Методика 19. «кубик рубика»

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают различные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях недостатка времени.

Ниже приведены описания девяти таких заданий, за которыми в скобках указано количество баллов, которое приобретает ребенок, решив данную задачу за 1 мин. Всего на опыт отводится 9 мин (по минуте на задачу).

Замечание.Переходя от ответа одной задачи к второй, любой раз нужно изменять цвета собираемых граней кубика Рубика.

Глава 4. младших школьников и Методы

Задание 1.На любой грани кубика собрать столбец либо строчок из трех квадратов одного цвета (0,3 балла).

Задание 2.На любой из граней кубика собрать-два столбца либо две строки из квадратов одного и того же цвета (0,5 балла).

Задание 3.Собрать абсолютно одну грань кубика из квадратов одного и того же цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков (0,7 балла).

Задание 4.Собрать абсолютно одну грань определенного цвета и к ней еще одну строчок либо один столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика (0,9 балла).

Задание 5.Собрать абсолютно одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца либо две строки того же самого цвета на какой-либо второй грани кубика (1,1 балла).

Задание 6.Собрать абсолютно две грани кубика одного и того же цвета (1,3 балла).

Задание 7.Собрать абсолютно две грани кубика одного и того же цвета и, помимо этого, один столбец либо одну строчок того же самого цвета на третьей грани кубика (1,5 балла).

Задание 8.Собрать абсолютно две грани кубика и к ним еще две строки либо два столбца для того чтобы же цвета на третьей грани кубика (1,7 балла).

Задание 9.Собрать абсолютно все три грани кубика одного и того же цвета (2,0 балла).

Оценка результатов

Оценка результатов работы с данной методикой производится следующим методом. В случае, если число баллов, собранных ребенком, равняется 10,то его наглядно-действенное мышление считается весьма высоко развитым.

В случае, если в ходе ответа всех задач ребенок за отведенное время в сумме собрал от 4,8 до 8,0 баллов,то его мышление считается высокоразвитым.

В случае, если общая сумма баллов, собранных ребенком, появилась в пределах от 1,5 до 3,5 баллов,то его наглядно-действенное мышление рассматривается как среднеразвитое, а сам он — подготовленным к обучению в школе.

Часть 1. Психотерапевтическая диагностика

В случае, если общая сумма баллов, собранных ребенком, не превысила 0,8 балла, то его наглядно-действенное мышление считается слаборазвитым, а сам он по этому параметру не готов к обучению в школе.

Методика 20. «Матрица Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Тут под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием наглядными представлениями и различными образами при ответе задач.

Конкретные задания, применяемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике забраны из известного теста Равена. Они являются особым образом подобранную выборку из 10 понемногу усложняющихся матриц Равена (см. рис. 54 А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти понемногу усложняющихся задач однообразного типа: на поиск закономерностей в размещении подробностей на матрице (представлена в верхней части указанных картинок в виде громадного четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже картинок в качестве недостающей вставки к данной матрице, соответствующей ее рисунку (эта часть матрицы представлена внизу в виде флажков с различными картинками на них). Изучив структуру громадной матрицы, ребенок обязан указать ту из подробностей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая оптимальнее подходит к данной матрице, т.е. соответствует ее рисунку либо логике размещения его подробностей по вертикали и по горизонтали.

На исполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 мин.. По окончании этого времени опыт заканчивается и определяется количество верно решенных матриц, и общая сумма баллов, собранных ребенком за их решения. Любая верно, решенная матрица оценивается в 1 балл1.

1 Верные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифруказывает на номер матрицы, а вторая — на верный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.

Рис. 54 А. Задания к методике «Матрицы Равена».

Рис. 54 Б. Продолжение.

Рис. 54 В. Продолжение.

Рис.54 Г. Продолжение.

Рис. 54 Д. Продолжение.

Часть 1. Психотерапевтическая диагностика

МЕТОД ДЖЕСИКИ ФРИДРИХ | F2L OLL PLL


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: