Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования

Как пишет К. К. Платонов (1984), переживание выяснило скачок от физиологической формы отражения, присущей и растениям, к психологической, присущей лишь животным с высокоразвитым мозгом. По А. Н. Леонтьеву (1972), настоящая функция переживаний пребывает в том, что они сигнализируют о личностном смысле события.

Но даваемые переживанию определения носят формальный и противоречивый темперамент. К примеру, Л. С. Выготский определял переживание как особенную интегральную единицу сознания. К. К. Платонов (1984) выяснил переживание как простейшее субъективное явление, как психологическую форму отражения, являющуюся одним из трех атрибутов сознания. Ф. Е. Василюком (1990) переживание определяется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное явление и состояние действительности, конкретно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Одновременно с этим данный создатель вычисляет вероятным применять в заглавии собственной книги (Василюк, 1984) понятие «переживание» в смысле «пережить», «преодолеть» появившуюся критическую обстановку, что еще больше запутывает познание сущности этого термина. Р. С. Немов (1994) думает, что переживание — это чувство, сопровождаемое чувствами. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998) определяют переживание как осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием либо воспоминаниями эпизодов предшествующей судьбе.

Ясно, что переживание связано с сознанием и есть отражением в сознании ощущений, впечатлений. Но в чем состоит глубинная специфика этого отражения по сравнению с другими его видами — сенсорным, интеллектуальным? Подчеркивание субъективного характера этого отражения вопроса не снимает — восприятие, к примеру, также субъективно.

Пожалуй, самоё адекватное определение переживанию дал в собственной более ранней работе К. К. Платонов (1972), у которого переживание — «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме наслаждения либо неудовольствия (страдания), напряжения либо разрешения, возбуждения либо успокоения» (с. 89).

Близко к этому и познание переживания Л. М. Веккером (2000). Для него переживание — это яркое отражение самим субъектом собственных собственных состояний, а не отражение соотношений и свойств внешних эмоциогенных объектов. Последнее имеется знание.

Любое переживание — это беспокойство. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «тревожу»), от которого и случилось само слово «чувство». Беспокойство — это неспокойное состояние. Но появляется вопрос — а что такое спокойное состояние? Как оно осознается?

По символу эмоциональные переживания делятся на хорошие и отрицатель-ные, т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по символу

1,4. Компоненты эмоционального реагирования 19

есть общепризнанным, не смотря на то, что Н. Д. Левитов и отмечает, что оно через чур примитивно. Другое дело — выделение средних, равнодушных {индифферентных) состояний, не отягченных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) вычислял вопрос о существовании таких состояний человека неразрешимым.

П. В. Симонов говорит о смешанных чувствах, в то время, когда в одном и том же переживании сочетаются и хорошие, и отрицательные оттенки (получение наслаждения от переживания страха в «помещении кошмаров» либо катании на «американских горках», либо переживание неразделенной любви: «любовь ни при каких обстоятельствах не бывает без грусти» и т. п.). Это говорит о том, что символ эмоциональных переживаний (приятное — неприятное, желаемое — нежелаемое) может не соответствовать классическому делению чувств на хорошие и отрицательные. Приведенный мною первый пример говорит о том, что биологическая (врожденная) отрицательная чувство — ужас может при определенных условиях преобразовываться в социальную (либо интеллектуальную) хорошую чувство. Вряд ли от беспокойства перед экзаменом обучающиеся наслаждаются , а вот беспокойство, тревога, испытываемые болельщиками на протяжении финального матча по футболу, хоккею и т. п. нужны им, как острая приправа к мясному блюду. Они идут на таковой матч не только поддержать любимую команду, но и взять наслаждение от переживаний. Исходя из этого в случае, если перед трансляцией для того чтобы матча по телевидению в записи они случайно определят из новостей По другому каналу, как завершился данный матч, у них исчезает каждый интерес к этому телевизионному репортажу конкретно по причине того, что их лишили возможности поволноваться, понервничать.

Возможно сказать об эмоциональных переживаниях разной длительности:мимолетных, неустойчивых (к примеру, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), долгих, длящихся пара мин., часов а также дней (к примеру, согласно данным А. А. Баранова, 1999, у детей первого класса негативные переживания по окончании эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии). Одновременно с этим необходимо осознавать условность для того чтобы деления. Эти три группы эмоциональных реакций возможно именовать и по-второму: своевременные (появляющиеся при однократном действии), текущие и перманентные (продолжающиеся месяцы и недели). Но эмоциональная реакция (тревожность, ужас, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях возможно и своевременной (мимолетной), и текущей (долгой), и перманентной (хронической). Исходя из этого применение данной характеристики при выделении класса эмоциональных реакций есть очень относительным.

При дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубинычаще всего употребляется линейный подход: на одном финише последовательности находятся чувстве низкой интенсивности (настроение), на втором — эмоции высокой интенсивности (аффекты). Подобный линейный подход к классификации эмоциональных переживаний (как континууму состояний, ранжированных по степени активации аппарата чувств) осуществил Д. Линдсли (1960).

А. Шопенгауэр (2000) высказал занимательную идея, касающуюся роли воображения в интенсивности испытываемых человеком чувств. Он отмечает, что предощущение удовольствия не дается нам бесплатно. «Конкретно то, чем человек насладился перед при помощи ожидания и надежды какого-либо удовлетворения либо наслаждения, то потом как забранное вперед вычитается из настоящего удовольствия, потому что

Основное понимание переживания эмоций. Руслан Нарушевич


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: