Особенности лидерства в юношеской спортивной команде

Минобразования, СПОРТА и МОЛОДЁЖИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.П. ДРАГОМАНОВА

Крымский гуманитарный факультет

Кафедра практической психологии и психологии

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ЮНОШЕСКОЙ КОМАНДЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология спорта»

специальность 6.010201 – «Физическое воспитание»

Выполнил

_ Воевода Иван__________

(фамилия, имя, отчество)

____________4 ФВПП ___________

(курс, несколько)

______________________________

(подпись)

Научный руководитель:

к. пед. н., ст.учитель

(ученая ступень, ученое звание)

Рязанова Г.А

______________________________

(подпись)

(фамилия, имя, отчество)

(подпись)

Допущено к защите: Работа защищена:

Зав. кафедрой________________ «____»______________________

«____»_____________________ с оценкой_____________________

Гурзуф 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические базы изучения лидерства в юношеской команде ………………………………………………………………6

1.1. Лидерство как социально-психотерапевтическая неприятность…………………….6

1.2. Психотерапевтические изюминки формирования межличностных взаимоотношений в команде ………………………………………………13

1.3. Психология юношеского возраста …………………. …………………….24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………..…………………………28

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение лидерства в юношеской команде …………………………………………………………………………………………………….30

2.1. Процедура изучения ……………………………….…………………30

2.2. Анализ результатов оценки уровня самоактуализации личности

(Э.Шостром)………………………………………………………………………3

2.3.Анализ результатов опроса по методике Смекала-Кучеры ………………35

2.3. Анализ результатов социометрического теста……………………………37

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ ………………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения. Лидерство в командных видах спорта рассматривается как естественный и социально нужный процесс самоуправления между спортсменами в связи с задачами и целями их совместной деятельности. Особенно остро таковой вопрос появляется в юношеском спорте. В большинстве случаев, наличие фаворита в команде снабжает успех общекомандной деятельности. Но довольно часто в реализации лидерства в команде появляются трудности, в особенности в юношеских сборных.

Как мы знаем, команда представляет собой малую группу, которая характеризуется определенными психотерапевтическими изюминками и сложившейся совокупностью взаимоотношений между спортсменами. Спортивная практика требует создания хорошего социально-психотерапевтического климата в команде , т.е. подбора команды так, дабы все ее члены удачно взаимодействовали в игре и ладили между собой. Значительно чаще тренеру в ответе сложной педагогической задачи по построению верных взаимоотношений в группе оказывает помощь спортсмен — фаворит.

В команде на формирование взаимоотношений между спортсменами воздействует действие объективных и субъективных факторов, среди которых ключевую роль играется социально-психотерапевтический феномен лидерства. Солидный вклад в изучение данного явления за границей внесли К. Бэрд и Р. Стогдилл, Д. МакГреггор, К. Левин, Р. Лайкерт, Б. Басс, Ф. Фидлер, Дж. Джулиан и др. В отечественной социальной психологии изучение неприятности лидерства связано с изучениями Г. К. Ашина, Е. А. Аркина, Н. С. Жеребовой, Лозинского, А. С. Залужного П. Л. Здгоровского, Р. Л. Кричевского, Б. Д. Парыгина, Л. И. Уманского и др.

Так, разумеется, что знание социально-психотерапевтических баз формирования взаимоотношений в спортивной группе, и лично-психотерапевтических изюминок личности спортсменов оказывает помощь тренеру сделать спортивную деятельность команды более действенной. Наряду с этим фаворит в спортивной группе возможно несколько, что может как оказать помощь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее.

Изучение психотерапевтических изюминок лидерства в командных видах спорта остается очень актуальным и перспективным для увеличения результативности в спорте.

Объект изучения – лидерство как социально – психотерапевтические явление.

Предмет изучения – изюминки лидерства в юношеской команде

Цель курсовой работы:изучить особенности проявления лидерства в юношеской команде

Задачи:

1. Изучить теоретические базы лидерства в социально-психотерапевтической литературе

2. Распознать уровень самоактуализации и направленности личности у игроков в юношеской команде

3. Распознать социометрический статус игроков в юношеской команде

4. Обрисовать особенности проявления лидерства в юношеской команде

Теоретико-методологическую базу изучения составили труды Г. Андреевой, Е. П. Ильина, Д. Майерса, Б.Д. Парыгина.

Догадки изучения: существует определенная связь между уровнем самоактуализации личности и ее направленностью на сотрудничество. При большом уровне самоактуализации и направленности личности на сотрудничество у игроков в юношеской команде проявляются изюминке эмоционального фаворита.

Были использованы методики и следующие методы:

теоретические: анализ источников, сравнение, обобщение;

эмпирические:

— оценка уровня самоактуализации личности (Э Шостром)

— методика Смекала-Кучеры

— социометрический тест;

способы обработки данных:

количественный и качественный анализ данных,

— корреляционный анализ по Спирмену.

База изучения: спортсмены юношеской команды по волейболу — девушки в возрасте 17-18 лет, г. Ялта.

РАЗДЕЛ 1. Теоретические базы изучения лидерства в юношеской команде

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

Спортивная деятельность носит коллективный темперамент. На формирование взаимоотношений между спортсменами в команде воздействует действие объективных и субъективных факторов, и роль социально-психотерапевтических факторов. Одним из таких факторов есть социально-психотерапевтический феномен лидерства.

Лидерство — это мастерство влияния на людей, воодушевления их на то, дабы они по хорошей воле стремились достигнуть неких целей. Фаворит — это человек, что объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия, за которым группа признает право принимать решения в значимых для нее обстановках. Т. е. фаворитом есть самая авторитетная личность, реально играющаяся центральную роль в организации регулировании взаимоотношений и совместной деятельности в данной группе. Лидерство представляет собой очень распространенное явление в совместной деятельности людей.

В социальной психологии выделяют последовательность концепций, разглядывающих теорию происхождения лидерства: личностный подход (теория «линия лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства». Кроме этого в социальной психологии были распознаны три главных стили лидерства: демократический, автократический и либеральный (попустительский).

В команде фаворит может делать разные функции. Поэтому принято лидерские роли дифференцировать. Изучения говорят о том, что существуют две главные лидерские роли: роль инструментального (делового) фаворита и роль экспрессивного (эмоционального) фаворита.

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение лидерства в юношеских командах

Процедура изучения

В изучении были использованы следующие методики:

-тест самоактуализации (САТ)(Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз),

— методика Смекала-Кучеры,

— способ социометрии,

Тест самоактуализации (САТ)(Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз).

В базе методики лежит опросник личностных ориентации Э. Шострома, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину, что в РФ был адаптирован Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз, в следствии чего был создан уникальный психодиагностический инструмент, что стал называться «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии).

СAT измеряет самоактуализацию по двум базисным и последовательности дополнительных шкал. Базисными являются шкалы Компетентности во времени и Помощи.

Интерпретация результатов изучения производится в соответствии с нижеприведенным описанием шкал CAT. В зависимости от целей применения тест возможно трактован абсолютно либо частично. В случае, если тестирование преследует чисто исследовательские цели, к примеру, обнаружение связи степени самоактуализации с эффективностью разных методов и форм обучения, то в некоторых случаях возможно ограничиться только анализом результатов по двум базисным шкалам.

Согласно данным Э. Шострома, тестовые оценки людей с вправду большим уровнем самоактуализации находятся в районе 60 – Т-баллов. Базисные шкалы:

Шкала Компетентности во времени(Тс).Отражает степень правильности ориентированности человека во времени.

Шкала помощи либо «Опора на себя»(I) –измеряет поведения независимости субъекта и степень ценностей от действия извне (“внутренняя-внешняя помощь”).

Дополнительные шкалы(ориентированы на регистрацию отдельных качеств самоактуализации

Шкала Ценностных ориентации

Шкала Гибкости поведения

Шкала Сензитивности к себе

Шкала Спонтанности

Шкала Самоуважения

Шкала Самопринятия

Шкала Синергии

Шкала Принятия агрессии

10. Шкала Контактности 1

11. Шкала Познавательных потребностей

Шкала Креативности

Инструкция:«Вам предлагается тест-опросник, любой пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Пристально прочтите каждую несколько и пометьте на регистрационном бланке наоборот номера соответствующего вопроса то из них, которое в основном соответствует Вашей мнению. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».

Способ социометрии.Социометрическая техника, созданная Дж. Морено, используется для диагностики межличностных и межгрупповых взаимоотношений в целях их трансформации, совершенствования и улучшения. Посредством социометрии возможно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, делать выводы о социально-психотерапевтической совместимости участников конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) обнаружение «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета участников группы по показателям симпатии-отвращения,где на крайних полюсах оказываются «фаворит» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых систем, сплоченных образований, во главе которых смогут быть собственные неформальные фавориты.

Применение социометрии разрешает проводить измерение авторитета формального и неформального фаворитов для перегруппировки людей в командах так, дабы снизить напряженность в коллективе, появляющуюся из-за обоюдной неприязни некоторых участников группы. Социометрическая методика проводится групповым способом, ее проведение не требует громадных временных затрат (до 15 мин.). Она очень нужна в прикладных изучениях, в особенности в работах по совершенствованию взаимоотношений в коллективе. Но она не есть радикальным методом разрешения внутригрупповых неприятностей, обстоятельства которых направляться искать не в антипатиях и симпатиях участников группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, в первую очередь, от верного отбора параметров социометрии, что диктуется предварительным знакомством и программой исследования со спецификой группы.

В то время, когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Несложными методами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Методика Смекала-Кучеры. Методика создана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В базе методики Смекала—Кучера лежит пара поменянная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых обстановках, связанных с работой либо участием в них вторых людей. Ответы испытуемого зависят от того, вознаграждения и какие виды удовлетворения он предпочитает. Не смотря на то, что у испытуемого и создается чувство, что посредством данной методики исследователи приобретают ориентировочную данные о нем самом, в конечном итоге же опробование разрешает изучить его главную жизненную позицию.

Назначение изучения — определение направленности человека:

-личностной (на себя);
-деловой (на задачу);
-коллективистской (на сотрудничество).

Способ ранговой корреляции Спирманапопределяет тесноту (силу) и направление корреляционной связи между показателями либо двумя профилями (иерархиями) показателей. Это непараметрический способ, что употребляется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными последовательностями изучаемых показателей и дается оценка тесноты установленной связи посредством количественно выраженного коэффициента.

Экспериментальная база изучения: спортсмены юношеской команды по волейболу, г. Ялта, 10 девушек. Возраст 17-18 лет.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

Результаты оценки уровня самоактуализации личности девушек из волейбольной команды по двум базисным шкалам продемонстрировал, что 20% из них собрали большой балл, т.е. у них имеется свойство волноваться настоящий момент собственной жизни во всей его полноте, видеть собственную жизнь целостной; им характерна направленность их личности на себя и направленность на вторых, они довольно свободны в собственных поступках (по социометрии приобрели статус «звезда»).Еще 50% девушек собрали средние баллы, а 30 % — низкий балл.

При диагностике главной направленности личности распознано, что у спортсменок преобладают деловая и коллективистская направленность, наряду с этим у одной из девушек с большим уровнем самоактуализации деловая направленность, а у второй — коллективистская направленность личности.

Результаты социометрической методики продемонстрировали, что среди спортсменок волейбольной команды лидерство в формальных и неформальных отношениях не сходится. Женщина с большим уровнем самоактуализации и рабочий направленностью личности есть формальным фаворитом, а женщина с большим уровнем самоактуализации и коллективистской направленностью личности – эмоциональным фаворитом команды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В собственной курсовой работе мы ставили цель распознать и обрисовать особенности проявления лидерства в юношеской команде .

В теоретической части рассмотрены понятие лидерство, особенности формирования межличностных взаимоотношений в команде . Как мы знаем, что спортивные успехи в командных видах спорта связаны с громадным числом факторов, среди которых ответственное значение занимают личностные и групповые феномены.

В первом разделе обрисованы главные подходы к изучению лидерства, особенности проявления лидерства в спортивных коллективах. В психотерапевтической литературе распознаны и обрисованы три главных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный. В команде фаворит может делать разные функции и исходя из этого принято дифференцировать лидерские роли – роль формального (делового) фаворита и роль неформального (эмоционального) фаворита.

Во втором разделе обрисованы методики для обнаружения личностных изюминок спортсменок волейбольной команды. Результаты изучения продемонстрировали, что в команде волейболисток лишь двадцать процентов девушек ориентированы на самоактуализацию. Наряду с этим большая часть спортсменок ориентированы на сотрудничество с коллективом. В изученной нами группе формальный и неформальный фаворит не совпадают, но наряду с этим оба фаворита продемонстрировали большой уровень самоактуализации личности, что, в целом, снабжает успешное ответ задач в различных спортивных обстановках.

Само собой разумеется, роль фаворита команды с большим уровнем самоактуализации личности еще до конца не изучена. В данной связи нужно продолжить разработку данной неприятности.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Текст методики Смекала-Кучеры
1. Больше всего удовлетворение в жизни даёт:
А. Оценка работы.
В. Сознание того, что работа выполнена отлично.
С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я игрался в футбол, то желал бы быть:
А. Тренером, что разрабатывает тактику игры.
В. Известным игроком.
С. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими учителями являются те, каковые:
А. Имеют личный подход.
В. Увлечены своим предметом и приводят к интересу к нему.
С. Создают в коллективе воздух, в которой никто е опасается высказать собственную
точку зрения.
4. Обучающиеся квалифицируют как самых нехороших таких учителей, каковые:
А. Не скрывают, что кое-какие люди им несимпатичны.
В. Вызывают у всех дух соревнования.
С. Создают чувство, что предмет, что они преподают, их не
интересует.
5. Я рад, в то время, когда мои приятели:
А. Оказывают помощь вторым, в то время, когда предоставляется случай.
В. В любой момент верны и надёжны.
С. Культурны и у них широкие интересы.
6. Лучшими приятелями вычисляют тех:
А. С которыми складываются обоюдные отношения.
В. Каковые смогут больше, чем я.
С. На которых возможно сохранять надежду.
7. Я желал бы быть известным, как те:
А. Кто добился жизненного успеха.
В. Может очень сильно обожать.
С. Отличается доброжелательством и дружелюбием.
8. В случае, если я бы имел возможность выбирать, я желал бы быть:
А. Научным работником.
В. Начотделом.
С. Умелым лётчиком.
9. в то время, когда я был ребёнком, я обожал:
А. Игры с приятелями.
В. Удачи в делах.
С. В то время, когда меня восхваляли.
10. Больше всего мне не нравится, в то время, когда я:
А. Встречаю препятствие при исполнении возложенной на меня задачи.
В. В то время, когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
С. В то время, когда меня осуждает взрослый (преподаватель).
11. Главная роль школы обязана заключаться в:
А. Подготовке учеников к работе по профессии.
В. Развитии личных самостоятельности и способностей.
С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они имели возможность бы уживаться
с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А. Недемократическая совокупность.
В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
С. Нереально проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы применял его:
А. Для общения с приятелями.
В. Для любимых дел и самообразования.
С. Для легкомысленного отдыха.
14. Мне думается, что я способен на большое, в то время, когда:
А. Тружусь с красивыми людьми.
В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
С. Мои упрочнения достаточно вознаграждены.
15. Я обожаю, в то время, когда:
А. Приятно провожу время с приятелями.
В. Другие ценят меня.
С. Ощущаю удовлетворение от выполненной работы.
16. В случае, если обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, дабы:
А. Отметили дело, которое я выполнил.
В. Похвалили меня за мою работу.
С. Сказали о том, что меня выбрали в комитет либо бюро.
17. оптимальнее я обучался бы, если бы учитель:
А. Имел ко мне личный подход.
В. Стимулировал меня на более занимательный труд.
С. Приводил к дискуссии по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного преимущества.
В. Неуспех при исполнении серьёзной задачи.
С. Утрата друзей.
19. Больше всего я ценю:
А. Персональный успех.
В. Неспециализированную работу.
С. Практические результаты.
20. Мало людей:
А. Вправду радуются выполненной работе.
В. С наслаждение трудятся в коллективе.
С. Делают работу по-настоящему отлично.
21. Я не переношу:
А. Ссоры и споры.
В. Отметание всего нового.
С. Людей, ставящих себя выше вторых.
22. Я желал бы:
А. дабы окружающие вычисляли меня приятелем.
В. Помогать вторым в общем деле.
С. Приводить к восхищению вторых.
23. Я обожаю руководство, в то время, когда оно:
А. Требовательно.
В. Пользуется авторитетом.
С. Доступно.
24. На работе я желал бы:
А. Дабы ответы принимались коллективно.
В. Самостоятельно трудиться над решением проблемы.
С. Дабы глава признал мои преимущества.
25. Я желал бы прочесть книгу:
А. Об мастерстве отлично уживаться с людьми.
В. О жизни известного человека.
С. Типа «Сделай сам».
26. В случае, если у меня были бы музыкальные свойства, я желал бы быть:
А. Дирижёром.
В. Солистом.
С. Композитором.
27. Свободное время с громаднейшим наслаждением провожу:
А. Смотря детективные фильмы.
В. В развлечениях с приятелями.
С. Занимаясь своим увлечением.
28. При условии однообразного денежного успеха я бы с наслаждением:
А. придумал занимательный конкурс.
В. Победил бы в конкурс.
С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня ответственнее всего знать:
А. Что я желаю сделать.
В. Как достигнуть цели.
С. Как привлечь вторых к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, дабы:
А. Другие были довольны им.
В. Выполнить в первую очередь собственную задачу.
С. Не требуется было укорять его за работу.

Минобразования, СПОРТА и МОЛОДЁЖИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.П. ДРАГОМАНОВА

Крымский гуманитарный факультет

Кафедра практической психологии и психологии

ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ЮНОШЕСКОЙ КОМАНДЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология спорта»

специальность 6.010201 – «Физическое воспитание»

Выполнил

_ Воевода Иван__________

(фамилия, имя, отчество)

____________4 ФВПП ___________

(курс, несколько)

______________________________

(подпись)

Научный руководитель:

к. пед. н., ст.учитель

(ученая ступень, ученое звание)

Рязанова Г.А

______________________________

(подпись)

(фамилия, имя, отчество)

(подпись)

Допущено к защите: Работа защищена:

Зав. кафедрой________________ «____»______________________

«____»_____________________ с оценкой_____________________

Гурзуф 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические базы изучения лидерства в юношеской команде ………………………………………………………………6

1.1. Лидерство как социально-психотерапевтическая неприятность…………………….6

1.2. Психотерапевтические изюминки формирования межличностных взаимоотношений в команде ………………………………………………13

1.3. Психология юношеского возраста …………………. …………………….24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………..…………………………28

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое изучение лидерства в юношеской команде …………………………………………………………………………………………………….30

2.1. Процедура изучения ……………………………….…………………30

2.2. Анализ результатов оценки уровня самоактуализации личности

(Э.Шостром)………………………………………………………………………3

2.3.Анализ результатов опроса по методике Смекала-Кучеры ………………35

2.3. Анализ результатов социометрического теста……………………………37

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ ………………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения. Лидерство в командных видах спорта рассматривается как естественный и социально нужный процесс самоуправления между спортсменами в связи с задачами и целями их совместной деятельности. Особенно остро таковой вопрос появляется в юношеском спорте. В большинстве случаев, наличие фаворита в команде снабжает успех общекомандной деятельности. Но довольно часто в реализации лидерства в команде появляются трудности, в особенности в юношеских сборных.

Как мы знаем, команда представляет собой малую группу, которая характеризуется определенными психотерапевтическими изюминками и сложившейся совокупностью взаимоотношений между спортсменами. Спортивная практика требует создания хорошего социально-психотерапевтического климата в команде , т.е. подбора команды так, дабы все ее члены удачно взаимодействовали в игре и ладили между собой. Значительно чаще тренеру в ответе сложной педагогической задачи по построению верных взаимоотношений в группе оказывает помощь спортсмен — фаворит.

В команде на формирование взаимоотношений между спортсменами воздействует действие объективных и субъективных факторов, среди которых ключевую роль играется социально-психотерапевтический феномен лидерства. Солидный вклад в изучение данного явления за границей внесли К. Бэрд и Р. Стогдилл, Д. МакГреггор, К. Левин, Р. Лайкерт, Б. Басс, Ф. Фидлер, Дж. Джулиан и др. В отечественной социальной психологии изучение неприятности лидерства связано с изучениями Г. К. Ашина, Е. А. Аркина, Н. С. Жеребовой, Лозинского, А. С. Залужного П. Л. Здгоровского, Р. Л. Кричевского, Б. Д. Парыгина, Л. И. Уманского и др.

Так, разумеется, что знание социально-психотерапевтических баз формирования взаимоотношений в спортивной группе, и лично-психотерапевтических изюминок личности спортсменов оказывает помощь тренеру сделать спортивную деятельность команды более действенной. Наряду с этим фаворит в спортивной группе возможно несколько, что может как оказать помощь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее.

Изучение психотерапевтических изюминок лидерства в командных видах спорта остается очень актуальным и перспективным для увеличения результативности в спорте.

Объект изучения – лидерство как социально – психотерапевтические явление.

Предмет изучения – изюминки лидерства в юношеской команде

Цель курсовой работы:изучить особенности проявления лидерства в юношеской команде

Задачи:

1. Изучить теоретические базы лидерства в социально-психотерапевтической литературе

2. Распознать уровень самоактуализации и направленности личности у игроков в юношеской команде

3. Распознать социометрический статус игроков в юношеской команде

4. Обрисовать особенности проявления лидерства в юношеской команде

Теоретико-методологическую базу изучения составили труды Г. Андреевой, Е. П. Ильина, Д. Майерса, Б.Д. Парыгина.

Догадки изучения: существует определенная связь между уровнем самоактуализации личности и ее направленностью на сотрудничество. При большом уровне самоактуализации и направленности личности на сотрудничество у игроков в юношеской команде проявляются изюминке эмоционального фаворита.

Были использованы методики и следующие методы:

теоретические: анализ источников, сравнение, обобщение;

эмпирические:

— оценка уровня самоактуализации личности (Э Шостром)

— методика Смекала-Кучеры

— социометрический тест;

способы обработки данных:

количественный и качественный анализ данных,

— корреляционный анализ по Спирмену.

База изучения: спортсмены юношеской команды по волейболу — девушки в возрасте 17-18 лет, г. Ялта.

Как выявить лидера в команде?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: