Методы диагностики внимания

Следующий комплект методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и количество. Любая из этих черт может рассматриваться раздельно и к тому же, как личная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных черт внимания предлагаются разные методические приемы. Подводя итог обследования ребенка по всем четырем представленным тут методикам, относящимся к вниманию, возможно вывести неспециализированную, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в прошлом случае, вносятся в Личную карту психотерапевтического развития ребенка.

Методика 5. «Отыщи и вычеркни»

Задание, содержащееся в данной методике, предназначено для устойчивости внимания и определения продуктивности. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения несложных фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед исследованием приобретает инструкцию следующего содержания:

Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Отыщи и вычеркни» для детей около трех с половиной лет

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Отыщи и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

«на данный момент мы с тобой сыграем в такую игру: я покажу тебе картину, на которой нарисовано довольно много различных, привычных тебе предметов. В то время, когда я сообщу слово начинай, ты по строкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, каковые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы нужно , пока я не сообщу слово стоп. Сейчас ты обязан остановиться и продемонстрировать мне то изображение предмета, которое ты заметил последним. Затем я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и опять сообщу слово начинай. Затем ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет пара раз, пока я не сообщу слово финиш. На этом исполнение задания завершится».

В данной методике ребенок трудится 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в данной методике дает ребенку задание искать и различными методами зачеркивать какие-либо два различных предмета, к примеру звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

оценка и Обработка результатов

При оценке и обработке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время исполнения задания, и раздельно за любой 30-секундный промежуток. Полученные эти вносятся в формулу, по которой определяется неспециализированный показатель уровня развитости у ребенка в один момент двух устойчивости внимания: и свойств продуктивности:

где S – устойчивости внимания и показатель продуктивности обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество неточностей, допущенных за время работы. Неточностями считаются пропущенные необходимые либо зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по вышеприведенной формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного промежутка. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

Во всем S, взятым в ходе исполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на базе анализа которого возможно делать выводы о динамике трансформации во времени устойчивости и продуктивности внимания ребенка. При построении графика устойчивости и показатели продуктивности переводятся (любой в отдельности) в баллы по десятибалльной совокупности следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов – показатель S находится в промежутке от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл – показатель S находится в промежутке от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания со своей стороны в баллах оценивается так

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной территории, а сам график собственной формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика находятся в двух территориях наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих устойчивости внимания и динамику продуктивности по методике «Отыщи и вычеркни»

На графике представлены разные типичные кривые и зоны продуктивности, каковые смогут быть взяты в следствии психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная посредством линии типа –.–.–. Это график весьма высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая при помощи линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная посредством линии –––– есть графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Воображает график среднепро дуктивного и очень неустойчивого внимания

Марина Елиневская: Нейропсихологическая диагностика | Вилла Папирусов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: