Пешеходный туризм

Кто в школьные годы не зачитывался книгами о знаменитых путешественниках? Эти закаленные, волевые люди открывали и изучали новые земли, проникали в такие места, куда до них не ступала нога человека. У многих из вас, юные читатели, возникает желание быть участниками таких путешествий. Но чтобы участвовать в них, надо иметь много знаний, приобрести необходимые навыки, закалить свой организм. Как же этого можно достигнуть? Нужно учиться и начинать с небольших однодневных туристских походов. Ближний туризм не только хорошая школа для будущих путешественников. Это прекрасное занятие для тех, кто хочет быть здоровым, кто стремится лучше узнать свой край, его богатства, кто хочет ближе познакомиться с трудом и жизнью народа.

Пешеходный туризм

Школьницы г. Барнаула в туристском походе в верховьях р. Катуни (Алтай).

Миллионы школьников ежегодно во время каникул и в другое свободное от школьных занятий время совершают туристские походы по родному краю, и каждый поход дает им новые знания и практические навыки, открывает перед ними красоту родной природы, расширяет кругозор, укрепляет здоровье.

Как интересно, проложив маршрут по карте, идти с рюкзаком за плечами по извилистым лесным тропам, а то и напрямик через лес к озеру или реке. Надолго останется в памяти первый вечер под открытым небом у костра и ночлег в туристской палатке. А утром зарядка, купание, завтрак, приготовленный на жарком огне походного костра.

Во время таких походов будьте наблюдательны. Изучайте животный и растительный мир, почву, слушайте рассказы местных жителей. Все это углубит и расширит ваши знания, обогатит ваш жизненных! опыт, а может быть, и поможет сделать интересное открытие. «Мы не можем просто гулять по раздолью нашей Родины, — писал известный ученый А. Е. Ферсман, — мы должны быть участниками ее переустройства и творцами новой жизни».

И туристы-школьники уже внесли большой вклад в изучение местных ресурсов и истории многих областей нашей страны. Например, ученики кривандинской средней школы № 1 Московской области во время походов по своему району открыли залежи болотной железной руды с высоким процентом содержания железа. А учащиеся средней школы № 544 Москвы провели в 1959 г. исследование древних водных путей на территории современных Ленинградской и Псковской областей. Учащиеся доказали существование неизвестного ранее науке старинного водного пути из Новгорода на Чудское озеро, а это в свою очередь дало возможность уточнить место легендарного Ледового побоища. Работа, проделанная школьниками, заслужила высокую оценку ученых. Таких примеров сотни.

В экспедиции пионеров и школьников, проведенной в 1956—1957 гг. в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, участвовало больше 700 тыс. учащихся. Они помогли собрать много ценных сведений о героических делах участников революционных событий, пополнить коллекции краеведческих музеев.

Подводя итоги этой экспедиции на слете ее участников в актовом зале Московского университета, юные туристы решили в 1958— 1960 гг. провести вторую экспедицию пионеров и школьников, посвященную изучению героического труда советского народа. В обращении участников слета ко всем пионерам и школьникам говорится: «…мы не только будем изучать новое в городах, деревнях и селах; мы будем искать залежи полезных ископаемых, природные строительные материалы, охранять леса и заповедники, исследовать реки, озера, пруды». В походах второй экспедиции приняли участие миллионы школьников.

Каждый пионер должен стать туристом. Участие в туристских походах включено в пионерские ступени — перечень умений и навыков, которыми нужно овладеть за время пребывания в пионерской организации. Пионеры Ill—IV классов, участвуя в двух однодневных походах, учатся ориентироваться на местности, укладывать рюкзак, разжигать костер.

Пионеры V—VI классов, участвуя в трех-четырех походах с ночевкой, учатся не только ориентироваться на местности, но и двигаться по азимуту, предсказывать погоду и оказывать первую медицинскую помощь. Пионеры VII—VIII классов уже участвуют в 3—5-дневных походах. В нескольких таких походах они должны научиться определять на глаз расстояния, преодолевать встречающиеся на пути препятствия.

Во время похода туристы часто своими глазами видят то, что было им известно раньше только из учебников, рассказов учителей или из прочитанных книг.

Но туризм не только обогащает знаниями, он и воспитывает людей, вырабатывает у них такие ценные качества, как коллективизм, дисциплинированность, выносливость, настойчивость в преодолении препятствий. В походе крепнет дружба, люди лучше узнают друг друга и особенно сильно чувствуют значение и силу коллектива.

Из всех видов туризма наиболее простой и доступный — пешеходный.

Пешеходный туризм

Участники слета юных туристов РСФСР.

Небольшие туристские походы можно совершать в любой выходной день. Начинающим туристам лучше выбирать маршруты вблизи населенных мест, чтобы в случае необходимости можно было воспользоваться каким-нибудь транспортом.

Однодневные походы выходного дня — хорошая школа для туриста. В них можно научиться ориентироваться по карте, разжигать костер, готовить пищу. Постепенно, от похода к походу, вырабатывается выносливость, которая поможет потом в дальнейших походах. Еще лучше, если поход начинается не в выходной день, а накануне вечером.

Многодневные походы — до 6—10 дней для школьников V—VII классов и до 15—20 дней для школьников старших классов, имеющих опыт однодневных и двухдневных походов, — проводятся во время каникул преимущественно в пределах своего района. Туристы старших классов, у которых уже есть опыт местных походов, могут организовывать и дальние походы с выездом в другие области.

Многие школы на время летних каникул создают для школьников старших классов загородные туристские лагеря. Строятся они самими школьниками с помощью учителей. Школьные туристские лагеря помогают овладевать необходимыми практическими навыками походной жизни. Здесь же юные туристы занимаются различными видами спорта, совершают из такого лагеря местные походы и изучают данный район.

Во многих лагерях проводятся также походы на велосипедах, лодках, байдарках и даже яхтах. Когда район будет достаточно изучен, лагерь можно перенести в другое место.

После летних туристских путешествий обычно организуются слеты юных туристов. На них участники походов сообщают о своих наблюдениях, делятся интересными сведениями. О наиболее интересных открытиях юные туристы сообщают научным организациям.

Очень часто юные путешественники помогают открывать новые богатства нашей Родины, устанавливать важные исторические факты. Например, летом 1958 г. в геологических походах по своему краю участвовало более 2 тыс. юных туристов Иркутской области. Они открыли десятки залежей полезных ископаемых.

Собранные в походах коллекции, гербарии, образцы полезных ископаемых и промышленного производства демонстрируются на школьных выставках. Если собрано много экспонатов, можно открыть в школе и свой краеведческий музей.

Туризм стал одной из любимых форм отдыха миллионов школьников. Уже многие школьники носят значок «Юный турист»; это значит, что они уже участвовали в пяти походах по родному краю, умеют ориентироваться на местности и ходить в походе, разжигать костер, ставить палатки, оказывать первую медицинскую помощь. Более опытные юные туристы имеют значок «Турист СССР» и даже спортивный разряд по туризму.

Туризм включен в нормативы комплекса «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). За выполнение норм значка «Юный турист» можно получить 75 очков, а за участие в 8—10-дневном пешем или лыжном походе на 180 км — 100 очков по комплексу БГТО.

Про ПЕШИЙ ТУРИЗМ в Латвии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: