Обследование семьи детей с неврозами

При изучении семьи детей с неврозами используется клинико-анамнестический способ, дополненный психотерапевтическим и социально-психотерапевтическим способами. Разделение их условно, поскольку совместно они составляют клинико-психологический способ изучения неврозов.

При обращении к психотерапевту своих родителей больного ребенка обращение в большинстве случаев идет о терапевтически резистентных случаях с долгим течением невроза. Это позвано не только отсутствием результата лекарственной терапии и слишком мало интенсивной и направленной помощью психотеропевта в отношении больного, но и наличием невроза у одного либо нескольких взрослых участников семьи, содействующего заболеванию ребенка и являющегося препятствием для его выздоровления. При патологическом функционировании семьи, одним из выражений которого есть невроз ребенка, не всегда легко распознать первичный источник невротического заболевания, поскольку один из своих родителей может отсутствовать на приеме, а показания другого не всегда объективны. Исходя из этого мы приглашаем на первичный прием обоих своих родителей. Этим подчеркивается заинтересованность доктора в контакте со всей семьей, а не с отдельными ее «лучшими» либо «нехорошими» представителями. Отсутствие одного из своих родителей может указать на проблемный темперамент домашних взаимоотношений, в то время, когда один из них игнорирует необходимость лечения ребенка, не придает этому должного значения либо вычисляет вторых участников семьи важными за создавшееся положение. Высказывая сожаление по поводу отсутствия отца либо матери, при последующих визитах мы предоставляем им возможность поочередно приходить с ребенком на прием. Подобная установка создаст дополнительный стимул для визита доктора отсутствующим в первоначальный раз родителем. Прием проходит в кабинете, где находятся игрушки и картинки детей, в непринужденной обстановке, создаваемой приемом без халата, отсутствием медицинской посторонних лиц и сестры, беседой в креслах около столика.

Сначала для беседы приглашается мать, а папа остается с ребенком в холле, где имеются игрушки и детские книжки. Само ожидание приема выступает в качестве естественного опыта, в то время, когда обнаруживается неумение своих родителей занять ребенка, наладить с ним взаимоотношения, непоследовательность и эффективность в обращении. В ходе непродолжительной беседы с матерью удается составить представление об главных проблемах, связанных со отношениями и здоровьем ребёнка в семье. По окончании ее ухода в кабинет приглашается папа, что кроме этого излагает собственный мнение о тревожащих его и других участников семьи вопросах. Беседа с отцом менее продолжительна, поскольку нет вопросов, касающихся раннего анамнеза.

Поочередное выслушивание жалоб обоих своих родителей, как и раздельное получение от них анамнестических сведений, имеет последовательность преимуществ. Любой из своих родителей независимо от взаимоотношений в семье может высказать мнение о ситуации и раскрыть кое-какие из собственных личных неприятностей. Так, удается составить более полное представление об отношениях в семье и об личном понимании ее неприятностей. Возможность вольно поделиться некоторыми из наболевших вопросов в уверенности, что собеседник осознает и окажет помощь, имеет необыкновенное значение в плане создания у своих родителей психотерапевтически ориентированной мотивации, доверия и искренности в ходе последующих диагностических и психотерапевтических встреч.

По окончании беседы с отцом проводится прием больного. В случае, если ребенок обнаруживает беспокойство и страх без матери, то беседа заменяется игровым контактом в ее присутствии. После этого больной остается в холле в сопровождении медицинской сестры либо один, в случае, если разрешает его возраст. В кабинет приглашаются оба родителя, и доктор высказывает собственный мнение о состоянии ребенка. Цель совместной беседы пребывает в подчеркивании возможности обращения оказания и актуальности родителей медицинской помощи ребенку при условии сотрудничества с доктором. В беседе отмечаются без детализации связь состояния ребенка с неспециализированной эмоциональной воздухом семьи и хорошие стороны его личности. Не дается обещаний скорого исцеления, скорее напротив, внимание своих родителей сосредоточивается на серьезности неприятности и на необходимости их активного и яркого участия в ходе психотерапии. Такая постановка вопроса значительна, поскольку часто тот либо другой член семьи, в большинстве случаев папа, недооценивает серьезность ситуации и принимает симптомы невроза у ребенка как не заслуживающие внимания либо являющиеся проявлением отсутствия и баловства дисциплины. Вместе с тем принципиально важно успокоить своих родителей, часто ощущающих себя в безнадёжном положении, и вселить в них веру в возможность постепенного удобного разрешения критической обстановке в ходе совместного с доктором поиска самые адекватных дорог психотерапевтического контакта с ребенком, упрочнения его раскрытия и нервной системы творческого потенциала роста.

В последующем родители приводят ребенка на прием поочередно. До тех пор пока доктор занимается с ним, родитель заполняет страницы личностных опросников. Среди них адаптированные в университете им. В. М. Бехтерева опросник Айзенка, MMPI, методика «незаконченные предложения», фрустрационная методика Розенцвейга; в ЛГУ им. А. А. Жданова — опросник Кеттэла, форма «С», и ряд других методик — опросник Кеттэла, форма «А»; опросник Лири; цветовая методика Люшера; опросник PARI и др. По окончании родителей и параллельного обследования ребёнка посредством опросников последние поочередно приглашаются на прием для сбора диагностической информации в виде клинической беседы либо стандартизированного интервью. На протяжении раздельных обследований затрагиваются при необходимости вопросы оказания помощи психотеропевта тому либо иному родителю. Одновременное обследование родителей и детей формирует лучшие условия для понимания последними взаимосвязанного характера неприятностей в семье, и предоставляет неоднократную возможность для дискуссии интересующих оказания и вопросов личной помощи психотеропевта. Постановка домашнего диагноза и обсуждение результатов обследования с родителями будут изложены в главе «Домашняя психотерапия». Тут же разглядим яркие результаты обследования семьи, каковые в собственной совокупности разрешают раскрыть сложный и многосторонний процесс происхождения неврозов у детей и подростков.

Лечение энуреза у детей методом ИВТ. Другие примеры из практики ИВТ.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: