Морфологический разбор глагола

Фонетический разбор слова

  1. Сказать слово. Поделить слово на слоги и выяснить ударный слог.
  2. Затранскрибировать слово, другими словами указать последовательно звуки.
  3. Охарактеризовать любой звук:

а) гласный – ударный либо безударный;

б) согласный – звонкий либо глухой, парный либо непарный;

мягкий либо жёсткий, парный либо непарный.

4. Указать количество букв и звуков. В случае, если количество букв и звуков не сходится, то указать обстоятельство.

Пример разбора:

ёж – 1 слог

ё — [й,] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , жёсток., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

  1. Выяснить лексическое значение слова (самостоятельно либо посредством словаря).
  2. Установить, в прямом либо переносном значении употреблено слово. В случае, если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  3. Установить, имеется ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  4. Выяснить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное либо книжное), особенность потребления в речи (для устаревших, диалектных, опытных слов).
  5. Выяснить происхождение слова (самостоятельно либо посредством словаря) – исконно русское либо заимствованное.

Пример разбора.

Задремали звёзды золотые.

1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

2. Перен.знач. – олицетворение.

3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.

4. Нейтр.

5. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

  1. Выяснить, какой частью речи есть слово.
  2. Выделить его окончание и основу (в случае, если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  3. Установить значение слова и выяснить, как оно образовано (от какого именно слова и при помощи каких морфем)
  4. Составить словообразовательную цепочку слова.

Пример разбора:

холодноватый

  1. Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
  2. Холодноватый – «мало, легко холодный». Значение «мало, легко» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный посредством названного суффикса: холодноватый холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, который связан с холодом». Прилагательное образовано от существительного мороз при помощи суффикса –н-:

холодный мороз

-холод- — корень.

Итак: мороз холодный холодноватый.

Орфографический разбор слова.

Разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- — рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

Подложенного

1. под- пишется в любой момент одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I. Неспециализированное грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II. Постоянные показатели:

— собственное либо нарицательное,

— одушевлённое либо неодушевлённое,

— род,

— склонение.

Непостоянные показатели:

— число,

— падеж.

III. Каким участником предложения есть (синтаксическая роль).

Получает образование школе

I. Обучается (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III. В предложении есть событием — обучается (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Неспециализированное грамматическое значение (показатель предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II. Постоянные показатели:

— качественное, относительное либо притяжательное.

Непостоянные показатели:

— полная либо краткая форма, лишь у качественных

— степень сравнения прилагательных

— число,

— род (в единственном числе),

— падеж ( в полной форме)

III. Каким участником предложения есть (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкиндом

I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает показатель предмета

по принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II. Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III. В предложении есть согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I. Неспециализированное грамматическое значение (воздействие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II. Постоянные показатели:

— возвратный(ся) либо невозвратный

— вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)

— переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)

— спряжение

Непостоянные показатели:

— изъявительное, повелительное либо сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

— время (настоящее, прошедшее, будущее)

— число

— лицо(для настоящего и будущего несложного времени)

— род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

— число

Для сослагательного:

— число

— род

III. Каким участником предложения есть(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает воздействие предмета

Нач.ф.: что делать? находиться

II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III. В предложении есть несложным глагольным сказуемым.

Уроки русского Разбор глагола как части речи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: