Основы профессионализма учителя-логопеда

Становление эксперта в любой области опытного развития обнаруживает последовательность неспециализированных линия, сходных этапов и закономерностей. В работах отечественных психологов и педагогов проводится анализ профессиональной деятельности преподавателя, его личности, педагогического общения, раскрываются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Бабанский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Становление профессионализма опирается на неспециализированное психологическое развитие, создающее собственного рода фонд потенциальных возможностей человека для исполнения того либо иного вида деятельности. Так, в раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие свойства – свойства к познанию, мышлению, общению, начальным формам труда. После этого эти свойства «специализируются» – человек обнаруживает у себя склонности и громадную успешность в конкретных видах труда (гуманитарные, технические, художественные склонности и т. д.). Позднее, в юношеском возрасте, начинают складываться неспециализированные опытные свойства, а по мере работы человека в рамках узкой сферы людской практики оттачиваются опытные свойства.

Перед тем как конкретизировать эти способности применительно к профессиональной деятельности преподавателя-логопеда, нужно подчернуть, что становление эксперта в области коррекционной педагогики (логопедии) тесно связано с развитием его личности. Такие черты личности человека, как ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная самооценка и другие смогут оказывать хорошее влияние на выбор профессии, движение опытной адаптации, тактики осуществления и выбор стратегии деятельности, установление опытных притязаний. Кое-какие особенности личности смогут мешать становлению профессио-нализма, к примеру, недостаточное развитие неспециализированных свойств, негативные акцентуации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сфер и др.

Опытная деятельность преподавателя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее главными «плоскостями» выступают личность, общение и деятельность, исходя из этого становление профессионализма преподавателя-логопеда зависит от новообразований, каковые имеют место в каждой из этих сфер. Разглядим их подробнее.

Стороны профессионализма Показатели профессионализма Показатели непрофессионализма
Опытная деятельность Познание назначения профессии преподавателя-логопеда, ее социальной значимости Непонимание социальной значимости, назначения профессии преподавателя-логопеда
Овладение правовыми и деонтологическими нормами профессиональной деятельности Нарушение правовых и деонтологических нормативов профессии
Овладение компонентами педагогической техники и мастерства Недостаточное владение компонентами педагогической техники и мастерства
Адекватное применение логопедических разработок, достиже-ние высоких и стабильных резуль-татов логопедической коррекции Низкая эффективность профессиональной деятельности, невыполнение опытных функций
Творческие действия в опытной среде, осознание личной ответственности за результаты деятельности несамостоятельность и Пассивность в работе, отсутствие осознания личной ответственности за результаты деятельности
Устойчивость к опытным перегрузкам, отсутствие усталости, признаков «эмоционального сгорания» Большая психотерапевтическая цена результата, постоянное переутомление, усталость, безразличие
Опытное общение Отнесение себя к опытной общности Отсутствие представления о себе в профессии
Овладение культурой и нормами этики и педагогического общения, коммуникативной культурой Нарушение этических норм профессии, недостаточное владение коммуникативной культурой
Доброжелательность, эмпатичность опытной позиции, коммуникабельность Отсутствие компетенции опытной коммуникации, неумение слушать и осознавать собеседников
Готовность к трансформациям, открытость для духовного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативного поведения Косность, консерватизм, закрытость в общении, низкий уровень знания изюминок собственного коммуникативного потенциала
Конкурентоспособность, умение позвать в социуме интерес к итогам собственной профессиональной деятельности Отсутствие интереса к ответственности и результатам труда за действия и профессиональные решения
Опытная личность Устойчивая опытная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение Неустойчивая либо низкая опытная мотивация, спонтанное опытное поведение
Наличие хорошей Я-концепции, адекватной самооценки Заниженная либо завышенная самооценка, низкий уровень опытных притязаний
Гибкость, речи и вариативность мышления, рвение к творчеству Стереотипность в работе, противодействие инновациям, ригидность, не сильный изменяемость
Осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии Профессионально-деформации личности и личностные акцентуации
Обогащение профессии средствами собственного творчества Остановка в опытном росте, имитация компетентности
Принятие себя как специалиста, рвение к мастерству Пассивность, спонтанность участия в опытной судьбе
Преобладание эмоционально-хорошего отношения к профессии, удовлетворенность ею Преобладание отрицательного эмоционального настроя, неудовлетворенность, негативизм
Опора на прошедший опытный опыт, преемственность в работе Действия не учитывая прошлого опыта, среди них и негативного, «топтание на месте»
Постоянное опытное самообразование, высокая опытная обучаемость Устаревающий багаж профзнаний, низкая опытная обучаемость

Уровень профессионализма преподавателя-логопеда определяется степенью целостности, системности всех этих показателей, развитие которых происходит не одновременно и не одномоментно. Данный процесс растянут на годы, и главные его показатели относятся к послевузовскому периоду, в то время, когда человек конкретно приступает к исполнению профессиональной деятельности.

Модель профессионализма современного преподавателя-логопеда,на отечественный взор,возможно представлена в следующем виде:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ Методологическая компетентность (познание теоретических баз профессии, целостное видение коррекционно-тенденций и образовательных процессов). Инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими разработками, средствами и методами профилактики, устранения и коррекции речевых нарушений у детей, подростков и взрослых). Интегральная компетентность (умение сочетать практику и теорию логопедии). Коммуникативная компетентность (умение осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение). Адаптивная компетентность (свойство приспособиться к изменяющимся условиям).
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА человеколюбие и Гуманистическая направленность. Коммуникабельность, доброжелательность, честность. Увлеченность профессией, трудолюбие; терпение. Целеустремленность, самообладание и выдержка. Социальная активность, решительность, настойчивость. адекватная самооценка и Развитое самосознание. ОПЫТНЫЕ КАЧЕСТВА Опытное призвание. Опытное мышление. Этика, такт, неспециализированная и коммуникативная культура. Потребность в самосовершенствовании.
СПОСОБНОСТИ: педагогические, речевые, коммуникативные, организаторские, творческие.

В случае, если разглядывать более детально компоненты представленной модели, то можно подчернуть, что базу опытной компетентности преподавателя-логопеда составляют:

¨ применение правовых этических норм и методов, правил деонтологии в организации процесса коррекционно-педагогического сотрудничества с лицами, страдающими нарушениями речи;

¨ владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и невербальными средствами педагогического общения;

¨ владение способами психолого-педагогического и логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей и подростков с отклонениями в речевом развитии; педагогов и консультирования родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и опытного самоопределения детей и подростков с нарушениями речи;

¨ умелое и творческое использование дифференцированных логопедических разработок, средств и методов профилактики, устранения и коррекции речевых нарушений у детей, подростков и взрослых;

¨ владение способами обучения и воспитания, формирования главных видов деятельности у детей с речевой патологией;

¨ владение современными компьютерными разработками обработки и поиска информации, ведения логопедической документации, осуществления логопедической коррекции;

¨ рвение к опытному совершенствованию.

Среди качеств личности преподавателя-логопеда, нужных для успешной реализации опытных задач, направляться выделить: гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, увлеченность профессией, самообладание, тактичность, честность, находчивость, наблюдательность, свойство к эмоциональному действию, чувство юмора и др.

К организаторским качествам преподавателя-логопеда относятся следующие: организованность, инициативность, самостоятельность, ответственность, адекватность и мобильность при реализации и принятии ответов в профессиональной деятельности, умение организовать игровую и познавательную деятельность детей и подростков с нарушениями речи, умение координировать упрочнения экспертов при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи у детей и взрослых и др.

К коммуникативным умениямучителя-логопеда направляться отнести следующие базисные умения как синтез общепсихологических, социально-психотерапевтических и специально-опытных качеств личности:

1. Умения межличностной коммуникации: интерес к людям и к работе с ними; умения и наличие потребности общаться; умение адекватно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; умение организовывать и поддерживать диалог; умение применять в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной обстановкой; умение деятельно слушать и др.

2. Перцептивные понимания (и умения восприятия друг друга): умение скоро и верно ориентироваться в коммуникативной обстановке, в изменяющихся условиях общения; умение руководить своим восприятием; умение осознавать эмоциональное состояние, оценивать и прогнозировать эмоционально-психотерапевтические реакции партнеров по общению; умение осознать внутреннее состояние, особенности личности ребенка либо ребёнка с нарушением речи.

3. Умения межличностного сотрудничества: умение занимать адекватную ролевую позицию; умение влиять на уровне диалога, полилога, межгруппового диалога и т. д.; умение чувствовать и поддерживать обратную сообщение в общении; умение строить конструктивные взаимоотношения с детьми, сотрудниками, родителями, администрацией; умение конструктивно разрешать конфликты и др.

Педагогическое мастерство преподавателя-логопеда складывается, согласно нашей точке зрения, из следующих взаимосвязанных компонентов:

1) высокая неспециализированная и нравственно-эстетическая культура;

2) обладание свойствами к педагогической деятельности (педагогический гуманизм, выражающийся в уважении и доверии к детям, уверенности в их возможностях и способностях; коммуникабельность; эмпатия; педагогическая интуиция; эмоциональная устойчивость и др.);

3) обладание личностными качествами педагога (возможности и направленность личности, стиль поведения, самокритичность и убеждённость, способность и искренность обладать собой, целеустремленность, гибкость и др.);

4) компетентность и профессиональная эрудиция, т. е. владение логопедическими разработками, адекватное и творческое их использование в практической деятельности;

5) идеальное владение техникой речи, включая механизмы дыхания, голосообразования, артикулирования;

6) опытное владение лингвистическими, паралингвистическими, невербальными средствами педагогического общения;

7) коммуникативная культура;

8) рвение к совершенствованию собственной опытной компетентности.

Общение с людьми – это в любой момент творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно. Овладеть базами опытной коммуникативной культурой возможно двумя дорогами: изучая и осваивая природу, законы и структуру процесса общения; овладевая технологией и процедурой педагогической коммуникации, навыками и умениями профессионально-педагогического общения, развивая коммуникативные свойства, личный опыт коммуникативной деятельности.

Материал для самопроверки

Контрольные и тренировочные задания

1. Объясните суть следующих утверждений:

Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Трудясь лишь для материальных благ, мы сами себе строим колонию.

А. Сент-Экзюпери

Беседуйте с людьми так, как словно бы они в действительности такие, какими желали бы быть, и вы поможете им стать такими

Гете

2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный, квалифицированный.

3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбудимый, уступчивый, поверхностный.

4. Перечислите главные характеристики профессий «человек–человек».

5. Раскройте структуругуманизации личности преподавателя.

6. Дайте чёрта культуре общения как компоненту опытной культуры преподавателя.

7. Сравните структуру педагогических свойств и профессионально обусловленных особенностей по В.А. Крутецкому и В.А. Сластенину.

8. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства.

9. Раскройте базы опытной компетентности преподавателя с психотерапевтической точки зрения (по А.К. Марковой).

10. Объясните значимость для современной логопедии задачи полноценного коммуникативного развития детей и подростков с нарушениями речи.

11. Дайте чёрта главным психофизиологическим изюминкам детей и подростков с нарушениями речи, воздействующим на их социокоммуникативную совместимость.

12. Раскройте содержание компонентов педагогической техники преподавателя-логопеда.

13. Объясните, по какой причине главными «плоскостями» профессиональной деятельности преподавателя-логопеда выступают личность, общение и деятельность?

14. Перечислите показатели, определяющие уровень профессионализма преподавателя-логопеда.

15. Охарактеризуйте главные качества личности, организаторские и коммуникативные умения преподавателя-логопеда, нужные ему для успешной реализации опытных задач.

Задания в тестовой форме

1. Укажите верный ответ.

К главным положениям гуманистической педагогики относятся:

а) принцип субординации

б) принцип монологизма

в) принцип диалогизации

г) все ответы верны

2. Укажите верный ответ.

Культура общения как компонент опытной культуры складывается из:

а) культуры взаимопознания

б) культуры согласия

в) культуры сотрудничества партнеров по общению

г) все ответы верны

3. Укажите верный ответ.

К образам опытной культуры преподавателя относятся:

а) культура познания

б) культура труда

в) культура общения

г) культура самосовершенствования

д) все ответы верны.

4. Укажите верный ответ.

Отказ преподавателя от практики и теории формирующего действия, замена его развивающим влиянием предполагает:

а) культуру убеждений

б) культуру эмоциональной судьбе

в) культуру педагогического влияния

г) культуру представлений преподавателя о самом себе

д) все ответы верны

5. Укажите верный ответ.

Для каждого педагога самым серьёзным есть:

а) больше внимания уделять учебным проблемам

б) шепетильно планировать любое мероприятие

в) вести внеклассную, внеучебную работу с подопечными

г) обожать обучающихся, испытывать радость от общения с ними

6. Укажите верный ответ.

«Действенные» учители, в большинстве случаев, демонстрируют:

а) спокойную сдержанность, вежливую строгость, неназойливую пунктуальность

б) умение дружески говорить, душевно радоваться

в) умение терпимо относиться к промахам собственных воспитанников, тихо разъяснять их неточности

г) все ответы верны

7. Укажите верный ответ.

Способности к саморегуляции эмоциональной поведения и сферы по В.А. Крутецкому относятся к:

а) неспециализированным педагогическим свойствам

б) личностным свойствам

в) организационно-коммуникативным свойствам

г) дидактическим свойствам

д) все ответы верны

8. Укажите верный ответ.

Экспрессивно-речевые свойства по В.А. Крутецкому относятся к:

а) неспециализированным педагогическим свойствам

б) личностным свойствам

в) организационно-коммуникативным свойствам

г) дидактическим свойствам

д) все ответы верны

9. Укажите верный ответ.

К коммуникативным профессионально обусловленным особенностям преподавателя относят:

а) требовательность

б) доброжелательность

в) опытную работоспособность

г) самоотверженное отношение к профессии

д) все ответы верны

10. Укажите верный ответ.

Элементами педагогического мастерства являются:

а) гуманистическая направленность личности

б) профзнания

в) педагогические свойства

г) педагогическая техника

д) все ответы верны

11. Укажите верный ответ.

Креативность педагога есть показателем:

а) свойств к педагогической деятельности

б) гуманистической направленности личности

в) педагогической техники

г) профзнаний

д) все ответы верны

12. Укажите верный ответ.

К умениям педагога руководить своим поведением относят умения:

а) организаторские

б) социально-перцептивные

в) управления педагогическим общением

г) мобилизации обучающихся на интенсивную познавательную деятельность

д) все ответы верны.

13. Укажите верный ответ.

Средствами педагогической техники являются:

а) обращение

б) паралингвистика

в) мимика

г) жесты

д) все ответы верны

14. Укажите верный ответ.

Умение ориентироваться в непростых педагогических обстановках зависит от:

а) опыта преподавателя и педагогического мышления

б) умения и знания использовать бессчётные приемы действия

в) умения и такта учителя подбирать оптимальные методы общения с обучающимися

г) все ответы верны

15. Авансировать похвалой целесообразно:

а) лучших учеников

б) успешных обучающихся

в) того, кто еще поощрения не заслужил, но уже начал проявлять прилежание, дисциплинированность, активное отношение к судьбе класса, школы

г) любого школьника

16. Укажите верный ответ.

наказания и Систематические угрозы, строгий контроль, детальный разбор каждого проступка…

а) оказывают помощь наладить дисциплину

б) заставляют учеников более изощренно маскировать отрицательные стороны собственного поведения

в) подрывают авторитет преподавателя, не могут исправить школьника

г) являются неотъемлемой составной частью методики воспитания

17. Укажите верный ответ.

Самовоспитание начинается с:

а) самоприказа

б) самооценки

в) самоубеждения

г) самоободрения

д) все ответы верны.

18. Укажите верный ответ.

К активным способам обучения общению относятся:

а) групповая дискуссия

б) RPG

в) разбор конкретных обстановок

г) все ответы верны

19. Укажите верный ответ.

К продуктивным стилям педагогического общения относятся:

а) общение – расстояние

б) общение на базе дружбы

в) общение – устрашение

г) общение на базе увлеченности совместной творческой деятельностью

д) общение – заигрывание

20. Укажите верный ответ.

К средствам, повышающим эффективность педагогического коммуникативного действия, относятся:

а) инициативность

б) совокупность приемов, выбираемая для организации структуры общения, особенностям и адекватной задаче педагогической обстановке

в) усиление и повышение голоса в начале каждой последующей фразы

г) все ответы верны

21. Укажите верный ответ.

Какие конкретно коммуникативные преграды смогут отмечаться у детей и подростков с неспециализированным недоразвитием речи?

а) фонетические

б) семантические

в) лексические

г) все ответы верны

22. Укажите верный ответ.

Главными компонентами опытной компетентности преподавателя-логопеда являются:

а) адекватное применение логопедических разработок

б) владение педагогической мастерством и техникой

в) владение коммуникативной культурой

г) все ответы верны

23. Укажите верный ответ.

К умениям преподавателя-логопеда взаимодействовать с детьми в ходе коррекционно-развивающего обучения относятся:

а) коммуникативные умения

б) организаторские умения

в) умения организовать диалогическое общение

г) стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей

д) все ответы верны

24. Укажите верный ответ.

Показателями профессионализма преподавателя-логопеда в области опытного общения являются:

а) отнесение себя к опытной общности

б) овладение культурой и нормами этики и педагогического общения

в) овладение коммуникативной культурой

г) анализ эффективности собственного коммуникативного поведения

д) все ответы верны

25. Укажите неточность.

Показателями профессионализма преподавателя-логопеда являются:

а) недостаточная эффективность профессиональной деятельности

б) познание назначения профессии, ее социальной значимости

в) овладение компонентами педагогической техники и мастерства

г) осознание личной ответственности за результаты деятельности

26. Укажите верный ответ.

Модель профессионализма преподавателя-логопеда представлена следующими компонентами:

а) опытные качества

б) способности

в) личностные качества

г) разные виды компетентности

д) все ответы верны

27. Укажите верный ответ.

Компонентами педагогического мастерства преподавателя-логопеда являются:

а) опытная компетентность

б) коммуникативная компетентность

в) педагогическая компетентность

г) все ответы верны

Тестирование

1. 1. Выясните собственный психотерапевтический тип по отношению к окружающим, оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 4 [94].

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня довольно много друзей, с которыми я с радостью вижусь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно ощущаю себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы не очень приятно, если бы на долгое время провалилась сквозь землю возможность общения.

6. В то время, когда мне нужно что-то определить, я предпочитаю задать вопрос, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить неинтересную компанию.

8. Я говорю скоро.

9. В то время, когда я на долгое время оторван от людей, мне весьма хочется поболтать с кем-нибудь.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов.

1–12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он еле вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Таковой человек ориентирован по большей части на личные эмоции, застенчив, общению предпочитает книгу. В ответах важен, чувствам не доверяет, обожает порядок. Пессимистичен, и исходя из этого вряд ли из него окажется хороший педагог либо организатор. По темпераменту в большинстве случаев флегматик либо меланхолик.

13–24 балла. Амброверт. Для него свойственны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за собственные поступки. Конкретно такими качествами владеют, в большинстве случаев, лучшие начальники, педагоги – словом, все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25–36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, обожает каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не неприятность, в этот самый момент он красивый импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не меньше легко относится и к собственным обязательствам, и исходя из этого хозяином собственного слова его возможно назвать только с иронией. Несдержан, в силу того, что не рекомендует осуществлять контроль чувства и эмоции. По темпераменту таковой человек в большинстве случаев холерик либо сангвиник.

2. Протестируйте собственные личностные опытные качества, отвечая на вопросы «да», «нет», «время от времени».

Вопросы

1. Любите ли вы разбирать собственные поступки?

2. Проявляете ли вы инициативу в ответе нужных, но неприятных дел?

3. Вы легко ориентируетесь в критических событиях?

4. Делаете ли вы неожиданные, импульсивные поступки?

5. Стремитесь ли вы отстаивать собственный мнение, если оно расходится с мнением ваших сотрудников?

6. Имеете возможность ли вы сходу признать свою ошибку?

7. Вычисляете ли вы, что нужно отстаивать собственное мнение по любому вопросу?

8. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

9. Используете ли вы неточность, допущенную вашим оппонентом в пылу полемики?

10. Какими из названных качеств вы владеете (самооценка должна быть объективной): наблюдательность, уверенность, артистизм, увлеченность, объективность, находчивость, чувство меры, остроумие, обаяние, эрудиция, неравнодушие, тактичность, оптимизм?

Обработка результатов

Ответив «да», Вы приобретаете 2 балла; «нет» – 1 балл; в ответе на вопрос № 10 засчитывается 1 балл за каждое отмеченное Вами уровень качества.

Предполагается, что отрицательным будет ответ на вопросы 4, 7, 8, 9; в случае, если же ответ хорош, он оценивается как «минус 1 балл», ответ «время от времени» свидетельствует нулевую оценку.

Суммируйте баллы. Вот как будет смотреться диагностика ваших личностных опытных качеств:

23–20 баллов– Вы близки к идеалу;

19–14 баллов – Вы верно выбрали профессию и станете хорошим преподавателем, но стоит поразмыслить о более твёрдом самоконтроле;

менее 13 баллов – Вам необходимо довольно много трудиться над самосовершенствованием либо поразмыслить о перемене профессии.

Ответы на тестовые задания

1 в; 2 г; 3 д; 4 в; 5 г; 6 г; 7 б; 8 г; 9 б; 10 д; 11 а; 12 б; 13 д; 14 г; 15 в; 16 б, в; 17 б; 18 г; 19 б; 20 г; 21 г; 22 г; 23 д; 24 д; 25 а; 26 д; 27 г.

Профессиональная компетентность педагога


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: