Организация логопедических занятий

Как мы знаем, что громадное значение для речевого и интеллектуального развития ребенка имеет намерено организованная коррекционная работа в соответствии с его личными изюминками.

Громаднейшую результативность в обучении детей с вторым уровнем речевого развития возможно достигнуть на занятиях с одним-двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это разъясняется тем, что дети значительно лучше принимают новый материал тогда, в то время, когда он обращен конкретно к каждому из них.

Личная форма работы в первые месяцы обучения есть самая эффектной, в случае, если длительность занятий образовывает 10-15 мин.. Спустя 2 месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2-3 человек, а время занятий расширить до 15-20 мин..

Во втором полугодии, в то время, когда дети уже обучатся деятельно вслушиваться в обращение логопеда и делать его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп может включать 4-5 человек. Это позволяет обеспечить совместные игры и уделить время организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.

Учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Наряду с этим ведущим принципом есть личностно-ори- ентированный подход к каждому ребенку.

Определяя содержание логопедических занятий, принципиально важно заострять внимание на предъявлении посильных требований к ребенку.

Громадный интерес к занятию дети проявляют тогда, в то время, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых довольно часто они сами являются участниками. направляться развивать у детей познавательный интерес. Для этого возможно применять сюрпризные моменты, различные формы поощрения. Все это в совокупности оказывает помощь активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения смогут выступать: картины, флажки, звездочки, крестики, разные знаки; картинки, фишки, медальоны; публичная оценка логопедом, детьми (аплодисменты), устная похвала, рукопожатие кукольного персонажа); трудовые подкрепления (сбор и раздача картинного материала, игрушек, контроль за исполнением заданий и т. д.).

Неизменно обращается внимание на соматически ослабленных детей, каковые скоро устают и их работоспособность падает. Исходя из этого в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Употребляются физкультминутки, другие приёмы и пальчиковая гимнастика с речевым ритмическим сопровождением.

Второй год обучения.

Дети с III уровнем речевого развития

Второй год обучения предусматривает три периода, любой из которых имеет собственную длительность, отличается задачами, объёмом и содержанием усваиваемого материала. :)ти этапы одновременно с этим взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих ;тапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

По окончании двухнедельного обследования логопед приступает к фронтальным (2 раза в неделю), ежедневным личным и подгрупповым занятиям.

Логопедические занятия

Логопедические занятия являются главной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех подготовки и компонентов речи к школе. Главными задачами этих занятий являются:

1. Развитие понимания речи, воспитание умения замечать и осмысливать явления и предметы окружающей действительности, что позволяет уточнить и увеличить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий, словоизменения и практических навыков словообразования; умение использовать простые распространенные предложения и кое-какие виды сложных синтаксических структур.

2. Формирование верного произношения звуков; развитие восприятия и фонематического слуха; закрепление навыков произнесения слов разной звукослоговой структуры; контроль за выразительностью и внятностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков синтеза и звукового анализа.

3. Обучение детей независимому высказыванию. На базе организованных навыков применения разных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об замеченном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных их серий и картин, составлять рассказ-описание.

Целый процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой совокупности должны включаться в яркое общение. Принципиально важно научить детей использовать отработанные речевые операции в подобных либо новых обстановках, творчески применять приобретённые навыки в разных видах деятельности.

Логопедические занятия по формированию лексико-грам- матических средств языка и формированию связной речи строятся с учетом требований как неспециализированной дошкольной, так и особой педагогики. Логопеду направляться четко:

• выяснить тему и цель занятий;

• выделить предметный, глагольный словарь, словарь показателей, каковые дети должны усвоить в активной речи;

• отобрать лексический и грамматический материал с учетом цели и темы занятий, этапа коррекционного обучения, личного подхода к речевым и психологическим возможностям детей (наряду с этим допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

• обозначить главные этапы занятия, продемонстрировав их взаимообусловленность и взаимосвязь, и сформулировать цель каждого этапа;

• обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыс- лительных заданий;

• включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля собственных действий и действий товарищей;

• при отборе программного материала учитывать Л жайшего развития дошкольника, потенциальные У ности, для развития интеллектуальной деятельности, сл форм восприятия, воображения;

• предусмотреть приемы, снабжающие при индивиду! v. ном подходе к детям вовлечение их в активную работу . в познавательную деятельность;

• включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Логопедические фронтальные занятия по формировшшю произношения планируются с учетом содержания и задач каждого периода обучения.

Специфика этого вида занятий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правил iпо произносимыми звуками. Смешиваемые звуки исключаются.

В каждом занятии непременно предусматриваются упражнения по закреплению верного произношения данного звуки (на материале слогов, слов, текстов и предложений), формированию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками синтеза и элементарного анализа. Необходимым есть включение заданий по формированию слухо-речевой памяти.

Фонетическое фронтальное занятие имеет несколько этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на эти занятия выносится изучение лишь верно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 мин. на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной изюминкой этих занятий есть кроме этого постепенная отработка имеющихся либо пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их верного фонетического оформления.

Особенное внимание направляться выделить организации самих занятий. Сначала учебного года нужно воспитывать у детей организационные навыки, разрешающие осуществить коллективную речевую деятельность. С целью этого рекомендуется давать детям возможность свободного размещения на протяжении занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, дабы им было комфортно разглядывать изучаемые предметы, наблюдать друг на друга, на логопеда, снабжая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, со своей стороны, окажет помощь добиться большей продуктивности обучения.

Принципиально важно в течении всего занятия поддерживать мотивацию общения.

Этому содействуют четкая и логичная совокупность подбора вопросов, направленных отдельным детям и подгруппе, умелый отбор тематики занятий, талантливой заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, и предварительная подборка материала для занятия посредством своих родителей. Логопед обязан ориентироваться на неспециализированные интересы детей, что разрешит активизировать их высказывания.

При определении структуры занятия нужно распределение эмоциональных моментов так, дабы самые интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В ходе работы, конечно, у детей появляются трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, талантливых вызвать у ребенка негативную реакцию. Вероятны различные варианты исправления неточностей:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь интерес всех детей к данному ответу, выяснить правильность его либо ошибочность;

в) предложить кому-то из детей исправить неточность;

г) повторить верный ответ хором, а после этого лично с ребенком, допустившим неточность.

Наряду с этим нужно, дабы работа детей над неточностями получала сознательный темперамент и носила форму коллективного разбора.

Одним из необходимых условий формирования верной, четкой и вразумительной речи есть воспитание активного произвольного внимания к речи. Принципиально важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную обращение, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, мочь слышать неточности в собственной речи и чужой. Фронтальные занятия по звукопроизношению в I периоде обучения не проводятся. Сейчас, учитывая громадные трудности произносительного характера, логопед лишь лично либо в

мелких подгруппах производит у детей правильные, коорди-

«

i тированные перемещения речедвигательного аппарата, уточняет верное произношение имеющихся звуков, вызывает отсутствующие звуки и развивает фонематический слух. Коррекция слоговой структуры и звуков разрешает понемногу добиться внятности речи и необходимой чёткости. Одновременно с этим, уточняя восприятие и произношение звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает базу для развития понимания речи, грамматической и словоизменения и морфологической системы словообразования. На личные занятия выносятся:

а) уточнение произношения несложных звуков типа: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, то, тъ, ф, фъ, в, аъ, б, бъ;

б) первоначальное закрепление и постановка отсутствующих звуков (к, кь, г, гь, х, хь, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р);

в) различение на слух согласных и гласных звуков;

г) выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т. п.); анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

Отработка звуков проводится так, дабы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и ЖД период) все дети умели его верно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

На личных занятиях по формированию верного звукопроизношения проводится серия особых упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов разной слоговой структуры.

Целый звукослоговой материал подбирается с учетом лишь верно произносимых фонем.

Понемногу по мере усвоения детьми звуков включается лексический материал с применением грамматических конструкций и знакомого словаря, к примеру, практическое потребление категорий единственного и глаголов настоящего и множественного числа существительных и прошедшего времени: утка — утки, летит утка, летят утки; купают — купали, катают — катали; категории притяжательных местоимений мужского и женского рода: моя юбка, мой кубик, мой домик и т. д.

Дети составляют простые предложения (по картине, при демонстрации действий, по вопросам), а после этого объединяют их в маленький рассказ. К примеру: Дети дома. Они оказывают помощь маме. Таня подметает помещение, Тома моет окно.

В один момент на личных занятиях проводятся упражнения по формированию фонематического восприятия: детей учат слышать звук в последовательности вторых звуков, слышать слог с заданным звуком в последовательности вторых слогов, определять наличие звука в слове. Все это подготавливает детей к умению выделять ударный гласный в начале слова (Аня, утка), запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (ауи), определять количество сказанных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй либо третий?). В ходе занятия логопед пользуется терминами «звук — слово».

Учитывая необходимость формирования и возрастные особенности детей у них неречевых процессов, на логопедических занятиях активно применяются игровые моменты, разнообразные упражнения на памяти и развитие внимания.

Так, к концу I периода обучения у детей расширяется количество верно произносимых слов и улучшается неспециализированная внятность речи. В один момент готовится база для осознанного восприятия более тяжёлых речевых звуков. Со своей стороны развитие фонематического восприятия формирует нужную базу для создания морфологических и грамматических обобщений.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамма- тических средств языка и формированию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

• развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную обращение, выделять заглавия предметов, действий, показателей, познание обобщающего значения слов;

• подготовку к овладению диалогической формой общения;

• практическое усвоение некоторых способов словообразования с применением существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;

• усвоение притяжательных местоимений мой-моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения методом практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

• умение поменять форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица единственного числа в изъявительное наклонение 3 лица единственного числа настоящего времени (дремли — спит, выпивай — выпивает);

• овладение навыками составления несложных предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине, по моделям:

а) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (отец, брат, сестра, девочка, мальчик) + выпивает чай (компот, молоко), просматривает книгу, газету;

б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? — Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? — Мама режет хлеб ножом.

Закрепление навыка составления маленького рассказа. Так как в I периоде формируются в основном речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13-14 занятий). На формирование начальных навыков связной речи отводится 6-7 занятий.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателем: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи — фрукты».

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка нужно создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе осмысления и восприятия объектов действительности. Главная цель этих занятий — обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному применению речевых средств. На занятиях этого типа уточняются заглавия предметов, их назначение, формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с заглавием предметов, привычных детям (стул, сиденье, спинка, ножки и т. д.; шкаф — полка, верхняя, нижняя створка; книга — страница, обложка). Дети обучаются собирать предметы по показателям (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку— зимнюю). Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (У Маши юбка — у Машеньки юбочка и т. д.).

Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, исходя из этого возможно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на привычные темы: «Игрушки», «Помещение», «Продукты питания». Дети обучаются принимать приставочные глаголы (налей — вылей воду, полей цветок; кинь мяч — перебрось — подбрось), делать действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под (положи книгу в коробку, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленый убери в коробку).

По окончании того, как любой ребенок выполнил словесное поручение, логопед требует остальных детей назвать, кто конкретно делал требуемое воздействие (кто выливал воду, поливал цветы и т. п.).

Особенное внимание обращается на правильное познание смысла предложений, где имеются слова, сходные по собственному звуковому составу, но различные по значению. В этих предложениях употребляются индивидуальные и возвратные глаголы (продемонстрируй, где мальчик катается на санках — где мальчика катают на санках), существительные в разных падежах (продемонстрируй, где кроха надевает шубу — где на малыша надевают шубу); притяжательные прилагательные (дай Коле карандаш — дай Колин карандаш ).

На базе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические и грамматические значения.

Логопед упражняет детей в таких элементарных формах устной речи, как ответ на вопрос, сперва краткий, после этого более распространенный, понемногу подводя их к овладению диалогом.

Обучение вопросно-ответным формам имеет определенную последовательность. Сначала логопед ограничивается односложными ответами (Что ты принес? — Мяч, матрешку ), а после этого переходит к отработке утвердительного либо отрицательного ответа (Ты принес мяч? — Нет, кубики).

С целью этого возможно проводить игру «Предугадай картину». Логопед раскладывает на столе привычные картины (кубики, барабан, ломик и др.), после этого предлагает детям забрать любую из них и положить так, дабы никто не видел, что нарисовано на ней. Затем, обращаясь поочередно к каждому из ребят, он пробует предугадать, какая у кого картина, и задаёт вопросы: «У тебя кубики? У тебя домик?» В случае, если логопед угадывает картину, ребенок ее показывает и дает положительный ответ: «Да, у меня кубики». Если не угадывает, — ответ направляться отрицательный: «Нет, у меня не кубики, а домик». Игра длится , пока все дети не откроют собственные картины.

Занятия по формированию словаря предусматривают работу над практическим потреблением в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками. В этих темах заложены довольно широкие возможности для развития эмоции языка в области морфологии.

Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обусловливает необходимость разработки особых приемов обучения. Так, первоначально дети делают действия, выраженные приставочными глаголами; после этого уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (сообщи, кто выливал сок, кто переливал, кто наливал). Наряду с этим их внимание все время направляется на трансформации значения выраженного той либо другой приставкой.

Потом логопед подчеркивает, как маленькие трансформации в звучании начальных частей слова отражаются на его смысловом значении.

После этого дети составляют предложения, применяя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для особой работы глаголов предварительно отрабатывается на личных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов разного слогового состава.

Вторым средством для практического усвоения элементарных форм словообразования есть потребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в трансформацию оттенков значения слов, вносимых тем либо иным суффиксом. Это содействует начальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в независимом образовании глаголов и форм существительных проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование грамматической правильности речи происходит на базе предварительно усвоенного материала по фонетике и лексике. Оно начинается с упражнений по сопоставлению и различению форм слов. Детей нужно научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в трансформации падежных окончаний одного и того же слова. Опыт говорит о том, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к верному применению этих форм в устной речи.

На занятиях отрабатываются падежные формы, самые употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка есть базой для создания различных типов предложения.

Чтобы дети умели верно строить и использовать в собственной речи простые предложения (распространенные и нераспространенные), принципиально важно, дабы все слова были им понятны. Логопед смотрит за порядком слов в предложении (при необходимости поправляет посредством вопросов), за верным потреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в числе и лице с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д.

На вопрос кто? дети отвечают по-различному: мама, отец, брат, сестра, мальчик, девочка и т. д.

На вопрос что делает? они кроме этого дают разные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует, выпивает, шьет и т. д.

Первоначально, применяя перечисленный выше лексический материал, дети составляют предложения типа: Мама сидит. Отец спит (именительный падеж существительного + согласованный глагол).

После этого модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.

Базой для организаций речевой практики детей помогают практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Составляя предложения по описанию разных действий, по содержанию картины и т. п., они обучаются связно говорить об замеченном.

Понемногу такие сообщения объединяются в маленький рассказ.

Ниже приводится примерный конспект одного из фронтальных занятий I периода обучения по теме «Приставочные глаголы».

Проведению занятия по теме «Приставочные глаголы» предшествовала громадная подготовительная работа воспитателя и логопеда. Логопед на личных занятиях по произношению отрабатывал слоговую структуру выделенных для работы слов (глаголов: наливает, поливает, выливает), получал дифференцированного произношения звуков ль-йот.

Воспитатель активизировал словарь по теме. С целью этого производилась беседа, в ходе которой было уточнено: Что повар готовит для детей в детском саду на первое? Какие конкретно напитки они выпивают на протяжении завтрака, обеда, полдника, ужина? Что доктор дает больному, дабы вылечить его? Что необходимо водителю чтобы трудился мотор автомобили? Кто смотрит за чистотой на участке детского сада? Кто заботится за садом? и т. д. и т. п. Все это помогло детям деятельно принимать участие в занятии.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»

Цель. Научить применять в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать.

Приблизительный движение занятия

Организационному моменту предшествует беседа с детьми:

— Кто в детском саду готовит для детей?

— Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник).

— А что выпиваете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко).

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и верно повторит за мной три слова:

• чай, кисель, компот;

• сок, кофе, какао;

• молоко, кефир, кофе;

• борщ, щи, свекольник;

• какао, сок, кисель.

II. Сообщение цели занятия

Логопед. Сейчас мы будем делать различные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и предугадай, что ты выпила? Нина. Воду.

Логопед.А сейчас вылей воду.

Нина выливает воду.

Дети. Нина выливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза лично, а после этого и дружно.

Логопед. Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?

Леня наливает воду.

Дети. Леня наливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза, а после этого и дружно.

Логопед. Поразмыслите, дети, однообразные действия выполнили Леня и Нина?

Дети. Различные.

Логопед. Верно. Налить — возможно во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — возможно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. взглянуть на эти напитки, что еще возможно налить?

Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей компота.

Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

Парни, а что наливает повар? Вспомните отечественную беседу в начале занятия.

Дети. Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.

Логопед. А что наливает водитель?

Дети. Водитель наливает бензин.

Логопед. Парни, а вдруг суп прокиснет либо чай остынет, их возможно вылить? Кто выполнит это воздействие и поведает нам о нем?

Дети. Маша выливает суп, чай.

Логопед. Послушайте еще раз, как мелкие части слова на-, вы- оказывают помощь верно выполнить воздействие.

После этого дети поднимаются и идут в природный уголок.

Логопед. взглянуть на цветы. Чтобы они отлично росли, их нужно поливать. Забери лейку, Нина, полей цветы.

Нина поливает цветы.

Дети. Нина поливает цветы.

Логопед. А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения.

Дети. Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поливает дорожку, улицу.

Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» появляется часть слова по-, высказывающая второе воздействие.

III. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед.А на данный момент сыграем. Пристально слушайте и рукоплещите лишь тогда, в то время, когда услышите, что я именую часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).

А сейчас вы исправьте мои неточности. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Оказались различные действия. К примеру: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с верным действием и интонационно выделяют первую часть слова.

IV. Составление предложений по картинам

Дети составляют предложения по двум картинам: доктор — лекарство, водитель — канистра. Маша — сок, дед — чай, садовник — цветы, отец — вода.

Логопед. У вас на столе конверты с картинами. На счет «раз» заберите конверты. На счет «два» дотянитесь картины и положите их перед собой, на счет «три» составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-дей-

ствий: наливает, выливает, поливает.

«

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Отец выливает воду. Доктор наливает лекарство. Водитель наливает бензин.

V. Результат занятий

Логопед. Сейчас на занятии мы делали различные действия и составляли предложения. Назовите, какие конкретно действия вы делали (имеются в виду действия, в заглавии которых имеется частички на, по, вы)?

II период обучения

(декабрь, январь, февраль, март)

Во II периоде обучения речевые возможности детей существенно возрастают. Коррекционно-воспитательная работа логопеда направлена на интенсивное развитие начальных навыков монологической речи. Это подготовлено тем, что у детей существенно возрос запас пассивных речевых средств, улучшилось слуховое восприятие, показалось более осознанное и дифференцированное потребление отработанного лексико-грам- матического материала с применением последовательности поставленных звуков. Изменяется и речевое поведение детей. Они становятся более активными в общении, применяют накопленные речевые умения в несложных коммуникативных обстановках.

Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю. Наряду с этим решаются следующие задачи:

а) закрепление в собственной речи верного произношения звуков, уточненных либо исправленных на личных занятиях I периода;

б) первоначальная автоматизация и постановка отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков в соответствии с данными первичного обследования детей;

в) предстоящее усвоение слоговых слов и структур дешёвого звукослогового состава;

г) формирование фонематического восприятия на базе четкого различения звуков по показателям: глухость — звонкость; твердость — мягкость и др.;

д) воспитание готовности к начальным навыкам синтеза и звукового анализа.

На фронтальных занятиях изучается и уточняется произношение согласных: л, т, к, в, ф, м, к, х в жёстком и мягком вариантах; звуков л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р.

сроки и Последовательность изучения перечисленных звуков смогут варьироваться в зависимости от личных проявлений недостатка.

Потому, что звуки п, т, к, в, ф, м, и, х не вызывают, в большинстве случаев, трудностей и произношении, они смогут употребляться в качестве полноценной опоры для развития четкого фонематического восприятия, и для воспитания навыка произношения усложненных слоговых структур.

Звуки, отнесенные к более тяжёлым для произнесения (л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, р, л), нуждаются в отработке артикуляции, в автоматизации в разных позициях и в уточнении их восприятия на слух.

Работа по формированию фонематических представлений предполагает определенную последовательность: от четкого восприятия верно произносимых ребенком фонем (типа: п, т, к) к различению звуков, быстро отличающихся артикуляционным укладом, и понемногу к разделению звуков, родных по акустико-артикуляционным показателям (п — б, с — 3, с — шит. п.).

На отработку каждого звука планируется приблизительно 2 занятия. Исключение образовывает звук с (5 занятий). Это разъясняется тем, что принципиально важно особенно шепетильно отработать различение и артикуляционный уклад данного звука, поскольку он есть хорошей базой для появления последующих звуков.

В один момент длится работа по предстоящему формированию фонематического восприятия. направляться не забывать, что у детей с ОНР рецептивные умения формируются понемногу. Сперва проводятся упражнения по различению звуков по звонкости и признаку глухости, твёрдости и мягкости. На доступ- ном материале расширяется количество слов для повторения и запоминания. Появляется возможность заучивания слов со сходными звуками (зуб — суп, коза — коса), небольших текстов и предложений, что есть новой ступенью сложности.

Громадное внимание на этих занятиях уделяется выделению звуков на слух; Причем изучаемый звук (к примеру, с) непременно сравнивается со всеми звуками, среди них и с теми, каковые дети еще не смогут верно произносить. Это есть одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной стороны, а с другой — активизирует и облегчает последующий процесс, который связан с разделением звуков. Поясним это на примере. Так, для различения, к примеру, на слух звука с логопед предлагает послушать последовательность звуков: с, з, с, ц, с, ш, с, щ, ц и вычленить из него изучаемый. Потом дети в последовательности слов определяют слова лишь со звуком с. Сперва предлагаемый последовательность складывается из 2-3 слов с «далекими» звуками (сумка, ракета, кубик). После этого понемногу количество слов возрастает, а сами слова становятся более сложными по звуковому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка).

Понемногу логопед подводит детей к исполнению заданий типа: отобрать картины с заданным звуком (сперва при активной помощи логопеда), после этого придумать слова с этим звуком.

Отличительной чертой II периода обучения есть применение перечисленных видов на достаточно ограниченном речевом материале. Это обусловлено тем, что выдерживается методическое требование: усложнение новой слоговой структуры осуществляется лишь на базе отлично отработанных звуков.

Логопед обращает внимание детей на отчетливое произнесение окончаний прилагательных (-ай, -ой, -ые и др.), существительных в косвенных падежах и глаголов в соответствии с материалом, изучаемым на занятиях по формированию речи.

Личные и подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения, так же как и в I периоде обучения, носят опережающий темперамент.

В ходе подготовки детей к элементарным навыкам синтеза и звукового анализа логопед обязан научить их выделять звук в последовательности вторых звуков, слог с заданным звуком в последовательности вторых слогов, определять наличие звука в слове, гласный в начале слова в позиции под ударением и начальный согласный.

Дети упражняются в воспроизведении звукового последовательности, определяют количество и порядок звуков в нем (а у — а у и).

К концу II периода обучения дети должны мочь выяснить гласный в прямом слоге и в односложных словах.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ

Курс логопедических занятий \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: