Модернизм в литературе

Модернизм (от франц. moderne — современный) — термин, которым обозначаются многие искусства и явления литературы XX в., конкретно этим веком рожденные (из этого происхождение термина), новые по сравнению с мастерством, появившимся ранее, в первую очередь с реализмом XIX в.

Исходя из этого понятием «модернизм» время от времени характеризуют разные нереалистические направления, а также и такие, представители которых находились на социально-прогрессивных позициях (к примеру, многие представители футуризма). Эти направления сложились в новых, непростых публично-исторических условиях — в ожесточённой воздухе мировых войн, неразрешимых распрей эры кризиса капитализма. Писатели-модернисты ищут особенные художественные средства, дабы передать целый комплекс острых противоречий XX в. Реалистические средства представляются им слишком мало ясными, устаревшими, в первую очередь для воспроизведения душевного состояния человека, появлявшегося перед лицом буржуазного мира, его потерянности и отчаяния либо гневного протеста.

Модернизм довольно часто разглядывают и как проявление идеологии только кризисной, упадочной и потому реакционной. Но в некоторых произведениях модернизма (у Ф. Кафки, Дж. Джойса) идеи безысходности звучат на фоне уничтожающего разоблачения буржуазного общества, дается броская картина разрушительного действия этого общества на людскую личность.

Но, придавая форме особенное значение, многие из модернистов превращают поиски уникальных художественных средств в самоцель, забывая о значении содержания и создавая в итоге произведения, не имеющие идейно-эстетической ценности. Исходя из этого творчество модернистов обычно выглядит обедненным по сравнению с реалистическим, в котором постоянно преобладает рвение к содержательности.

неоднозначность и Сложность модернизма подтверждается тем, что в отыскивании новых способов художественной передачи судьбы с ним появились в той либо другой мере связаны на различных этапах собственного творчества многие мастера мастерства, каковые не смогут быть безоговорочно названы модернистами: коммунистический реформатор театра Вс. Э. Мейерхольд, французский живописец-коммунист П. Пикассо, наибольший литератор из США У. Фолкнер и другие.

Известное представление о сложной и не в любой момент понятной структуре художественного образа у модернистов может дать «Герника» П. Пикассо. Разрушение во время гражданской войны в Испании фашистской авиацией города Герники вызвало гнев и возмущение всех честных людей в мире. Живописец стремился по?собственному передать и хаос разрушения, и звериный вид нацизма. А позднее, в свете ужасного опыта второй мировой, «Герника» получила более широкий, обобщающий суть — как обличение фашизма и войны.

Открытые лекции: Литература XX века


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: