Международное техническое содействие

Разновидностью интернациональной передачи разработок есть интернациональное техническое содействие (technical assistance), программы предоставления которого достаточно обширно реализуются мировым сообществом с конца 1970-х гг.

Эти программы, осуществляемые на двух – либо многосторонней базе, призваны оказать техническое содействие странам и развивающимся странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и другими интернациональными организациями.

Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» при помощи таких видов деятельности, как опытная подготовка экспертов, проведение в судьбу политики, консультации, исследования и партнерство. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических проектов и грантов совместного финансирования развития разработок.

Интернациональное научно-технологическое сотрудничество (МНТС) есть неотъемлемой составной частью национальной научно-технической политики Республики Беларусь. Оно содействует формированию контактов ученых и инноваторов страны в приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности, и улучшению положения в ее ресурсном обеспечении – кадровом, материально-техническом, информационном. На это нацелена национальная научная политика, ее интернациональная составляющая, и, в конечном итоге, все соглашения и контракты о сотрудничестве в научно-технической сфере как межгосударственные и межведомственные, так и с интернациональными и национальными организациями, фондами и программами.

Правовой базой для осуществления международного научного сотрудничества являются соглашения и международные договоры. Республикой Беларусь заключено более 30 двусторонних и более 10 многосторонних (в рамках СНГ) контрактов о сотрудничестве в сфере технологий и науки. Углубляется сотрудничество с рядом интернациональных организаций: Интернациональной ассоциацией по сотрудничеству с учеными из новых свободных стран бывшего СССР (ИНТАС), Интернациональным научным центром (МНТЦ), Интернациональным центром научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенным университетом ядерных изучений, ЦЕРН, Научным комитетом НАТО, SCOPES и другими.

Только ответственным для Беларуси являются интернациональные нюансы неприятности охраны интеллектуальной собственности, каковые решаются Глобальной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Эксперты Национального центра интеллектуальной собственности проходили в ВОИС стажировку по вопросам, связанным с работой в рамках Соглашения о патентной кооперации, Мадридского соглашения о интернациональной регистрации знаков и Интернационального альянса по охране новых сортов растений (UPOV). Постоянные контакты Центра с ВОИС разрешают развивать и совершенствовать законодательную базу в области промышленной собственности.

Дабы развивать конкурентоспособную экономику, Беларусь обязана максимально удачным для себя образом покупать нужные и реализовывать личные, полученные в стране знания в мире научно-технической продукции. В данной связи политика Беларуси в области международного научного сотрудничества (МНТС), являющаяся частью национальной научно-технической и инновационной политики, призвана обеспечить соответствие международного научного сотрудничества задачам технологий и развития науки в условиях формирующейся рыночной экономики с учетом заинтересованностей нацбезопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического направлений страны.

Заключение

Оценка региональных изюминок обмена научно-технической продукцией говорит о том, что Западная Европа традиционно есть громаднейшим рынком научно-технической продукции (практически добрая половина мирового экспорта и более 40% импорта научно-технической продукции). Вторым по количеству рынком научно-технической продукции выступает Американский регион (около 20% экспорта и более 25% импорта). США имеют большое влияние на рынок научно-технической продукции в Западной Европе (28% экспорта) и совсем маленькое как экспортер научно-технической продукции в Японии (7%), тогда как Япония более 40% экспорта научно-технической продукции направляет в Соединенных Штатах. Новые быстроразвивающиеся государства Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань) регионально ориентированы на США (45% научного экспорта), ЕС (15%) и Японию (5,6%), другими словами экономически развитые государства (74% экспорта научно-технической продукции).

Практически 90% научно-технической продукции в развитые государства ввозится из экономически развитых государств. Так, страны ЕС практически 60% научно-технической продукции импортируют из европейских государств, более 10% – из америки, практически 11% из Японии, 3,5% из новых быстроразвивающихся Азиатских государств и лишь 0.2% из республик СНГ.

В Республике Беларусь научно-техническими разработками занимается около 300 организаций. Сфера эта понемногу расширяется: наровне с отвлечёнными, вузовскими и отраслевыми научными университетами развиваются малые научно-инновационные фирмы. В 2003 году создано 389 передовых производственных разработок 143 организациями. Из них 88% – новые для Республики Беларусь, 10% – новые за границей и менее 2% – принципиально новые.

В Национальном реестре Республики Беларусь зарегистрированы: 1030 изобретений, 484 нужные модели, 43 промышленных примера, 14 сортов растений, 1925 товарных знаков. В 2003 году Национальным центром интеллектуальной собственности получено в виде патентных сборов и пошлин 285,8 млн. рублей и 3892 тыс. долл. США; перечислено в государственный бюджет 289,5 млн. рублей и 3847 тыс. долл. США.

В республике создана инновационная инфраструктура высшей школы, базу которой составляют 17 центров трансферта разработок и региональных маркетинговых центров. Сеть центров создана с целью углубленного анализа рынка научно-технической продукции по регионам и отраслям и направлена на формирование действенного механизма трансферта разработок в производство. Для анализа и хранения информации создана и ведется специальная база данных, насчитывающая более 3000 научных разработок. Осуществляется унификация и стандартизация информационных ресурсов с европейскими информационными базами.

Обеспечение БДД. Программа-содействие


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: