Папы и франкское государство.

Е. Гергей История папства: (Пер. с венгр. О. В. Громов) – М.: Республика, 1996. 463 с. (Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.) http://krotov.info/libr_min/g/gorgey/02.html#C

Доклад «Папство: роль и история в интернациональной политике в двадцатьпервом веке»

Развитие раннехристианской церкви в епископальную церковь иерархического характера создало возможность образования центральной, возвышающейся над остальными епископами власти, формирования папства. Но для реализации данной внутренне свойственной церкви тенденции, обеспечения центральной власти одного епископа требовалось поменять отношения между государственной властью и церковью. Папская верховная власть в церкви могла быть организована только под внешним действием, по примеру и при содействии централизованной римской рабовладельческой власти.

Папство – богословский и религиозно-политический университет католицизма, устанавливающий Папу Римского видимым главой всей Католической церкви.

Серьёзным моментом пересечения обоюдных заинтересованностей римской и христианской церкви рабовладельческой власти нужно считать заявление, принятое в Никомедии 30 апреля 311 года, в котором Галерий (305-311), август (император) восточной половины империи, от имени двух собственных соправителей отменил распоряжения, предусматривающие преследование христиан. Уступчивость императора, ранее преследовавшего христиан, разъясняется не религиозными, а политическими обстоятельствами. Император был должен признать, что преследования не достигли собственных целей. Так как среди христиан достаточно многие придерживаются собственных ответов… то мы полагаем, что в отношении их направляться показать готовность к прощению, дабы они практически становились христианами и имели возможность объединяться в общины, — сказано в заявлении. Так, верховная политическая власть осознала, что для прекращения сопротивления христиан вместо преследований более целесообразно показать веротерпимость.

…отменяются все распоряжения, каковые находились в отечественных рескриптах, ранее направленных к нашим подданным по делам христиан и появлявшихся абсолютно неблагодатными… сейчас все это утрачивает собственную силу, и любой, кто хочет следовать правилам религии христиан, отныне может вольно и свободно, без беспокойства и утеснений исповедовать эту религию… Этим же христианам мы дали возможность свободного и абсолютного отправления религиозных обрядов… Подобным же образом мы разрешаем и вторым пользоваться для самообладания отечественного времени правом открытого и свободного отправления религиозных обрядов, дабы любой имел возможность вольно избрать и почитать, что ему угодно. Император Константинради единства общества и политического спокойствия, империи выразил собственный хорошее отношение к веротерпимости, к полному равноправию между вероисповеданиями и отдельными религиями.

Интернациональное положение папства.Приемы римской дипломатии распространялись среди безжалостных королевств не только Византией, но и носительницей римских традиций – папской не1меньше, которая сохранила очень многое из приёмов и обычаев императорской канцелярии. Влияние папской дипломатии сильнейшим образом отражается на всем ходе политической истории средневековья. По самому собственному существу папство воображало интернациональную силу. Искусная дипломатия была политическим оружием пап не в меньшей, а довольно часто и в основном, чем их духовный авторитет. И в дипломатии папство пользовалось арсеналом насилия, обмана, предательства, подлога, жестокости и пресмыкательства, как, пожалуй, никакое из светских стран.

В этом отношении папство было, без сомнений, преподавателем очень многих правителей Европы.

Уже отец Лев I («Великий» — 440 — 461 гг.) купил необычайный авторитет в Европе собственной успешной дипломатией. Ему удалось уговорить Аттилу не идти на Рим. Не очевидно, по какой причине Аттила счел более удобным для себя повернуть обратно, и какими обещаниями папе удалось этого добиться. Услужливая церковная легенда представила это событие как чудо и украсила образ папы ореолом святости. Лев I выдвинул притязание на первенство римского епископа среди вторых христианских иерархов и с целью этого прибег к приему, что и потом использовался папами неоднократно – конкретно к подлогу. В латинский перевод распоряжений первого вселенского собора[2] папой была вписана фраза: «Римская церковь постоянно имела первенство».

Интернациональное положение папства очень осложнилось с падением Западной Римской империи и установлением в Италии власти дикарей.Во времена безжалостных завоеваний на Западе организационное единство католической церкви было потеряно. Любая местная церковь управлялась самостоятельно, не смотря на то, что на Западе и было признано в теории первенство римского епископа. Господство в Италии остготских королей-ариан, при всей их терпимости, не имело возможности не подрывать авторитета пап. Как сообщено, папы возлагали надежды на византийского императора и взывали к его интервенции в дела Италии. Уже с середины V века ввиду упадка императорской власти на Западе папы тесно связываются с Константинополем. Они держали при константинопольском дворе постоянных резидентов, так называемых апокрисиариев. Кроме чисто церковных дел, апокрисиариям поручалось наблюдение и за политическими настроениями при дворе византийских императоров. Апокрисиарии пользовались некоторыми личными преимуществами, были в праве вести переговоры конкретно с императорами, жили в особенном помещении в императорском дворце. В апокрисиариях не без основания видят самый ранний прецедент постоянного дипломатического представительства папы при зарубежных дворах. От апокрисиариев, постоянных резидентов при константинопольском дворе, нужно отличать легатов, папских послов, которым давались особые поручения как церковного, так и политического характера.

По окончании захвата Италии Юстинианом и завоевания большей части Апеннинского полуострова лангобардами (германское племя) папы остались правителями Рима, номинально подчиненными византийскому императору, но практически практически свободными. Папам приходится вести сложную дипломатическую игру между Византией и лангобардами. Влияние последней все слабеет. Но на Западе начинает играться все более большую роль франкское государство, в котором папы видят опору против лангобардов.

Империя Карла Великого. Видеоурок по Всеобщей истории 6 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: