Обоснование «славной революции» 1688г. в учении дж.локка о праве и государстве.

Джон Локк (1632- 1704). Произведение — «2 трактата о правлении» (1689 год) — обоснование Славной Революции. В ее ходе (1688-1689) на престол были воздвигнуты жены Оранские – Мария и Вильгельм. Революция именуется «славной», т.к. не было пролито ни капли крови.

Происхождение страны.

Обращается к естественному состоянию людей. Это состояние полной свободы, в то время, когда любой делает все что желает, но для того, чтобы оставаться в границах закона природы. Дабы закон природы не нарушался, каждому разрешено право наказывать обидчиков. Это приводит к состоянию войны. Дабы избежать этого, люди создали государство.

Так, государство образуется в том месте, где свободные люди отказываются от собственного права лично защищать собственный достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти.

Локк в отличие от Гоббса вычисляет целью страны не столько спасение от анархии, сколько спасти естественные права, обезопасисть собственность и личность. Локк не согласен, что граждане должны отказываться от всех собственных прав, они отказываются только от части собственных прав в той мере, в которой это необходимо власти для исполнения ее задач.

Национальный порядок – это таковой порядок, при котором для разрешения всех споров о праве, кого бы они не касались, имеется верховный судья. В соответствии со своим назначением государство приобретает:

1. Власть издавать законы, определяющие размер наказания за разные правонарушения т.е. законодательная власть.

2. Власть наказывать за идеальные правонарушения участниками альянса (страны) т.е. выполнит власть.

3. Власть наказывать обиды, наносимые альянсу внешними неприятелями т.е. право мира и войны.

Законодательная власть есть главной, т.к. она повелевает всеми остальными. В отлично организованном стране законодательная власть вручается собранию лиц, каковые сами подчиняются законам. Но главный исполнитель может функционировать и кроме закона.

Аккуратную власть нужно вручить неизменно действующему органу. 3-я власть- федеративная, владеющая правом мира и войны, правом заключать договоры и союзы. Союзная, как и аккуратная власть, требует постоянного применения силы страны.

На вопрос, может ли завоевание быть правомерным основанием власти, Локк отвечает, что кроме того честная война не имеет возможности, т.к.

1) Завоеватель в праве поработить лишь тех, кто вправду затеял несправедливую войну, а никак не народ, что не давал правителям для того чтобы права.

2) Завоеватель получает лишь право на судьбу, но не на имущество побежденных.

3) Потомки побежденных уже рождаются свободными, на них не распространяется право завоевателя на судьбу.

Локк думает, что позволительно сопротивление законному носителю власти, если он нарушает закон во вред гражданам. Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся на протяжении Славной Революции переворот, приведший иноземного правителя.

Так, это теория конституционной монархии.

16 вопрос. Учение Монтескье о праве и государстве.

МОНТЕСКЬЁ (1689-55). Родоначальник либерализма, большой исследователь в истории и области вопросов и права. Произведение «О духе законов»(1748г.). Первым указал на отношение правительства друг к другу, уравновешение и сдерживание их для обеспечения политической стабильности.

В произведении он исходит из того, законы каждого страны будут приспособлены к тому народу, для которого издаются. Законы должны соответствовать климату, физическим особенностям, качеству земли, величине и положению территории, образу судьбы населения, религии народа, его достатку, нравам, привычкам.

Законы определяются кроме этого формой страны. Монтескьё выделяет три типа вместо классических двух:

1. Монархия

2. Республика (аристократия/народовластие)

3. Деспотия

Любая из этих форм правления имеет собственную природу, из которых вытекают фундаментальные законы страны.

Монархия — правит лицо, ограниченное и руководствующееся фундаментальными законами. Ограничение пребывает в существовании посредствующих правительства между народом и монархией из привилегированных сословий (дворянство) и независимых корпораций (парламент).

Природа демократической республики в том, что главенство предоставляется народу, что есть в один момент правителем и подданным. Законы должны определять способы и состав действия Народного Собрания, методы подачи голосов.

В аристократической республике верховная власть у ограниченного круга лиц; нужны учреждения, обеспечивающие участие народа в управлении. Народ испытывает недостаток в управлении со стороны грамотных классов.

Деспотия – произвол одного лица.

Образ правления связан с нравственным мировоззрением народа. В демократии – гражданская доблесть. В аристократической республике — умерение личных стремлений, дабы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. В монархии – честь, в деспотии — ужас.

Республике опасность угрожает с двух сторон: если она мелка, то это внешние силы, а вдруг громадна — она уничтожается внутренней порчей. Избежать этого возможно союзным устройством. Монтескьё показывает преимущества союзного страны перед альянсом стран, т.е. федерации перед конфедерацией.

Учение о разделении правительства Монтескьё забрал у Локка, модернизировал. Разделяет на законодательную, судебную и аккуратную.

Законодательная власть в собственности народу, т.к. в большинстве стран собрать всех нереально, необходимо дабы избирались представители, на которых возлагается их исполнение и составление законов.

Аккуратная власть — у монарха, т.к. выполнение лучше, в то время, когда 1 лицо. Выполнение требует оперативности и единства воли, но оно должно быть поручено лицу, свободному от законодательного собрания.

Судебная власть должна быть обособленной от вторых правительства. Она не должна быть постоянной и обязана избираться из народа на определенный срок.

Духом законодателя должен быть дух умеренности – вот главная мысль произведения. Излишки сосредоточения власти у одного лица либо собрания — вредно для страны и угроза для политической и личной свободы.

Эта теория конституционной монархии была признана теоремой и была применена на практике во Франции.

Джон Локк и Томас Гоббс о природе власти и общественном договоре


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: