Определение направленности личности

(ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности на данный момент употребляется ориентационная анкета.

Анкета складывается из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых вероятны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент обязан выбрать один ответ, что в громаднейшей степени высказывает его мнение либо соответствует действительности, и еще один, что, напротив, самый далек от его мнения, либо же наименее соответствует действительности. Ответ самый приобретает 2 балла, наименее – 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, собранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности раздельно.

Посредством методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на удовлетворение и прямое вознаграждение безотносительно сотрудников и работы, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – рвение при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но довольно часто в ущерб исполнению конкретных заданий либо оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в эмоциональных отношениях и привязанности с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в ответе деловых неприятностей, исполнение работы как возможно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, свойство отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно с целью достижения неспециализированной цели

Инструкция

Опросный лист складывается из 27 пунктов. По каждому из них вероятны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на любой из пунктов выберите тот, что оптимальнее высказывает вашу точку зрения по этому вопросу. Быть может, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными Однако, мы просим вас отобрать из них лишь один, то есть тот, что в громаднейшей степени отвечает вашему точке зрения (и более всего ценен для вас).

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на
странице для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой БОЛЬШЕ ВСЕГО

2. После этого из ответов на любой из пунктов выберите тот, что дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, снова напишите на странице для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой МЕНЬШЕ ВСЕГО.

3. Так, для ответа на любой из вопросов вы используете две буквы, каковые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым!

Среди вариантов ответа нет хороших либо нехороших, исходя из этого не старайтесь предугадать, какой из ответов есть верным либо лучшим для вас.

Иногда осуществляйте контроль себя, верно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы найдёте неточность, исправьте ее, но так, дабы направление было четко видно.

Тестовый материал

1. Громаднейшее удовлетворение я приобретаю от:

А. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана отлично.

В. Сознания того, что меня окружают приятели.

2. Если бы я игрался в футбол (волейбол, баскетбол), то я желал бы быть:

А. Тренером, что разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом есть тот, кто:

А. Проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет личный подход.

Б. Приводит к интересу к предмету, так что обучающиеся с наслаждением углубляют собственные знания в этом предмете.

В. Формирует в коллективе такую воздух, при которой никто не опасается высказать собственный мнение.

4. Мне нравится, в то время, когда люди:

А. Радуются выполненной работе.

Б. С наслаждением трудятся в коллективе.

В. Стремятся выполнить собственную работу лучше вторых.

5. Я желал бы, дабы мои приятели:

А. Были отзывчивы и помогали людям, в то время, когда для этого представляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

В. Были умными и занимательными людьми.

6. Лучшими приятелями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения

Б. На кого в любой момент возможно положиться.

В. Кто может многого достигнуть в жизни.

7. Больше всего я не обожаю:

А. В то время, когда у меня что-то не получается.

Б. В то время, когда портятся отношения с товарищами.

В. В то время, когда меня осуждают.

8. По-моему, хуже всего, в то время, когда педагог:

А. Не скрывает, что кое-какие обучающиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

В. Плохо знает предмет, что преподает.

9. В юные годы мне больше всего нравилось:

А. Убивать время с приятелями.

Б. Чувство выполненных дел.

В. В то время, когда меня за что-нибудь восхваляли.

10. Я желал бы напоминать тех, кто:

А. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечены своим делом.

В. Отличается дружелюбием и доброжелательность

11. Первым делом школа обязана:

А. Научить решать задачи, каковые ставит жизнь

Б. Развивать, в первую очередь, личные свойства ученика.

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного время охотнее всего я применял бы его:

А. Для общения с приятелями.

Б. Для развлечений и отдыха.

В. Для собственных любимых дел и самообразования.

13. Громаднейших удач я получаю, в то время, когда:

А. Тружусь с людьми, каковые мне красивы.

Б. У меня увлекательная работа.

В. Мои упрочнения отлично вознаграждаются.

14. Я обожаю, в то время, когда:

А. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от отлично выполненной работы.

В. Приятно провожу время с приятелями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, дабы:

А. Поведали о каком-либо занимательном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось принимать участие.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Непременно поведали о коллективе, в котором я тружусь.

16. оптимальнее я обучаюсь, в случае, если учитель:

А. Имеет ко мне личный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

В. Устраивает коллективные дискуссии изучаемых неприятностей.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного преимущества.

Б. Неудача при исполнении ответственного дела.

В. Утрата друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех.

Б. Возможности хорошей совместной работы.

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не обожаю людей, каковые:

А. Вычисляют себя хуже вторых.

Б. Довольно часто ссорятся и конфликтуют.

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, в то время, когда:

А. Трудишься над серьёзным для всех делом.

Б. Имеешь довольно много друзей.

В. Приводишь к восхищению и всем нравишься.

21. По-моему, первым делом начальник должен быть:

А. Дешёвым.

Б. Авторитетным.

В. Требовательным.

22. В свободное время я с радостью прочёл бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни известных и занимательных людей.

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были свойстве к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером.

Б. Композитором.

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать увлекательный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня ответственнее всего знать:

А. Что я желаю сделать.

Б. Как достигнуть цели.

В. Как организовать людей с целью достижения цели.

26. Человек обязан стремиться к тому, дабы:

А. Другие были им довольны.

Б. В первую очередь выполнить собственную задачу.

В. Его не требуется было упрекать за выполненную работу.

27. оптимальнее я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с приятелями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

В. 3анимаясь своим любимым делом.

Я О Д Я О Д
А В Б Б В А
Б В А А В Б
А В Б А В Б
В Б А А Б В
Б А В А Б В
В А Б В Б А
В Б А Б А В
А Б В Б А В
В А Б В А Б
А В Б Б В А
Б В А А В Б
Б А В В А Б
В А Б Б А В
А В Б

Тест-опросник Шмишека

Тест-опросник IIIмишека диагностирует акцентуации характера подростков и взрослых.

В соответствии с теории об акцентуации Леонгарда, существуют люди с акцентуациями характера. Акцентуация – это заострение некоторых, свойственных каждому человеку, личных особенностей.

Выделяют 10 типов акцентуации (по Леонгарду):

1. Застревающие – люди, продолжительно не забывающие обиды.

2. Гипертимные – личности с чрезмерно повышенным настроением.

3. Эмотивные – весьма ранимые, все глубоко ощущающие.

4. Тревожные – робкие в себе.

5. Педантичные – люди, для которых аккуратность и порядок есть смыслом жизни.

6. Демонстративные – эгоцентристы, стремятся любым методом появляться в центре внимания.

7. Циклотимные – личности с резкими перепадами настроения.

8. Дистимичные – со склонностью к пессимистичному настроению.

9. Возбудимые – склонны к повышенной, импульсивной реакции в сфере влечений.

10. Экзальтированные люди с чрезмерными эмоциональными переживаниями, сверхчувствительные.

Итак, тест Шмишека содержит 10 шкал, в соответствии с десятью типами акцентуированных личностей. Состоит он из 88 вопросов, на каковые нужно ответить да либо нет. Количество совпадений с ключом умножается на значение коэффициента, которое у каждой акцентуации собственный. В случае, если полученная величина превышает 18, то направляться сказать об акцентуации.

Перейдем к следующему типу тестов.

Тесты интеллекта

Эта несколько тестов направлена на изучение уровня умственного развития человека. Результатом этих тестов есть определение коэффициента интеллекта (IQ). Под интеллектом подразумевают функции и познавательные процессы (мышление, память, внимание).

Он вычисляется методом деления количества выполненных заданий на умножения и паспортный возраст клиента взятого результата на 100. Показатель IQ соответствующий норме, вычислялся посредством особой аппаратуры. Норма IQ – от 84 до 116. В случае, если IQ оказался ниже 84, это показывает низкий уровень интеллекта, в случае, если выше 116 – большой.

Наровне с показателем умственного развития тесты данной группы разрешают выяснить свойства нервной совокупности (лабильность — инертность), скорость протекания мыслительных процессов.

Тесты интеллекта активно используются при приёме на работу, при поступлении в учебные заведения, во время обучения.

Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном (1879). Громаднейшей популярностью на данный момент у отечественных психологов пользуются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, КОТ Бузина.

Тест Векслера

Данный тест разрабатывался и дополнялся с 1939 г. по 1981 г.

Он разрешает выяснить не только уровень интеллекта (вербального и невербального), но и темперамент умственной неполноценности.

Тест включает 12 разделов, в которых сгруппированы тесты по темам. Расположены они от несложного к сложному.

Вербальный (словесный) интеллект оценивается по 6 разделам:

1-й раздел образовывает 30 вопросов из житейских и научных областей знаний.

2-й раздел включает 14 вопросов, каковые контролируют понятливость.

3-й – содержит 16 математических задач.

4-й – это 16 заданий на поиск сходства между понятиями.

5-й раздел определяет количество словарного запаса.

6-й – требует повторить по памяти последовательность цифр.

Невербальный интеллект оценивают следующие 6 разделов:

7-й раздел содержит 20 картин, на которых отсутствуют кое-какие подробности. Их нужно назвать.

8-й раздел представлен 11 картинами, каковые нужно сложить так, дабы оказался рассказ.

9-й – кубик Коса (из кубиков нужно сложить орнамент по примеру).

10-й – это складывание фигур из частей.

11-й – по примеру закодировать цифры.

12-й – нужно отыскать выход из изображенных лабиринтов.

Тест интеллекта Амтхауэра

Тест диагностирует вербальный интеллект, математические, гуманитарные, техспособности, пространственное мышление, память. Рекомендован для людей от 13 до 60 лет.

Тест складывается из 9 субтестов. Всего обследуемому предлагается 176 заданий.

1-й субтест диагностирует языковое чутье.

2-й – контролирует умение классифицировать.

3-й субтест определяет умение обнаружить аналоги.

4-й – оценивает свойство обобщать.

5-й, 6-й – оценивают уровень математического мышления.

7-й и 8-й субтесты исследуют пространственное воображение.

9-й – диагностирует память и внимание.

Неспециализированное время обследования — 90 мин.. При подсчете баллов (не считая 4-го субтеста) каждое верное ответ оценивают в 1 балл, подсчитывают и переводят в шкальные оценки.

Так, тест выявляет определенные центры тяжести интеллекта. Неспециализированный уровень интеллекта оценивается суммой баллов по всем субтестам.

Тест Равена (прогрессивные матрицы Равенна)

Данный тест диагностирует невербальный интеллект, логическое мышление. Употребляется он для обследования людей от 8 до 65 лет, имеет черно-белый и цветной вариант. Всего 60 матриц с пропущенными элементами. Тест содержит 5 разделов по 12 матриц в каждом. Испытуемому предлагают картинки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 фигур.

Тестируемому нужно выяснить закономерность трансформации фигур и указать верный вариант фигуры.

Время исполнения задания – 30 мин.. На бланке ответа испытуемый пишет номер задания и около него отмечает номер выбранного рисунка.

К примеру:

Определение направленности личности

Краткий отборочный тест

Вопросы

1. Одиннадцатый месяц года – это:

1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.

2. Жёсткий есть противоположным но значению слову.

1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – твёрдый, 5 – неподатливый.

3. Кaкoe из приведенных слов превосходно от вторых:

1 – определенный, 2 – вызывающий большие сомнения, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный?

4. Ответьте да либо нет.

Сокращение н. э. свидетельствует новой эры?

5. Какое из следующих слов превосходно от вторых:

1– петь, 2 – звонить, 3 – болтать 4 – слушать, 5 – сказать.

6. Слово идеальный есть противоположным по значению слову:

1– незапятнанный, 2 – возмутительный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – хороший.

7. Какое из приведенных слов относится к слову жевать как обоняние к слову шнобель:

1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый?

8. какое количество из нижеприведенных пар слов являются абсолютно аналогичными?

Sgarp. M.G. Sgarp, M.G.

Filder, Е.Н. Fielder, Е.Н.

Conner, M.G. Connor, M.G.

Woemer, O.W. Woesmer, O.W.

Soberguist, B.R. Soberguist, P.R.

9. Ясный есть противоположным по значению:

1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.

10. Предприниматель приобрел пара подержанных машин за 4500 американских долларов, реализовал за 5500 американских долларов, получил на этом 50 долларов за автомобиль. какое количество машин он перепродал?

11. Слова стук и сток имеют:

1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 рублей. какое количество стоит 1,5 дюжины?

13. какое количество из этих 6-ти пар чисел являются абсолютно однообразными?

14. Близкий есть противоположным слову:

1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – другой.

15. Какое число есть мельчайшим?

60,7 9 36 0,31

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, дабы оказалось верное предложение. В качестве ответа пишите две последние буквы окончательного слова:

имеется соль любовь судьбы

17. Какой из нижеприведенных картинок самый отличен от вторых?

Определение направленности личности Определение направленности личности Определение направленности личности

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раза больше, чем второй. какое количество поймал второй?

19. Восходить и возродить имеют:

1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, дабы оказалось утверждение. Если оно верное, то ответом будет П, в случае, если неправильно — Н.

Мхом обороты камень набирает заросший

21. Две из нижеприведенных фраз имеют однообразный суть.

1. Следить за ситуацией .

2. Безлюдный мешок не следует.

3. Трое врачей не лучше одного.

4. Не все то золото, что сверкает.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно находиться вместо символа ?:

73 66 59 52 45 38 ?

23. ночи и Длительность дня в сентябре практически такая же, как и в:

1 – июне, 2 – марте, 3 – мае, 4 – ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1– правильно, 2 – неверно, 3 – неизвестно.

Все передовые люди – члены демократической партии. Все передовые люди занимают большие посты. Кое-какие члены демократической партии занимают большие посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 секунд?

26. В случае, если высказать предположение, что два первых утверждения верны, то последнее: 1– правильно, 2 – неверно, 3 – неизвестно.

Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 американского доллара. какое количество килограммов фарша возможно приобрести за 80 центов?

28. Расстилать, растянуть. Эти слова:

1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи по смыслу, ни противоположны.

29. Поделите эту фигуру прямой линией на две части так, дабы, сложив их совместно, возможно было бы взять квадрат.

Определение направленности личности

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – правильно, 2 – неверно, 3 – неизвестно.

Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровались с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль Жигули ценой 2400 долларов был уценен на протяжении сезонной распродажи на 33’/3%. какое количество стоил автомобиль на протяжении распродажи?

32. Три из пяти фигур необходимо соединить так, дабы оказалась равнобедренная трапеция:

Определение направленности личности Определение направленности личности Определение направленности личности Определение направленности личности

33. На платье требуется 2’/3 м ткани. какое количество платьев возможно сшить из 42 м?

34. 3начения следующих двух предложений: 1 – подобны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое врачей не лучше одного.

Чем больше врачей, тем больше заболеваний.

35. Увеличивать, расширять. Эти слова:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

36. Суть двух британских пословицу: 1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик приобрел ящик с апельсинами за 3,6 американского доллара. В коробке было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще перед тем, как он реализует все апельсины. По какой цене ему необходимо реализовывать апельсины, для получения прибыли в’/З закупочной цены?

38. Претензия, претенциозный. Эти слова по собственному значению:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 руб., то какое количество килограммов возможно было бы приобрести за 50 коп.?

40. Один из участников последовательности не подходит к вторым. Каким числом вы бы его заменили:

1/4, 1/8, 1/8, 1/4, 1/8, 1/8, 1/4, 1/8, 1/6

41. Отражаемый, мнимый. Эти слова:

1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

42. какое количество соток образовывает участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны:

Хорошие вещи недороги, нехорошие дороги.

Хорошее уровень качества обеспечивается простотой, нехорошее – сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12’/2% случаев. какое количество раз обязан выстрелить солдат, дабы поразить ее сто раз?

45. Один из участников последовательности не подходит к вторым. Какое число вы бы поставили на его место?

1/4, 1/6, 1/8, 1/9, 1/12, 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу Интенсивник решили поделить прибыль поровну. Т. положил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. –
2000 руб. В случае, если прибыль образовывает 2400 руб., то на какое количество меньше прибыли возьмёт Т. если сравнивать с тем, как если бы прибыль была поделена пропорционально вкладам?

47. Какие конкретно две из приведенных пословиц имеют сходный суть?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не солдат.

3. Лес рубят – щепки летят.

4. Не все то золото, что сверкает.

5. Не по виду делай выводы, а по делам смотри.

48. 3начение следующих фраз: 1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят – щепки летят.

Громадное дело не бывает без утрат.

49. Какая из фигур самый хороша от вторых?

Определение направленности личности Определение направленности личности

Определение направленности личности

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил применять шрифт двух размеров. При применении шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1 200. Статья обязана занять 21 полную страницу в издании. какое количество страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

1 – 3 26 – 1
2 – 3 27 – 1
3 – 4 либо 2 28 – 1
4 – да 29 – 2-13
5 – 4 30 – 3
6 – 2 31 – 1600
7 – 4 32 – 1,2,4
8 – 1 33 – 18
9 – 5 34 – 3
10 – 20 35 – 1
11 – 3 36 – 1
12 – 270 37 – 0,48 за дюжину
13 – 4 38 – 1
14 – 3 39 – 20
15 – 0,31 40 – 1/8
16 – ни 41 – 3
17 – 4 42 – 14
18 – 4 43 – 1
19 – 3 44 – 800
20 – н 45 – ‘/1o
21 – 5 либо З 46 – 280
22 – 31 47 – 4 и 5
23 – 2 48 – 1
24 – 1 49 – 3
25 – 15м 50 – 17

Любой верный ответ оценивается в 1 балл, по окончании сравнивается с таблицей Медиальные нормы теста.

Медианные нормы теста

Несколько стандартизации Медианная норма Станд. откл.
Главы отделов, лабораторий 6,9
Служащие ведомств и министерств 5,2
Студенты МГУ, супруг 8,1
Студенты МГУ, жен. 8,8
Студенты (спец. — «электрооборудование») 4,3
Инженеры электросвязи 4,6
Школьники 6 кл. мальчики девочки 9,1 4,4

Тесты свойств

К данной группе относятся тесты, изучающие скорость и точность перемещений, пальцев и ловкость рук. Все эти показатели крайне важно изучать для профориентации. При исполнении большинства таких тестов требуется особая аппаратура. 3а пределом популярны тест ловкости Стромберга и тест манипуляции с небольшими предметами Крауфорда. У нас – тест М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого (испытуемому предлагают в стремительном темпе поочередно каждой и обеими руками совместно обводить карандашом фигуры, завязывать узлы и т.п.).

Среди тестов свойств имеется особые таблицы, изучающие остроту зрения, цветоразличия. А для изучения остроты слуха довольно часто применяют тест музыкальной одаренности Сишора.

Современные методики по обнаружению свойств на данный момент создают в форме бланков. Это возможно серия картин с изображением устройств, подробностей и вопросы к каждой картине (тест Беннета, к примеру, на обнаружение техспособностей и знаний), а возможно и батарея тестов. самые известными являются: батарея тестов неспециализированных свойств (GATB), батарея тестов дифференциальных свойств (DAT).

DAT создана для школьников и окажет помощь в их профориентации. Состоит она из 8 субтестов, изучающих языковую грамотность, способности в математике, абстрактное мышление, точность и скорость восприятия.

GATB создана Работой занятости США. Эта методика включает в себя специальное приспособление и бланки. Складывается из 12 субтестов, каковые исследуют уровень развития умственных свойств, словарный запас, пространственное восприятие, скорость восприятия, ловкость рук, пальцев. По окончании проведения теста психолог-диагност вычерчивает тестовый профиль испытуемого, что наглядно показывает свойстве испытуемого на момент тестирования. Оказавшийся профиль сравнивают с примером, и на базе этого сравнения советуют вид деятельности, профессии.

Проективные методики

И еще одна разновидность тестов, направленных на изучение личности – проективные методики. Основаны они на принципе приписывания вторым людям тех желаний и качеств, каковые имеется в самом человеке, но подавляются им. Данный единый психотерапевтический механизм именуется проекция. Из этого и наименование методик – проективные.

Вытесненные в бессознательное желания и страхи проявляются в ассоциациях, оговорках, снах, картинках и через восприятие картинок.

Проективный подход в психодиагностике очень резко отличается от классических методик. Проективная психология зародилась и развивалась как необычный протест против психометрических тестов, не оправдавших тех громадных надежд, каковые на них возлагались. На развитие проективных методик оказали влияние работы Юнга, 3. Фрейда, идеи Л. Франка, цикл работ Дж. Брунера, Л. Потсмена.

Среди качеств, каковые диагностируют проективные методики, возможно назвать интересы, ориентации, страхи, потребности личности. Известность имеют: тест чернильных пятен Роршаха, тест ТАТ, тест Розенцвейга, тест Люшера. Для диагностики ребенка больше подходят не словесные способы (особенно в случае, если обращение у ребенка слабо развита), а картинки. Его просят нарисовать дом, дерево, человека, семью, несуществующее животное. Отдельные подробности картинок имеют конкретное значение, принципиально важно и неспециализированное чувство.

Тест Роршаха

Создан он в 1921 г. Среди проективных методик, пожалуй, самый популярный.

Кроме диагностики неспециализированной направленности личности тест оказывает помощь выяснить реалистичность восприятия действительности, отношение к окружающему миру, наличие тревожности.

Тест данный складывается из 5 тёмных и 5 цветных чернильных пятен. Обследуемый говорит, на что похоже каждое пятно, что оно напоминает.

Нужно вести дословную запись ответов, следить за поведением обследуемого во время подготовки к ответу. Нужно заявить, что диагностические показатели теста Роршаха не имеют строго однозначного психотерапевтического прочтения, но эффективность и надёжность его доказана. Анализ результатов этого теста может проводить лишь высококвалифицированный психолог-диагност, он несет персональную ответственность, за моральный ущерб при неправильного диагноза.

Общий психологический практикум. Лекция 18. Выявление профессиональной направленности личности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: