Метод художественный

Способ художественный, либо творческий, — одно из наиболее значимых понятий литературоведения. Он определяет самые общие изюминки образного отражения судьбы в мастерстве, каковые устойчиво повторяются в творчестве последовательности писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той либо другой стране либо последовательности государств (к примеру, реализм, романтизм, символизм и др.). Темперамент образного отражения судьбы зависит в первую очередь от того, как, на базе какого именно способа живописец подходит к изображению действительности.

Способ художественный складывается в определенных исторических условиях — писателей, приверженцев данного способа, объединяет представление об идеале, о человеке, что отвечает (либо не отвечает) этому идеалу, значит, о типе храбреца, выборе соответствующего сюжета. Стиль писателя в любой момент личен, но он непременно связан с способом художественным, которого придерживается автор.

Многообразие исторической судьбе общества порождает и многообразие проявлений способа художественного, исходя из этого в одно и то же время смогут существовать и разные способы художественные в зависимости от взора живописца на задачи мастерства.

Реалистическим художественным способам характерно тяготение к передаче настоящих изюминок судьбы (не смотря на то, что допустимо и обращение к условным формам, к примеру в сатире) , в романтических резче отражается субъективная позиция живописца, придающая изображению более условный темперамент. Сравним с данной точки зрения две картины: Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Обе они связаны с настоящими историческими событиями, рисуют в первую очередь массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 г. в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого — финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 г. Для Делакруа главным есть рвение передать собственный отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими суть событий. В центре картины — полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого — красный — особенно контрастирует с чёрным фоном, где угадывается перемещение толпы. Большой замысел на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с дамой, телами раненых и убитых. На заднем замысле — отблески пожара, через что видны выступы домов. Выделено-условный образ основной героини — дамы, под которой подразумевается сама Свобода, броские контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед — все это отражает энтузиазм живописца, ищущего необыкновенные события и необыкновенных храбрецов, дабы передать пафос восстания и тем самым выразить собственный отношение к миру.

В центре внимания Сурикова — народная катастрофа. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного, — масса людей, наряду с этим любой человек, а их около пятидесяти, продемонстрирован как индивидуальность, у каждого собственный темперамент, собственный выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем замысле — гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре — рыдающая дама с ребенком, в лаптях — стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Тут говорит о себе любая подробность, тут нет мелочей, каковые бы не означали главного: речь заходит о трагедии народа на крутом повороте истории. В этом главная историческая идея живописца. В. И. Ленин сказал, что Петр I не останавливался и перед «безжалостными средствами борьбы против варварства». Вот данный противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с сочувствием и глубокой скорбью к народу.

В первой картине народ изображен романтиком, во второй — реалистом. Оба живописца на стороне народа, но их картины разны по собственному художественному способу.

Возможно привести второй пример, в то время, когда два писателя изображают одно и то же событие, но различными способами. Так, к примеру, известная битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».

Великий исторический переворот, который связан с Октябрьской революцией (включая и период её исторической подготовки), конечно, создал новые условия для развития мирового мастерства, и в частности литературы, и тем самым для создания нового художественного способа — способа социалистического реализма.

Изучение художественного способа имеет громадное значение для понимания литературы развития и закономерностей искусства и роли, которую играется в этом развитии личное творчество писателя. В критике существует последовательность понятий, не расходящихся с понятием художественного способа: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная несколько. Все они в конечном счете имеют в виду общность значительных изюминок в творчестве последовательности писателей (время от времени в последовательности государств), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на базе того либо иного сходства социальных, идейных и других позиций писателей. Правильное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В данном словаре мы говорим об неспециализированном понятии художественного способа, о течениях и направлениях как его конкретных историко-литературных проявлениях, о группах и школах как самый частных его формах.

Литературный кружок

Литературные кружки в школе бывают двух типов: литературоведческие и творческие, объединяют они школьников различных возрастов.

Обучающиеся 5–7 классов на занятиях кружка знакомятся с произведениями внепрограммными. К примеру, многих из них завлекают сказки. Возможно посвятить занятия сказкам русских писателей — В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, П. П. Ершова, В. И. Даля и других. На протяжении занятий начальник кружка просматривает текст художественного произведения, он же либо кто?нибудь из участников говорит об авторе и о самом произведении, прослушиваются грамзаписи чтения мастеров художественного слова, музыка, просматриваются иллюстрации.

В литературном кружке для старшеклассников также прослушивают записи исполнителей — чтецов и музыку, знакомятся с иллюстрациями и картинами, которые связаны с темой занятий. Но основная форма работы — доклад одного из участников либо нескольких содокладчиков. Парни знакомятся с базами теории литературы, правилами литературоведческого анализа, фактами истории литературы.

Кружковцы делают обзоры книжных новинок, статей литературных газет и журналов. Данный материал дает богатую землю для диспутов и докладов. Весьма увлекательны и нужны встречи с критиками и писателями.

На занятиях литературного кружка обучающиеся знакомятся с творчеством писателей, не включенных в школьную программу, к примеру поэзией Н. А. Заболоцкого, Я. В. Смелякова, М. А. Светлова, прозой К. А. Федина, К. Г. Паустовского, Ф. А. Абрамова. Программа занятий может включать хорошие народные литературные произведения («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, эпос «Давид Сасунский», творения А. Навои, стихи Я. Райниса и др.), и произведения зарубежных писателей («Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде»).

Готовя доклады о писателях, применяйте биографии, вышедшие в серии «Жизнь превосходных людей». В случае, если темой занятий кружка окажется творчество классиков дореволюционной России, то хорошим пособием явятся литературные портреты писателей, находящиеся в собствености перу М. Горького, В. А. Гиляровского, А. Алтаева, К. Г. Паустовского и других. Довольно много увлекательных сведений дадут литературоведческие рассказы И. Л. Андроникова, рассказы о книгах Н. П. Смирнова-Сокольского.

Литературный кружок может поставить собственной задачей анализ раздельно забранного литературного жанра в определенный период, к примеру: «Поэзия декабристской эры» либо «Жанр рассказа во время ВОВ». Смогут изучаться произведения одного жанра различных эр, к примеру новеллы М. Сервантеса, П. Мериме, О. Генри, А. П. других писателей и Чехова либо комедии Лопе де Вега, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Н. Островского, Б. Шоу.

Одна из увлекательных тем — неприятность художественного перевода. Продемонстрировать, что творчество писателей-переводчиков — это мастерство, возможно, сопоставив различные переводы одних и тех же стихов, к примеру монолога Гамлета «Быть либо не быть» у М. Л. Лозинского, А. Л. Радлова, Б. Л. Пастернака. Весьма броским по теме художественного перевода окажется сопоставление переложений «Слова о полку Игореве» В. А. Жуковского, Л. А. Мея, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого.

Задача литературно-творческого кружка — развить образное мышление, художественный вкус, познание литературы. Участники не только слушают и обсуждают собственные произведения. Стихи, рассказы, очерки, произведения любого жанра являются только отправным пунктом для предстоящей работы, необходимый элемент которой — литературная учеба. Кружковцы знакомятся с базами теории литературы (литературные направления, жанры, форма и содержание художественных произведений, теории стиха, типы стихосложения в частности). Без этих знаний юный создатель рискует принять за уникальное в далеком прошлом уже существовавшее в литературе. От этого самообмана предохраняет знакомство с творческой лабораторией писателей, с процессом создания произведений от черновиков до разных «беловых» вариантов. На протяжении изучения этого процесса станет светло, как трудился создатель над композицией, языком, образом-персонажем, подробностью. На протяжении наблюдения над процессом прозы и создания стихов выявится и значение нравственного (этического) начала для художественного творчества.

Кружок в школе организует радиопередачи, сатирические листки, его участники — активные деятели стенной печати и школьных вечеров.

Метод Фрейда / Freud’s Method. Сериал. 1 Серия. StarMedia. Детектив


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: