Основные формы работы практического психолога

При громадном разнообразии форм работы значительно чаще психологу приходится применять консультативную беседу, урок психологии, консилиум, тренинг.

Консультативная беседа

В психотерапевтической практике беседа употребляется с разными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в обстановку опыта (контактная беседа); для проверки исследовательских догадок (экспериментальная беседа); как способ получения информации о особенностях личности (диагностическое интервью); для оказания помощи психолога (клиническое интервью) (Данилова Е.Е., 1995).

Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют неспециализированные элементы. Так, каждая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы психологического воздействия и диагностики на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному замыслу. Наряду с этим степень ее стандартизации возможно разной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.

Абсолютно стандартизированная беседа чаще используется при массовых опросах, в то время, когда нужно за маленький срок взять громадный количество данных. В этом случае исследователь в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заблаговременно составленные вопросы. Такая форма беседы дает возможность приобрести отлично сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и, помимо этого, не требует от опрашивающего высокой квалификации. Но регламентированная беседа не разрешает учесть яркие реакции испытуемого и значительно уменьшает эмоциональный контакт с ним. Исходя из этого при личном обследовании, где требуется пробраться во внутренний мир личности, осознать ее затруднения, такая форма беседы в большинстве случаев не употребляется.

Менее стандартизированная беседа разрешает сохранить естественность обстановки, что облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать обстановку опроса. Это требует от него громадного мастерства, умения отлично ориентироваться в ситуации и поменять тактику в зависимости от новых событий.

Как правило беседа есть управляемой. Но плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный темперамент. Это более типично для психотерапевтической беседы. Но и в этом случае психолог занимает позицию активного слушателя.

Беседа с детьми имеет определенную специфику и есть несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие пребывает в том, что детей в большинстве случаев приводят педагоги либо родители, увидев какие-то отклонения в их поведении и развитии. Исходя из этого у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и от взрослого требуется изобретательность и большая находчивость, дабы разговорить ребенка. Особенно это относится «тяжёлых» детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих обстоятельствах для приобщения ребенка к сотрудничеству возможно применять игру.

Вопрос— главной элемент консультативной беседы. В большинстве случаев вопросы распределяются на три группы: 1) прямые, т.е. конкретно относящиеся к исследуемому предмету (у тебя имеется приятели?); 2) косвенные, помогающие опосредованно получить данные (что ты подаришь приятелю на сутки рождения?); 3) прожективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом либо группой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей имеется приятели?).

Применение вопросов второго и третьего типа нужно при обнаружении черт, тяжело поддающихся осознанию и в случаях, в то время, когда ответ может владеть высокой социальной желательностью.

Личная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: разрешить ребенку сказать совсем вольно и контролировать собственную догадку, руководя беседой.

В зависимости от целей изменяется содержание беседы (диагностическое интервью, экспериментальная беседа). Методика экспериментальной беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ тяжёлых обстановок у их причин и детей, обнаружение изюминок поведения ребенка в аналогичных обстановках, анализ способов саморегуляции, разработка советов приятелю, попавшему в подобную обстановку, определение источников получения информации у детей (Данилова ЕЖ, 1995).

Урок психологии

На уроках психологии возможно дать ребенку знания о нем и научить приобретать эти знания; оказать помощь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как понимания и процесс познания себя и других; содействовать личностному росту ребёнка, поиску и самоопределению жизненных сокровищ; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать данные о психотерапевтических функциях, образованиях и процессах; совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал подростков.

Ясно, что хорошая форма преподавания не разрешает действенно решать эти задачи. Мы рекомендуем применять лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные способы творческого самовыражения, социально-психотерапевтический тренинг, дискуссии, анализ конкретных обстановок, игровое моделирование, имитационные игры.

По форме уроки психологии напоминают социально-психотерапевтические тренинги, техника которых достаточно эклектична. Не обращая внимания на различие конкретного замысла, уроки нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, поскольку в намеченный план смогут вноситься трансформации по ходу занятия.

Очень направляться сообщить о роли учителя психологии. Она достаточно сложна, поскольку включает в себя функции педагога, психолога, начальника малой ее участника и группы в один момент. Как преподаватель, учитель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по дискуссии разных психотерапевтических неприятностей. Как психолог он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию, так, дабы это служило и целям обучения, и одновременно с этим содействовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания помощи. Как начальник малой группы психолог осуществляет управление всем процессом, меняя творчески разный стиль управления. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (Подвойская МЛ., 1993).

Конспект урока (1-й год обучения, 8-й класс)

Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внутреннем мире человека.

Движение урока

1. Приветствие.

— Какие конкретно предметы вы изучаете?

— Имеется ли предмет, где изучается человек?

— Имеется ли предмет, где бы вы определили себя?

По какой причине вводится предмет «Психология»? Его цель: изучение человека, получение знаний о себе, собственном внутреннем мире и использование этих знаний к собственной судьбе.

2. Давайте познакомимся (игра).

За 3—5 мин в свободной форме обрисуйте собственный чувство о отношении и психологе к нему. Нужно отразить как хорошие, так и отрицательные впечатления анонимно. После этого психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (наружность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его изюминок у различных людей. Самопрезентация обучающихся (фамилия, характерные качества и имя).

3. Беседа о психологии.

Психология — наука о душе. Что такое душа? Имеется ли душа у человека? Что такое душевный человек, болит душа, душа ушла в пятки, задушевный разговор.

4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, каковые относятся к психологии).

5. Демонстрации психотерапевтических опытов: «хромая мартышка», «маятник».

6. Диагностика (шкала самооценки Дембо — Рубинштейн: параметры здоровья, ум, темперамент, счастье, память, внимание, воля, воображение, обращение, общение, доброта, самоуважение).

Итоги: о чем говорили сейчас.

Домашнее задание: растолковать слова «душевный приятель», «душевная заболевание», «бездушный».

Консилиум

В задачи консилиума входит:

1. Обнаружение причин и характера отклонений в учении и поведении обучающихся.

2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.

3. Консультация в ответе непростых либо конфликтных обстановок.

Правила организации работы консилиума: уважение к личности и опора на хорошее, «не навреди», интеграция психотерапевтического и методического знания, т.е. большая педагогизация диагностики.

Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом советовать и осуществлять контроль, консилиум может рассматриваться как независимая форма коллективной интеллектуальной деятельности со своеобразным кругом диагностико-воспитательных задач.

Диагностическая функция консилиума содержится в изучении социальной обстановке развития, определении доминанты развития, способностей и потенциальных возможностей обучающихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде последовательности учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному начальнику, преподавателю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры смогут носить лечебный,под контролем которого находиться, дисциплинирующий, коррекционный темперамент.

Реабилитирующая функция предлагает защиту заинтересованностей ребенка, попавшего в негативные домашние либо учебно-воспитательные условия.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (начальник консилиума, психолог, школьный доктор, инспектор ИНД, эксперт-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица).

Методы подготовки совещания консилиума смогут быть различными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог употребляются на подготовительном этапе, в то время, когда составляется диагностическая карта обучающегося.

На втором этапе проводится совещание, на которое приглашаются обучающиеся и их родители. Процедурная схема совещания: оргкомитет, заслушивание чёрта, ее дополнение участниками консилиума, собеседование с родителями и обучающимися, подготовка педагогического диагноза, обмен предложениями и мнениями по коррекции обучающихся, выработка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по его составу и организации консилиума на учебный год, диагностические карты и журнал консилиума обучающихся. Издание консилиума заполняется психологом и содержит приблизительно следующие графы:

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Главные отклонения в поведении, деятельности и общении ученика Рекомендуемые меры

Содержание диагностической карты приводится в приложении. Психолого-педагогический консилиум может разглядывать и более широкий круг неприятностей, которые связаны с разделением обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профконсультации и профотбора и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в отечественной практике консилиумы «Профессиональные намерения» и «Трудный класс и возможности обучающихся класса».

Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Тяжёлый класс»

Цель: воспитания и трудностей коллективное изучение обучения обучающихся конкретного класса посредством школьной психотерапевтической работы; обнаружение обстоятельств, вызывающих затруднения обучающихся и преподавателей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих обстоятельств. .

Участники: психолог, педагог-эксперт, администрация, учителя трудящиеся в данном классе, классный начальник, представители классного актива.

Подготовительная работа

1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе (администрация, начальники методического объединения).

2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных обучающихся посредством бесед, анкетирования, наблюдения (психолог, педагоги).

3. Неспециализированное знакомство с классом, наблюдение по особой программе, беседа с учителями и классным руководителем (психолог, администрация).

4. Изучение межличностных взаимоотношений в классе посредством социометрической отношения и методики обучающихся к отдельным преподавателям (психолог).

5. Подготовка карты класса и отдельных обучающихся с рекомендациями психолога и предварительными характеристиками и педагога (психолог, школьный доктор, педагоги).

6. Согласование хода педконсилиума и условий его проведения (администрация, психолог, педагоги).

Движение консилиума

1. Психотерапевтическая и целевая установка.

2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических обстоятельств трудностей в работе с классом и дорог их устранения на конструктивной, доброжелательной базе.

3. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций педконсилиума.

4. Письменное оформление рекомендаций (табл. 3).

Таблица 3 Советы консилиума по теме «Тяжёлый класс»

Содержание Важные
1. Изучить межличностные отношения в классе, распознать фаворитов, отверженных, выяснить референтные группы, дать советы по формированию организации и классного коллектива КТД Психолого-педагогическая работа школы
2. Привлечь к занятиям психотерапевтической гимнастикой тяжёлых обучающихся этого класса Психолого-педагогическая работа школы
3. Совершить корригирующие занятия с учениками Психолого-педагогическая работа школы
4. Оказать помощь классному начальнику. Дать сильного наставника из референтных лиц — преподавателей класса. Осуществлять контроль его деятельность Администрация
5. Шепетильно подготовиться к внеклассным мероприятиям, продумывать тему, содержание, замысел работы, и методы приобщения тяжёлых ребят, спланировать организационные моменты Классный начальник
6. Взаимопосещение. Разработка единых требований. Ориентация на контактных, преподавателей. Обогащение методики, содержания, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения педагогической этики Преподавателя класса
7. Решись вопрос о замене литературы русского и учителя языка Администрация

Тренинг

Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, обучающимися, родителями, которая имеет собственной основной целью развитие компетентности общения. Социально-психотерапевтический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения и т.д. Любой тип тренинга имеет диагностическую задачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками.

Особенное значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия преподавателя относится к типу профессий «человек—человек». Предметом труда преподавателя есть второй человек, а одним из главных средств труда — общение. И однако педагогическое общение — камень преткновения современной школы. Коммуникативные свойства преподавателя (умение адекватно принимать другого, совершенно верно передавать ему переживания и информацию через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), в большинстве случаев, развиты слабо.

Цель социально-психотерапевтического тренинга (Т-группы) — развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы увеличиваются знания о том, как их принимают, какие конкретно формы их поведения приводят к одобрению, какие конкретно — осуждение и неприятие у окружающих. Помимо этого, у участников группы начинается свойство осознавать вторых людей, их взаимоотношения, они обучаются прогнозировать межличностные события.

Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие:

1. Самодиагностика:

а) получение конкретных сведений о себе;

б) выяснение, каким человек предстает в глазах вторых;

в) выяснение степени самостоятельности совершенного «Я».

2. Диагностика:

а) развитие самоанализа;

б) развитие умений дифференцировать эмоции, четко и светло высказывать себя;

в) осознание того, что открытие «Я» допустимо только в контакте с другими.

3. Проверка установок на образы вторых:

а) развитие понимания позиции другого;

б) формирование чувствительности к невербальным формам их проявления;

в) развитие умения слушать и осознавать другого;

г) психотерапевтическое действие.

Несколько формируется из педагогов, желающих повысить собственный социальный интеллект. Предельное количество участников в группе — 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество — 7—9 человек (микрогруппа).

Возможно выделить следующие главные условия проведения занятий в группе социально-психотерапевтического тренинга:

1. Люди собраны совместно в замкнутом пространстве.

2. Они не смогут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу).

3. В группе отсутствует заблаговременно заданная иерархическая структура.

4. В случае, если участники группы незнакомы между собой, то лучше не знакомить их (любой может придумать себе вымышленное имя).

5. В группе имеется человек (ведущий), что имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения х ощущений, переживаний, точек зрения.

6. Занятия группы должны проводиться в намерено оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией. Правила поведения в группе: любой участник группы может высказывать о каждом (среди них и о ведущем) все, что желает; любой участник обязан высказывать вслух мысли, каковые появляются «тут и сейчас» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Запрещено сказать о группе за пределами занятий.

Программа обучения в группе складывается из трех частей.

Первая часть — вводная лекция по проблеме общения. Участники знакомятся с механизмами психологии и общими понятиями группы, психологии общения.

Вторая часть — фактически тренировочная. Рекомендуемая продолжительность ее около 60 ч (длительность одного сеанса до 1,5 ч).

На протяжении занятий отрабатывается целая совокупность упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений и социального интеллекта:

1. Выработка умений органично и последовательно функционировать в публичной обстановке.,

2. Формирование мышечной свободы в ходе педагогической деятельности:

а) обнаружение зажатости;

б) постепенное зажатие и освобождение мускулатуры;

в) снятие и задержка напряжения.

3. Достижение преподавателем состояния собственного эмоционального благополучия в классе.

4. Развитие навыков произвольного внимания, сосредоточенности и наблюдательности.

5. Развитие несложных навыков общения.

6. Техника интонирования.

7. уточнение и Определение совокупности общения.

8. Развитие мимики и пантомимики.

9. Упражнения на педагогически целесообразные переживания.

10. Преодоление внушаемых черт.

11. Тренировка педагогической наблюдательности.

12. Построение коммуникативных задач урока.

13. логика и Техника речи, ее эмоциональность и выразительность.

14. Словесное педагогическое действие.

15. Образная задача информации.

16. Упражнения на маленький диалог.

17. Выбор жеста.

18. Воспроизведение жеста в ситуации педагогического действия.

19. решение и Выявление педагогической задачи:

а) ответ педагогических задач с целевыми установками;

б) инсценирование педагогической задачи;

в) действия преподавателя в предполагаемых обстановках.

20. Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении.

Третья часть программы обучения в Т-группе — анализ тренировочной части. Возможно предложить второй вариант замысла социально-психотерапевтического тренинга, включающего сочетания тренировочных занятий с теоретической подготовкой.

Замысел

социально-психотерапевтического тренинга «Педагогическое общение»

1. Ключевые принципы социально-психотерапевтического обучения. Формирование группы.

2. Социально-психотерапевтические факторы, обусловливающие эффективность учебно-воспитательного процесса.

3. самосовершенствование личности и Профессиональный рост преподавателя.

4. Самоанализ, самооценка преподавателя в педагогической деятельности.

5. Саморегуляция преподавателя в профессиональной деятельности.

6. Ресурсы «Я». Психодиагностика.

7. Самоанализ личного стиля общения.

8. взаимодействия и Невербальные средства общения.

9. Совершенствование коммуникативной компетентности посредством невербальных средств.

10. Сензитивность, ее компоненты. Психодиагностика.

11. познание и Социальная перцепция людьми друг друга.

12. Игровое моделирование проблемных обстановок общения.

13. конструктивные способы и Конфликт его разрешения. Психодиагностика.

14. Овладение принципами и навыками анализа настоящих педагогических обстановок.

15. Игровое моделирование проблемных педагогических обстановок.

16. самосовершенствование личности и Профессиональный рост преподавателя как условие гуманизации учебно-воспитательного-процесса.

Пара слов о требованиях, предъявляемых к психологу, ведущему Т-группы. Ведение группы социально-психотерапевтического тренинга — особенный вид преподавательской и психотерапевтической деятельности, требующий определенных личностных и опытных качеств. Ведущий группы обязан пользоваться полным доверием у обучаемых. Нужно не забывать, что знание психотерапевтических изюминок другого человека — необычная форма власти над ним. Из этого ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать и пресекать таковые у других участников, потому, что среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству успехи господства над окружающими. Ведущий обязан мочь «обезвреживать» появляющиеся острые обстановки, агрессивность, маскируемую под откровенность и прямоту. Запрещено кроме этого забывать о неявной напряженной жизни группы с ее широчайшим арсеналом средств невербальной коммуникации, владеющих не меньшей информативностью, чем звучащие слова. Этическая окраска межличностного опыта, приобретаемого участниками группы, решающим образом зависит от уровня и психологического профиля морального развития личности ведущего.

Перед тем как предложить участникам группы какую-то технику, ведущий обязан сам поработать с ней, причем существенно продолжительнее, чем это будут делать они. Конкретные нормативы тут назвать тяжело, но для приблизительной ориентировки возможно указать следующее. Перед тем как начать работу с группой, нужно, по крайней мере, около месяца каждый день тренироваться (самостоятельно либо с партнером) по 1—2 ч. Данный минимум работы должен быть проделан непременно, в противном случае мимо ведущего пройдут незамеченными многие серьёзные моменты в работе участников тренинга.

Обучение общению в группе социально-психотерапевтического тренинга имеет множество преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать громадную симпатию друг к другу, становятся более открытыми и выявляют громадную готовность к трансформации собственных установок, увеличиваются их инициативность и активность в поиске уникальных ответов. В группе создаются условия для усвоения психотерапевтического языка.

Обучение в группе разрешает участникам понять грань между процессуальным и содержательным качествами коммуникации. К примеру, «до свидания» возможно сказать с эмоцией глубокого сожаления либо с оттенком облегчения. Демонстрация эмоции облегчения при прощании может входить в сознательную программу одного из собеседников и преследовать цель явной дискриминации партнера, но возможно кроме этого нечаянным обнаружением скрытых целей (стремительнее избавиться от собеседника, дабы приступить к сотрудничеству с другими и т.п.). Разбор таких обстановок вероятен лишь в лабораторных условиях самоэкспериментирования и откровенной обработки связи (возвратной информации), т. е. в группе социально-психотерапевтического тренинга.

Обучение в группе разрешает осознать структурно-функциональные взаимоотношения в жизни коллективов и групп, что в большинстве случаев предстает перед повседневным сознанием в смешанном и исходя из этого неясном виде. Замечая образцы взаимоотношений между участниками собственной тренинговой группы, возможно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения возможно и исполнение группой собственных задач: как ставятся цели, составляются замыслы и как они определяют, что, в то время, когда и где делает любой участник.

Занятия в группах социально-психотерапевтического тренинга смогут стать ведущим методом развития коммуникативных свойств преподавателей, а следовательно, и методом увеличения их профессионализма.

Тренинг может входить в целостную совокупность сеансов психотерапевтической разгрузки, каковые проводятся в школьном кабинете психологом, доктором, в звукозаписи посредством средств, делающих разные функции: создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха); создание комфортной микросреды (звукоизоляция, влажность воздуха и оптимальная температура); стимуляция хороших чувств (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки); психомышечная тренировка.

Возможно выделить пять типов сеансов:

1. В водно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде).

2. Восстановительно-профилактические (устранение влияния и снятие утомления негативных факторов труда, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции).

3.Лечебно-оздоровительные (помощь влечении предболезненных состояний, начальных стадий нервных и жадно-соматических болезней).

4. Социально-психотерапевтические (улучшение социально-психотерапевтической среды деятельности в коллективе);

5. Информационные и учебно-воспитательные (сообщение разной информации, осуществление профессионально-прикладного развития, оказание воспитательного влияния).

Многообразие взаимоотношений, содержательных качеств, форм и моделей работы практического психолога образования предполагает их осознанный выбор на базе опытной рефлексии.

Контрольные вопросы

1. Какие конкретно требования к личности психолога предъявляются его работой?

2. В чем состоит специфика статусов психолога в совокупности образования?

3. Чем характеризуется модель и модель психолога его профессиональной деятельности?

4. Что такое авторская модель психотерапевтической работы?

5. На каких основаниях психолог сооружает модель психотерапевтической работы? .

6. Какова структура таковой модели?

Темы для семинарских занятии

1. Требования к профессиональной деятельности и личности психолога в совокупности образования.

2. Модели и, статусы практического психолога в совокупности образования.

3. Авторские модели психотерапевтической работы.

4. детский сад и Современная школа глазами психолога.

Задания для независимых занятий

1. Проанализируйте на базе профессиограммы собственные возможности опытной адаптации.

2. Совершите социально-психотерапевтическое изучение по проблеме: «Какой психолог нужен детскому саду (детскому дому)?».

3. Создайте авторскую модель психотерапевтической работы детского сада.

4. Создайте авторскую модель психотерапевтической работы детского дома.

Литература

Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Способы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М, 1996.

Как оказать помощь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. М, 1995.

Немов Р.С. Психология. — Кн. 2. М., 1995.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

Отарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рухкой. М, 1990.

Управление практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

Обучаемся общаться с ребенком / Сост. В.А. Петровский и др М„ 1993.

Глава 2

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК БАЗА

ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГА

Типичные ошибки психолога /психотерапевта. Практический опыт.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: