, с которой русская психология постоянно находилась в теснейшей связи, сохраняя наряду с этим собственные самобытные черты, вступила в полосу кризиса.

Данный кризис был, по существу методологическим, философским кризисом, что распространился на множество наук – впредь до баз математики. В психологии он принял особенно острые формы, обусловленные изюминками ее предмета, тесно связанного с самыми острыми мировоззренческими вопросами. В психологии, исходя из этого особенно воинствующие и неотёсанные формы принял как идеализм, так и механицизм. Перед советской психологией поднялась задача построения совокупности психологии на новой, марксистско-ленинской, философской базе. Нужно было сохранить, умножая его, все конкретное достаток накопленного психологией фактического материала и перестроить ее исходные теоретические установки: сохранить историческую преемственность в развитии научной мысли, но не ограничиваться, как этого желали приверженцы классической психологии, мелочными коррективами к принципиально порочным идеалистическим и механистическим установкам и в далеком прошлом отжившим традициям, а создать на базе марксистско-ленинской диалектики новые установки и проложить новые пути для разрешения главных теоретических неприятностей психотерапевтической мысли. Ясно, что такая задача не могла быть разрешена сразу же. Для ее разрешения, конечно, потребовалась долгая и напряженная работа – теоретическая и экспериментальная, соединенная с упорной борьбой против пошлого механицизма, с одной стороны, классического идеализма и интроспекционизма, несовместимого с подлинно научным построением психологии, – с другой.

Уже в первые годы по окончании революции, в начале 20-х гг., среди психологов начинается идейная борьба около вопроса о философских базах психотерапевтической науки и осознается необходимость ее перестройки, исходя из марксистской философии. Главные удары критики в данный первый период обращаются против идеалистической психологии. К концу его совсем сходят со сцены представители крайнего спекулятивного метафизического ее крыла (Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). На первые же годы по окончании Великой Октябрьской революции приходится освоение павловского учения об условных рефлексах. В собственных хороших работах этого периода И.П.Павлов формирует физиологию громадных полушарий головного мозга и закладывает, так, базы физиологического анализа психологических процессов. Учение об условных рефлексах делается замечательным средством для объективного изучения психологических явлений.

Но претворение марксистской методике в адекватную ей психотерапевтическую теорию осуществилось не сходу. В советской психотерапевтической литературе сперва находят себе широкое признание правила поведенческой психологии. Поведенческие тенденции в советской психологии в это время имели и известное хорошее значение. Они высказывали прогрессивную в собственной установке на объективность научного знания оппозиционеров против идеалистической психологии сознания. В самая самобытной форме тенденции объективной поведенческой психологии проявляются у В.М.Бехтерева, которого можно считать одним из зачинателей крайней формы поведенчества не только в русской, но и во всемирной науке. Во время СССР В.М.Бехтерев переходит от так называемой объективной психологии, сыгравшей в свое время большую и хорошую роль, к рефлексологии. В отличие от Павлова, что в собственных хороших изучениях об условных рефлексах последовательно остается в рамках физиологии, Бехтерев выдвигает рефлексологию как особенную дисциплину, хорошую как от физиологии (от физиологического изучения рефлексов), так и от психологии и долженствующую заменить эту последнюю. Начинается борьба против психологии как такой. Не определенные идеалистические течения в психологии, а сама психология, потому, что она делает психику предметом изучения, объявляется идеализмом. Рефлексология, которая выступает под видом материалистического учения, каковым она в конечном итоге не была, получает в 20-х гг. большое распространение и известную популярность. Под влиянием ее пошлого воинствующего механицизма начинается вытеснение психологии из преподавания. Опираясь на поддержку господствовавших в те годы методологов, пошлый механистический материализм торжествовал, празднуя пиррову победу. Подобные тенденции нашли после этого выражение в реактологии К.Н.Корнилова.

Провозглашая лозунг построения марксистской психологии, Корнилов пробует реализовать его при помощи синтеза поведенческой психологии с психологией сознания. Но этим он, конечно, только сочетает механицизм первой с идеализмом второй, в это же время как настоящая задача заключалась в том, дабы преодолеть как механистическую трактовку поведения, так и идеалистическое познание сознания. Учение о реакциях, составляющее фактическое ядро его марксистской психологии, было создано Корниловым в экспериментальных изучениях в 1916-1921 гг. Оно выросло в связи с работами А.Лемана, Н.Аха и др. и в собственном настоящем содержании никак не было связано с марксизмом, а скорее смыкалось, с одной стороны, с энергетизмом, а с другой, с идеалистическим волюнтаризмом. Это учение о реакциях, истолкованное в духе актуального поведенчества, Корнилов постарался оформить как реактологию и заявить конкретной реализацией марксистской психологии. Под лозунгом марксистской психологии Корнилов практически в собственной реактологии создал эклектическую механистическую концепцию, ничего общего с марксизмом не имеющую. В последующие годы она вобрала в себя учение о биологическом и социальном как двух факторах, извне предопределяющих поведение и развитие личности, и последовательность подобных, взявших в те годы распространение концепций. Большое бросилась в глаза к себе после этого теория культурного развития высших психологических функций Л.С.Выготского, созданная им совместно с группой сотрудников. Подобно тому, как в рефлексолого-реактологических теориях главная тенденция заключалась в том, дабы преодолеть позиции идеалистической психологии и создать объективную психологию, исходящую из деятельности, из поведения, так задачей психологии и основной тенденцией, отыскавшей себе выражение в теории культурного развития, явилось рвение продвинуть в психологию идею развития, принцип историзма. Сама эта главная исходная тенденция имела определенно хорошее значение. По сравнению со статичной, антиисторической позицией классической психологии, которая разглядывала психологические функции человека вне всякого исторического развития, исходные генетические, исторические устремления теории культурного развития высших психологических функций воображали узнаваемый ход вперед. Но при анализе данной теории с позиций марксистского историзма ярко обнаруживается, что и эта теория исходила из фальшивых методологических предпосылок. Она дуалистически противопоставила культурное развитие натуральному, а самое развитие трактовала в духе генетического социологизма.В 30-х гг. в советской психологии начинается полоса дискуссий. В 1930 г. происходит реактологическая дискуссия. За этим начинается распад рефлексологической школы Бехтерева. В 1932 г. дискуссия разгорается около теории культурного развития. В середине 20-х гг. работа в области психологии получает большой размах. Психология приобретает собственный периодический печатный орган (издание Психология) и занимает подобающее ей место в совокупности университетского преподавания (в виде секции в рамках философского факультета). Советские психологи принимают активное участие в международных психотерапевтических конгрессах (IX конгресс в Соединенных Штатах); в СССР проходит последовательность съездов и конференций. Но в 30-е гг. психология теряет солидную часть собственных позиций. Это разъясняется как внешними обстоятельствами, так и обстоятельствами внутренними, лежащими в самой психологии: господство в ней механистических тенденций или прямо вело к ликвидации психологии, или косвенно приводило к тому же результату, делая ее бесплодной. В 40-е гг. научная теоретическая и экспериментальная работа по психологии приобретает в СССР широкое и плодотворное развитие. Консолидируется последовательность психотерапевтических центров – не только в Москве (какое количество. Университет психологии) и Ленинграде (кафедра психологии Гос. пединститута им. Герцена и сектор психологии Университета мозга им. Бехтерева), но и в Грузии (под управлением Д.Н.Узнадзе) и на Украине (в Харькове, Киеве, Одессе); работа разворачивается и в других местах. Ширится разработка вопросов неспециализированной психологии – ее истории и основ, речи и вопросов мышления, навыков и памяти, способностей и мотивов поведения и т.д. Среди независимых исследований в общей психологии возможно особенно отметить работы П.кожный покров.Блонского (о памяти), Б.М.Теплова (о свойствах) и ряд других. Большое развитие приобретает работа в области психофизиологии (С.В.Кравков и его бессчётные сотрудники), коллектив сектора психологии Университета мозга им. Бехтерева в Ленинграде (рук. Б.Г.Ананьев). Громадные удачи делает зоопсихология – пользующиеся широкой известностью и за рубежом работы Н.Н.Ладыгиной-Котс, изучения В.М.Боровского, Н.Ю.Войтониса и др. Собственные пути прокладывает себе патопсихология (А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев и др.). Широкий комплекс изучений, охватывающий наблюдения развития и вопросы восприятия, усвоения и памяти знаний, мышления и речи и т.д., развертывается по педагогической психологии и детской (коллективом кафедры психологии Гос. пединститута им. Герцена в Ленинграде, кафедрой психологии Харьковского педагогического института – А.Н.его сотрудники и Леонтьев; коллективом работников Столичного Университета психологии – А.А.Смирнов и др.) и т.д. В эти годы в СССР идет особенно интенсивная работа по построению совокупности советской психологии. Таковы:

  • принцип психофизического единства, включающий единство психологического как с органическим субстратом, функцией которого есть психика, так и с объектом, что в ней отражается;
  • принцип развития психики как производного, но своеобразного компонента в эволюции организмов, на протяжении которого адаптивное изменение образа судьбы обусловливает изменение как строения нервной совокупности, так и ее психофизических функций в их взаимосвязи и единстве, со своей стороны на каждой данной ступени обусловливаясь ими (см. след. главу);
  • принцип историзма применительно к формированию людской сознания в ходе публично-исторического развития, на протяжении которого публичное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни – образ их чувств и мыслей, со своей стороны обусловливаясь ими;
  • практики единства и принцип теории, т.е. теоретического и экспериментального изучения людской воздействия и психики на нее.

Единство психики, деятельности и сознания выражается потом в том, что сознание и все психологические особенности индивида в деятельности его не только проявляются, но и формируются; предпосылка и психические – свойства личности и итог ее поведения. Это следующее стержневое положение отечественной трактовки психологии. Этим определяется, в первую очередь, трактовка психики в генетическом замысле – в ее развитии. В корне, в самой базе собственной преодолеваются представления о фаталистической предопределенности судьбы людей – наследственностью и какой-то словно бы бы неизменной средой: в конкретной деятельности, в труде, в ходе публичной практики у взрослых, на протяжении обучения и воспитания у детей психологические особенности людей не только проявляются, но и формируются.

В новом свете выступает, так, формирования личности и кардинальная проблема развития, всех ее особенностей способностей и психических – свойств, характерологических линия. В деятельности человека, в его делах – практических и теоретических – психологическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

Эти положения заставляют нас вместе с тем выйти за пределы чисто функциональной трактовки психики, которая разглядывает каждый психологический процесс как конкретно детерминированный изнутри функционально-органическими зависимостями. Такое положение ведет к раскрытию зависимости психологических процессов от настоящих взаимоотношений, каковые складываются у человека в жизни. Это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых фактически протекает деятельность и жизнь людей. Отсюда вытекает требование – строить психологию как науку, изучающую психику, сознание людей в конкретных условиях, в которых протекает их деятельность, и так в самых исходных собственных позициях связанную с вопросами, каковые ставит жизнь, практика.

Таковой подход к психологии отражается как на методике изучения, в которой воздействие и изучение сочетаются между собой, так и на построении изучения, в котором практические приложения и теоретические обобщения образуют как бы две стороны единого процесса.

Такое построение изучений образовывает одну из самые существенных линия в построении отечественной психотерапевтической работы. Оно неразрывно связано с ее исходными принципиальными установками.

В дни ВОВ советские психологи, делая собственный патриотический долг, уделили большое внимание оборонной тематике – психотерапевтическим проблемам, связанным с разведкой и наблюдением (сенсибилизация органов эмоций), с обучением техническим армейским профессиям (обучение летчиков, радистов и т.д.), с восстановлением речевых и двигательных функций у раненых и восстановлением трудоспособности калек ВОВ.

На принципиально новой философской базе в советской психологии опять выступают лучшие традиции передовой русской философско-психотерапевтической мысли и более радикально, чем когда-либо, преодолевается все отжившее, порочное и реакционное, что держалось в официальной психотерапевтической науке дореволюционной России. Опять с большей, чем когда-либо, отчетливостью выступает ее гуманистическая тенденция. Опять в центре ее внимания – человек, настоящая людская личность в ее настоящих жизненных отношениях, в ее поступках и деяниях.

Поэтому советская психология, уделяя сейчас большое внимание анализу психофизических функций, все решительнее поднимается над изучением одних только механизмов, и утерянная было в предшествующие годы проблематика личностная, мотивационная, которая связана с центральными психотерапевтическими вопросами деятельности и жизни людей, выступает в ней во всем ее значении. Решая эти неприятности на принципиально новой базе, собственными новыми дорогами, советская психология на данный момент перекликается с мотивами, раздавшимися еще у Белинского и Герцена, и так восстанавливается сообщение исторической преемственности с лучшими традициями отечественной публичной философской мысли.

С этими же лучшими традициями перекликается она, преодолевая – собственными, новыми дорогами – фаталистическое представление о дорогах развития личности, по-своему разрешая сеченовскую задачу борьбы против обособителей психологического и преодоления этого обособления, сближая психологию с судьбой, с задачами практики, с потребностями народа.

на данный момент перед психологией в СССР стоят громадные задачи – теоретические и практические, которые связаны с потребностями как военного, так и мирного времени – со всеми областями огромного по значению строительства и своему размаху. Перед ней раскрывается огромное неограниченные возможности и поле деятельности развития.

14. Специфика развития современной отечественной психологии.

В русле идей неокантианства появилась дуалистическая концепция «двух психологий» — естественно-научной и культурно-исторической (см. Осознающая психология). Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (в основном в Соединенных Штатах) гуманистическая психология, когнитивная психология.

Наравне с неспециализированным историческим кризисом в РФ в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний научный кризис в развитии психологии.

1. Отказ от марксистской ориентации в научном познании, важная критика отечественных теорий, созданных в советское время, в частности ее принципа и теории деятельности о деятельности и неразрывной связи сознания. Сейчас эта теория, пересмотрев кое-какие положения, не отвечающие современной действительности, пользуется авторитетом как у нас в стране, так и на Западе.

2. корректировка и Анализ тех теорий, каковые были созданы во время СССР, и адаптация этих теорий к нашей жизни и выдвигаемым ею требованиям.

3. Распространение аутентичных концепций советских психологов, претерпевших запреты и гонения, налаживание связи с всемирный психотерапевтической общественностью, потерянной в годы «металлического занавеса», интеграция западных научных концепций и подходов.

4. Психотерапевтические разработки во многих областях: изучения познавательных процессов в общей психологии, выработка новых и создание направлений отвечающих современности идей в социальной психологии и теории личности.

5. Создание в 1995 г. Российского психотерапевтического общества при президиуме РАН и начало выхода издания «Психотерапевтическое обозрение». 31 января 1996 г. в Москве состоялась Первая общероссийская конференция по психологии «Психология сейчас».

Развитие независимых отраслей психологии:

  • Психофизиология,
  • сравнительная психология и Зоопсихология (различия в развитии и происхождении человека и психики животных)
  • Социальная психология,
  • Детская психология
  • Педагогическая психология,
  • Возрастная психология,
  • Психология труда: опытная и инженерная психология.
  • Психология творчества,
  • Медицинская психология,
  • Клиническая психология: патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.
  • Военная психология: психология боя.

Развитие методики, психодиагностики, экспериментальной психологии, психотерапии.

Исследования массовой коммуникации.

Психология маркетинга.

Психология науки — одно из молодых ответвлений неспециализированного древа психотерапевтического познания.

Способы психотерапевтической науки уже нашли действенное приложение в таких сферах социальной практики, как бизнес, политика, реклама и т. д.

Слово Божье «Божий труд, Божий характер и Сам Бог. Часть II» Продолжение Глава 1


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: