Луначарский анатолий васильевич (1875–1933)

Еще гимназистом Луначарский вступил в марксистский кружок. Вел революционную работу, был арестован и сослан. Анатолий Васильевич сотрудничал с В. И. Лениным, входя в редакции большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», «Новая судьба». На III съезде партии выступал с докладом о вооруженном восстании. По окончании Октябрьской революции стал первым министром просвещения.

Литературно — публицистическая деятельность Луначарского началась еще в первой половине 1900?х гг. Тогда были напечатаны его первые большие работы по вопросам эстетики: «О живописце по большому счету и о некоторых живописцах в частности», «Базы хорошей эстетики», «Марксизм и эстетика. Диалог об мастерстве», в которых явления мастерства рассматривались «под углом зрения революции и её великих задач». В № 1 большевистского издания «Вестник судьбы» в 1907 г. была опубликована его программная статья «Задачи социал-демократического художественного творчества».

Один из активнейших участников строительства новой, социалистической культуры, Луначарский много сделал для верного, ленинского ответа весьма острого в те годы вопроса об отношении к культурному наследию. В направлениях лекций по русской хорошей и западноевропейской литературе, прочтённых в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова, в статьях, вошедших в книги «Силуэты», «Юбилеи» и другие, он четко раскрывал значение А. С. Пушкина, Л. Н Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, Данте, У. Шекспира, И. В. Гёте и многих вторых корифеев русской и всемирный культуры.

Не было практически ни одной литературной дискуссии, в которой Анатолий Васильевич не принял бы участия, не было ни одного какое количество?нибудь заметного художественного явления, мимо которого он прошел бы. Как критик Луначарский в собственных выступлениях и статьях о творчестве А. М. Горького, А. С. Серафимовича, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Д. А. Фурманова, Л. М. Леонова и многих вторых писателей не лишь помогал читателям верно ориентироваться в многообразии современной литературной судьбе, но и блестяще осуществлял другую важную задачу критика: быть ассистентом, преподавателем, наставником самих мастеров слова.

Луначарский разрабатывал главные вопросы социалистической эстетики, литературно-практики и художественной теории, исходя из ленинских правил. Одна из его итоговых работ — громадная статья «Ленин и литературоведение», написанная для «Литературной энциклопедии».

Луначарский много сделал для объединения прогрессивных художественных сил всей земли, поддерживал дружеские связи со многими выдающимися представителями западной культуры — Р. Ролланом, А. Барбюсом, Г. Дж. Уэллсом, Б. Шоу, С. Цвейгом, Э. Б. Синклером, Б. Брехтом.

Всей собственной деятельностью Луначарский приближал мастерство, его носителей и творцов к революции, а революцию, пробужденные ею для активного, сознательного социального творчества народные веса — к мастерству. Он обращался к мастерству как полномочный представитель революции и к революции как делегат от мастерства.

Jenis


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: