Лирика

В 20?е гг. XIX в. германский философ Г. Гегель, систематизируя идеи, накопленные европейской эстетикой, определил, что литературные произведения условно возможно поделить на три рода: эпические, драматические и лирические (от греч. ??????? — произносимый под звуки лиры). В отличие от драмы и эпоса, где главные храбрецы продемонстрированы как люди, не похожие на автора и действующие в объективных событиях судьбы, в произведениях лирических основное лицо — сам создатель, а место действия — его внутренний мир. В базе лирического понимания мира лежат, по выражению Гегеля, «переживания и духа и страсти сердца». В. Г. Белинский, переосмысливая идеи германского философа, писал, что лирическая поэзия — «внутренняя, выражение самого поэта».

Лирика — особенный метод осмысления жизни и художественного мышления. При произведении стихотворения либо при чтении его, при выполнении песни человеком обладает лирическое чувство, личное, присущее «лишь мне» переживание. Потому лирику возможно выяснить как выражение сокровенных переживаний и в мастерстве, и в повседневной судьбе.

Но, само собой разумеется, не всякое «мое слово» о «моем переживании» — уже лирика. Передача всего прочувствованного и осмысленного должна быть художественно оформлена, взять эстетическое выражение в ритме, лексике, стихотворном метре, смысловых повторах, паузах, синтаксисе. И не смотря на то, что в каждого из нас «сидит» лирик, не каждому разрешено найти слова для выражения захватившего его эмоции. Каждый в то время, когда?нибудь возвышался душою, видя весеннее небо, но лишь Ф. И. Тютчев имел возможность сообщить:

А небо так нетленно-чисто,
Так беспредельно над почвой…
И птицы реют громко
В воздушной пропасти светло синий…

Значительно чаще лирика выражается в стихах. Стихи владеют мерой и ритмом. Они похожи на музыку и самой гармонией собственной способны высказывать то, что происходит иногда в душе человека. Музыкальность стиха — ответственный компонент его лиричности. Лирическое выражение переживаний обращено не только к житейскому опыту читателя, но и к его литературной памяти. Слова, фразы, мотивы поэтов прошлых эр оживают в лирике новых времен. И дабы осознавать конкретный лирический текст, нужно отлично знать лирику различных народов и времён.

Лирика — это не обязательно лишь стихи. И в эпической прозе, и в драматургии мы постоянно найдём лирические интонации, а иногда и целые лирические фрагменты. Не только создатель, но и его храбрецы смогут иметь собственный лирический голос. Данный голос узнается по собственной лирической оформленности, выделяясь среди речей вторых персонажей. «Пускай я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог другой человек…» — говорит Иван в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». «Я жила, ни об чем не тужила, совершенно верно птичка на воле… Поднимусь я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью», — говорит Катерина в «Грозе» А. Н. Островского. Тут храбрецы Островского и Достоевского не просто говорят о собственном, наболевшем — они мыслят лирически: находят поэтические слова, интонации, ритм, талантливые передать это наболевшее. И во многих произведениях, каковые в целом нереально назвать лирическими, лирика дает знать о себе подобными же лирическими, поэтическими вкраплениями в речи храбрецов.

Довольно часто классифицируют лирику по темам: амурная, гражданская, пейзажная и т. д. Это комфортно, но, пожалуй, через чур упрощает суть произведений. Любая культурная среда рождает собственный вариант лирики. Исходя из этого древние элегии, сонеты ренесанса, народные фольклорные песни (см. Фольклор) и современные образцы лирики непохожи и неповторимы ни по собственному содержанию, ни по форме.

Filatov Karas feat. Masha – Лирика | Премьера клипа


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: