Основные лингвистические понятия

Практическое занятие № 1

Главные лингвистические понятия

  1. речь и язык.
  2. Обращение, речевая деятельность, текст.
  3. Национальный (общенародный) язык.
  4. Социальная разделение языка: литературный язык, диалект, жаргон, просторечие.

Литература

  1. Речеведение: Русский культура и язык речи: курс лекций. Ч. 1. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 8-28, 72-100.

Задания

1) В одних говорах употребляется глагол класть, а в других – ложить; ср. кроме этого: накласть – наложить, накласть – положить, скласть – сложить.Какие конкретно из этих слов употребляются в литературном языке? Сформулируйте правило потребления глаголов с этими корнями в литературном языке.

2) Следующие слова произносятся в различных говорах с разным ударением: свёкла – свеклА; вЕрба – вербА; крапИва – крапивА, макУшка – мАкушка, метель – метель. Где необходимо ставить ударение в этих словах по нормам литературного языка?

3) В нижеприведенных высказываниях укажите жаргонизмы и выясните, в какой социальной группе они появились.

1. Юноша один из Крулатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы в том месте довольно часто тусуемся.

2. Основной изюминкой стало то, что с отечественными разведчиками экстра – класса, т. е. «рэксами», мерялись силами представители элитных подразделений армии Словакии и США.

3. Белыми обожаю «сицилианку», а тёмными предпочитаю защиту Грюнфильда, не смотря на то, что она не пользуется славой надежной защиты.

4. К выборам «яблочники» планируют подойти с «отработанной экономической и важной политической идеологией».

5. Навскидку: лишь за этот месяц телевидение «цитировала» без ссылки на «Русского газету» премьера России, главы МинФина, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой собственных материалов без ссылки на источники.

6. В случае, если богатым и предприимчивым людям захочется внезапно «раскрутить» звезду, информируем нужные сведения.

4) Выявите просторечные элементы в нижеприведенных текстах. Какова их роль и как они воздействуют на развитие русского литературного языка?

С грехом пополам депутаты договорились о проведении в среду закрытого голосования аж по четырем проектам ответа. Логичнее было бы прекратить производство по этому делу, ан нет. Ну весьма ласковый шоколад со склада в Москве. Эвон, значит, где сейчас пролегает граница. И не только абы реализовать, а заключая подобные договора. Сейчас, в то время, когда народовластие отправилась вверх, ему бы пахать – трудиться засучив рукава. Нашлись и такие, кто клюнул на эту злобную фальшивку. Таможенники США побрыкались, не сходу приняли новые документы.

5) Выявите жаргонизмы в нижеприведенных текстах. Имеется ли среди них такие, которых вы не понимаете? О чем это свидетельствует?

Как растолковали журналисты «Республики», пленку стерли. Быть может, и сперли. Анекдоты травятся совсем безвозмездно… Два представительных гражданина толкали два серебряных слитка. Один из чекистов был должен пришить одного из нахалов. Бухали двое… А позже поссорились. Рецидивист схватился за нож.

Практическое занятие № 2

кодификация и языковая норма

Орфоэпическая и акцентологическая нормы русского литературного языка

  1. Ортология. Типы норм: языковые, стилевые, коммуникативные.
  2. Языковая норма. Свойства языковой нормы: кодифицированность, вариантность. Виды норм в зависимости от уровней языка.
  3. Понятие орфоэпии. Фундаментальные орфоэпические законы в согласных звуков и области гласных.
  4. Специфика русского ударения. Вариативность ударений. Обычные случаи нарушения акцентологических норм.
  5. Обстоятельства отступления от произносительных норм.

Литература

  1. Речеведение: Русский культура и язык речи: курс лекций. Ч. 1. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 106-164.

Задания

1) Расставьте ударение в словах:алфавит, алкоголь, августовский, афера, газированный, уважаемый, баловать, валовой, вероисповедание, гербовый, добыча, соглашение, документ, заговор, искра, исповедание, еретик, каталог, квартал, прекраснее, кухонный, мастерски, маневр, мышление, нормирование, обеспечение, уменьшить, предвосхитить, средство, средства, статус, цемент, столяр, усугубить, просить, черпать, водитель, щавель, специалист.

2) Прочтите диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов:

— Хороший сутки, Ольга Ильинична, Вы в библиотеку?

— Да, желаю поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?

— Я также занята: у меня довольно много дел в компьютерном классе. Но, возможно, мы зайдем на минутку в кулинарию? В том месте сейчас реализовывают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

— Давайте зайдем, действительно, я день назад была в пиццерии и приобрела пиццу, но в случае, если в кулинарии имеется фарш, яйца и свёкла, я приготовлю на ужин салат и тефтели, а на ланч – яичницу.

— Смотрите, буфет еще трудится! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А возможно и торты приобрести. Какой богатый выбор тортов!

— Вправду! Куплю данный, с какао и кремом.

— Заберите второй, он вкуснее и прекраснее.

— Пожалуй, вы правы.

3) Какой звук – [о] либо [э] – произносится под ударением в следующих словах?

афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, маневры, местоименный, наречный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, платеж, пресек, современный, щелка.

4) Мягко либо твердо произносятся в современном литературном языке согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах?

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, детектив, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, нетто, одесский, орхидея, патент, сессия, свитер, синтез, темп, тент, терапевт, термин, термос, текст, фланель, энергия, эффект.

5) Скажите следующие слова. Вероятны ли варианты произношения?

Булочная, само собой разумеется, молочный, скучно, специально, перечница, пустячный, сливочный, спичечный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, хаотичный.

6) Укажите случаи ненормативного ударения. Отметьте, какой речевой обстановкой разъясняются разные ударения в следующих словах: кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, Алкоголь – алкогОль, прИкус – прикУс, гУсеничные – гусенИчные, улОжили – уложИли, мокрОта – мокротА.

Практическое занятие № 3

Лексические нормы

1. Неприятности нормы в лексике.

2. Разделение лексики современного русского литературного языка.

3. Обычные лексико-пути и стилистические ошибки их устранения (плеоназм, тавтология, неточный выбор слова, нарушения норм сочетаемости слов и др.).

1) Объясните отличие в значении словосочетаний: страшный человек – опасливый человек, освоить прочтённое – усвоить прочтённое, осудить действия – обсудить действия, представить возможность – дать возможность, техническое выполнение – техничное выполнение, фактический материал – фактичный материал.

Отыщите случаи тавтологии и исправьте фразы.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы пробуем раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в девятнадцатом веке, отличавшегося народностью и самобытностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину. 4. Риск пошива швейных изделий в Иванове для реализации в бывших советских республиках был через чур велик. 5. Товарные биржи были организованы в форме акционерных обществ.

3) Имеется ли у этих слов русские эквиваленты: валидность, триллер, визажист, парфюм, саммит, гаджет? Назовите иноязычные слова, вошедшие в современную обращение, потребление которых представляется вам неоправданным.

4) выражения и Следующие слова распределите по трем группам:а) с хорошей оценкой; б) с отрицательной; в) нейтральные: Отчизна, солдат, вояка, армейский, собрание, сборище, рука, лапа, десница, идти, прогнать, изгнать, выставить, лик, лицо, морда.

Практическое занятие № 4

Морфологические нормы

1. Понятие морфологической нормы. Её свойства, обстоятельства, колебания.

2. Морфологические нормы в области имени существительного: а) родительный и предложный падеж существительных единственного числа 2-го склонения; б) именительный и родительный падеж существительных множественного числа 2-го склонения; в) категория рода имён существительных; обозначение лиц по профессии, должности, ученому либо воинскому званию.

3. Морфологические нормы в области имен числительных: а) склонение имен числительных; б) потребление собирательных числительных.

4. Морфологические нормы в области глагольных частей речи. Потребление деепричастного оборота.

5. Обычные неточности в применении морфологических пути и норм их устранения.

Литература

  1. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского. – М.: Верховная школа, 1977. – С. 89-174.

1) Выясните, какие конкретно из приведенных слов соответствуют морфологической норме литературного языка, а какие конкретно являются ненормированными: браслет – браслетка, клавиш – клавиша, песня – песнь, весной – весною, дверями – дверьми, туфля – туфель, рельса – рельс, пустынь – пустыня, апельсин – апельсинов, узбек – узбеков, гектар – гектаров, туфлей – туфель.

2) Подберите определения к словам: рояль, фамилия, бра, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

3) Выясните род: диван-кровать, МГУ, МИД, МХАТ, ООН, НИИ, СНГ, роман-газета, штаб-квартира, визави, кофе, староста, жалюзи, конферансье, умница, пенальти, фламинго, крупье, денди, кольраби, спагетти, домина, судья, забияка, рантье.

4) Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме.

1. Пару дней назад состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). 2. В «Похождениях бравого воина Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 3. Отечественное знакомство с (Чарли Чаплин) прошло в период немого кино. 4. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные неприятности. 5. Рейнгольд и Мария (Эстрем) во время ВОВ спасли группу советских пленных. 6. В Москву приехали индийские доктора жены (Найк).

Практическое занятие № 5

Синтаксические нормы

1. Синтаксическая норма.

2. Функции порядка слов в предложении.

3. управления и Нормы согласования. Обычные неточности, которые связаны с их нарушением.

4. Неточности в построении сложных предложений.

Литература

1.Кожина, М.Н. Стилистика русского. – М.: Просвещение, 1993. – С. 133-136.

2.Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского. – М.: Верховная школа, 1977. – С. 175-294.

3.Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М.: Верховная школа, 1991. – 182 с.

Задания

1) Дайте стилистическую оценку конструкций:Доктор сделала операцию; Кассир сдала деньги. Какую из двух конструкций: Врач сделал операцию либо Врач сделала операцию – в случае, если речь заходит о даме, вы предпочтете: а) в строгой рабочий речи; б) в научной речи; в) в живой устной беседе с приятелями?

Практическое занятие № 6

ВЕСНА

Куда н… ступишь куда н… взглянешь (по) везде вода. Над пропит…н…м водою еще (не) раста…вш…м снегом в овра…ке порхает первая бабочка буд (то) (лимо…но) желтый листоч…к. (Довольно много) числ…ные ручейки и реч…нки об…ед…няются в пен…щ…ся беш…ные потоки.

Птицы возвр…тивш…ся из дальних мест уже пр…гляд…вают места для буд…щих гнезд. (Не) каковые из них смастерили гнезд…шки и (в) нутри выс…лали пухом и ш…рсткой. А у воронихи вылупилось шесть прож…рливых птенц…в и из гнезда слыш…тся их (не) смолкающий н… на 60 секунд требовательный писк.

На протал…нке под кустом копошится сер…нький пушистый комоч…к – это зайч…нок. Он совсем (не) в далеком прошлом появился, весьма забавен, но уже может прята…ся от неприятелей в (прошло) годней траве.

(В) финише апреля оси…ник и орешник сплош… увеш…ны дли…ыми сере…ками, в луж…цах и к…навах огромные ком…я студ…нистой лягуш…ной икры.

У самой дороги мурав…ная куча бли… которой (в) зад и (в) перед бегают тыс…чи мелок…ньких труж…ников. Думается буд (то) вся куча движ…ся и кипит.

А какое количество нового в садах и полях! В полях очищ…ных от снежного покрова рас…е…вают м…н…ральные уд…брения для подкормки зелене…щих озимых посевов потребность…щ…хся в усил…н…м питани… . Подкармл…вают посевы (в) ручную либо посредством самолета ра…сыпая (с) верху уд…брения похожие (с) виду на сер…ватый порош…к.

В то время, когда почва (с) легка просохнет отправятся тракторы потащ…т (в) след за собой бороны каковые р…сч…сывают почву что (бы) посевам было легче р…сти.

В саду у гру… више… ябло… кр…ж…вника подрезают полом…ные и засохшие суч…ки выставляют на пасеку ульи с пч…лами.

С громадным и…кус…твом необходимо высадить молод…нькие деревца ямку вырыть с таким ра…четом что (бы) корни не загибались (к) верху – такое пол…жение (не) естеств…но разр…внять почву (во) круг ствола.

Посаж…ное деревце и (в) предстоящем потребует (не) уста…ных забот поливки подкормки. Приход…ся защищать сад и от (не) прош…ных гостей гус…ниц (плодо) ж…рки майских жуков таких безобидных (на) вид.

Практическое занятие № 7

Стилистика как наука

  1. Предмет стилистики.
  2. История стилистики как научной дисциплины.
  3. Стилистика как независимая наука.
  4. Сообщение стилистики с другими науками. Связь стилистики, риторики и культуры речи.
  5. Главные разделы стилистики.
  6. Задачи стилистики языковых единиц.
  7. Стилистические ресурсы русского:

а. Средства словесной образности как ресурсы стилистики.

б. Синонимические средства языка как ресурсы стилистики.

в. Стилистически окрашенная лексика.

г. Стилистические ресурсы словообразования.

д. Стилистические ресурсы морфологии.

е. Стилистические ресурсы синтаксиса.

Литература

  1. Бельчиков, Ю.А. культура и Стилистика речи. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – С. 7-69.
  2. Кожина, М.Н. Стилистика русского. – М.: Просвещение, 1993. – С. 5-33, 106-159.
  3. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского. – М.: Верховная школа, 1977. – 316 с.

Задания

1) Допишите окончания; объясните выбор окончания с позиций стилистики:

1. В данный знойный сутки возможно было вольно дышать лишь в прохладном уголк… тенистого сада. 2. гуси и Утки плавали в маленьком пруд… 3. Полузамерзшие воробьи искали корм в снег… 4. В цех… поражали чистота и порядок. 5. Эксперты нашли довольно много целебных особенностей в мед… 6. Я был этим летом в отпуск… лишь 20 дней. 7. Слышалось громкое мычание коровы в хлев… 8. Не найдёшь иголки в стог… сена. 9. В дым…, вылетавшем из трубы, временами блистали искры. 10. В отечественном кра… нужно развивать перерабатывающие отрасли: нефте- и газохимию, лесопереработку.

2) Охарактеризуйте стилистические изюминки выделенных глагольных форм; укажите их синонимические варианты:

1. …Да верхлевский дьячок видал меня, он и сообщил… (И.А. Гончаров). 2. Ермило брал – не брезговал и бронзовым пятаком (Н.А. Некрасов). 3. Обыкновенно они делывали это лишь в дни именин (М.Е. Салтыков-Щедрин). 4. – Рады, что имеете власть, и, дабы продемонстрировать ее, мучаете не физически, а нравственно людей, каковые в тысячу раз лучше вас (Л. Толстой). 5. – А слыхал, сударь, про несчастье у вас? – задал вопрос ямщик (Н.Г. Гарин-Михайловский). 6. Он останавливался посредине помещения и подымал кверху руки (В.Г. Короленко). 7. Он услыхал низкий голос Наташи (Л. Андреев). 8. Его пастух кнутом стеганул (Ф. Гладков). 9. …Он увидал Тимофея (К. Федин). 10. За окном, в телефонных проводах, свистал ветер (М. Шолохов).

Практическое занятие № 8

Литература

  1. Речеведение: Русский культура и язык речи: курс лекций. Ч. 2. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 123-133.
  2. Кожина, М.Н. Стилистика русского. – М.: Просвещение, 1993. – С. 46-104, 160-220.
  3. Костомаров, В.Г. Отечественный язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – С. 15-32.
  4. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского. – М.: Верховная школа, 1977. – С. 16-60.

Задания

1) Приведите примеры терминов (не меньше 10), применяемых в вашей профессии, дайте их определение.

2) Может ли научная работа носить печать авторства? Подберите примеры из лингвистических работ различных авторов для аргументации вашего ответа.

3)Преобразуйте текст разговорного стиля в а) научный, б) официально-деловой:

Продавец: Заряжается бритва в сети любого напряжения // Допустим вы ее имеете возможность зарядить в поезде / в самолете // В том месте у нас зарядка лишь двадцать вольт / да? // Либо вот бывают ветхие отечественные розетки / в ветхих зданиях // Либо двести двадцать / это вот домашние / отечественные современные розетки / да? Двести двадцать вольт/

Клиент: Это нужно перевести/ да?

Продавец: Да / перевести / двести двадцать вольт / засунули в отечественную розеточку // Другими словами от сети любого / какого именно напряжения станете заряжать // И вот головка тут / плавающая / да? А вот сверху сеточка выполнена из кобальта и сплава серебра // Серебро ж это антисептик / другими словами она не оставляет раздражения на коже // Вот первый раз двигаете / вот эту пластину / не на кнопку / а саму пластину двигаете вверх / данной частью возможно будет побриться / да?

Письменная работа № 2

Проанализируйте самостоятельно выбранный текст научного либо официально-делового стиля (любого жанра) по следующей схеме:

1. Подстиль, жанр; тип жанра;

2. Целевая установка текста (функция);

3. Адресат текста;

4. Функционально-смысловой тип речи (повествование, описание, рассуждение);

5. Стилевые черты, свойственные тексту;

6. Языковые изюминки: лексические, морфологические, синтаксические (с примерами);

7. Черты вторых стилей (в случае, если имеется).

Примечание: для анализа возможно брать тексты нормативных документов, опубликованные в периодической прессе.

Практическое занятие № 9

Официально-деловой стиль

1. Условия функционирования; подстили и жанры официально-делового стиля.

2. Стилевые черты официально-деловой речи.

3. Особенности лексической совокупности официально-делового стиля.

4. Вопрос о штампах и канцеляризмах.

5. Особенности лексики, словообразования, синтаксиса и морфологии официально-делового стиля.

Литература (см. Практическое задание № 8)

Задания

1) Распределите перечисленные заглавия документов на две группы:а) документы, в которых отступление от формы делает их недействительными; форма установлена весьма жестко; б) документы, в которых вероятны варианты; форма устанавливается не столь жестко – паспорт, автобиография, свидетельство о рождении, справка, диплом, аттестат зрелости, заявление, черта, протокол. Объясните собственный выбор.

Практическое занятие № 10

Публицистический стиль

1. Функции публицистического стиля.

2. Подстили и жанры публицистического стиля.

3. Стилевые черты публицистической речи, их проявление в языковых средствах (лексических и грамматических).

4. экспрессии и Сочетание стандарта как стилистическая доминанта публицистического текста.

5. Экспрессивность публицистического стиля; языковые средства экспрессивности.

6. Реклама – особенный стиль? языковые особенности и Специфические функции рекламы.

Литература

  1. Костомаров, В.Г. Отечественный язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – С. 179-219. (см. кроме этого Практическое задание № 8).

Задания

1) Отыщите в местной и центральной прессе случаи успешной формулировки заголовка, вызывающего интерес к статье, и случаи несоответствия заголовка содержанию статьи.

2) В печатной и телевизионной рекламе отыщите элементы, относящиеся к разным стилям (научному, официально-деловому, публицистическому, художественному, разговорному).

Письменная работа № 3

Проанализируйте нижеприведенный текст по схеме:

1.Подстиль, жанр; тип жанра;

2.Адресат текста;

3.Целевая установка автора текста; ожидаемый эффект;

4.При помощи каких средств создатель высказывает собственную оценку обрисовываемому событию;

5.Стилевые черты, свойственные тексту: а) связанные со стандартизированностью, б) связанные с экспрессивностью;

6.Языковые изюминки: лексические, морфологические, синтаксические (с примерами);

7.Черты вторых стилей, случаи разрушения жанрового канона (в случае, если имеется);

Практическое занятие № 11

Литература

1. Костомаров, В.Г. Отечественный язык в действии: Очерки современной русской стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – С. 153-178.

2. Лебедева, Н.Б. Естественная письменная русская обращение как объект лингвистического изучения // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. – 2001. – № 1.– С. 4-10.

Задания

1) Обрисуйте жанровые изюминки официально-дружеской переписки и делового письма. Напишите три первые и три последних строки делового и личного письма.

2) Исправьте стилизованную под канцелярскую разговорно-бытовую обращение:

Осуществив возвращение к себе со работы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в шлёпанцы и пижаму и усаживанию с газетой в кресло. Супруга в это время превращала в судьбу последовательность мероприятий, направленных на чистку картофеля, подметание пола и мойку посуды. По окончании некоего времени она стала звучно поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею мероприятиях. На это с моей стороны было сделано окончательное прошение о нежелании слушания претензий по этому вопросу ввиду осуществления мною на данный момент, по окончании окончания трудового дня, собственного права на заслуженный отдых. Но супруга не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила собственных безответственных высказываний, в которых, например, отразила таковой момент, как отсутствие у меня многих хороших качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и другого; причем как на протяжении собственного выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований разных животных, находящихся в личном пользовании колхозников и рабочих.

Письменная работа № 4

Проанализируйте письменный текст разговорного стиля по схеме. Для анализа рекомендуются тексты следующих жанров: объявление; граффити; «чат»; записка, написанная на лекции; последняя страница тетради; шпаргалка; альбом и др.

I. Жанровая черта текста: жанр, тип жанра (информативный, императивный, оценочный, этикетный, инвективный).

Литература

  1. Речеведение: Русский культура и язык речи: курс лекций. Ч. 2. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 71-95.
  2. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского. – М.: Верховная школа, 1977. – С. 295-307.
  3. Введенская, М.А., Павлова, Л.Г. искусство и Культура речи. С. 138-171.

Задания

Письменная работа № 5

Распознать выразительности и усилители изобразительности (тропы: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, перифраза и т.д.; фигуры речи: параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, вопрос-ответ, градация, антитеза, инверсия и т.д.) в самостоятельно выбранном художественном произведении.

Практическое занятие № 14

Коммуникативные нормы

1. Своеобразие коммуникативной нормы, отличие от языковых норм.

2. Компоненты коммуникативной обстановке.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Максимы Г.П. Грайса.

5. Факторы успешного общения.

6. Коммуникативные неудачи: определение, обстоятельства.

7. Виды вербальных коммуникаций.

8. Понятие спора. Классификация споров. Правила ведения спора.

Литература

1. Арутюнова, Н.Д. Прагматика // Языкознание. Громадный энциклопедический словарь. – М., 1998.

2. Введенская А.А., Павлова Л.Г. искусство и Культура речи. Ростов н/Дону, 1999.

3. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

4. Демьянков, В.З. понимания и Ошибки продуцирования (трактующий подход) // ошибки и Речевые приёмы: Типология, функционирование и деривация. – М., 1989.

5. Ермакова, О.Н., Земская, Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический нюанс. – М., 1993.

6. Кукушкина, О.В. Главные типы речевых неудач в русских письменных текстах. – М., 1998.

7. эффективность русской общения и Культура речи. – М., 1996.

8. Культура русской речи. – М., 1998.

9. Остин, Дж. Л. Слово как воздействие и Серль, Дж. Р.. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986, вып. 17.

10. Речеведение: Русский культура и язык речи: курс лекций. Ч. 2. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 4-95, 134-145.

  1. ошибки и Речевые приёмы: Типология, функционирование и деривация. – М., 1989.
  2. Цейтлин, С.Н. Речевые их предупреждение и ошибки. – М., 1984 (1997).

Задания

1) Подберите иллюстративный материалк вопросу о коммуникативных неудачах из художественных произведений, фильмов, смешных рассказов и др.

2) Проанализируйте нижеприведенный диалог главы с подчиненной. Выясните, какие конкретно приемы не были продуманы, что послужило обстоятельством коммуникативной неудачи. Продумайте вероятный движение беседы, что приведет к нужному результату.

— Виктор Павлович, отпустите меня на два часа раньше.

— А что такое?

— Осознаёте, приезжает моя сестра , с двумя детьми, с тяжелыми вещами. Мне необходимо непременно ее встретить.

— Вы рассказываете, веши тяжелые?

— Да. Весьма. Понимаете, с детьми столько всего набирается. Коляска и все другое.

— Так может, лучше вашему мужу ее встретить, раз вещи тяжелые?

— Мы также так думали. Но мужа не отпустил его глава, сообщил работы довольно много…

— Ага! Значит, у них довольно много работы, а у нас мало. Нет, уж пускай ее ваш супруг встречает. Не могу вас отпустить.

— Но как же, это моя сестра…

— Это ваши неприятности и решайте их сами, а не за счет работы. Идите трудитесь.

Письменная работа № 6

Составьте маленькое убеждающее выступление, продумайте совокупность доводов. Вероятные темы: «В отечественном университете нужна (не нужна) работа охраны»; «Наркоманов нужно (не нужно) делать выводы (жалеть)»; «Умный человек не станет преступником» и т.п.

Практическое занятие № 15

Речевой этикет

  1. Речевой этикет: определение, значение.
  2. Этикетные формулы знакомства, представления, прощания и приветствия.
  3. Формулы речевого этикета для праздничных, скорбных обстановок.
  4. Этикетные формулы, применяемые в рабочий обстановке.
  5. Особенности обращения.
  6. Невербальная коммуникация: виды жестов, функции, национальная специфика.

Литература

  1. Андреев, В.И. Деловая риторика. – М., 2000.
  2. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. искусство и Культура речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Формановская, Н.И. культура общения и Речевой этикет. – М., 2003.

Задания

Практическое занятие № 1

Главные лингвистические понятия

  1. речь и язык.
  2. Обращение, речевая деятельность, текст.
  3. Национальный (общенародный) язык.
  4. Социальная разделение языка: литературный язык, диалект, жаргон, просторечие.

Литература

  1. Речеведение: Русский культура и язык речи: курс лекций. Ч. 1. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 8-28, 72-100.

Задания

1) В одних говорах употребляется глагол класть, а в других – ложить; ср. кроме этого: накласть – наложить, накласть – положить, скласть – сложить.Какие конкретно из этих слов употребляются в литературном языке? Сформулируйте правило потребления глаголов с этими корнями в литературном языке.

2) Следующие слова произносятся в различных говорах с разным ударением: свёкла – свеклА; вЕрба – вербА; крапИва – крапивА, макУшка – мАкушка, метель – метель. Где необходимо ставить ударение в этих словах по нормам литературного языка?

3) В нижеприведенных высказываниях укажите жаргонизмы и выясните, в какой социальной группе они появились.

1. Юноша один из Крулатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы в том месте довольно часто тусуемся.

2. Основной изюминкой стало то, что с отечественными разведчиками экстра – класса, т. е. «рэксами», мерялись силами представители элитных подразделений армии Словакии и США.

3. Белыми обожаю «сицилианку», а тёмными предпочитаю защиту Грюнфильда, не смотря на то, что она не пользуется славой надежной защиты.

4. К выборам «яблочники» планируют подойти с «отработанной экономической и важной политической идеологией».

5. Навскидку: лишь за этот месяц телевидение «цитировала» без ссылки на «Русского газету» премьера России, главы МинФина, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой собственных материалов без ссылки на источники.

6. В случае, если богатым и предприимчивым людям захочется внезапно «раскрутить» звезду, информируем нужные сведения.

4) Выявите просторечные элементы в нижеприведенных текстах. Какова их роль и как они воздействуют на развитие русского литературного языка?

С грехом пополам депутаты договорились о проведении в среду закрытого голосования аж по четырем проектам ответа. Логичнее было бы прекратить производство по этому делу, ан нет. Ну весьма ласковый шоколад со склада в Москве. Эвон, значит, где сейчас пролегает граница. И не только абы реализовать, а заключая подобные договора. Сейчас, в то время, когда народовластие отправилась вверх, ему бы пахать – трудиться засучив рукава. Нашлись и такие, кто клюнул на эту злобную фальшивку. Таможенники США побрыкались, не сходу приняли новые документы.

5) Выявите жаргонизмы в нижеприведенных текстах. Имеется ли среди них такие, которых вы не понимаете? О чем это свидетельствует?

Как растолковали журналисты «Республики», пленку стерли. Быть может, и сперли. Анекдоты травятся совсем безвозмездно… Два представительных гражданина толкали два серебряных слитка. Один из чекистов был должен пришить одного из нахалов. Бухали двое… А позже поссорились. Рецидивист схватился за нож.

Практическое занятие № 2

2.2Основные лингвистические категории и понятия, необходимые для исследования связного текста


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: